Базовые строевые упражнения
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Фролова Е.В.


Строевые упражнения, методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroevye_uprazhneiya_metodika.pptx281.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Базовые строевые упражнения. Методические рекомендации Фролова Е.В. – инструктор по ФК 2017 год

Слайд 2

Строевые упражнения – совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю, содействующие воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа. Строевые упражнения служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

Слайд 3

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы: Строевые приемы П остроения и перестроения П ередвижения Р азмыкания и смыкания.

Слайд 4

Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий. Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки. Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем. Шеренга - размещение занимающихся на одной линии, один возле другого . Фланги - правая и левая оконечности строя . Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Слайд 5

Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне). Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне. Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.

Слайд 6

Для более четкого выполнения строевых упражнений спортивный зал (площадка) обозначен условными точками:

Слайд 7

СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ «Становись!» По этой команде занимающийся встает в строй, принимает строевую (основную) стойку. «Равняйсь!», «Налево равняйсь!», «На середину равняйсь!» По этой команде все занимающиеся, кроме (право-) левофлангового или среднего поворачивают голову направо (налево). «Смирно!» По этой команде занимающиеся принимают строевую стойку. Повороты на месте (команды Направо! Налево!, Кругом!, Полповорота налево!). Расчёт: команды По порядку рассчитайсь!, На первый и второй рассчитайсь!, По три (четыре, пять и т.д.) рассчитайсь! и др. Расчёт начинается с правого фланга; каждый, называя свой номер, чётко поворачивает голову к стоящему слева и затем принимает исходное положение.

Слайд 8

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ При обучении строевым упражнениям пользуются в основном методами показа, объяснения и обучения по частям (метод разделения). Исходя из небольшой сложности овладения строевыми упражнениями, чаще всего при обучении сочетаются показ и объяснения, а затем упражнение выполняется всей группой одновременно. Более сложные строевые упражнения надо разучивать по разделениям. В данном случае для выполнения каждого действия подаётся отдельная команда. Например , при перестроении из одной шеренги в две вторые номера выполняют следующие команды: Шаг левой назад делай раз! Шаг правой в сторону делай два! Приставить левую, делай три!

Слайд 9

ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ Построение – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя. Построение в одну и две шеренги. Команда «В одну (две, три и т.д.) шеренгу становись!». Инструктор, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.

Слайд 10

Построение в колонну и по два. Команда: «В колонну по одному (два, три, четыре и т.д.) становись!». Группа выстраивается за инструктором в затылок (или за направляющим).

Слайд 11

Перестроение из одной шеренги в две. П осле предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда: «В две шеренги - Стройся!» По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет раз), правой, не приставляя ее, шаг вправо (счёт два) и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт три). Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу - Стройся!». Перестроение проводится в обратной последовательности. 1 2 2

Слайд 12

Перестроение из одной шеренги в три. П осле предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз), левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два), и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3). Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1), шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3) . Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности . 1 1 2 3 3

Слайд 13

Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчёта по заданию (9 -6-3 на месте , 6-4-2 на месте и т.д.) подаётся команда: «По расчёту шагом - Марш!» Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведёт подсчёт до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчёте 9- 6-3 на месте до 10; 6-4-2 на месте до 7. Для обратного перестроения подаётся команда: «На свои места шагом - Марш!» Все выходившие из строя делают поворот кругом, сохраняя равнение, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт «1», «2»…. и «1», «2» 9 9 6 6 3 3 м

Слайд 14

Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. 1 1 1 2 2 2 3 3

Слайд 15

Перестроение из одного круга в два. Первый вариант: После предварительного расчета по три подается команда: « В два круга – Стройся!». По исполнительной команде, первые номера стоят на месте, вторые делают два шага вперед к центру, третьи – один шаг вправо по кругу. Подсчет ведется до трех. Для обратного перестроения подается команда: «В один круг – Стройся!». По исполнительной команде первые номера стоят на месте, вторые делают два шага назад и входят в наружный круг, Третьи один приставной шаг влево по кругу. Второй вариант: Перестроение выполняется на три счета. Сначала надо поделить группу на две, три, четыре подгруппы. Затем по распоряжению педагога дети в подгруппах берутся за руки, правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и выравнивают круг. 1 2 3 3 2

Слайд 16

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, четыре и т.д.) поворотом в движении. После предварительно расчета группы по два (три, четыре и т.д.) на месте и в движении, на одной из границ зала или площадки, при движении группы налево (направо) – Марш! После поворота первой двойки (тройки, четверки и т.д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте что и первые. Для обратного перестроения подаются команды: « Напра –Во! (Нале – Во!»). «В обход направо (налево) в колону по одному шагом – Марш!». По этой команде направляющий начинает движение в указанном направлении, за ним следуют остальные по росту, вся колона обозначает шаг на месте, последовательно включаясь в движение.

Слайд 17

Перестроение из колонны по одному в колонну по три уступом. После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера два (три, четыре и т.д.) шага вправо, третьи номера два (три, четыре и т.д.) шага влево – Марш!» 1 1 2 3 3

Слайд 18

Перестроение из колонны по одному в колонны по 2-4-8 и т.д. дроблением и сведением. Команды: 1 .«Через центр - Марш!», как правило, подаётся на одной из середин зала или площадки. 2. «В обход направо и налево в колонны по одному - Марш!» Подаётся на противоположной стороне. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход; 3. «Через середину в колонну по два - Марш!» Команда подаётся при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить в колонны по четыре, восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием; Например, из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В обход направо и налево в колонну по одному шагом - Марш!» По этой команде правая колонна идёт направо в обход, левая - налево в обход. При встрече колонн на противоположной стороне подаётся команда: «Через центр в колонну по одному - Марш!». Затем, «Налево (направо) в обход – Марш!».

Слайд 19

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Передвижения осуществляются по прямым, косым и закруглённым линиям. По мере овладения техникой передвижений, фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т.д. Разновидности ходьбы. Походная (или обычная), на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стоп, с опорой руками о колени, пригнувшись, крадучись, с высоким подниманием бедра (сгибая ноги вперёд), в полуприседе, в приседе, выпадами, приставными и переменными шагами, скрестными шагами вперёд и в сторону, «острый шаг» (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъёмом на полупальцы после небольшого приседа), с различными положениями рук. Разновидности бега. Обычный бег, с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад; со взмахом прямых ног вперёд (назад или в стороны), скрестным шагом вперёд и в сторону, спиной вперёд, с поворотами с различными положениями рук. Разновидности прыжков и подскоков. На двух и на одной ноге, ноги врозь и вместе, ноги врозь скрестно, с ноги на ногу, с различными положениями рук; с поворотами, с движениями рук, туловища, ног. Разновидности танцевального шага. Приставной, переменный, шаг вальса, мазурки, венгерки, польки, шаг галопа вперед и в сторону.

Слайд 20

Движение в обход. Команда «В обход налево (направо) шагом – Марш!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная – «Марш!» должна быть подана у угла зала или площадки. В том случае если направляющий группы находится не на линии обхода, необходимо, указав какую - либо точку обхода, вывести туда направляющего и затем подать команду для движения в обход. Диагональ. Команда: «По диагонали - Марш!», подаётся при подходе направляющего к одному из углов зала

Слайд 21

Движение противоходом – Движение колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: «Налево (направо) противоходом – Марш!». Направляющий заходя правым плечом вперед, выполняет поворот кругом и начинает движение на встречу колонне. Интервал между встречными колонами один шаг Противоходом наружу, команда: « Противоходом наружу – Марш!» Противоходом внутрь, команда: « Противоходом внутрь - Марш!» Для выполнения движения интервал между колоннами должен быть не менее трех шагов Противоход в колонах, команда: «Налево (направо) противоходом в колоннах – Марш!». Для выполнения этого движения интервал между этими колоннами должен быть не менее двух шагов

Слайд 22

«Змейка», «Зигзаг» представляет собой ряд противоходов . Для движения «змейкой» вначале подается команда «Налево (направо) противоходом - Марш!», а когда колонна сделала один виток противоходом , подается команда «Змейкой - Марш!». «Змейки» могут быть разного размера: большие - во всю длину зала (площадки), средние , на половину длины или ширины зала (площадки), малые - на четверть длины или ширины

Слайд 23

«Зигзаг» изучается после того, как дети хорошо усвоят движение в колонне с изменением направлений. В командах для движения «зигзагом» указывается направление движения: «Ко мне - Марш!», «На правый угол - Марш!» и др. «Зигзаги», так же как и «змейки», могут быть различных размеров. При проведении «зигзагов» на площадке или в зале, можно использовать имеющиеся ориентиры: столб, дерево, флажок, скамейку, окно, дверь, гимнастическую стенку и т. д. «Змейки» и «зигзаги» могут быть: продольными поперечными.

Слайд 24

РАЗМЫКАНИЯ И СМЫКАНИЯ Размыкания и смыкания в движении. Команда: «Вправо (влево, от середины) на 2-3 шага разомкнись!» Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал. Смыкание в движении. Команда: «Вправо (влево, к середине) сомкнись!» или «Бегом сомкнись!». Смыкание выполняется в обратном порядке относительно размыкания. Размыкание приставными шагами на поднятые руки в стороны. Команда: «От середины (вправо, влево) на поднятые руки в стороны разомкнись!», производится приставными шагами, постепенно поднимая руки в стороны до интервала на ширину ладони между пальцами партнера. После окончания размыкания подаётся команда: «Руки вниз!» Смыкание производится по команде: «К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись!».

Слайд 25

Размыкание колонны по четыре приставными шагами. Команда: «Влево (вправо, от середины), приставными шагами (окрестными шагами, прыжками, выпадами, кувырками и т.д.) на два шага разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает подсчет «раз-два» до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, затем последовательно, через каждые два счёта вступают остальные. Для смыкания подаётся команда: «Влево (вправо, к середине) сомкнись!». Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет подсчёт до окончания смыкания. Размыкание с поворотами. Команда: «Налево (направо) от середины разомкнись!». В том случае, когда интервал не указывается, занимающиеся размыкаются на один шаг. Для размыкания все занимающиеся поворачиваются в указанную сторону и идут вперёд, повернув голову налево - назад, смотрят на занимающихся, идущих сзади. После размыкания все поворачиваются в исходное положение. Для смыкания подаётся команда: «Вправо (влево, к середине) сомкнись!». Выполняя эту команду, все занимающиеся поворачиваются в сторону смыкания и подходят на установленный интервал, самостоятельно останавливаются в исходном положении.

Слайд 26

Литература: 1 . Д.В. Хухлаева «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» 2. Cамохин В.И .« МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БАЗОВЫХ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКЕ ГИМНАСТИКИ СО СТУДЕНТАМИ СГГА » (методические указания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное сопровождение "Марш победителей"

Строевые упражненя для детей старшего дошкольного возраста под музыкальное соповождение 1."Марш победителей"(с флажками)2."Ты не бойся мама""-"(без предметов)...

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ СЕГОДНЯ НАС ЖДУТ.

Цель: формировать у детей стремление к физическому совершенствованию.Задачи:- отрабатывать навыки перестроения в одну, две колонны;- закреплять комплекс ОРУ в парах под музыку;- упражнять в метании ме...

Обучение детей строевым упражнениям. Игры на перестроение

Разновидности перестроений. Обучение перестроениям в игровой форме...

Методика обучения дошкольников строевым упражнениям.

Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и ...

Строевые упражнения

Строевые упражнения -совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строй -это размещение занимающихся для совместных действий. ...