опыт работы
опыты и эксперименты по физкультуре по теме

Павкина Екатерина Юрьевна

Тема: "Навыки владения мячом через организацию подвижных игр в совместной и самостоятельной деятельности с детьми."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Павкиной Екатерины Юрьевны,

инструктора по физической культуре

МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Колосок»

Одной из основных задач работы дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья дошкольника, формирование у них привычку к ЗОЖ.

 Особое место в организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении в соответствии с программными требованиями занимает формирование навыка владения мячом.

 Игры с мячом пользуются у детей наибольшей популярностью, и это неудивительно, так как мяч – это один из спортивных инвентарей, который доступен и может использоваться как в самостоятельной, так и в совместной деятельности детей, в помещении и на улице. Для детей мяч - это привлекательный «снаряд», символи-зирующий приобщение к спортивным играм: волейболу, баскетболу, футболу и т. д.

 В работе с детьми дошкольного возраста формируются разнообразные действия с мячом: бросание, ловля, катание, метание, способствующие развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, а так же совершенствуют пространственную ориентировку. Действия с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

 Игры с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания детей дошкольного возраста, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнения.

Однако, наблюдая за многократным монотонным и однообразным повторением действий детей 4-6 лет с мячом, я пришла к выводу, что интерес у дошкольников к манипуляциям с мячом пропадает.

Результаты анкетирования по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ показали, что родители воспитанников отмечают однообразие двигательных навыков детей, организуемых ими подвижных игр.

Это привело меня к необходимости поиска новых форм и методов активизации детей при действии с мячом, а также к новым формам взаимодействия с родителями.

 Осознание и принятие концептуальных подходов программы «От рождения до школы» к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, анализ состояния работы дошкольного учреждения по физическому развитию дошкольников, педагогические наблюдения за детьми, в конечном счете, моя личная заинтересованность в физическом развитии детей, в укреплении их здоровья, стало основой становления данного опыта.

 Опыт построен на возможностях повышения двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе овладения навыками игры с мячом посредством использования подвижных игр.

 Использование подвижных игр в овладении навыкам игры с мячом детей является неотъемлемой частью построения образовательного процесса по физическому развитию дошкольников в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы». Важно, что в программе игра рассматривается как ведущая деятельность дошкольника, как основа организации жизнедеятельности детского коллектива.

 При становлении опыта мной учитывалась значимость подвижной игры в работе с детьми дошкольного возраста, важность выполнения ею функции средства обучения.

 Реализация данного опыта имеет перспективу дальнейшего использования в практике работы дошкольных образовательны учреждений и последующего развития в свете утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в части касающейся требований к содержанию образовательной программы дошкольного образования и основных задач, на решение которых направлен ФГОС ДО.

 Перспектива использования опыта заключается:

-в важности подвижной игры с использованием мяча в системе физического воспитания детей дошкольного возраста;

-в использовании в совместной и самостоятельной деятельности с детьми подвижных игр и игровых упражнений с мячом, элементов спортивных игр.

 При становлении опыта основывалась на методических разработках по формированию двигательных навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

 При определении значимости двигательной активности на здоровье ребенка, его физическое развитие необходимо, прежде всего, определить понятие «двигательная активность», «подвижная игра».

 Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

 Понятие «подвижная игра» включает в себя сознательную, активную деятельность ребенка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

 Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре ребенок одновременно упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании, и таким образом, « подвижная игра представляет собой более сложное действие».

 Особое место в психолого-педагогической литературе уделяется играм с мячом. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

 В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм в работах В.В. Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н. Всеволодского - Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

 По данным Лоуэна, « отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения»

Цель данного опыта заключается в повышении двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе овладения навыками игры с мячом посредством использования подвижных игр.

Основными задачами достижения поставленной цели являются:

1. Совершенствовать навыки владения мячом через организацию подвижных игр в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.

2. Сформировать коммуникативные навыки у дошкольников, поддерживать интерес к играм с мячом и желание в них играть в самостоятельной и совместной деятельности.

3. Активизировать и разнообразить двигательную активность детей с помощью игр и игровых упражнений с мячом.

4. Вызвать у родителей воспитанников желание организовывать подвижные игры с мячом совместно с детьми.

Для достижения поставленных задач в МБДОУ созданы соответствующие условия:

-предметно - развивающая среда в групповых помещениях, на игровых прогулочных площадках, в спортивном зале и спортивной площадке оснащена разнообразным физкультурным и спортивно – игровым оборудованием, схемами, позволяющим добиться положительных результатов в развитии двигательной активности дошкольников, способствующая ознакомлению детей с разными видами мячей и способами игры с ними.

-при организации совместной и самостоятельной деятельности детей, активно используются спортивные и подвижные игры с мячом, позволяющие обогатить двигательный опыт дошкольников;

-разработана система закаливающих мероприятий, с учетом возрастных особенностей детей, состояния их здоровья, направленных на укрепление здоровья воспитанников.

В своей работе использую разнообразные формы организации детей

-совместная деятельность

При организации совместной деятельности с детьми использую игры и игровые упражнения основанные на владении навыками игры с мячом, спортивные игры.

-образовательная деятельность

Организация образовательной деятельности, построена с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также использовании игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач;

-самостоятельная деятельность включает в себя обогащение предметно – развивающей среды, поощрение детей к организации подвижных и спортивных игр с использованием мяча;

-индивидуальная работа способствует совершенствованию умений и навыков детей.

 Организация непосредственно образовательной деятельности является основной формой работы по формированию навыка владения мячом.

 При организации образовательной деятельности особое место занимают игровые формы проведения НОД, активно используются подвижные игры и игровые упражнения с мячом, при этом основываюсь на свободном выборе детей.

 Непосредственно – образовательная деятельность, построенная на основе подвижных игр и игровых упражнений с мячом, имеет свои особенности содержания и проведения. При организации игровой непосредственно – образовательной деятельности подбираю игры разной степени двигательной интенсивности (низкой, средней и высокой), которые провожу последовательно в соответствии с структурой проведения НОД. При подготовке к проведению образовательной деятельности подбираю по три игры с мячом низкой, средней и высокой степени интенсивности, подбираю игровые упражнения, которые могут быть предложены детям, для осуществления выбора одного из трех вариантов каждой игры. Для выбора игровых упражнений детьми использую показ предметов, обозначающих содержание той или иной игры, карточки – схемы с зашифрованными названиями игр и т.д.   Образовательная деятельность, основанная на выборе детей проводиться два раза в месяц.

 Для решения поставленных задач придерживаюсь следующей структуры проведения непосредственно образовательной деятельности :

-мотивация детей на освоение предстоящей деятельности игры с мячом (создание проблемы);

-совместное определение цели деятельности с мячом;

-совместное планирование деятельности с мячом посредством использования подвижных игр;

-самостоятельная и совместная деятельность детей по выполнению дифференцированных упражнений с мячом;

-подведение итогов: обсуждение успехов, выяснение причин неудач, пожелания детей к последующему проведению образовательной деятельности

В работе с детьми старшего дошкольного возраста при проведении непосредственно образовательной деятельности используются игры- эстафеты.

При проведении такого типа образовательной деятельности соблюдаются следующие условия :

-каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.)

-при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

Одним из непременных условий достижения поставленных задач является осуществление взаимодействия с родителями, при этом использую разнообразные формы работы:

-родительские собрания;

- консультации;

-индивидуальные беседы и рекомендации;

-наглядная информация;

-открытые просмотры образовательной деятельности по физической культуре;

- проведение практических занятий

Результативность данного опыта прослеживается. Показателями служат результаты мониторинга, по следующим критериям:

-сформированность навыка владения мячом у детей дошкольного возраста;

-повышение двигательной активности детей 3-6 лет посредством использования игр и игровых упражнений с мячом в самостоятельной деятельности;

-сформированность коммуникативных навыков у дошкольников проявление интереса к играм с мячом, желание играть с мячом в самостоятельной деятельности;

-эффективность использования разнообразных форм взаимодействия с семьей, о желании родителей воспитанников организовывать подвижные игры с мячом совместно с детьми;

- уменьшение случаев заболеваемости детей 3 – 6 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...