Дидактические игры на занятиях по физической культуре
методическая разработка по физкультуре по теме

Паш Ольга Николаевна

Представлены дидактические игры для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и в повседневной игровой деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_zanyatiyah.docx (20.88 КБ)20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на занятиях

по физической культуре.

Младший дошкольный возраст.

«Чей домик?»

Задачи:

1. Упражнять в различных видах ходьбы, ползания, прыжков.

2. Активизировать словарь (название домашних животных).

3. Развивать речь, память, внимание.

Оборудование: обручи на каждого ребенка.

Предварительная работа: разучивание на занятиях движения, имитирующие повадки животных.

Ход игры.

С одной стороны зала раскладываются обручи – домики животных (птиц). Дети, передвигаясь по игровой площадке, выполняют имитационные движения.

Вед: Петух кричит: «Ку – ка – ре – ку» (ходьба высоко поднимая колени).

Гуси гогочут: «Га – га – га» (ходьба полуприседью).

Собака лает: «Гав – гав – гав» (ползание на высоких четвереньках).

Кошка мяукает: «Мяу – мяу» (ползание на четвереньках).

Лошадка ржет: «Иго – го»  (бег прямым голопом).

Козочка блеет: «Ме – е – е» (бег с подскоками).

   По сигналу ведущего дети встают в обручи. Подходя к каждому ребенку, ведущий спрашивает: «Чей это домик?». Ребенок отвечает, используя звукоподражания и соответствующие движения.

«Цветные фонарики».

Задачи:

1. Упражнять в ходьбе и беге.

2. Развивать мелкую моторику, ловкость, самостоятельность.

3. Закреплять умения различать цвета.

     4. Учить выполнять игровые действия по словестной инструкции.

Оборудование: малые мячи основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) – по два на каждого ребенка.

Ход игры.

На одной стороне площадки находится подставка с мячами, на другой стороне располагаются дети.

Вед: Яркие фонарики поднимем высоко.

Желтый (красный, синий, зеленый) цвет их виден далеко.

        Зажглись фонарики!

Дети бегут к противоположной стороне площадки, берут мячи того цвета, который был назван в стихотворении, и поднимают их над головой.

Вед: Погасли фонарики!

Дети кладут мячи на подставку и возвращаются обратно.

Игра повторяется 3-4 раза.

«Собери пирамиду».

Задачи:

1.Развивать ловкость, мелкую моторику рук.

     2. Упражнять в различении цветов, в умении группировать предметы по цвету.

Материалы: мягкий цилиндрический модуль – на каждого ребенка (торцы каждого модуля имеют желтый, красный или синий цвет), обручи желтого, красного и синего цвета.

Ход игры.

По сигналу воспитателя дети, стоящие в кругу, подбрасывают модули вверх так, чтобы они раскатились по площадке, и бегают между ними.

Вед: Раз, два, три, пирамиду собери!

Дети останавливаются, поднимают лежащие рядом с ними модули, относят их в обруч соответствующего цвета и ставят один на другой так, чтобы получилась пирамида.

«Живое домино».

Задачи:

1. Упражнять в беге врассыпную, построении в круг, полукруг.

2. Развивать ловкость, самостоятельность.

3. Закреплять знание цветов.

4. Продолжать учить действовать по сигналу.

Оборудование: кубики двух основных цветов (по два на каждого ребенка).

Примечание: в средней группе используют кубики трех цветов, в старшей и подготовительной – четырех цветов.

Ход игры.

Дети стоят перед воспитателем, который разбрасывает по полу кубики.

Вед: Раз, два, три, кубики цветные скорее собери!

Дети поднимают по два кубика и произвольно бегают по площадке, обращая внимание на кубики других детей.

Вед: Кубики цветные друг к другу мы приставим,

И живое домино мы из них составим!

Дети должны встать полукругом или в шеренгу таким образом, чтобы цвет кубика в руке одного ребенка совпадал с цветом кубика в руке его соседа.

Старший  дошкольный возраст.

«Подбери по форме».

Задачи:

  1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  2. Развивать ловкость, быстроту, самостоятельность.
  3. Продолжать учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр и др.).
  4. Развивать произвольное внимание, воображение.

Материал: геометрические тела (шар, цилиндр, куб и др.) для показа и разнообразные предметы, похожие по форме на данные фигуры.

Ход игры.

Воспитатель называет и показывает какую – либо геометрическую фигуру. По условному сигналу дети находят в групповом помещении предметы заданной формы.

«Нужно – не нужно».

Задачи:

  1. Упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками (в паре с воспитателем), в сохранении равновесия при  одном приставном шаге вперед; развивать ловкость.
  2. Закреплять названия элементов снаряжения и предметов, используемых в различных видах спорта.
  3. Развивать память, внимание.

Материал:  6-8 шнуров (длина 2,5 – 3 м), большой мяч (диаметр 20 – 25 см).

Ход игры.

На полу на расстоянии 50 – 60 см друг от друга параллельно раскладывают шнуры (на улице можно начертить линии) – это классы. Дети встают за первым шнуром – в первом «классе».

Воспитатель (поочередно бросает мяч детям): Для игры в футбол нужны ворота (мяч, лыжи, поле, клюшка и т. д.)?

Дети ловят мяч двумя руками, отвечают на вопрос и бросают мяч обратно воспитателю. Если ребенок отвечает на вопрос правильно, он делает шаг вперед к следующему шнуру – переходит во «второй класс», если не правильно, то остается на месте.

«Кто найдет – пусть возьмет».

Задачи:

  1. Закреплять знание различных материалов, из которых сделаны предметы.
  2. Развивать произвольное внимание и умение ориентироваться в пространстве.

Материалы:  предметы, сделанные из различных материалов.

Ход игры.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают задание.

Вед: Найдите в зале предметы, сделанные из дерева (резины, пластмассы, ткани и т. д.).

Начинаю я считать: раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три – предмет ищи.

(Дети открывают глаза, осматриваются, находят нужные предметы).

Четыре, пять – успей на коврик встать!

(Дети берут предметы и встают на коврик).

«Угадай спортсмена».

Задачи:

  1. Закреплять знания о различных видах спорта.
  2. Развивать память, произвольное внимание, мышление.

Материал: карточки с изображением людей, занимающихся разными видами спорта.

Ход игры.

Воспитатель описывает спортивное снаряжение, инвентарь и качества, характерные для человека, занимающегося тем или иным видом спорта. Например: «Этот спортсмен ловкий, хорошо владеет мячом. Он быстро передвигается по площадке, рукой отбивая мяч об пол (ведет его), перебрасывает его товарищу по команде или забрасывает в корзину». Спрашивает: «Кто это?». Ребенок, первым ответивший правильно, получает приз – кубик, а воспитатель показывает детям карточку с изображением баскетболиста.

«Посмотри, покажи, отгадай».

Задачи:

  1. Упражнять в выполнении разнообразных физических упражнений.
  2. Учить имитировать движения, характерные для различных видов спорта.
  3. Развивать воображение, мышление, внимание; активизировать словарь.

Материал: карточки с изображением людей, занимающихся различными видами спорта.

Ход игры.

Каждый ребенок получает карточку с изображением спортсмена, который выполняет какое – то движение (ведение мяча, прыжки, метание и т. д.). Дети поочередно показывают движения, изображенные на их карточках. Задача остальных – отгадать и назвать вид спорта, который ребенок имитирует.

«Отгадай спортивный предмет».

Задачи:

  1. Закрепить умение правильно называть спортивный инвентарь.
  2. Развивать воображение, мышление, внимание, память; активизировать словарь.

Материал: карточки с изображением спортивного инвентаря и оборудования.

Ход игры.

Воспитатель составляет описательный рассказ о предмете, изображенном на карточке. Например: «Это тяжелая палка. Ее бросают одной рукой. Задача игрока – выбить этой палкой построенную из деревянных чурок фигуру с заданного места. Что это?». (Бита для городков).

Независимо от того, правильно ли дети ответили, воспитатель показывает изображенный на карточке предмет и называет его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малоподвижные игры на занятиях по физической культуре

Предлагаемые игры можно использовать воспитателям в группе и родителям дома и на прогулке, чтобы время проведенное с детьми было интересным, увлекательным и полезным для ребенка...

Дидактические игры и задания по физической культуре для детей 4-7 лет.

Ребусы,головоломки,дидактические задания и игры  по физической культуре для детей 4-7 лет...

«Применение дидактических пособий на занятиях по физической культуре у детей старшего возраста».

Формировать интерес и потребность к занятиям физической культуры, развивать интеллектуальные способности детей по средствам дидактических пособий...

Малоподвижные игры на занятиях по физической культуре

Малоподвижные игры на занятиях по физической культуре...

Игры на занятиях по физической культуре

Игры на занятиях по физической культуре ...

Проект «Дидактическая игра как средство развития физической культуры детей дошкольного возраста».

Одним из средств мотивации может стать Дидактическая игра - это  дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить ...

НОД в формате квест-игры - интегрированное занятие по физической культуре «Непоседа Колобок»

Цель: с помощью квеста прививать детям интерес к народному творчеству и сказкам, соединить познавательно-речевую активность с физической, сделать физкультурное занятие более интересным и разнообразным...