СТАТЬЯ. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре (младшая группа) по теме

Фанега Валентина Ивановна

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fanega_v._i.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности

Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задания, но и стараться заинтересовать их, увлечь, развивать выдержку, посильную самостоятельности, слушать, слышать и выполнять указания воспитателя.

Одним из средств развития движений, а так же удовлетворения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста являются подвижные игры и игровые упражнения. Они привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. С помощью игровых упражнений не только создаются условия для обучения детей движениям, но и повышается  их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулируется  их двигательная  активность,  что является мотивом к многократному выполнению двигательных действий. 

Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям.

Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности

 Мотивация собственной двигательной активности предполагает «побуждение к действию», желание выполнить движение. «Движение ради движения» не имеет смысла – для детей важен результат, такой как, например, пройти по дорожке, не промочив ножки и т.д. Особенностью в играх для  детей раннего возраста важен не результат, а сам процесс действия.

Если в ребенка изначально заложена верная мотивация, значит, все способности в дальнейшем он сможет развивать собственными усилиями. Дети, с правильно заложенной мотивацией, самостоятельно начинают стремиться к знаниям, приобретать навыки и развивать умения.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятельности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая деятельность  должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить.

Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры (настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.). Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следующие условия: организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной; следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной работы; содержание занятий должно быть трудным, но посильным; чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интересен для него; учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспитателей; эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо наличие у ребенка соответствующего эмоционального и двигательного опыта.  .

Для повышения мотивации к освоению различных видов движений у детей младшего дошкольного  возраста в каждом из режимных моментов можно формировать двигательную деятельность с помощью игровых приемов и сюрпризных моментов, направленных на формирование двигательной активности детей,  для различных режимных процессов.

Режимные моменты

Сюрпризные моменты

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

«Посылка из Африки», «Добрый домовенок», «Чудо-дерево», «Игры с Капитошкой»

Подготовка к завтраку, завтрак

(«Волшебные кисти», «Путешествие с Карлсоном», «Волшебный сундучок», «Волшебный свет»

Образовательная деятельность

«Кошки-мышки», «Ковер-самолет», «Весёлый карандаш», «Лабиринт», «Зоопарк», «Листочки», двигательные задания

Подготовка к прогулке, прогулка

«Бабочка», «Волшебное дерево», «Гном с волшебным зонтиком, «Посылка от Хоттабыча», «Что лишнее?»

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

«Игрушка-дергунчик»,  «Мойдодыр», «Гусеничка», «Шар», «Кто оставил следы?»

Подготовка к сну, дневной сон  

«Спокойной ночи, малыши», «Волшебное дерево»

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие  

«Лесная фея», «Парашютист»

Игры, самостоятельная деятельность детей

«Мишка», «Путешествие на Луну», «Шкатулка», «Русский хоровод», «Свеча»

Подготовка к ужину, ужин

«Лужа», «Разноцветные лепестки», «Волшебный клубочек»

Игры, прогулка, уход детей домой

Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», «Игры с Карлсоном»

Разработанные сюрпризные моменты способствовали повышению заинтересованности детей, мотивации к освоению движения.

Таким образом, одной из форм мотивации двигательной активности, способствующей  обогащению и накоплению  двигательного опыта детей  при овладении основными движениями и развитием физических качеств, являются различные игровые приемы.

Список литературы

  1. Вершинин М.А., Финогенова Н.В. Двигательная деятельность игровой направленности как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста// Культура физическая и здоровье. – 2014. - № 4 (51). – С. 75-77.
  2. Волошина Л. Игровые физкультурные занятия: для детей 3-4 лет// Дошкольное воспитание. 2012 .-№5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные виды массажа для детей дошкольного возраста

Различные виды массажа для детей дошкольного возраста...

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

«Развитие координационных способностей и равновесия как средство дальнейшей успешности в освоении различных видов движений».

На современном этапе развития общества государственная политика направлена на поддержку развития детства, индивидуализацию развития личности, индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизнен...

Статья: «Использование развивающих игр в различных видах деятельности с детьми раннего возраста»

Как говорил А. Макаренко «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».  Предметно-игровая ...

Статья « Использование речевых игр в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте».

Статья о развитии речи в разных видах деятельности дошкольников...