Статья: "Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей"
статья по физкультуре на тему

Ирина Григорьевна Шамшурова

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей

Шамшурова Ирина Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Аленький цветочек» г. Волжск, Республика Марий Эл (МДОУ №22)

Аннотация

Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана и интеллектуальной деятельностью. Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему физкультурных занятий сюжетно-игрового характера. Суть её состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребёнка движения, игры и сюжета.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребёнка – дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи – воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и интеллектуального.

       Двигательная активность дошкольников должна быть неразрывно связана и интеллектуальной деятельностью. Развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата – движения способствуют развитию всех областей головного мозга, влияют на развитие умственных способностей ребёнка.

       Известно, что игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребёнка. Целенаправленно подобранные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-сказки, имитационные игры стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

       Как нельзя лучше задачи физического воспитания можно реализовать, используя систему физкультурных занятий сюжетно-игрового характера. Суть её состоит в триединстве воздействия на организм и личность ребёнка движения, игры и сюжета. Каждый из этих компонентов несёт огромные возможности.

      Движения направлены в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и раскрытие функциональных возможностей организма ребёнка. Для этого используются: общеразвивающие упражнения, основные виды движения, коррекционной гимнастики, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику, самомассаж и др.

    Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует их мыслительные процессы и двигательную деятельность, а также способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В процессе игр дети совершают множество движений: ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, броски мяча и прочее. При этом они проявляют быстроту реакции, ловкость, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость и самостоятельность. Накопление двигательного опыта – одно из главных задач.

     Основная идея сюжета заключается в обеспечении, в процессе физического воспитания ярко выраженной интеграции двигательной и познавательной деятельности дошкольников.

     Сюжетно-игровая форма проведения НОД по физической культуре является одной из интересных форм детской деятельности, и особым успехом пользуется у наших воспитанников. В процессе сюжетно-игровых занятий дети путешествуют в мире и сказок, подражая действиям героев, демонстрируя свои двигательные умения и навыки. Кроме того, они осваивают разные действия, учатся управлять своим поведением.    

     Сюжетно-игровая форма проведения НОД способствует тому, что в процессе игры дети проявляют интерес и творчество. К каждому из них подбирается сюжет и готовится стихотворный текст или речитативы, соответствующий не только сюжету занятия, но и движениям детей. Использование сказочных сюжетов способствует повышению интереса дошкольников к занятиям физической культурой, активному и творческому освоению детьми основных движений, формированию и автоматизации двигательных умений и навыков. С помощью сказки мы создаём у детей радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера. При этом мы сохраняем трёхчастную структуру НОД (вводная, основная, заключительная части).

     Во вводной части НОД текст решает не только образовательные, но и развивающие задачи: активизирует внимание детей, память, вызывает интерес к происходящему, создаёт эмоционально положительный настрой.

     В основной части НОД текст выполняет несколько функций:

  1. Помогает в развитии психических процессов.
  2. Способствует формированию звуковой культуры речи. Дети запоминают и проговаривают текст.
  3. Является организатором одной из форм активного отдыха детей.
  4. Стимулирует проявления эмоциональных и нравственных качеств детей.
  5. Облегчает формирование двигательных навыков.

    Опыт работы с детьми показывает, что в основной части целесообразно планировать 3-4 вида основных движений, которые выполняются поточным способом, что увеличивает моторную плотность занятия. Игры, эстафеты, комплексные задания закрепляют приобретенные навыки в основных движениях.

     В заключительной части НОД готовим детей к его окончанию.

     Связанные между собой компоненты: движения, игра и сюжет – представляют интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребёнка, и своеобразное средство познания окружающего мира, явлениях природы, быта, а также для подготовки к школе.

Библиографический список:

  1. Волошина Л.Н., Гавришова Е.В. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» - Волгоград: Учитель,2013. – 141с.
  2. Фомина Н.А., Зайцева Г.А. «Сказочный театр физической культуры (физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) – Волгоград: Учитель, 2003. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

"Сюжетно-ролевая игра, как важный фактор развития познавательной активности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Статья о развитии инициативы и активности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру....

План "Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ"

Повышение  профессиональных компетенций по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

План Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

повысить профессиональные компетенции по теме: «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»....

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...