Главные вкладки

    Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
    консультация по теме

    Путинцева Наталья Александровна

    Слаженность в работе педагогов –  залог хорошего результата.  Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по ФИЗО и воспитателя.

    Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации, является рациональность взаимодействия педагогов, например, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, учителя-логопеда и т.д. Данное взаимодействие должно быть отражено документально.

         Согласно п. 13.2 СанПиН от 2.4.1.3049-13 года в части «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденным постановлением Главного государственного врача РФ, в ДОО рекомендованы следующие формы двигательной деятельности:

    - утренняя гимнастика;

    - занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

    - физкультурные минутки между НОД;

    - подвижные игры;

    - спортивные игры;

    - ритмическая гимнастика;

    - занятия на тренажерах;

    - плавание и др.

       Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и,  всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

       В настоящее время в детских садах практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физкультуре и воспитателей.  Однако последние зачастую просто присутствуют на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Педагоги объясняют это тем, что если в штате ДОО есть инструктор по ФИЗО, то именно он отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий, досугов и спортивных праздников.

       Как показывает практика, педагоги попросту не знают, чем могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем, от активного участия  воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физкультуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение  двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

       Безусловно, ответственность за разработку сценария, организацию и проведение спортивного мероприятия ответственность несет инструктор. Задача воспитателя – помогать инструктору, осуществлять страховку воспитанников, следить за качеством выполнения упражнений и заданий, поддерживать дисциплину, а также, проводить индивидуальную работу с ослабленными или особыми детьми.

       К педагогам в период подготовке к занятию по физкультуре предъявляются те же требования, что и к воспитанникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, что позволит ему включиться в образовательную деятельность и будет являться безусловным  примером для детей.

       Например, в ходе вводной части занятия воспитатель может вместе с детьми под руководством инструктора выполнять запланированные виды ходьбы и бега.

       В основной части НОД, во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором движение и повторять его технически правильно. Функция воспитателя на этом этапе сводится к оказанию индивидуальной помощи воспитанникам, которые в ней нуждаются.

       Если дети выполняют упражнения стоя в колоннах, то инструктор контролирует выполнение упражнение в одной, а воспитатель в другой колонне. Так же воспитатель может помочь в расстановке необходимого для упражнений спортивного инвентаря.

       Как известно, существуют разные способы организации  детей во время поведения НОД по физической культуре: фронтальная, групповая, индивидуальная, способ  круговой тренировки.

       При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми.

       При групповом – дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом воспитатель занимается с одной группой воспитанников, а инструктор с другой.

       Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность этого способа в том, что он позволяет обратить внимание на каждого ребенка и оценить качество выполнения упражнения. Задача инструктора и воспитателя – скорректировать по необходимости правильность выполнения движения.

      При организации круговой тренировки   воспитатель и инструктор делят между собой «станции», следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю  необходимо расположиться так, что бы в случае необходимости оказать воспитаннику помощь.

     Во время проведения подвижных игр воспитатель, равно как инструктор по ФИЗО должен знать правила игры, выучить с детьми слова к игре, если они есть. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях вызывают у детей положительных эмоциональный отклик и, как следствие, повышают уровень двигательной активности.

       В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором итогов воспитатель так же может выразить свое мнение о том, как прошло занятие, кто из детей и как справился с заданием, что удалось.

       Таким образом, распределение обязанностей  при совместной работе инструктора по ФИЗО и педагога может быть приблизительно следующим:

    ·        специалист занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными или наоборот;

    ·        специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными;

    ·        специалист занимается отстающими детьми, воспитатель остальными;

    ·         специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельностью в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

    ·        инструктор и воспитатель занимаются  со всей группой, если движения освоены всеми детьми и придумывают все новые комбинации движений для их совершенствования.

       Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возраста и возможностей детей, поставленных целей и задач НОД по физической культуре.

       После совместного проведения занятия деятельность воспитателя не заканчивается. Педагог новые двигательные навыки закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы в течение дня. Следуя рекомендациям инструктора по ФИЗО, воспитатель организует индивидуальную работу с отстающими детьми, активизирует малоподвижных и ослабленных детей.

       Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором организует на территории детского сада развивающую среду при этом учитывая возрастные особенности детей и их интересы.

       В свою очередь инструктор по ФИЗО должен оказывать помощь педагогам в различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, гимнастики пробуждения, организовывать игры на прогулке, а так же самостоятельную двигательную активность детей в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей в семье.

       При организации физкультурных досугов, спортивных праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора по физкультуре.  Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:

    - подготовки (составление сценария, распределения ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального репертуара, оформление места проведения мероприятия, подготовка формы, эмблем и т.п.);

    -  подведения итогов.

       Возглавляет подготовительную работу инструктор, а воспитатели оказывают ему помощь на каждом из этапов запланированного мероприятия. Пока инструктор решает организационные вопросы, задача педагога – вовлечь детей в процесс подготовки к празднику.

       Основная часть мероприятия, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, эстафетами и т.п. ответственный за это – инструктор по физкультуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должны быть несколько помощников из числа педагогов, которые помогут с расстановкой и уборкой инвентаря для праздника, включать и менять музыкальное сопровождение, вести фотосъемку  и т.д.

       Если в целях оздоровления детей в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов то необходимо содействие медицинского работника.

       Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОО напрямую зависит от степени взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

        Основная цель физического воспитания в ДОО - привить  детям и их родителям главную ценность  - здоровый образ жизни, тем самым выполняя задачи ФГОС и обеспечить поддержку программы президента РФ Путинна В.В. «Здоровье нации». Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит рассчитывать на  положительные результаты профессиональной деятельности.

     

    Литература

     

    1.     Периодическое издание журнал «Старший воспитатель» Апрель 2012 года

    2.     Кожухова Н.Н.,Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.  «Воспитатель по физической культуре в детском саду» - М.: Изд.центр «Академия», 2002 год

    3.     2.4.1.3049-13

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

    «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

    Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами и специалистами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области "Физическая культура"

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....

    Консультация для воспитателей «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в процессе реализации ФГОС»

      Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей....