Доклад "Использование малого тренажера /игольчатой массажной полусферы/ в реализации образовательной области физическое развитие".
методическая разработка по физкультуре по теме

Титор Светлана Ивановна

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. В ФГОС ДО образовательная область «физическое развитие» включает приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной систем ы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_vystuplenie_dekabr_2017g._met.ob_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

Доклад

Тема выступления:

Использование малого тренажера /игольчатой массажной полусферы/ в реализации образовательной области «Физическое развитие».

Титор Светлана Ивановна,

инструктор по физической культуре

2017г.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

В ФГОС ДО образовательная область «физическое развитие» включает приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной систем ы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

Анализ уровня физической подготовленности дошкольников ДОУ показал, что наиболее отстающими физическими качествами явились скорость  (12% - низкий уровень); сила  (28 %); ловкость (15%); гибкость (8%).  В нашем МДОУ проблема здоровья детей так же  актуальна: имеются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, плоско-вальгустные стопы (25 дошкольников). Это побудило  нас  к  внедрению  нового  нетрадиционного  оборудования  для использования его в комплексе оздоровительно образовательных и воспитательных мероприятий.

Использование игольчатых массажных полусфер предполагает помощь детям и родителям в выработке у детей чувства устойчивости, развитии вестибулярного аппарата, укреплении нервной системы, формировании правильной осанки, воспитании волевых качеств и обретении внутреннего покоя. Кроме того, заинтересованное участие родителей, совместная игровая, двигательная деятельность, несомненно, способствуют их эмоциональному сближению, влияют на улучшение состояния здоровья как физического, так и психического, настраивают на установление доверительных, партнерских отношений.

Новизна заключается в том, что наряду с
традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения на игольчатой поверхности. Оптимальное сочетание упражнений в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь. У детей повышаются  адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям.

Цель.

  • Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования: игольчатой массажной полусферы.

 Задачи:

  • Внедрить систему работы по развитию равновесия, расширить двигательный опыт детей за счет статических поз и новых динамических упражнений с использование игольчатой массажной полусферы.
  • Организовать взаимодействие педагогов и родителей, обучить родителей способам совместной двигательной деятельности по тренировкам равновесия, обучить способам страховки ребенка для обеспечения безопасности.
  • Развивать личностные качества: смелость, целеустремленность, волю, трудолюбие, доброжелательность, эмоциональную сферу и психические процессы, мотивировать детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в различных видах деятельности.

Основываясь  на заповедь Гиппократа "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело" главной идеей работы можно назвать заповедь «Помоги!». Обучая детей системе упражнений на развитие равновесия, давая им знания о возможностях человеческого тела, формируя волевые процессы, укрепляя детско-родительские отношения, обогащая двигательный опыт, мы способствуем укреплению их физического и психического здоровья средствами нетрадиционного оборудования.

Работа по использованию игольчатых массажных полусфер проводилась в 2-х направлениях:  

Первое: кружковая деятельность «Веселые пружинки».

Кружок «Веселые пружинки» представляет собой комплекс мероприятий для    развития физических качеств, формировании правильной осанки, воспитании волевых качеств посредством использования игольчатой массажной полусферы, определен диагностический инструментарий по результатам мониторинга здоровья воспитанников, составлен перспективный план работы кружка. 

Работа   кружка проводилась в 2 этапа.  

На первом  этапе   произведён отбор  детей с выявленными нарушениями   и обучение детей навыкам принятия и фиксирования правильного положения тела на игольчатых массажных полусферах в разных положениях (сидя, стоя, лежа), а так же освоение и точное выполнение общеукрепляющих упражнений, направленных на растяжение мышц и укрепление мышечного корсета. Кроме того, дошкольники обучались элементарным представлениям об осанке, стопе и их значения для здоровья.

Во втором этапе работа был направлена на закрепление у  дошкольников полученных навыков и знаний. На занятиях использовались упражнения с использованием игольчатых массажных полусфер, направленные на формирование осанки и стабилизации стоп и коррекции плоскостопия у детей.

Для определения состояния мышечного корсета нами использовалась методика, разработанная сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И.Турнера (г. Санкт-Петербург) О.С.Байловой, К.Ф.Зенкевич (и.п. стоя на полусфере, стопы параллельно, наклон вперед, не сгибая ног в коленях).

Из 14 детей, посещающих  кружок  - у всех дошкольников наблюдается стабильное улучшение:

- дети научились держать осанку и контролировать свое положение тела в пространстве (49%),

- проявилась позитивная динамика физиометрических показателей у детей: силовой выносливости мышц живота и спины (35%).

-  у 6  (42%) детей укрепился мышечный корсет в области грудной клетки и в области спины.

Второе направление внедрения игольчатых массажных полусфер:

        Второе направление внедрения игольчатых массажных полусфер при проведении занятий по физической культуре в старших, подготовительных к школе группах.

Методика занятий предусматривала:

-общеукрепляющие упражнения с использованием игольчатой полусферы с акцентом на укрепление мышц стопы и голени;

-  игровой массаж;

- подвижные игры «Замри», «С кочки на кочку», «Найди правильный след» т.д.;

- беседы о здоровом образе жизни, о правильной осанке и стопе,

- упражнения по контролю осанки во время занятий;

Массажные полусферы в занятиях использовались  в разной степени накачивания (накачанные и мягкие), что позволило детям контролировать  степень нагрузки на  стабилизацию стоп. Использование таких разных видов массажных полусфер могут показаться нам непривычными и даже легкими, но для детей  это не совсем так. Занятия следует выполнять в медленном темпе начиная с простых упражнений, постепенно переходя на сложные.

Перед каждым занятием все дети выполняют массаж стоп в течение 2 – 3 минут, который оказывает благоприятное воздействие на все точки организма, находящиеся на сводах стоп.

Игольчатая массажная полусфера используется и во время обычной зарядки, физкультурного занятия и других видах двигательной активности детей.

        В течение всего периода с родителями регулярно проводились:

- образовательные беседы,

- обучающие тренинги,

-открытые занятия, индивидуальные консультации и анкетирование родителей,

- составлены памятки, рекомендации по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

 Родители принимали активное участие в различных мероприятиях «День здоровья»,  «День открытых дверей для родителей «Использование игольчатых массажных полусфер в  профилактики и коррекции плоскостопия и нарушения осанки, укрепление психофизического здоровья дошкольников», «День Мужества», совместное мероприятие с родителями, посвященное 23 февраля.

В конце учебного года проводилась сравнительная диагностика по развитию двигательных способностей и физических качеств у детей. Дети научились держать осанку и контролировать свое положение тела в пространстве. Проявилась позитивная динамика физиометрических показателей у детей: силовой выносливости мышц живота и спины, а также детей укрепился мышечный корсет в области грудной клетки и в области спины.

В результате:

Физические качества

Высокий уровень развития (%)

Средний уровень развития (%)

Низкий уровень развития (%)

н.г.

К.г.

динамика

н.г.

к.г.

динамика

н.г.

к.г.

динамика

1

Выносливость

(степ-тест: подъем на игольчатую поверхность высотой 35 см, восхождение 22  в 1 мин.)

14

20

6

41

65

24

35

15

20

2

Равновесие (модифицированная проба М.И.Ромберга: стоять на черте  в обозначенном на полу месте так, чтобы носок сзадистоящей ноги вплотную примыкал к пятке впередистоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед. Фиксируется длительность стояния в секундах в пределах 3 мин.)

10

30

20

60

55

0

30

15

15

3

Гибкость  (наклоны вперед, в стороны, назад: при наклоне вперед ребенок кончиками пальцев достает до пола, не сгибая колен)

14

32

18

61

64

3

25

4

21

4

Ловкость (бег с огибанием предметов 10 метров)

10

25

15

55

65

10

35

10

20

5

Сила  (поднять ноги на 25 см от пола, руки с опорой за спиной на пол. В таком положении удерживать ноги  15 секунд)

10

27

17

62

55

0

28

18

10

6

Скорость (бег на скорость 30 метров со старта)

22

35

13

48

55

7

30

10

20

Результаты сравнительного анализа свидетельствуют об эффективности разработанной программы в развитии личностных и физических  качеств: смелости, целеустремленности, воли, трудолюбия, доброжелательности, эмоциональной сферы и психических процессов, мотивировании детей на двигательную активность через использование нетрадиционного оборудования в различных видах деятельности. Динамика физической подготовленности у дошкольников составила 15 %. Наиболее значимый вклад в улучшение физических качеств у детей внесли показатели равновесия,  силовой выносливости.

Сегодня можно сказать, что  поставленные цели были реализованы  и  кроме того,  познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов и способствует активности   педагогического процесса в  совместной игровой деятельности.

Таким образом, в системе физического воспитания ДОУ особое место занимает укрепление здоровья детей. Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей. В процессе физического воспитания в детском саду осуществляется формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, на ряду с оптимизацией развития физических качеств ребенка, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. А правильно организованное физическое воспитание в дошкольном учреждении способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Творческая работа : Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации образовательной области  «Физическое развитие» ....

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...

Проект по реализации образовательной области «Физическое развитие» в группе раннего возраста №1 «Клубничка» «Спорт мы любим с малых лет»

В настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэ...