Консультация для родителей
консультация по физкультуре по теме

Шклярова Ольга Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Закаливание и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Инструктор по физической культуре  ГБОУ Школа №705  О.А. Шклярова

Возникновение и развитие лечебной гимнастики тесно связаны с развитием медицины, имеющей многовековую историю. Так, еще в древнекитайском медицинском труде « О природе и жизни», относящемся к III тысячелетию до нашей эры, отражен опыт применения с лечебными целями физических упражнений, дыхательной гимнастики и массажа.

    Значительную роль в развитии лечебной гимнастики сыграл ученый Авиценна ( 980- 1037). В своем труде он изложил целую систему знаний, в котором видное место занимают физические упражнения, лечебная гимнастика ,закаливание, рациональный режим и т.д.

     Большой вклад в развитие лечебной гимнастики внесли такие передовые деятели русской культуры, как М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, ученые медики М.Я. Мудрова, Н.И.Пирогова, А.А. Остроумова, П.Ф. Мегарта и другие.

    Влияние лечебной физкультуры на больного весьма сложно и многообразно .В трудах  А.Н. Крестовникова, В.Н. Машкова и др.механизм действия физических упражнений освещен с позиций учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

    Лечебная физкультура имеет ряд особенностей, отличающих ее от других лечебных методов. Основной ее особенностью является активное сознательное участие больных в процессе упражнений. Этот метод не только оздоравливает и  укрепляет организм больного, но и воспитывает у него сознательное отношение к регулированию его режима.

    В своей работе я большое внимание уделила такому заболеванию, как плоскостопие. Так как,  стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. В следствии этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные прежде всего, вертикальным положением туловища.

   Пальцы стопы короткие и менее подвижные; плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный и поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые  пассивными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонусу мышц ( М.В.  Ванин, Г.Л.  Билич).

    Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают к друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко диагностическим ошибкам ( И. И. Ловейко). Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты.

Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижные, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны.

   Объем  движений детской стопы больше, чем взрослой, в следствии большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке  свода стопы  несколько уплощаются, но по ее окончании тот час же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

  Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка ( В. Страновская).  Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятием спортом ( И.Сергеенко).

   П.И. Готовцев предлагает различать пять видов плоской стопы: врожденную, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.

   Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко. Причиной ее является внутриутробно возникающий порок развития.

   Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, перенесшим рахит. При этом часто отмечается и другие рахитические деформации костно-связочного аппарата. Плоскостопие при рахите – это, как правило, следствие растяжение костей и понижения их механической прочности, также характерного для рахитического процесса ослабления связочного аппарата и мышечной гипотонии.

   Паралитическое плоскостопие возникает чаще всего как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от тяжести паралитического поражения и числа парализованных мышц.

   Травматическая плоская стопа может образоваться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего она является следствием неправильно сросшихся переломов лодыжек.

   Статическое плоскостопие – это самый распространенный вид плоскостопия. Причиной его возникновения является слабость мышечного тонуса, чрезмерное утомление в связи с длительным пребывание на ногах, увеличением веса тела в течении короткого отрезка времени.

   Для диагностики плоскостопия применяют метод плантография  отпечатков стоп. Их получают следующим образом: обследуемый встает босыми стопами на войлочную или поролоновую площадку, смоченную 10%  раствором полутора хлористого железа, затем на бумагу, увлажненную 10% спиртовым раствором тонина. В местах соприкосновения с бумагой остается темный отчетливый отпечаток . При нормальном своде стопы внутренняя половина бумаги остается светлой, так как она находится под сводом стопы; при резко выраженном плоскостопии на бумаге остается отпечаток всей подошвенной поверхности стопы ( отпечатки стоп при плантографии прилагаются.

  Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем его предупредить. Поэтому большое внимание следует уделять профилактике плоскостопия. В детском возрасте необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата стоп. Весьма полезна ходьба босиком по неровной почве, происходит естественная тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы. Большую роль в предупреждении играет рациональная обувь. Противопоказано носить обувь с плоской подошвой, мягкую и вяленую обувь.

   Лечебная физическая культура – одно из средств комплексной терапии при всех формах плоскостопия. Ведущее место в числе лечебных задач занимают специальные задачи – исправления деформации стоп и закрепления результатов лечения.

Упражнения для предупреждения плоскостопия и косолапости.

 

  1. Подниматься на носки и опускаться на стопы.
  2. Одна стопа потирает другую.
  3. Сгибать и разгибать пальцы в и.п. сидя, лежа.
  4. Поворачивать стопу вперед-назад, вправо-влево.
  5. Из положения основной стойки, тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.
  6. Ходьба на носках, пятках и наружных краях стопы.
  7. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку.
  8. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке-массажеру.
  9. Сидя, ноги согнуты в коленях, стопы параллельны, приподнимание пяток вместе и попеременно.
  10. Сидя, тыльное сгибание пяток одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой.
  11. Полуприседание и приседание на носках.
  12. Стать на наружные края стоп и вернуться в и.п.
  13. Стоя носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания.
  14. Стоя, стопы параллельны, поочередное поднимание пяток, без отрыва стоп от пола, ходьба на месте.
  15. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны, полуприседания, приседания.
  16.  Стоя на набивном мяче, приседания и полуприседания.
  17. Лежа, оттягивание носков ног с одновременным поднимание и опусканием их наружного края.
  18. Сгибание ног в коленях, упор стопами в пол, разведение пяток в стороны и возврат в и.п.
  19. И п тоже, поочередное приподнимание пяток от опоры.
  20. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, бедра разведены, стопы касаются друг друга подошвенной поверхностью. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором передней части стопы, стопы касаются подошвами.
  21. Скользящие движения ноги по голени другой.
  22. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу и по наклонной ребристой доске.
  23. Стоя на гимнастической стенке, на пальцах стоп, приподнимание на носках и возврат в и.п.
  24. Упражнения с предметами. Захват предметов пальцами ног, удержание удерживание и выбрасывание их.
  25. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях.
  26. Стоять на деревянных дощечках-шаблонах стоп, правильно ставить стопу.
  27. Ходьба по прямой и наклонной  дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивая наклон.
  28. Ходьба по гладкой наклонной доске вниз- вверх.

     

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...