Выпускная работа- май 2015
проект по физкультуре на тему

Гайнуллина Наталья Владимировна

Тема работы «Реализация современных подходов ФГОС ДО в оздоровительной работе ДОО»

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования. Он стал важным средством социально-экономического, культурного формирования интеллектуального потенциала РФ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypusknaya_rabota_2015.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»

Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

«Реализация современных подходов ФГОС ДО

в оздоровительной работе ДОО»

             

                                           

   

                       Выполнила: слушатель гр. Д-18-15

                                                   Инструктор по физической культуре:

«МБДОУ детского сада №46 «Одуванчик»

г.Димитровграда

                                                                     Гайнуллина Наталья Владимировна

Научный руководитель:

доцент кафедры

дошкольного образования,

к.б.н.

Анохина Ирина Анатольевна

Ульяновск 2015

Содержание

   

 ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи работы...........................................................................................7-8

   

 I.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Анализ современной нормативно-правовой базы, регламентирующие организацию оздоровительной деятельности ДОО в рамках ФГОС ДО.. …..9

1.2 Современные подходы в контексте ФГОС ДО…………………………..  11

1.3 Основные требования к подбору физкультурного оборудования при организации физкультурно-игровой среды…………………………..…….....16

1.4. Сравнительный анализ программ   ……………………………………….18

  II.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Принципы и методические приемы работы с детьми..................................21

2.2 Содержание, формы организации, технология обучения

 оздоровительной работы ………………………….………………………..…22

2.3 Диагностика ……………………….…………...…........................................27

РЕЗУЛЬТАТЫ.......................................................................................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта нетрадиционного оборудования № 1……..32  

Технологическая карта нетрадиционного оборудования № 2……..33

Технологическая карта нетрадиционного оборудования № 3……..34  

Технологическая карта нетрадиционного оборудования № 4……..35  

Технологическая карта нетрадиционного оборудования № 5……. 36

ВВЕДЕНИЕ.

Правильное физическое воспитание детей укрепляет

и закаливает организм , повышает резистентность к

воздействию отрицательных факторов окружающей среды,

является наиболее эффективным средством

неспецифической профилактики и важнейшим

стимулятором роста и развития детей.

М.Я.Студеникин

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия”. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности. 

 Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силах или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

       В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

      Дошкольная педагогика опирается на исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребенка. По мнению А.Н.Леонтьева «формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности». То же писал и Д.Б. Эльконин «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Актуальность.

   В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни.

Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

             Приступая к работе по  проблеме физического развития детей дошкольного возраста, мы исходили из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу физическое воспитание. Работая по традиционной программе «Воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, нисколько не умоляя значения этой программы в реализации задач личностного развития детей дошкольного возраста, мы для себя отметили несостоятельность существенной части представленного в ней содержания по физическому развитию детей  в современных условиях.

 Вторым серьезным фактором в постановке проблемы  явилось низкое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях, низкая творческая активность, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года.

  Так, две  проблемы привели нас к разработке  проекта «Организация физкультурно-игровой среды, как средство физического развития дошкольников». В данном проекте внесены коррективы,  в связи с новыми современными подходами в оздоровительной работе с дошкольниками, поэтому  применяются прогрессивные педагогические технологии, с помощью которых создаётся здоровьесберегающая среда, внедряется авторская программа « СА-ФИ-ДАНСЕ» Фирильевой Ж.Е. и Сайкиной Е.Г.

  Авторы этой оздоровительно-развивающей программы предлагают использовать нетрадиционные более эффективные разнообразные формы, средства и методы физического, эстетического и музыкального воспитания детей. В основе этой программы лежит игровой метод, который придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму. Облегчает процесс запоминания и освоения упражнений. Повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка [ 18 ].

      В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и физического развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка.

  Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создавания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях. Формирование двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения[16].

Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и использованию физкультурного оборудования, к поиску новых более современных подходов в оздоровительной работе. Накопленный опыт в процессе организации физкультурно-игровой среды дошкольников, показал мне, что при реализации данного направления существуют трудности. Прежде всего: недостаток методической литературы по вариативности использования  программных подвижных игр для дошкольников; отсутствие разработок педагогических методов и приёмов, позволяющих рационально использовать время для выполнения большего объёма двигательных упражнений, тем самым положительно оказывающих оздоровительное значение на организм ребёнка. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать непосредственную образовательную деятельность в ОО «Физическое развитие» не только оздоровительной, но и познавательной, творчески развивающей, благодаря  пополнению и использованию предметно-развивающей среды, следуя современным стандартам игрового пространства. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к физкультурной деятельности.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в области «Физическое развитие», я обратила внимание на то, что дети выполняют двигательные задания, однообразно, копируя друг друга. Изучив проблему, рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные движения с предметом, не знают как использовать предмет в парах, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает опыта владения своим телом как с предметом, так и без него, как в парах, так и самостоятельно под музыку.

Поэтому, по мимо основной программы я изучила методические труды педагогов дошкольного физического воспитания: И.А. Анохиной  «Культура здоровья дошкольника», Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. программа «Из детства- в отрочество», Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» ,Фирилева Ж.Е.,Сайкина Е.Г. программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» , Рунова М.А. Двигательная активность- источник здоровья детей, Финогенова Н.В., Рыбина Н.Ю.,РемизенкоЕ.В «Математика в движении» и основываясь на них, определила цель своей работы.

  Организовать физкультурно-игровую среду в ДОО таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня физической подготовленности.

Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:

Оздоровительные задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью технологии здоровьесбережения.
  • Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата. (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).

Образовательные задачи:

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков (ходьба, бег, лазание, метание) ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.
  • Повысить уровень физической подготовленности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание здоровьесберегающей компетентности; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
  • Расширение кругозора, уточнение представлений об объектах окружения, уважительное отношение к культуре разных народностей.
  •  Создать предпосылки для инициативы и творчества..
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Анализ современной нормативно-правовой базы, регламентирующие организацию оздоровительной деятельности в ДОО, включая ФГОС ДО.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее -ФГОС дошкольного образования, Стандарт), наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям ее реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Интегративный результат реализации ФГОС к условиям Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей: духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и родителей; охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортность по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

 Наличие и система изучения в ДОО федеральных, региональных нормативных документов, регламентирующих организацию оздоровительной работы с детьми . Локальные акты ДОО, обеспечивающие ответственность педагогического, медицинского и обслуживающего персонала учреждения за охрану физического и психического здоровья детей (должностные инструкции, приказы, положения, др.).  Создание условий в ДОО, обеспечивающих безопасность пребывания и развития детей (в группах, кабинетах, залах, на прогулочных площадках).  Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОО, стиль взаимодействия взрослых с детьми, с коллегами, с родителями детей. Режимы пребывания детей в ДОО (с учетом возраста, здоровья детей, вида группы, сезона, длительности пребывания (12, 24, 3-5 часов). Режимы двигательной активности детей (в группе и на прогулке) – разнообразные формы физического развития детей. Наличие у педагогов и специалистов медицинской информации о состоянии здоровья детей с учетом индивидуальных рекомендаций (лист здоровья, паспорт здоровья), медицинских рекомендаций после перенесенных заболеваний воспитанниками. Программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии в ДОО детей-инвалидов)-ИПР.

Закаливание детей: - элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, прогулка, физические упражнения); специальные мероприятия (водные, воздушные, солнечные процедуры) со строгим соблюдением методических рекомендаций; плавание в бассейне (с младшей группы); сауна (соответствие требованиям настоящих СанПиН). Для достижения объема двигательной активности использовать разнообразные формы занятий физическими упражнениями: подвижные игры, спортивные упражнения с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).  Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

Медицинские работники ДО проводят: - систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников; - распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; - информирование руководителей учреждения, воспитателей, специалистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме дня; - работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему; - контроль за организацией физического воспитания, состоянием мест занятий физической культурой.

Образовательная область «Физическое развитие»

   

Цель: гармоничное физическое , формирование интереса ценностного отношения занятиям, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , формирование основ здорового образа жизни.

Задачи: Оздоровительные - охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение работоспособности и закаливание. Образовательные - формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные - формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями , разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

1.2 Современные подходы в физкультурно-оздоровительной работе .

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного, который разрабатывался такими учеными, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целым рядом исследователей, и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Понятие системно-деятельностного подхода было введено еще в 1985 г. и для нас с вами этот подход в обучении не является новшеством, мы много о нем слышали и повторяли слова Д.Б.Эльконина, который говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно войти в начальную школу через « ворота детской игры».

Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план дей​ствия, творческая инициативность и пр.), необходимые в даль​нейших формах деятельности ребенка.

Дошкольная педагогика опирается на исследования отечественных психологов о роли деятельности в психическом развитии ребенка. По мнению А.Н.Леонтьева «формирование и развитие отдельных психических процессов происходит не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности». То же писал и Д.Б. Эльконин «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить), умение контролировать свои действия по достижению поставленного результата, то есть высокий уровень сформированности произвольного внимания, его концентрацию. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации доступна детям с высоким уровнем развития, поэтому необходим дифференцированный подход, учитывающий возможности детей с ОВЗ, у которых отмечается первичное нарушение познавательной деятельности, связанное с дефицитарностью отдельных корковых функций, снижение самоконтроля, задержка развития речи, нарушения внимания, сниженный объем памяти[7].Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех детей с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного детям; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Сластенин В.А. дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент.

Применяя на практике личностно-ориентированный подход:

Педагог должен создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе (сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория воспитателя (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Во время взаимодействия с детьми воспитатель ни в коем случае не должен быть безучастным, отстраненным, всегда обращайте внимание на свою интонацию, эмоции, жесты. Педагог должен быть сам заинтересован и вовлечен в то, что он предлагает детям.

Педагог должен стимулировать воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Не давать готовые знания, а стремиться к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя. Уместными будут следующие вопросы для воспитанников: Как ты считаешь? Что ты думаешь? Как бы ты поступил? Как можно сделать по-другому? Педагог может допускать, чтобы ребенок ошибся, затем проанализировал свое действие, и сам нашел новое правильное решение.

Педагог должен оценивать деятельности воспитанника не только по конечному результату (правильно-неправильно, но и по самому процессу достижения результата, оценивать методы, приемы, которые выбирает ребенок для решения проблемы.

Педагог должен обязательно поощрить инициативу, активность ребенка, правильность выполнения заданий; а также правильно поддержать в случае неверного выполнения задания. Можно использовать такие фразы: Не расстраивайся, у тебя обязательно получится в следующий раз. Ничего страшного ты найдешь новое решение. Давай вместе подумаем, почему не получилось.

В последние годы в педагогике утвердился компетентностный подход. В качестве целевого ориентира, показателя результативности и качества образования детей старшего дошкольного возраста рассматриваются начальные компетентности ребенка – интегративные личностные характеристики, определяющие его способность к решению разнообразных доступных жизненных программ. В системе начальных компетентностей ребенка выделяют начальные ключевые и начальные специальные (допредметные) компетентности (А.Г. Гогоберидзе, 2006).
Для
начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, способность решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, универсальность, переносимость и применимость в различных ситуациях. Они требуют целостного развития ребенка (личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сфер) как субъекта деятельности и поведения. В начальных ключевых компетентностях представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура).
 А.Г. Гогоберидзе (2006) отмечает, что в структуре начальных ключевых компетентностей на первом месте находится «начальная здоровьесберегающая компетентность» как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Под компетентностным подходом понимают такую организацию образования, где целью выступает формирование ключевых компетентностей воспитанников (С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, 12). Говоря о том, что компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно дошкольного учреждения авторы считают, что ключевые компетентности формируются  в ходе всего учебно-воспитательного процесса, в разных видах детской деятельности.

Компетентность – интегральное качество личности,  проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности  (Г. Селевко,25).

Под компетентностью дошкольника понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности (О.И. Киселева, Н.Н. Савченко, 24).

Двигательная деятельность занимает важное место в жизни дошкольника и должна являться основой образовательной области «Физическая культура». Участие в ней предусматривает решение двигательных задач, которые выдвигает сама жизнь и игровая деятельность детей. Перемещения дошкольника по разным грунтам, рельефам, поверхностям с преодолением препятствий диктует сама жизнь, и двигательная деятельность является жизненно необходимой, сопутствующей всю жизнь человека. Причем решение стоящих задач каждый раз происходит в постоянно меняющихся условиях, нередко принимать решение необходимо быстро для достижения эффективности действий. При реализации своих планов у детей мобилизуются нравственно-волевые качества, создается благоприятный эмоциональный настрой, происходит взаимодействие со сверстниками для достижения желаемого результата, т.е. овладение социальным и коммуникативным компонентами компетентности.

Внедрение компетентностного подхода в руководство двигательной деятельностью дошкольников позволит научить детей видоизменять свою деятельность в связи со сложившимися обстоятельствами, достигать успешности в решении стоящих задач и получать эмоциональное удовлетворение, радость, уверенность, испытывать удовольствие от участия в этой деятельности.

Способность дошкольников к самостоятельной организации своей двигательной деятельности позволит обеспечить ее широкое использование в повседневной жизни, что окажет положительное воздействие на укрепление здоровья детей, увеличение работоспособности организма и будет содействовать развитию быстроты, ловкости, выносливости и других физических качеств.

Согласно ФГТ ведущим принципом реализации  образовательной программы ДОУ является принцип интеграции.  Интеграция - процесс взаимодействия и взаимопроникновения элементов системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента системы. Принцип интеграции в образовании предполагает взаимосвязь элементов системы образования, связь между ее подсистемами, определяет выбор целеполагания и  содержания образования, разработку технологических подходов. Одним из видов интеграции является интеграция с социумом. Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Поэтому для воспитания здорового ребенка важно объединить усилия семьи и педагогов ДОУ.

Подходов очень много и каждый из них по своему интересен и полезен, но перед нами сейчас, главным образом, стоит задача адаптировать их в структуру образования по новым государственным стандартам третьего поколения[3].

 1.3 Основные требования к подбору физкультурного оборудования при организации физкультурно-игровой среды.

Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.  Согласно приказу Минобрнауки РФ №  2151 от 20.07.2011 года пункт 3.2.8. «Материалы и оборудование для двигательной активности включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания
и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений». Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах ноод по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием, важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, М.А. Руновой «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий).

1.4 Сравнительный анализ программ.

   Основой для разработки и реализации проекта «Организация  двигательной предметно-развивающей среды как средство физического развития дошкольников»  явилась программа М.А. Васильевой «Воспитание и обучения в детском саду», а также Полтавцевой «Из детства в отрочество» и Л.В. Яковлевой, Р.А.Юдиной программа «Старт». После проведённого анализа было определено, что в программе   «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой,  Т.С.Комаровой    в разделе физическая культура  большое внимание  уделяется  вариативности обучения: у воспитателей есть возможность для творческого осмысления и воплощения в жизнь предложений авторов. Развитие индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей — вот, пожалуй, главная ценность программы. Образовательные задачи в каждом из разделов направлены на развитие физической подготовленности и развитие культуры

движений.  В основном задачи частного характера,  сформулированы по двигательным умениям и навыкам, предполагают утилитарное направление в развитии детей. Содержание раздела программы реализуется через программные задачи традиционного содержания физического воспитания

детей. Программные показатели состоят из характеристики двигательных умений и навыков,  которые распределены в содержании основных движений,  подвижных и спортивных игр. Представлена четкая дифференциация по старшей и подготовительной группе.

    Программные задачи на реализацию выделены в одном методическом пособии.  Где раскрывается общедидактические вопросы,  где сделана выборка отдельных форм работы по физическому воспитанию и представлены способы реализации    общих задач программы.  В пособии описаны основные направления в работе с родителями и даны перспективы ее организации.  

Отсутствуют методические пособия по разделу физическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста.

В    программе  «Из детства в отрочество»  акцент поставлен на старший

дошкольный возраста. В программе задачи здоровья и развития имеют единой целое содержание и вместе с тем,  задачи воспитания здоровья как потребности ребенка определены по возрастным периодам.

    Представлен объем разнообразных видов деятельности детей и совместной со взрослым деятельности,  в которой предполагается формировать как глобальные задачи по воспитанию ценностного отношения к здоровью,  так и знания о нем и двигательные умения и навыки,  обеспечивающие развитие ребенка вообще и физическую подготовленность в частности.  Слабо отражен индивидуальный и дифференцированный подход,  отсутствуют

варианты двигательных заданий.

    Во всех трёх программах отражены разнообразные формы деятельности    ребенка и взрослого и в самостоятельности ребенка по отношению к своей деятельности.  В отличие от других особое внимание в программе «Старт» уделено организации развивающей среды, развивающим играм с обычными

предметами, а также положительной эмоциональной окрашенности физической деятельности (сюжетным играм и подражательным движениям). Также как и в программе   предусмотрено использование физкультурных снарядов и оборудования в нетрадиционном аспекте. Но здесь  автор отказалась от распределения  материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на спортивных снарядах.

II  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

2.1 Принципы работы.

В процессе комплексного воспитания здорового образа жизни использовались методы педагогического, психологического и медицинского воздействия[17].

В основе этих методов применялись следующие принципы:

  • Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями и видами деятельности.
  • Принцип простоты. Всё что необходимо ребёнку и педагогу для готовности к укреплению собственного здоровья, должно быть рядом.
  • Принцип доступности. Ребёнок и педагог должны использовать только то, что сами испытали на собственном опыте.
  • Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
  • Принцип оздоровительно - развивающей среды , сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
  • Формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный А.В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае. Если оно будет ощущаемым и осмысленным.
  • Принцип эффективности. Используя различные методы диагностики, отслеживать результаты и наблюдать  динамику роста в физическом развитии ребёнка и снижения заболеваемости.

2.2 Подобрала методы, которые оптимально использую и организую во всех формах работы с детьми:

  • Наглядно – слуховой, беседа, рассказ, показ, объяснение
  • Убеждения в процессе формирования здоровьесберегающей компетентности
  • Двигательно-практический
  • Создания игрового пространства
  • Поисковых ситуаций
  • Контрастного восприятия музыки (изменения темпа и ритма)
  •  Уподобления характеру звучащей музыки 
  •  Подбор оборудования
  •  Многофункциональность использования нетрадиционного оборудования
  •  Соревновательный
  •  Активизации творческих проявлений ребенка 
  • Дифференцированный подход

2.3 Формы организации оздоровительной работы: утренняя гимнастика, ноод по физическому развитию педагога с детьми, вечера досуги и праздники, самостоятельная игровая деятельность. 

   Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Е.Г.Сайкиной и Ж.Е.Фирилевой по танцевально – игровой гимнастике рассчитана на четыре года обучения – от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному развитию. В программе представлены танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект (И.А. Анохина). Поэтому использовала элементы музыкально-ритмических движений как одно из направлений в оздоровительной работе с детьми .

     На каждую возрастную группу у меня составлен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для такой гимнастики я подобрала современные детские песни, которые имеют образный характер. Стараемся подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, так как на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение. Сначала гимнастический комплекс проводим по показу педагога, что даёт для детей наглядный пример правильности выполнения движений. Позже детям предлагается рассмотреть образы на картинках перед началом деятельности, что даёт возможность самостоятельно выполнить танцевальную гимнастику. Педагог в это время контролирует технику выполнения движений, исправляя и оказывая помощь тем детям, которые нуждаются в этом. На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в цветочки, изображая движение лепестков, манипулируя ленточками. Обруч в руках ребёнка представляет собой «движение автомобиля» или предмет, с помощью которого дети «плывут по морю». С помощью гимнастических палок превращаются в озорных обезьянок, или становятся легкими воздушными «бабочками», которые располагаются на цветном коврике, каждая на своём цветке. Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.  

После такой гимнастики чаще используем  минутки покоя: посидим, молча с закрытыми глазами;  ляжем на спину и расслабимся, выполним психогимнастику или помечтаем под прекрасную музыку. 

Ежедневно в своей работе с детьми используем  такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание, речь ребёнка. В группе  создали картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, помогает расслабиться, снять возбуждение, восстановить потраченные силы.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Поэтому выполняем упражнения после каждой активной двигательной деятельности, чтобы восстановить дыхание. 

В течение или в конце образовательной деятельности выполняем упражнения для укрепления зрения, используем следующие моменты: зрительные паузы, дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. Так же проводиться игровой самомассаж, который  помогает детям снять усталость, напряжение, улучшить обмен веществ в тканях. Гимнастику и массаж стараемся сопровождать стихотворными строчками, чтобы дети заучив  строки наизусть, смогли самостоятельно выполнить гимнастику в группе или дома.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
Главными воспитателями ребенка являются родители. Поэтому вместе с родителями  участвуем в праздниках и досугах
 с элементами интеграции, охватывающих разные виды деятельности .Здесь родителям отводится роль не только наблюдателя, но и активного участника игровой деятельности. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя.

Каждая непосредственно образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» организованная мною имеет различные виды двигательной активности:

  • музыкально-ритмическая гимнастика «Игроритмика», «Игропластика»;
  • основные виды движения игрового характера с использованием разнообразного оборудования в том числе нестандартного;
  • вариативные подвижные игры на развитие: чувства ритма, мелкой моторики, укрепление мышечного корсета, физических качеств, творческих способностей, элементарных математических представлений с помощью методического пособия «Математика в движении»Н.В.Финогенова…);
  • здоровье сберегающие игровые технологии .

Новизна: Усовершенствование содержания двигательной деятельности дошкольников с помощью интеграции и внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды.

Многообразие подбора и использование элементов ритмической гимнастики, а так же стандартного и нестандартного оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе организованной двигательной деятельности.

Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

При его использовании у детей быстро формируются двигательные умения и навыки, вырабатывается чувство равновесия, формируется правильная осанка, проводится профилактика развития плоскостопия. А также с помощью него можно интегративно влиять на образовательный процесс.

А главное, оно вызывает положительный эмоциональный настрой, интерес к физкультурным упражнениям и подвижным играм.

Практика работы показала, что создание благоприятной двигательной предметно-игровой среды с использованием как стандартного, так и нестандартного оборудования, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. А главное что видя предмет ребёнок знает и умеет воспользоваться им, в пользу для здоровья, не нанося вреда себе и окружающим.

Оптимизация уровня двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Поэтому использую разнообразные варианты проведения подвижных игр:

-подвижная игра по традиционной схеме (включает в себя программное содержание);

-музыкальная подвижная игра (пополнение  программного содержания игры элементами ритмики, креативной гимнастики, народные игры);

- подвижная игра с мелкими деталями  (в содержание программной игры изменяются условия пополнением мелких деталей (фишки, шишки, колечки и др.)) Например, в подвижной игре «Мышеловка» детям стараются не просто быть не пойманным в мышеловку, но и во время свободного передвижения под ней, собрать и вынести из неё как можно больше фишек. Тем самым что способствует развитию мелкой моторики .

 - дидактические подвижные игры (с использованием нетрадиционного оборудования).

 - подвижная игра – соревнования (содержание различных эстафет с использованием стандартного и нетрадиционного оборудования ;

- самостоятельные игры (по интересам детей, когда ребенку предлагается самому выбрать оборудование, и за определенное время, он самостоятельно или с помощью педагога организует игру).

- креа        тивные игры (когда ребёнку предлагается с помощью своего воображения и накопленного опыта придумать игру, или изменить уже знакомую).

Диагностика.

Одним из важнейших критериев здоровья является двигательная подготовленность детей (С.И.Изаак,1999). Всесторонняя физическая подготовка детей дошкольного возраста предполагает достижение оптимального развития двигательных (физических) качеств быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и силы . [2].

     Для оценки физической подготовленности ребенка использовались контрольные упражнения и двигательные задания (тесты) .

Данные тесты прошли широкую апробацию и утверждены Министерством образования РФ, полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Для тестирования  развития физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. (М.А.Рунова)

Во время тестирования мною учитывались:

  • индивидуальные возможности ребёнка;
  • особенности проведения тестов, которые должны выявить даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

Перед выполнением контрольных двигательных заданий мною проводилась небольшая разминка с детьми. Она включала в себя ходьбу, постепенно переходящую в бег; лёгкий непрерывный бег в течение 1-1,5 минут, дыхательные упражнения.

  Тесты проводились в игровой форме, чтобы дети могли полноценно раскрыться и показать свои способности.

Исследования предложенных диагностических тестов для определения уровня физической подготовленности детей помогает мне выявить причины отставания в усвоении программного материала по физической культуре, создаёт предпосылки для оптимизации процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

Отображены итоговые результаты заключительного этапа диагностики уровня развития физических качеств (средний показатель по всем качествам).

Уровень развития

2012-2013уч.год

2013-2014уч.год

2014-2015уч.год

Высокий

4%

10%

       19%

Средний

84%

83%

       78%

Низкий

12%

7

        3%

Результаты последних трёх лет зафиксировали положительную динамику физического развития двигательных способностей. При этом медики отметили отсутствие у детей нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Можно утверждать, что моя система работы по физическому воспитанию способствует положительной динамике физического развития воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к физической культуре и различным видам двигательной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы двигательные навыки.

 Всё это даёт возможность ребёнку успешно усваивать программный материал.

Результаты работы.

Внедряя в  работу комплексное сочетание оздоровительных программ и технологий в совместной деятельности педагога с детьми по физическому развитию, я пришла к выводу, что:

  • У детей повышается интерес к таким видам деятельности, они с удовольствием их посещают, тем самым приобретая здоровьесберегающую компетентность.
  • Укрепляется костно-мышечной система и мелкая мускулатура.
  • Увеличивается уровень физической подготовленности детей.
  • Благодаря накоплению обогащению двигательного опыта дети самостоятельно выполняют комплекс игровой гимнастики, применяют предметы спортивно-игрового оборудования, творчески развиваются.

Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми физкультурно-оздоровительной  деятельности на физкультурных праздниках и развлечениях.

В  каждом возрастном периоде использования вариативности подвижных игр  по физическому воспитанию имеет разную направленность:

- в младшем и среднем возрасте подвижные игры должны доставлять удовольствие, поэтому игра соответствует программному содержанию, добавляются музыкальные образы, простые  элементы ритмики, используются мелкие предметы для развития мелкой моторики, дети обучаются приемам элементарной страховки;

-в старшем возрасте – в структуру программного содержания игры, добавляются элементы новизны, а именно меняются условия игры, с помощью которых необходимо проявить не только свои двигательные способности, но и умение  самостоятельно выбивать способ для достижения цели.

Заключение: Педагог должен создавать педагогические ситуации общения в ходе образовательной деятельности с детьми, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставлять возможность для естественного самовыражения воспитанника. В процессе образовательной деятельности педагог постоянно ведет диалог с воспитанниками, задает наводящие вопросы в ходе затруднения, позволяет детям самим быть ведущими образовательного процесса.

    Таким образом, можно заключить, что применение нетрадиционно-игрового оборудования и использование элементов ритмической и креативной  гимнастики позволяет не только конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, но и оказывают оздоровительное значение на весь организм. Тем самым являясь одним из условий создания здоровье сберегающей компетентности.  

Следовательно, благодаря  применению современных подходов в оздоровительно-образовательной  работе с дошкольниками можно воспитать в детях здоровье сберегающую компетентность.

Список литературы.

  1. Анохина И.А. Формирование культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. Часть 1. Физическая культура / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 38 с
  2. Анохина И.А.Система оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие.-Ульяновск:УИПКПРО,2005.-36с.
  3. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14.
  4. Безруких М.М. статья д.б.н. «Как и чему, учить ребёнка до школы» Справочник педагога-психолога №7-2014 ст.18
  5. Васильева М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: метод. пособие / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
  6. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А.Г. Гогоберидзе // Управление ДОУ, 2006. - № 1. – С. 10-19.
  7. Е.В.Сулим «Детский фитнес», Санкт-Петербург, 2009г.
  8. Маханёва М.Д. С физкультурой дружить - здоровым быть /. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  9. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод, рекомендации/ Сост. Г.П. Юрко. – М, 1983 (к “Программе воспитания и обучения в детском саду” под. ред. М.А. Васильевой).
  10. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Рациональная организация предметно-пространственной среды как фактор совершенствования физического воспитания /Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца-М,2001
  11.  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / – М.: Мозаика-синтез, 1999.
  12. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет /. – М.: Владос, 2002.
  13. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. программа «Из детства- в отрочество» Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей- М.: Просвящение. 2005.
  14. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.,2000.
  15. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность- источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды) [Текст] : Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей./ М.А. Рунова – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96 с+ цв. вкл. 16 с.
  16. Соломенникова Н.М., Т.Н.Машина «Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитбол-гимнастика».-Волгоград : Учитель, 2013.-159с.
  17. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет- М.: Т.Ц.Сфера, 2014-160с.
  18. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ».Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб.мет.пос. для педагогов-СПб.: «Детство-пресс»2000-352 с.
  19. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет /. – М.: Владос, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ТЕМА: «Организация и содержание методической работы в ДОУ»

В работе раскрыта теория: общие задачи, формы, содержание, типы методической работы....

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

отчет работы 2014-2015 год

Отчет работы музыкального руководителя 2014-2015 учебный год...

Идеи для творческих работ. Выпускная работа слушателя курсов "Инновационные технологии развития детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС ДО"

В презентации собраны образцы творческих работ, выполненных по методике Погодиной С.В. Материал может быть полезен воспитателям ДОУ и учителям начальных классов как собрание идей для занятий ИЗО-деяте...

Сценарий выпускного праздника "Фильм", 2015

Сценарий выпускного праздника "Фильм" в детском саду...