"Коррекционно-физическое воспитание с речевыми нарушениями в ДОУ" - доклад-презентация опыта работы.
учебно-методический материал по физкультуре

Немкова Наталья Анатольевна

Представлен опыт работы коррекционно - физического воспитания детей с речевыми нарушениями в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно - физическое воспитание детей с речевыми нарушениями в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида II (вторая) категория г.Дивногорск Подготовила: инструктор по ФК - Немкова Н.А.

Слайд 2

Коррекционная работа в ДОУ обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации, оказание квалифицированной помощи в освоении образовательной Программы.

Слайд 3

В последнее время всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста стало нарушение речи. Количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет.

Слайд 4

Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений.

Слайд 5

развитию физических качеств нарушение общей моторики, мелкой и артикуляционной моторики, низкий уровень ловкости и быстроты, повышенный мышечный тонус, нарушена координация движений, недостаточное развитие чувства ритма, несформированность функции равновесия, нарушение ориентировки в пространстве . По выносливости, силе и гибкости различий нет. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

Слайд 6

степени сформированности двигательных навыков отсутствие автоматизации движений и низкая обучаемость , не всегда воспринимают речевые инструкции, низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти, дыхание детей поверхностное.

Слайд 7

Основная цель работы инструктора по ФК формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья Цель работы в группах для детей с нарушениями речи – коррекция двигательных нарушений и психо-речевых недостатков.

Слайд 8

коррекционные задачи: Создание условий для коррекции развития; Развитие речевого и физиологического дыхания, дифференциация носового и ротового дыхания; Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие динамической координации движений; Развитие артикуляционных и мышечных движений; Развитие слухового внимания.

Слайд 9

Обследование детей; Выработка основных коррекционно–развивающих задач с учетом моторного и психо –речевого развития детей; Составление совместного плана и обсуждение форм работы с учителем-логопедом, воспитателями; Подборка материала для развития движений и физических упражнений; Реализация целей и задач через физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОУ. Содержание коррекционной работы по физическому воспитанию:

Слайд 10

Направления работы 1 дыхательная гимнастика 2 упражнения на развитие моторики 3 общеразвивающие и коррекционные упражнения, оздоровительно-развивающие и двигательно - речевые игры, самомассаж и т.д 7 задания на общее и моторно – речевое расслабление (релаксация ), аутотренинг 8 кинезиологические упражнения 6 игровая деятельность 5 точечный массаж. 4 закаливание

Слайд 11

дыхательная гимнастика упражнения на развитие моторики

Слайд 12

общеразвивающие и коррекционные упражнения, оздоровительно-развивающие и двигательно - речевые игры, самомассаж и т.д

Слайд 13

закаливание точечный массаж.

Слайд 14

игровая деятельность задания на общее и моторно – речевое расслабление (релаксация ), аутотренинг

Слайд 15

кинезиологические упражнения

Слайд 16

Спасибо за внимание! Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Коррекционно - физическое воспитание детей с речевыми нарушениями в ДОУ

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

        Это направление должным образом отражается в коррекционно-образовательной работе в ДОУ.

        Коррекционная работа в ДОУ направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации, оказание квалифицированной помощи в освоении образовательной Программы.

        В последнее время всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста стало нарушение речи. Количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет.

        Это показывает и статистика в целом, и, непосредственно, опыт работы в функционирующих логопедических группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста в нашем учреждении. Сейчас контингент детей логопедических групп имеет более сложные речевые нарушения, нежели раньше. Если ранее контингент групп составляли дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, то сегодня, зачастую, это дети имеющие нарушения речи как вторичный дефект, на фоне основного нарушения.

Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия физкультурой способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной асимметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.

        В программу физического развития ребенка с         нарушением речи помимо, обязательного раздела по физкультуре, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.

У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

По развитию физических качеств. У детей с расстройствами речи заметное отставание в показателях основных физических качеств, низкий уровень ловкости и быстроты. Отмечается:

нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание), мелкой и артикуляционной моторики;

повышенный мышечный тонус, либо скованность, заторможенность выполнения движений, повышенная утомляемость;

нарушена координация движений (дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе), недостаточное развитие чувства ритма; (не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях), несформированность функции равновесия;

 нарушение ориентировки в пространстве.

По выносливости, силе и гибкости различий нет.

По степени сформированности двигательных навыков. Характерно отсутствие автоматизации движений и низкая обучаемость. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

дети не всегда воспринимают речевые инструкции, это проявляется в замедленности процесса освоения новых движений;

низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти;

дыхание детей поверхностное (следствие    этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз).

Основная цель работы инструктора по ФК– формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья.

        Цель работы в группах для детей с нарушениями речи – это коррекция двигательных нарушений и психо-речевых недостатков.

Наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные задачи:

1. Создание условий для коррекции развития основных движений, физических качеств и укрепление здоровья путем применения средств и методов, способствующих повышению функциональных     возможностей, укрепляющих опорно - двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы;

2. Развитие речевого и физиологического дыхания, дифференциация носового и ротового дыхания;

3. Совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие динамической координации движений (напряжение – отдых – напряжение).

4. Развитие артикуляционных и мышечных движений (жевание, улыбка).

5. Развитие слухового внимания.

Содержание коррекционной работы по физическому воспитанию в ДОУ обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

Обследование детей (протокола физической подготовленности);

 Выработка основных коррекционно–развивающих задач с учетом моторного и психо–речевого развития детей;

 Знакомство и изучение с комплексно-тематическим планом логопедической группы, запланированным учителем-логопедом и составление совместного плана и форм работы;

 Подборка материала для развития движений и физических упражнений, способствующих развитию двигательной сферы, правильного дыхания, коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов в соответствии комплексно – тематического плана.

Реализация целей и задач через физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОУ  (утренняя гимнастика, НОД, совместная и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа в режиме дня, игровая деятельность и т.д.)

Основу коррекционно – оздоровительной работы по  двигательному режиму составляют специальные организованные формы, методы и средства развития двигательной деятельности.

        Выделено несколько направлений работы.

        Первое направление - это дыхательная гимнастика, работа над дыханием как составной частью звукообразования, упражнения для совершенствования голосового аппарата и включает в себя серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья.

Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т.д.) Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
    Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. Вдох через нос - грудь опускаем. Затем тоже упражнение, но И.п.- лежа на спине (2раза)
    Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох - выпячивается живот, выдох – подтянуть живот.
    Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному смешанному дыханию.

Второе направление включает упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика) и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц (артикуляционная гимнастика). Обучение специальным упражнениям для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на спине и животе с задержкой дыхания и мимическая гимнастика развивают воображение, выразительность движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики даются с постепенным усложнением заданий. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, кубики, мячики-ежики.

Третье направление - общеразвивающие и коррекционные упражнения, оздоровительно-развивающие и двигательно -речевые игры, самомассаж и т.д. – применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
        Специальные коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например: упражнения «Лягушка», «Плуг», «Лук», «Свеча» и др.  способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточка», «Аист» - равновесию;  подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты – прыгучести.
        С помощью этих  упражнений  ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений.

Четвертое направление – это закаливание.
        Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное действие на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, при открытой форточке.  
Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Упрямый ослик» и «Плакса».

Пятое направление – точечный массаж.

        Точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.

Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания на точку 0,5-1 мин., постепенно прибавляя по точке к ранее изученным.

Шестое направление – игровая деятельность.

        Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит, то потом он ищет выход своей энергии. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько ее источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
В игре используются следующие методические приёмы:

А) звуколидрование (подсчет, хлопки, метроном, бубен и др.)

Б) звукоподражание (театр зверей и птиц, в мире предметов, звуки машин и т.д.)

В) звуковые акценты в движениях (подача звукового сигнала в момент отталкивания после разбега при обучении прыжкам в высоту или длину).

Звуковая окраска движений, музыкотерапия и ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением, позволяет решать обширный спектр коррекционно-образовательных задач.

Так ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речитативе или песне, которые должны сочетаться с совершаемыми движениями и физическими упражнениями.

Седьмое направление включает в себя задания на общее и моторно – речевое расслабление (релаксация), это позволяет корректировать правильное распределение мышечной нагрузки и развитие самоконтроля в двигательной деятельности. Сюда же входит аутотренинг (аутогенная тренировка).

        И последнее направление является немаловажным в коррекционной работе - это кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова.Из опыта работы логопеда

Рассматриваются типичные нарушения слоговой структуры слова. Выделяются основные этапы и приёмы работы по коррекции. Дан краткий обзор методик и литературы по проблеме. Материал опробирован на многоле...

Организация работы по профилактике речевых нарушений в условиях ДОУ. Из Опыта работы руководителя ДОУ

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые ...

Подвижная игра как средство воспитания и развития детей с нарушением интеллекта в ДОУ (из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта — особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность пр...

Доклад на ГМО «Речевое развитие» Тема: «Речевые игры в старшей группе (из опыта работы)»

Речь не является врождённой способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики...

Доклад-презентация из опыта работы на тему: «ПРИЕМЫ ВЫРЕЗАНИЯ В АППЛИКАЦИИ ПРИ СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Аппликация из геометрических форм содействует постепенному расширению представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, способствует формированию мыслительн...

Доклад-презентация из опыта работы «Использование дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада»

доклад-презентация об использовании дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада» и их значении для экологического воспитания детей дошкольного возраст...