Статья на тему «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников».
статья по физкультуре по теме

Ушакова Татьяна Владимировна

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников и направления работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников».

Инструктор по ФИЗО: Ушакова Татьяна Владимировна

Ученые, в результате исследований подобрали надежный ключ к формированию здоровья ребенка, его умственной активности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ – движение! Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших – это фундамент настоящего и будущего здоровья.

В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на «условного ребенка». Оно чаще всего практически не имеет различий для девочек и мальчиков. Одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминают лишь тогда, когда необходимо тестировать уровень физической подготовленности детей. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными.

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, восприятие пространства практически не ограничено.

Тогда как, у девочек пространство не велико, но оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.В центре внимания девочек находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления, привлекают домашние дела.

В программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений России учитываются возрастные и психологические особенности детей, а не гендерные.

Учет половых особенностей может вестись по нескольким направлениям:

- подбор упражнений,

-формирование физической нагрузки,

-методика обучения сложным двигательным действиям,

-педагогическое руководство двигательной деятельностью детей,

-участие детей в играх и соревнованиях,

-двигательные предпочтения детей,

-взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений,

-система поощрений и наказаний,

-требования к качеству выполнения заданий,

- инвентарь и оборудование,

-расстановка и уборка снарядов

- диагностика физической подготовленности.

Подбор упражнений. 

Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Организация занятий, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два варианта:

1.Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для мальчиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например - метание) и упражнения, вызывающие интерес у  данной группы детей (например, для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентами). Сюжетное занятие или использование большой тематической игры также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся (например, для мальчиков – тематическая игра «Спасатели», для девочек – тематическая игра «Театр кукол»).

2. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:

- в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание;

·-на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходные положения; в полосе препятствий – условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девочки подлезают; в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).

В этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.  

Формирование физической нагрузки. 

Формирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе, как правило, всегда можно выделить несколько мальчиков (низкого уровня физической подготовленности), которым повышать физическую нагрузку следует постепенно.

В то же время, требования полоролевого воспитания предполагают формирования у детей установки, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность.

В этих условиях специалист по физической культуре должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внимание детей на том, что мальчики выполняют более трудные упражнения, тем не менее, не нанести вред здоровью детей.

Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий, как в группе мальчиков, так и в группе девочек.  Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения лежа» значительно усложняется если руки ребенка не «помогают», а находятся за головой. Педагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины – 10. А потом, не привлекая внимание детей, предлагает физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, в положении «руки за головой».

Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать и о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку.

Специалист по физической культуре должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.

 Методика обучения сложным двигательным действиям.

 Как отмечалось ранее, существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метания на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения легкие для овладения для девочек, и требующие много времени и усилий у мальчиков (например,  прыжки на скакалке).

Это требует от руководителя физического воспитания изменения методических подходов, что приводит к необходимости построения различных «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.).

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей.  

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим, педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам), следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями, и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в физкультурных секциях.

Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому, при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала, необходимо чаще планировать занятия на улице.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.

  Педагог на физкультурных занятиях должен учитывать различия эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

Известно, что мальчики больше подвержены стрессу, например, вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи отец, отдали в круглосуточный детский сад и т.д.). Адаптация к новой ситуации для мальчиков проходит сложнее. В то же время, физические упражнения (особенно подвижные игры) служат эффективным средством преодоления стрессового состояния.

Для фемининных мальчиков очень важно, чтобы взрослый показывал веру в их силы и возможности.

Нужно помнить, что мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым, и поэтому в общении с ними педагогу следует больше обращать внимание на дружелюбный тон высказывания.

Участие детей в играх и соревнованиях. 

На совместных занятиях следует подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков.

Следует учитывать, что уровень трудности выбираемого ребенком двигательного задания во многом зависит от сформированного у него типа полоролевого поведения.

У маскулинных детей самые высокие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвергается ситуация неудачи, они стремяться к самоутверждению, часто через самовосхваление.  

У феминных детей отсутствует такие качества как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя.

У андрогинных детей результат выполнения задания связывается с наличием или отсутствием у себя необходимых усилий и терпения.

Недифференцированные дети с появлением опыта выполняемой деятельности неадекватно повышаются притязания. Они склонны к самообвинению.  

 Фемининные дети поддерживают высокую самооценку с помощью низких притязаний, позволяющих избежать неудачи, маскулинные дети - исключительно с помощью высоких притязаний. Маскулинные дети высокими достижениями считают только результат,  для достижения которого прилагается много усилий, дети фемининной группы успешным считают такое выполнение задания, которое не вызывает у них никаких затруднений.

Мускулинные дети (и девочки, и мальчики) предпочитают лидирующие позиции (в играх выполняют главные доминантные  роли,  предполагающие  активные  действия). Часто сами предлагают себя в роли капитана команды, но самостоятельно организовать игру или руководить ею не способны. Роль организатора лучше всего получается у андрогинных детей.

В эстафетах первыми и последними следует ставить андрогинных детей. Феминных и мускулинных детей – в середине. Поставленные в конце, феминные дети в случае проигрыша, могут стать объектом претензий партнеров. Мускулинные дети, поставленные в конце, в случае проигрыша вообще могут отказаться выполнять задание, обидевшись на всех.

Двигательные предпочтения детей. 

Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности они берут мяч, пытаясь играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Наблюдения показывают, что девочки практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек. Центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если в зале есть бревно, можно наблюдать, как по разному относятся к этому снаряду девочки и мальчики. Мальчики быстро пробегают и соскакивают с него, в то время как девочки идут по бревну медленно, с приседаниями и поворотами, получая от этого явное удовольствие, любуясь собой. Мальчикам же интереснее в это время полазать по гимнастической стенке.

Однако это усредненный подход к двигательным предпочтениям мальчиков и девочек. Необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не может использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности.

В то же время стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей.

Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. 

В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. С одной стороны, этот прием эффективен, когда моделируется воспитательная ситуация – дети не хотят выбирать тех, кто не умеет играть в команде, нарушает дисциплину и т.п. С другой стороны, в группе «нежелательных» партнеров часто оказываются дети, по разным причинам чувствующие себя некомфортно на физкультурных занятиях. В этом случае использование такого приема только еще больше усугубит сложившееся положение.

Следует помнить, что в игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Сережкой мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает?»). Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а ее мама подруга моей мамы»).

У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд, они чаще всего бывают однополыми. Однако бывают исключения. Девочкам мускулинного типа больше нравиться общество мальчишек. Фиминные мальчики избегают контактов со сверстниками своего пола, а также маскулинными  девочками. Поэтому при распределении в пары нецелесообразно ставить феминного мальчика и мускулинную девочку. Феминная девочка, так же как и феминный мальчик, обычно не берет на себя инициативу и взаимодействия может не получиться. Поэтому для феминного мальчика в паре больше всего подойдет андрогинная девочка. 

             

Система поощрений и наказаний. 

Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.

Для мальчика важно знать хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она.

Однако и для мальчиков и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат.

Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу.

Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», А у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница» и т.п.

Требование к качеству выполнения заданий. 

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Не одинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.)

Инвентарь и оборудование.

 Инвентарь и оборудование физкультурного зала должно предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом.

В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет – 2,5 м, а для мальчиков – 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до цели для девочек – 3,0 м, для мальчиков – 3,5 м. Этим  требованиям должна соответствовать разметка в зале.  

Расстановка и уборка снарядов. 

Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная  группа детей разных возрастов), девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.п.), а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т.п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.

Диагностика физической подготовленности. 

Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей.

В каждой группе дошкольников 4-6 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дегестивному) результаты мальчиков, как правило, лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не прослеживается когда речь идет о результатах детей разных типов конституции.

Поэтому при оценке физического состояния дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования. В то же время, не стоит забывать, что чем лучше результат, тем меньше может быть прирост.

Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитываться все его особенности, в том числе и его пол.

Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности, заложенного самой природой.

Литература:

1. Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. М.,2012

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. М.,2001

3. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1

4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. Спб.,2001

5. Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/Научно – методический информационный центр. Хабаровск.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников.

В последние годы исследователи в области физического воспитания большой интерес проявляют к проблеме дифференцированного подхода в процессе физического воспитания мальчиков и девочек....

Статья на тему: Гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осоз...