Рабочая программа "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Неволина Елена Владимировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkola_myacha_17_-_18.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ  ________

Педагогическим советом                                                                           Заведующая МДОУ                                                                                    

«Цветик- семицветик»                                                                              «Цветик-семицветик»                                                                                                                                                                     Протокол №_____ от ___________                                                          О.В.Кириллина

        Приказ №____ от ________

        

ПРОГРАММА

Кружковой работы  инструктора по физической культуре с детьми

5-7 лет

 «Школа мяча»

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад «Цветик-семицветик»

поселка Беркакит  Нерюнгринского района

на 2017-2018 учебный год.

                                                составитель программы:

                                                                                             Инструктор по физической культуре

Неволина Е.В.

Пояснительная записка.

        Дополнительная образовательная программа кружковой  работы по физическому воспитанию кружка «Здоровячок» имеет направленность – занятия с мячом «Школа мяча».

       Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

       Для реализации потребности детей в движении, мною организована спортивный кружок «Здоровячок», с направленностью – «Школа мяча», который предусматривает разнообразную деятельность с мячом, а также ознакомление детей с элементами игр в баскетбол, футбол, волейбол, пионербол.

      В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки.

      Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей, укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма.

        Важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из главных форм жизнедеятельности растущего организма является двигательная активность. От нее во многом зависит развитие физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное освоение рабочего материала, настроение и долголетие организма. Занятие с мячом направлены на удовлетворение естественной потребности ребенка в движении, в процессе их у детей развивается интерес к различным видам и формам двигательной активности, формируется осознанное отношение к двигательной активности; они повышают эмоциональный тонус детей, позволяют раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, выявить и развить его интересы, а также способствуют эмоциональной смене деятельности. «Школа мяча» это развитие крупных и мелких мышц обеих рук; увеличение подвижности суставов пальцев и кистей рук; ЦНС; координационных способностей, глазомера, ритмичности, согласованности движений; координационных способностей: быстроты, силы, ловкости.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы.

       Актуальность выбранного мной направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста обуславливается тем, что в примерной основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комановой, М.А. Васильевой - недостаточно уделено внимание развитию игровых видов спорта. А требования программы «Физическая культура» предусматривает обучение детей с 1 класса спортивным играм: футболу, волейболу, баскетболу и др.

      На шестом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность, точность, особенно при выполнении цикличных и ацикличных видов деятельности. Дети лучше осваивают ритм движения. Быстро переключаются с одного темпа на другой, что особенно важно при обучении игры в баскетбол. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов, глазомер. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений с мячом, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании упражнений с мячом не только его основные элементы, но и детали, начинают осваивать более тонкие движения в действии кистью при передаче, ведении, броска мячом по кольцу.

        Элементарные действия спортивных игр должны более широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В работу могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижения благоприятного физического развития, разносторонней двигательной подготовленностью детей, ознакомлением детей со спортивными играми в доступной форме и преемственности в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы.

      Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Основная цель данной программы — обогащение двигательного опыта детей 5-7 го года жизни, совершенствование навыков владения мячом, знакомство с элементами спортивных игр для их гармоничного физического развития.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников со спортивными играми: баскетбол, волейбол, футбол, пионербол.

2. Сформировать навыки простейших действий с мячом: катание и бросание мяча руками, отбивание, метание, забрасывание, прокатывание мяча ногами. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

3. Развивать: координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры. Эмоционально – личностное отношение детей к играм с мячом, начиная от простого восприятия и интереса до устойчивых активных проявлений самого ребенка

4. Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила.

5. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

6. Совершенствовать деятельность основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.

Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.

Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятий в учебном году (с октября по май). Итогом детской деятельности являются облегченные варианта спортивных игр, физкультурные досуги, развлечения.

Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка.

Материально – техническое обеспечение: мячи резиновые диаметром 12 см. – 12 шт. и диаметром 16 см. – 12 шт., 2 гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, кольцо баскетбольное, мячи баскетбольные, мячи футбольные, ворота, волейбольная сетка.

Ожидаемые результаты:

1. Знание детей  спортивных игр.

2. Достижение детьми стабильных, качественных показателей в области усвоения двигательных умений и навыков владения мячом. Улучшения показателей координации движений, выносливости, быстроты, ловкости, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

3. Овладение дошкольниками  технико-тактическими действиями с мячом: передачей мяча, ведением мяча и забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо, навыки простейших действий с мячом: катание и бросание мяча руками, отбивание, метание, прокатывание мяча ногами. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Образовательная деятельность в рамках «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет, второй – для детей 6-7лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка доминирующую роль играют чувствительные, зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Спорт. игра

месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Волейбол, пионербол

октябрь

История возникновения спортивных игр «Волейбол, пионербол» основные отличия в играх. Разминка без предметов. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками перед грудью.

П.И. «Ловишка» Упражнения на восстановление дыхания

Разминка без предметов. Броски и ловля мяча в парах двумя руками от груди. Подбрасывание и ловля малого мяча одной рукой.

П.И. «Ловишка»

И.м.п. «У кого мяч»

Разминка с обручем. Броски и ловля мяча двумя руками из-за головы, двумя руками снизу. Перебрасывание малого мяча из руки в руку стоя на месте и в движении.

П.И. «Мы веселые ребята»

Дыхательные упражнения

Разминка с обручем. Обучение броскам мяча с хлопком, с поворотом. Броски малого мяча в парах на расстоянии 2-2,5м. П.И. «Мы веселые ребята»

Релаксация: «На солнечной полянке»

   

ноябрь

Разминка с лентами

Подбрасывание и ловля мяча сидя. броски набивного мяча в парах двумя руками от груди

П.И. «Охотники и утки»

И.м.п. «Найди игрушку»

Разминка с лентами. Обучение броскам и ловле мяча в парах через сетку. Круговая тренировка.

П.И. «Охотники и утки»

И.м.п. «Веселый художник»

Разминка с кубиками. Обучение отбиванию воздушного шара двумя руками сверху, перед грудью. Перебрасывание мяча через сетку.

П.И. «Невод»

Дыхательные упражнения

Разминка с кубиками. Обучение отбиванию воздушного шара через сетку. Прыжки с продвижением вперед, лазание по гимнастической лестнице с переходом с пролета на пролет.

П.И. «Невод» Релаксация: «Воздушные шарики»

декабрь

Разминка с малым мячом. Отбивание мяча двумя руками сверху, двумя руками впереди, пальцы в замок. ползанье по пластунски, ходьба по канату.

П.И. «Ловишка с мячом»

И.м.п. «Зеркало»

Разминка с малым мячом. Отбивание мяча через сетку любым удобным способом. Ходьба по скамье переступая кубы, спрыгивание с высоты 50 см.

П.И. «Ловишка с мячом»

И.М.П. «Голова и хвост дракона»

Разминка без предметов. Отбивание мяча в парах через сетку двумя руками. Лазание по гимн лестнице с переходом с пролета на пролет

П.и. Ловишки – перебежчики»

Релаксация: «Облака»

Разминка без предметов. Броски и ловля мяча через сетку в парах. Отбивание мяча через сетку двумя руками снизу.

П.и. Мяч через сетку»

И.М.П. «Зеркало»

Баскетбол

Январь

История возникновения спортивной игры «Баскетбол». Количество участников, правила игры. Разминка без предметов. Ходьба по наклонной доске, прыжки из обруча в обруч, ползание по пластунски.

П.И. «Хитрая лиса»

И.м.п.»Горячая картошка»

Разминка с кеглями

Отбивание мяча от пола на месте и в движении. Стойка баскетболиста. прыжки через кубы, бег змейкой, ходьба по скамье спиной вперед

П.И. «Чай-чай-выручай»

дыхательные упражнения

Разминка с кеглями. Отбивание мяча в движении, обводя предметы, с ускорением. Ползанье по скамье, подтягиваясь руками, перекаты боком, бег из обруча в обруч.

П.и. «Чай-чай-выручай»

И.м.п. «У кого колечко»

Февраль

Разминка с платочком. Ведение мяча по всему залу друг за другом, по диагонали, с остановкой по сигналу. ходьба по уменьшенной площади опоры, Подлезание под предметы

П.И. «Снежная королева»

И.м.п. «Ручеек»

Разминка с платочком. Броски мяча в парах друг другу с отскоком от пола, без отскока. ползание в тоннеле, бег «змейкой», прыжки на четвереньках

П.И. «Снежная королева»

И.м.п. «Съедобное – не съедобное»

Разминка с гантелями. Обучение ведению мяча в парах с передачей. Лазание по гимнастической лестнице, прыжки из обруча в обруч

П.И. «Ловишка с лентой»

И.м.п. «Запрещенное движение»

Разминка с гантелями. Учить обводить игрока, забирать мяч у напарника при его противодействии. Перекаты боком, гусиный шаг, ползанье по скамье

П.И. «Ловишка с лентой»

 Релаксационные упражнения: «Улыбка», «Пчелка»

Март

Разминка с б. мячом Учить ловить мяч двумя руками на месте и в движении в парах. Лазание по гимн. лестнице с переходом с пролета на пролет по диагонали.

П.И. «Не оставайся на полу»

Дыхательные упражнения

Разминка с б. мячом  Учить забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди, из-за головы, одной рукой от плеча. Прыжки с продвижением вперед, перекаты боком.

П.И. «Чай – чай – выручай»

И.м.п. «Зеркало»

Разминка с гимн. палкой. Ведение мяча и забрасывание его в корзину удобным способом. Совершенствовать ползанье по пластунски, ходьба по скамье спиной вперед.

П.И. «Чай – чай – выручай»

И.м.п. «Найди игрушку»

Разминка с гимн. палкой. Учить правильно вести мяч, увертываться, выполнять передачи мяча. Забрасывать мяч в корзину любым удобным способом.

П.и. «Ловишка с лентой»

Релаксационные упражнения: «Качели», «Бабочка»

Футбол

Апрель

Разминка в парах

Познакомить детей с историей возникновения и развития футбола. Правила игры, количество игроков, действия вратаря.

Бег от линии до линии с продвижением вперед

Прыжки через скакалку

П.И. «Охотники и утки»

Дыхательные упражнения

Разминка в парах

Ведение мяча ногой по прямой, обводя предметы. Удары по неподвижному мячу боком, носком.

Вращение обруча

П.И. «Охотники и утки»

И.М.П. «Море волнуется»

Разминка на скамье

Отбивание мяча на месте, удары по катящемуся мячу, учить останавливать мяч одной ногой. Прыжки через скакалку.

П.И. «Караси и щука»

И.М.П. «Тишина»

Разминка на скамье

Передача мяча в парах друг другу правой и левой ногами. Ведение мяча толчками, с остановкой. Вращение обруча

П.И. «Караси и щука»

И.М.П. «Кто внимательный»

Май

Разминка с флажками

Забивание мяча в ворота, попадание мяча в предметы. Техника игры вратаря, ловля и отбивание мяча.

П.И. «Вышибала»

Дыхательные упражнения

Разминка с флажками.

Отбивание мяча в кругу друг другу, ведение мяча змейкой, с остановкой мяча по сигналу.

П.И. «Вышибала»

И.М.П. «Земля и небо»

Разминка без предметов. Распределение обязанностей игроков. Обучение игре в одни ворота.

П.И. «Футбол в одни ворота»

И.м.п. «Горячая картошка»

Разминка без предметов

Игра «Футбол» облегченным способом 2 тайма по 5 мин.

Релаксация: «Водопад»

Использованная литература:

Автор

Название

Издательство

год

Э.Й Адашкявичене

«Спортивные игры и упражнения в детском саду»

Москва «Просвещение» 1992 год

Т.Г. Анисимова Е.Б. Савинова

Физическое развитие детей 5-7 лет

Волгоград «Учитель» 2009 год

Н.Э. Власенко

300 подвижных игр для дошкольников

Москва

«Айрис Пресс» 2011 год

Л.Н. Волошина

Играйте на здоровье

Москва

«Аркти»

2004 год

Л.Н. Волошина

Е.В. Гаврилова

Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников

Волгоград

«Учитель»

2013 год

Н.Н. Кожухова

Л.А.Рыжкова

Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях

Москва

«Академия»

2002 год

О.М. Литвинова

Система физического воспитания в ДОУ

Волгоград

«Учитель»

2007 год

Л.Н. Волошина

Т.В. Курилова

Игры с элементами спорта

Москва

«Гном»

2004 год

Журналы

«Инструктор по физкультуре»

Москва

«Сфера»

Л.М. Боровская

В.А. Иванова

Подвижные игры с элементами баскетбола

Нерюнгри

2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре "Школа мяча"

Рабочая программа по физической культуре для детей дошкольного возраста 5-7 лет  "Школа мяча"...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"

Рабочая программа дополнительного образования "Школа мяча"Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...

Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»

Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча»Возраст детей: 5-7 летСрок обучения: 1 год...

Рабочая программа "Школа мяча"

Программа доп. образования в ДОУ...

Рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч"

Примерная рабочая программа Школа мяча "Мой веселый, звонкий мяч", старший дошкольный возраст....