Главные вкладки

    Хороводные игры в детском саду.
    материал по физкультуре (старшая группа) по теме

    Зацепина Альбина Борисовна

    Хороводные игры в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Хороводные игры в детском саду.26.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.


               Хороводные игры – это один из лучших способов развития у детей самых разных умений, навыков и качеств. Ведь они соединяют в себе хореографические движения, песню, диалог и даже пантомиму. Особенно важны хороводные игры в детском саду.
    В первую очередь хороводные игры помогают развивать у детей выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазию. Мелодическое и ритмическое начало дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют усовершенствованию двигательных навыков: прыжков, пружинного и дробного шага, топающего шага, переменного шага, галопа и стремительного бега.

                Хороводы всегда сопровождаются музыкой. Это в свою очередь помогает естественному и гармоничному развитию музыкальных способностей. Кроме того, специалисты отмечают, что хороводные игры способствуют формированию доброжелательных отношений между детьми. Данная разновидность игр удовлетворяет много важных потребностей детей. В частности, потребность в общении, физическом контакте и выражении своих эмоций. Также дети учатся согласованным и слаженным совместным действиям.

                  Опытные воспитатели отмечают, что хороводные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Как только начинается такая игра, дети быстро сбегаются, забывая обо всех обидах и ссорах. Хороводные игры дают детям возможность проявлять свои лучшие качества: благородство, доброту, самопожертвование и взаимовыручку.

                  Тексты для хороводных игр необязательно специально заучивать. Поскольку они довольно легко и быстро запоминаются в процессе самой игры. Во время проведения хороводных игр важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста. Необходимый двигательный образ поможет найти музыка. Она же придаст движениям выразительность и пластичность. Участники хоровода держатся за руки, а иногда за пояс, платок или же венок. В некоторых случаях игроки движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал.


    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.


    По дорожке Валя шла.

    Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:
    По дорожке Валя шла,
    Валя тапочки нашла.
    (дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

    Валя тапки примеряла,

    Чуть надела – захромала.

    (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

    Стала Валя выбирать,

    Кому тапочки отдать.

    Коле тапки хороши,

    На, надень и попляши.

    (хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

    Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

                                                          Воевода.

    Катилось яблоко

    В круг хоровода.

    Кто его поднял

    Тот воевода.

    -Воевода, воевода

    Выбегай из хоровода!

    Раз, два, не воронь

    Беги, как огонь!

    (Слова народные)

    Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.


                                                       
                                                         
    Бабушка Маланья.
    Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

    У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу

    Жили в маленькой избушке в одну сторону,

    Семь дочерей, держась за руки.

    Семь сыновей,

    Все без бровей. Останавливаются

    С такими глазами, и с помощью жестов

    С такими ушами, и мимики изображают то,

    С такими носами, о чем говорится в тексте:

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой…

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее (на него) глядели,

    Делали вот так… присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.


                                               
      Мы топаем ногами.

    Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

    С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

    И бегаем кругом,

    И бегаем кругом.

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

                                                            Сокол.

    Пролетал высоко сокол.

    Обронил перо в осоку.

    Соколиного пера

    Не найти нам до утра.

    Снова солнышко взойдет –

    Ира (Вова) перышко найдет.

    Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

    Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.


                                                         Медведь.

    Как под горкой снег, снег,

    И на горке снег, снег,

    И под елкой снег, снег,

    И на елке снег, снег,

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише,

    Не шуметь!

    (И.Токмакова)

    Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

                                                                 Подарки.

    В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

    Принесли мы вам подарки

    Кто захочет, тот возьмет.

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет.

    Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

    Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши,

    Яркой лентой помаши. (2 раза)

    Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

    Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

    Скачет конь наш - цок да цок

    Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

    Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

    Волчок. Дети кружатся на месте, произнося слова:

    Вот как кружится волчок

    Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

    Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит

    Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

    Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

                                                       Метелица.

    Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
    Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
    Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

    Метелица, метелица,

    Снег по полю стелется!

    Кто кружится, вертится -

    Тот заметелится!

    Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

    Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.



                                                                 
    В льдинку.

    Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

    Капитан, капитан,

    Не бей льдинкой по ногам,

    По кривым сапогам!

    У тебя нос сучком,

    Голова лучком,

    Спина ящичком!

    На это водящий отвечает:

    Скачу по дорожке

    На одной ножке,

    В старом лапоточке

    По пенькам, по кочкам,

    По холмам, по горам.

    Бух! По ногам!

    Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

    Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

                                                          Бабка Ежка.

    В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка,

    Костяная ножка

    С печки упала,

    Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

                                                       Каблучок.

    1)За руки друзей  берём, вместе хоровод ведём
    (2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

    (4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
    (5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
    (7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
    (8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
    (9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
    (10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

    Встаём в хоровод. 
    1 - идём по кругу хороводным шагом.
    2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
    3, 10 – ведём хоровод
    4, 6- подпрыгиваем на месте.
    7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

                                                      Колпачок.

    В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

    Колпачок, колпачок,

    Маленькие ножки,

    Красные сапожки.

    Мы тебя поили (грозят пальцем)

    Мы тебя кормили (грозят другой рукой)

    На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает)

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения)

    Выбирай, кого захочешь,

    Поклониться не забудь

    Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.)

    Игра повторяется с другим ребенком.

                                                     Родничок.

    Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:

    Разлился родничок,
    Золотой рожок.
    У-ух!
    Разлился ключевой,
    Белый, снеговой.
    У-ух!
    По мхам. По болотам,
    По гнилым колодам.
    У-ух!

    Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

                                                                 Грушка.

    Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

    Мы посадим грушку – вот, вот!

    Пускай наша грушка растет, растет!

    Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

    Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

    Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

    Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

    А мы эту грушку все щипать будем.

    От нашей Марийки убегать будем!

    Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться).

    На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

    Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей.

    Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

                                                       Березка.

    Дети ставновятся в круг и поют:

    Березка белена,
    Маковка зелена,
    Летом мохнатенькая,
    Зимой сучковатенькая,
    Где она стоит,
    Там и шумит.

    Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают:

    Березка зелененькая,
    Весной веселенькая,
    Среди поля стоит,
    Листочками шумит,
    Гремит, гудит,
    Золотым венчиком звенит,-

    «березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.

    Под приговор:

    А осенью корни у березки усыхают,

    листочки опадают!

    девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

                                                        Пчёлы.

    Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

    Пчёлки яровые, 

    Крылья золотые, 

    Что вы сидите,

    В поле не летите? 
    Аль вас дождичком сечёт, 
    Аль вас солнышком печёт? 
    Летите за горы высокие, 

    За леса зелёные

    На кругленький лужок, 

    На лазоревый цветок.

    Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая,

    то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл

    удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа,

    не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за

    ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

                                                  Гуси и волк.

    Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси».

    «Мамка» переговаривается с «гусями»:

    -Гуси, мои гуси,
    А где, гуси, были?
    -А мы были в поле,
    На синем на море.
    -Кого, гуси, видели?
    -А серого волка.
    Унес волк гусенка,
     «волк» выбегает их хоровода.
    Вместо поросенка,
     «Гуси» становятся в ряд,
    За ручку, за ножку,
     обхватывая друг друга за пояс.
    За белый рукавчик! 
    Впереди встает «мамка».

    «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит:
    -
    Гуси, мои гуси,
    Щиплите волка!
    Да гоните:
    По мхам, по болотам,
    По крутым оврагам!

    «Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.

                                           Огородник и воробей.

    Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют:

    Воробей маленький. 
    Серенький, удаленький, 
    По двору шныряет, 
    Крошки собирает; 
    В огороде ночует, 
    Ягоды ворует.

    Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют

    Уж век воробышку не лётывать, 
    В огороде ягод не клёвывать, 
    На дубовой тычинке не сиживать. 
    А ты, воробышек, садись на лужочек, 
    А ты, серенький, садись во кружочек. 
    Не пора ли тебе встать и полетать, 
    В хороводе нашем поплясать!

    В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.

                                                  Каравай.

    Составив круг, играющие поют:

    Шел павлин горою,

    Все люди за мною

    Одного нет у нас (имя одного из играющих)

    У его маменьки печка истопленная,

    Блины испеченные,

    Каравай состряпанный,

    Этакий высокий,

    Этакий широкий,

    Этакий низенький.

    Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

                                                     Дедушка Водяной.

    Дедушка Водяной

    Что сидишь ты под водой

    Выгляни на чуточку

    На одну минуточку.

    В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

    Вариант для девочки:

    Бабушка Водяная

    Что сидишь ты и моргаешь

    Выгляни на чуточку

    На одну минуточку.

                                                          Лето.

    Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

    По лужайке,

    Босиком,

    Солнышком согрето,

    За цветистым мотыльком

    Пробежало лето.

    Искупалось в реке, круг останавливается

    Полежало на песке, Лето выполняет прыжки

    на месте с маховыми движениями рук («мельница»).

    Загорело, Лето выбегает за круг

    Пролетело и присаживается за кем-либо

    И исчезло вдалеке. из играющих

    В.Данько

    С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

    Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

    Хороводные игры в детском саду

    В статье дано описание игр, они разложены по возрастам и немного истории....

    Хороводные игры в детском саду.

    Хороводные игры - это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря н...

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ1. КукушкаДети стоят в кругу.В центре водящий с закрытыми глазами.Дети идут по кругу и поют:К нам кукушка в огородПрилетела и поетТы кукушка не зевайКто кукует отгадай&ra...

    Хороводные игры в детском саду. (картотека игр).

    Автор представил подборку хороводных игр....

    "Хороводные игры в детском саду"

    Хороводные игры в детском саду...

    Проект "Хороводные игры в детском саду".

    Проект "Хороводные игры в детском саду"....