консультация
консультация по физкультуре на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №50»

Консультация для родителей

На тему:

« Двигательная  активность  ребенка  в  детском  саду»

Составила: Илалова Р.Р.

инструктор по физической культуре,

I квалификационная категория

Нижнекамск, 2015г.

        Важнейшим  условием  всестороннего  развития  и  воспитания  ребенка  является  двигательная  активность (да) – как  естественная  потребность  в  движении.

        Благоприятное  воздействие  на  организм  оказывает  только  (ДА) , находящаяся  в  пределах  оптимальных  величин. Так, при  гиподинамии( режиме  малоподвижности) возникает  целый  ряд  негативных  для  ребенка  последствий: происходит  нарушение  функций  и  структуры  ряда  органов, регуляции  обмена  веществ  и  энергии, снижается  сопротивляемость  организма  к  изменяющимся  внешним  условиям. Гиперкинезия (чрезмерно  большая  ДА) также  нарушает  принцип  оптимальной  физической  нагрузки, что  может  повлечь  за  собой  перенапряжение  сердечно – сосудистой  системы  и  неблагоприятно  отразится  на  развитии  организма  ребенка. Поэтому  требуется  особое  внимание  к  созданию  предпосылок  для  обеспечения  детей  рациональным  уровнем  ДА.

        Возрастные  и  индивидуальные  особенности  ДА  детей  в  значительной  мере  определяются  как  условиями  организации  деятельности, так  и  ее  характером  и  содержанием. Особенна  (велика  роль  целенаправленного  руководства  ДА   детей,  воспитывающихся  в  старших  возрастных  группах  детского  сада. Это  обусловлено  тем, что  к  старшему  дошкольному  возрасту, дети, не  всегда  могут  ее  реализовать  на  должном  уровне. При  этом  надо  учитывать, что  самостоятельная  ДА  детей  на  шестом – седьмом  году  жизни  все  больше  ограничивается  созданными  условиями    в  детском  саду  и  семье( увеличивается  продолжительность  образовательных  занятий  с  преобладанием  статических  поз), а  также  возрастающими  познавательными  интересами  детей (компьютерные  игры, конструирование, просмотр  телепередач  и  видеокассет  и  т. д.)  В  связи  с  этим  именно  у  детей  этого  возраста  уже  могут  сформироваться  вредные  привычки  малоподвижного  образа  жизни. Следует  также  помнить, что  старшие  дошкольники  еще  не  умеют  соотносить  свои  желания  со  своими  истинными  возможностями, что  может  повлечь  к  переоценке  своих  сил  и  привести  к  нежелательным  последствиям( переутомлению, нервному  перевозбуждению, травмам).

        Всё это  свидетельствует  о  том, что  необходимо  обеспечение  рациональным  уровнем  самостоятельной  ДА   детей,  который  может  быть  достигнут  путём  совершенствования  двигательного  режима  в  дошкольном  учреждении.

        Придавая  особую  значимость  роли  ДА  в  укреплении  здоровья  дошкольников  необходимо  определить  приоритеты  в  режиме  дня.

        Первое  место  в  двигательном  режиме  детей  принадлежит  физкультурно  - оздоровительным  занятиям. К  ним  относятся: утренняя  гимнастика, подвижные  игры , прогулки, физкультминутки  и  т. д. С  целью  оптимизации  ДА и  закаливания  детей  необходимо  внедрять  дополнительные  виды  занятий  двигательного  характера, взаимосвязанные  с  комплексом  закаливающих  мероприятий, а также  вносить  нетрадиционные  формы  и  методы  их  проведения ( упражнения  по  системе  Хатха – йоги). К  таким  занятиям  относятся: оздоровительный  бег  на  воздухе, пробежки  по  массажным  дорожкам в  сочетании  с  воздушными  ваннами, гимнастика  после  дневного  сна, двигательная  разминка  во  время  перерыва  между  занятиями  при  открытых  фрамугах, индивидуальная  работа  с  детьми  по  развитию  движений  и  регулированию ДА   детей  на  вечерней  прогулке, прогулки – походы  в  парк, лес, корригирующая  гимнастика  в  сочетании  с  гидромассажем  и  сухим  массажем  тела, использование  сауны  с  контрастным  обливанием  тела  и  сухим  массажем, а также  с  последующими  играми  в  бассейне.

        Второе  место  в  двигательном  режиме  детей  занимают  учебные  занятия  по  физической  культуре – как  основная  форма  обучения  двигательным  навыкам  и  развития  оптимальной ДА детей. Необходимо  проводить  занятия  по  физкультуре  не  менее  3-х раз  в  неделю (одно  на  воздухе) в  первой  половине  дня, с учётом  состояния  здоровья, уровня ДА  и  физической  подготовленности детей. При  наличии  бассейна  ( сауны) занятия  необходимо  проводить  не  менее  2-х раз  в  неделю, по  подгруппам  по  10- 12 человек, желательно  во  второй  половине  дня. Только  сочетание  занятий  в  бассейне (сауне)  с  рациональным  режимом  деятельности  и  отдыха  детей  на  протяжении  всего  учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

        Третье место отводится  самостоятельной  двигательной  деятельности  по  инициативе  детей. Она  даёт  широкий  простор  для  проявления  их  индивидуальных  двигательных  возможностей. Самостоятельная  деятельность  является  важным  источником  активности  и  саморазвития  ребенка. Продолжительность  её  зависит  от  индивидуальных  проявлений  детей  в  двигательной  деятельности, и  поэтому  педагогическое  руководство  должно  быть  построено  с  учётом  уровня ДА.

        Наряду  с перечисленными  видами  занятий  по  физической  культуре  немаловажное  значение  отводится  активному  отдыху, физкультурно- массовым  мероприятиям, в  которых  могут  принимать  участие  и  дети  соседнего  ДОУ. К  таким  занятиям  относятся  неделя  Здорвья, физкультурный   досуг, спортивные  праздники, игры – соревнования, спартакиады. В  двигательный  режим  входят  также  внегрупповые  дополнительные  виды  занятий ( кружки  по  разным  видам  физических  и  спортивных  упражнений  и  игр, танцы, кружок « Хатха – йога» ) и  совместная  физкультурно – оздоровительнрая  работа  детского  сада  и  семьи (домашние  задания, открытые  физкультурные  занятия  для  родителей,  участие  самих  родителей  в  массовых  мероприятиях  дошкольного  учреждения. ДА  эффективна  в  том  случае,  когда  её  основные  параметры (обьем, продолжительность, интенсивность)  соответствуют  индивидуальным  данным  физического  развития  и  двигательной  подготовленности  детей.

        Вышеописанные  виды  занятий  по  физической  культуре, дополняя  и  обогащая  друг  друга, в  совокупности  обеспечивают  необходимую  ДА каждого  ребёнка  в  течении  всего  времени  пребывания  его  в  дошкольном  учреждении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №50»

Консультация для родителей

На тему:

«Роль подвижных игр в воспитании детей

дошкольного возраста»

Составила: Илалова Р.Р.

инструктор по физической культуре,

I квалификационная категория

Нижнекамск, 2015г.

         В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

        Весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

        Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

        Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.         

        Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.

        Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

        Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

        Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дошкольники запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

        Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

        Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №50»

Консультация для родителей

На тему:

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Составила: Илалова Р.Р.

инструктор по физической культуре,

I квалификационная категория

Нижнекамск, 2014г.

 

         «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к инструкторам по физической культуре родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: «Давно пора!».

        Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте ещё рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.

        Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание бадминтон, коньки,городки, настольный теннис.

        Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.

        Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети, перенесшие простудные иинфекционные заболевания, вновь приступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной болезни, после определенного, указанного врачом промежутка времени.

        За последние годы в нашей стране появляются все больше семей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи. К сожалению, некоторые родители недооценивают значение игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Ведь  правильно  организованные  игры  и  спортивные  развлечения  укрепляют  здоровье  детей, закаливают  организм, помогают  развитию  двигательного  аппарата, воспитывают  волевые  черты  характера, ценные  нравственные  качества, являются  замечательным  средством  активного  и  разумного  отдыха  для  тех  родителей, которые  всерьез  думают  заняться  физическим  воспитанием  своего  ребенка, небезынтересно  узнать, что  работающая  мышца  потребляет  питательных  веществ  в  3  раза, а  кислорода  в  7  раз  больше, чем  бездействующая.

        Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нельзя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не следует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

        После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теплый душ,купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект. Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодинаковы по своему физическому развитию,характеру, здоровью. Нагрузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон – вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

        Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучивание, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чередовать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокойными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерб здоровью.

        Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, красивую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох – через рот.

        Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерченные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физических возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизнерадостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.

        Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения - обычная одежда, затем - спортивная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени закаленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.

        Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыжный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь: суконные ботинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конькобежные, фигурные), одетые на простые илишерстяные носки, сапожки. На голове - шапка-ушанка или шерстяная шапочка на подкладке. Летняя одежда – тренировочный костюм, шорты, майка. На голове при солнечной погоде – легкие панамки.  Обувь – легкие   кроссовки,сандалии, в теплую погоду – босиком. Одежда выбрана правильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.

        Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, велосипед, ракетки для бадминтона, настольного тенниса, мячи, шахматы, шашки и т. д.  Он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в определенном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, протирают от пыли.

        Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, легко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут показаться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида игры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны.

        Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно высказанное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру – ребенок может зазнаться. А вот малыша, которому долго не удавалось какое – то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.

        Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и показать, помочь, вовремя подстраховать, представляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоятельности. Родители также должны уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.

         Данная консультация поможет родителям приобщить детей дошкольного возраста к физическим упражнениям, сделать их здоровыми и жизнерадостными.

C:\Users\Нижнекамск\Desktop\DSC02374.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....