Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол по средством специальных занятий
материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Ольга Александровна

Курсовая работа для студентов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr.docx55.45 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирское областное государственное образовательное учреждение          среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами спортивной игры в футбол посредством специальных занятий»

Выполнила:

Тимофеева Ольга Александровна,

студентка группы ЗД-31В  

заочного отделения

Научный руководитель:

Тимошина А.А.

2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения детьми старшего дошкольного возраста элементами спортивной игры в футбол ………………6

1.1.        История развития футбола…………………………………………..…….6

1.2.        Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….….10

1.3.        Элементы спортивной игры в футбол в работе с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………………...…15

1.4.        Особенности построения и методика проведения занятий по обучению элементам спортивной  игры в футбол в старшем дошкольном возрасте…...21

Выводы по главе…………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  литературы……………………………………………..……………….28

Введение

Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания дошкольного образовательного учреждения.

        Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Вместе с тем детям дошкольного возраста не рекомендуется заниматься спортом в прямом смысле этого слова, т.е. осуществлять подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов. Но отдельные элементы действия в спортивных играх и упражнениях, элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

        Футбол - спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею.         Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

        Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Ведь двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

        Исследованием данного вопроса занимались Э.Й. Адашкявичене, Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова, Е.Ф. Желобкович и другие.

Изучая,  данный вопрос мы столкнулись с таким явлением: в процессе физических занятий мало уделяется внимания элементам спортивной игры в футбол, и дети старшего дошкольного возраста не достаточно владеют этой игрой.         

Данное явление связано чаще всего с тем, что занятия по обучению детей элементам спортивной игры в футбол, проводится не в системе и не создаются для этого условия.

Таким образом, сложилось противоречие между разработанной методикой обучения элементам спортивной игры в футбол и не достаточным использованием данного вида деятельности в практике дошкольного образовательного учреждения

Исходя из выделенного противоречия можно сформулировать следующую проблему – какова  методика проведения занятий по обучению элементам спортивной  игры в футбол в старшем дошкольном возрасте? Ответ на этот вопрос и составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс овладения элементов спортивной игры футбол детьми старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика проведения занятий по обучению элементам спортивной  игры в футбол детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- Рассмотреть теоретические основы проблемы овладения детьми старшего дошкольного возраста элементами спортивной игры в футбол.  

- Изучить анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

- Рассмотреть особенности построения и методика проведения занятий по обучению элементам спортивной  игры в футбол в старшем дошкольном возрасте.

Методы исследования:   теоретические – анализ печатных источников, анализ понятийного аппарата;

Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол

  1. История футбола

Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока, в античном мире, во Франции, в Италии и в Англии. [8.c.329]

        В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 до н. э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н. э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками, и ногами. Эту игру римляне назвали «гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила.

Начало футболу в России положили англичане, которые собирались в кружки, главным образом в Санкт - Петербурге, Москве и Одессе. Первая футбольная команда, состоявшая только из русских игроков, была создана в 1897 г. при «Кружке любителей спорта» (последствии «Спорт»). 13 сентября 1898 г. во дворе первого кадетского корпуса в Санкт - Петербурге состоялся первый в стране открытый футбольный матч между командой «Кружка любителей спорта» и русской командой (основана в 1898 г.) «Петербургского кружка спортсменов» (4:3 в пользу «Кружка любителей спорта»). В 1901 г. была образованна Санкт - Петербургская Футбольная Лига. С того же года стали проводиться регулярные соревнования на первенство Санкт - Петербурга (первый победитель - «Невский клуб»). Команда «Кружка любителей спорта» включилась в эти соревнования в 1902 г. и в первые стала чемпионом города в 1908 г. Матчи проводились в два круга, на своём поле и чужом поле. Система зачёта была обычной: победа - 2, очка, ничья - 1, поражение - 0.

В конце XIX в начале ХХ вв. первые футбольные матчи были сыграны в других городах России: Одессе (1899 г.), Киеве (1900 г.), Москве (1901 г.). Несколько позже были созданы в Харькове, Тифлисе, Твери, Николаеве, Севастополе, Фергане. [4.c.269]

Родиной футбола в Москве было Ширяево поле в Сокольниках, где «Сокольничий клуб спорта» (СКС) заложил фундамент организованного московского футбола (в 1905 г. официально утвердил свой устав). В 1909 г. сильнейшие московские команды (СКС, «Сокольники», «Унион» и «Морозовцы») учредили Московскую футбольную лигу.

Крупным событием в футбольной жизни страны стали матчи московских и петербургских команд. Первый такой матч состоялся в 1907 г. и принёс победу команде Санкт - Петербурга (2:0). Не удалось московским футболистам выиграть и у своих соперников, и в последующие (до 1917) годы. В начале 10-х годов ХХ в. в Санкт - Петербурге, кроме названных уже выше клубов, получили известность «Коломяги», «Меркур», «Нарвский кружок спортсменов», «Удельная», в Москве и в её окрестностях также появились новые сильные команды: «Замоскворецкий клуб спорта» (ЗКС), «Новогиреево», «Быково», КФС.

В 1912 г. были организованы футбольные лиги в Киеве и в Одессе. А 6 января 1912 г. был образован Всероссийский футбольный Союз, который к тому же году был призван в ФИФА. В конце 1912 г. в состав всероссийского футбольного союза входили футбольные лиги Санкт - Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Харькова, Николаева и Твери (всего 52 клуба). В 1913 г. Всероссийский футбольный союз объединял футбольные лиги 33 городов и 155 клубов с общим числом футболистов любителей 7 - 8 тыс.

1912 год стал и годом первого футбольного чемпионата России. Участвовали в нем сборные команды Санкт - Петербурга, Москвы и Харькова. В решающей встрече (2:2, 4:1) победили петербургские футболисты. Во втором чемпионате страны принимали участие также три команды: Санкт - Петербурга, Москвы и Одессы. Финальный матч между одесскими и петербургскими футболистами принёс победу одесситам (4:2). Но в их составе оказался не заявленный игрок, и Всероссийский футбольный союз аннулировал результаты матча, и первенство было призвано не разыгранным. Третий чемпионат России (1914 г.) помешала закончить первая мировая война.

Кроме организованных «луговых» команд, в стране было много и так называемых «диких» команд состоящей из рабочей и учащийся молодёжи, лишённой возможности играть в луговых футбольных клубах из- за различные ограничения, высоких денежных взносов и дороговизны спортивного инвентаря. «Внелиговые» команды проводили свои соревнования подчас довольно крупных масштабов. Например, в Москве в течении трех лет разыгрывался специальный приз, учреждённый журналом «К спорту!». Первым этот приз выиграл сильнейший из «диких» - Рогожский кружок спорта.

Первые международные встречи футболистов России состоялись в октябре 1910 г. когда страну посетила чешская команда «Коринтианс» (Прага). Сборные команды Санкт — Петербурга и Москвы обыграли гостей. Намного хуже были результаты товарищеских международных встреч 1911 г. Трижды проиграли московские команды сб. Берлина и трижды были разгромлены любительской командой футболисты Санкт- Петербурга, в том числе сборная русских игроков - 0:11. Эти матчи продемонстрировали значительное отставание России в развитии футбола по сравнению с ведущими европейскими футбольными странами.

 Каких-либо методов обучения футболистов в России не существовало, тренировки несли примитивный характер, понятия о тактике игроки не имели почти никакого. К тому же крайне неорганизованно проходил отбор футболистов в лучшие команды, и многие талантливые игроки «внелиговых» команд не имели права предоставлять футбол страны.

Низкий класс футболистов России сказался и на единственном выступлении сб. России (цвета: футболки оранжевые, трусы тёмно-синие, гетры чёрные) в официальных международных соревнованиях - 5 Олимпийских играх 1912 г. В первом же матче (1/4 финала) сб. России проиграла сб. Финляндии (1:2), а затем в «утешительной» встрече потерпела разгромное поражение от сб. Германии (0:16). Крупными неудачами закончились и после олимпийские матчи русских футболистов в Москве с олимпийской командой Венгрии (сб. Москвы - 0:9, сб. России - 0:12). В 1913 г. сб. России проиграла сб. Швеции - 1:4 и сыграла в ничью со сб. Норвегии - 1:1 и в 1914 г. закончила ничейным результатом матчи со сб. Швеции (2:2) и сб. Норвегии (1:1).

Первые 10-15 лет развития футбола в стране ознаменовались выступлением таких известных футболистов, как Л. Фаворский, М. Ромм, Ф. Розанов, В. Бутусов, Н. Хромов, В. Житарев, С. Романов, Г. Богемский, Л. Смирнов, Н. Денисов, С. Сысоев, Б. Чесноков и др. Во «внелигированых» командах первые спортивные навыки приобрели Н. Соколов, П. Кануников, Ф. Селин, М. Бутусов, А. Злочевский, И. Артемьев, П. Исаков, К. Блинков, П. Батырев, П. Ежов и многие другие игроки, прославившие советский футбол в первые годы его существования. [8.c.332]

Итак, мы видим, что такая игра как футбол зародилась еще до нашей эры и тому есть научное доказательство и развивается она довольно стремительно и быстро. Если в начале развития футбола в России игроки не имели представления о технике и тактике игры, то постепенно с развитием футбола в России и Мире сформировались определенная техника и тактика игры, а также, на протяжении всего периода развития футбола были разработаны специальные правила игры, которые сохраняются по настоящее время.

1.2.        Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

По мнению ученых в области психологии Мартьянов Б.И., ГогуновЕ.Н. и другие, отмечается, что психологические особенности детей старшего дошкольного возраста определяются тем, что ведущим видом деятельности является игра. В игре происходит освоение норм правил поведения, взаимодействия и соблюдение условий игры. С 5,5–6 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению. В этом возрасте большую роль играет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей. Возрастной период старшего дошкольника характеризуется шестью, семью годами и имеет свои возрастные особенности.

В изучаемом нами возрасте, у дошкольника происходит интенсивное развитие физической, интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Старший дошкольник начинает активно включаться в различные виды деятельности, что способствует появлению и развитию у него новых качеств и потребностей. Естественной потребность старшего дошкольника является потребность в высокой двигательной активности. Учитывая это, необходимо разносторонне расширять формы двигательных действий. Формирование двигательных действий у старшего дошкольника происходит при активном участии познавательной деятельности и сознания.

Эффективность обучения зависит от интереса занимающихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей и восприятия двигательного действия, с последующей переработкой его в понимание. Созданием оптимального фона для двигательной активности детей определяет успешность овладения новыми движениями. Применение различных методов активизации внимания, особенно психологически положительно окрашенных, способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Не рекомендуется специалистами и учеными разучивать сложные по структуре движения в состоянии утомления.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его наглядно-образное представление, и словесные методы. Часто решающее значение в успешном выполнении движений или физических упражнений имеет образное сравнение с представителями животного, природного или неодушевленного мира. Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

В процессе обучения старших дошкольников двигательным действиям, следует учитывать мнения специалистов Т.И. Осокиной, Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебенко, которые утверждают, что сложные упражнения, чрезмерныепо силе раздражители, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции дошкольника, не будут освоены. Наоборот, слабые по силе, простые движения не представляют для ребенка интереса, не побуждают к повторному их выполнению. Высокая пластичность коры полушарий большого мозга и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняются до конца пубертатного периода.

 Высшая нервная деятельность дошкольников имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с возрастным совершенствованием основных свойств нервной системы. Дети не переносят действия сильного или длительного монотонного раздражителя: сила нервных процессов у них относительно невелика, резко выражено внешнее торможение. Незавершенность формирования физиологических структур организма дошкольника и наличие в динамике его развития наиболее чувствительных к внешним воздействиям периодов диктуют необходимость реализации соответствующих возможностям ребенка средств и методов обучения и в процессе физического воспитания.

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению с взрослыми. В связи с тем, что формирование и рост всех отделов грудной клетки и позвоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структуры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям. У дошкольников относительно слабо развиты связки и сухожилия, мелкие мышцы кисти руки, сила мышц у них также еще невелика и только после четырех лет.

Анатомо-физиологические особенности строения тела старших дошкольников сопровождается заметно выраженными пропорциями тела, так руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Установлено, что у старших дошкольников длина туловища увеличивается в 2 раза, длина рук более чем в 2,5 раза, а длина ног почти в 3раза. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения 2мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем в возрасте старшего дошкольника – мышцы рук. За счет этого увеличивается мышечная сила, дети еще не способны длительно выполнять физическую нагрузку, так как мышцы быстро утомляются. Костно-мышечный аппарат дошкольника достаточно слабый и не выдерживает длительного мышечного напряжения. У старшего дошкольника завершается созревание нервных клеток головного мозга, однако центральная и периферическая нервная система ребенка еще недостаточно устойчива, на лицо – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Работа сердечной мышцы у старшего дошкольника еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий необходимо дозировать. С возрастом количество движений у детей имеет тенденцию к увеличению. Детям важно активно двигаться не менее 50-60% всего периода бодрствования.

Изучаемый нами возрастной период 6–7 лет, характеризуется тем, что дети уже имеют определенный двигательный опыт, они умеют бегать, прыгать, метать и др. А значит, происходит развития основных двигательных качеств ловкости, быстроты, силы и выносливости и гибкости. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

Все эти особенности развития костно-мышечной системы дошкольников должны обязательно учитываться при определении интенсивности и характера физических нагрузок. Необходимо помнить о том, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет своим телом, так как у него еще не сформирована в достаточной степени координация движений, а, следовательно, многие физические упражнения, связанные с этой функцией, недоступны для выполнения. [13.c.4]

Наиболее интенсивное развитие многих анатомо-физиологических систем организма, в том числе и моторной сферы, происходит у дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет: заметно изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения; изменяются размеры отдельных частей тела и их соотношение; существенно увеличивается длина верхних и нижних конечностей; начинается сращение тазовых костей; появляются точки окостенения в позвонках; формируется осанка. Это означает, что к старшему дошкольному возрасту, физическая нагрузка может быть более разнообразной по содержанию и характеру упражнений, хотя принцип соблюдения строгой регламентации объема и интенсивности физических нагрузок сохраняется, ограничивается также и выполнение детьми некоторых сложных движений.

Период дошкольного детства по сравнению с ранним возрастом характеризуется более высокими темпами роста в связи с поступательным развитием мышечной ткани, формированием нервно-мышечного аппарата. Дошкольники уже могут более четко выполнять упражнения, требующие развития координации движений, овладевают навыками бега, прыжков, у них достаточно интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат в целом.

Возрастные особенности мышечной работоспособности, как и другие структуры, связаны с высшей нервной деятельностью, зрелостью ее морфологических структур. Эти особенности в большой мере определяют темпы и сроки развития у ребенка разнообразных двигательных навыков и умений. [6.c.112]

Изучая анатомо-физиологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста установлено, что процессы внутреннего торможения неустойчивы, значит, не успев выслушать объяснение педагога, дети начинают выполнять упражнение. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае «угадыванием» правильности его выполнения.

Дальнейшая коррекция движения осуществляется путем сопоставления выполнения его с движениями других детей, а также под воздействием указаний учителя. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Таким образом, развитие двигательной сферы ребенка-дошкольника тесно связано с формированием ведущих физиологических систем организма и главным образом центральной нервной системы.  В процессе обучения детей элементам игры в футбол, необходимо учитывать разнообразность физической нагрузки, принципы строгой регламентации объема и интенсивности физических нагрузок.

1.3. Элементы игры в футбол в работе с детьми старшего дошкольного возраста

По мнению Э.Й. Адашкявичене занятия элементами спортивной игры в футбол с детьми старшего дошкольного возраста способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

        Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря. [1.c.113]

        Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

        Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.

        Удары по мячу ногой выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, носком и другими частями стопы и тела, которые реже применяются в игре. Футболист, готовясь к удару, за счет свободного замаха накапливает определенную энергию (нога сильно отводится назад, а затем начинает движение вперед сильно сгибаясь). Опорная нога (слегка согнута в коленном суставе) ставится чаще всего с пятки, а во время движения сгибается еще больше, вес тела переносится на всю ступню, а затем в момент отрыва мяча от стопы совершается подъем на носок. Перед соприкосновением стопы с мячом нога представляет собой жесткий рычаг. Дальность полета мяча и траектория зависят от того, с какой силой наносится удар.

        Удары могут выполнятся по неподвижному, катящемуся, летящему и отскочившему от земли мячу. Удар по движущемуся мячу выполнить труднее, чем по неподвижному, потому что игрок вынужден в этом случае согласовывать свои движения с движением мяча во времени и по расстоянию.

        Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способам приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы.

        Для остановки катящегося мяча подошвой игрок встречает его ногой, слегка согнутой в колене и вынесенной вперед (носок поднят, пятка опущена), затем мяч накрывает подошвой, носок опускается и прижимает к земле.

        Прием мяча внутренней стороной стопы, катящегося навстречу, выполняется так: ребенок поворачивает ногу носком наружу, вес тела переносит на опорную ногу и в момент соприкосновения с мячом отводит ногу немного назад.

        Прием мяча внешней стороной стопы применяется в случаях, когда мяч падает сбоку от игрока. Остановку мяча выполняют согнутой ногой, вынесенной впереди опорной. Правая нога, согнутая в колене с опущенной пяткой и приподнятым носком, выносится вперед-влево, левая - вперед-вправо. Прием мяча осуществляется в момент его приземления.

        Ведение мяча осуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко -  в середину мяча.

        Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Необходимо предупредить детей, чтобы   они   играли   осторожно, так   как   можно   получить   травму.

        Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

        Приемы игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой, если есть возможность продвинуться вперед.

        Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом. [5.c.224]

        С детьми старшего дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).            

        Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например, одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может сам оговорить некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т. д.

        Цель команды в игре — забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры.

        Каждая команда состоит из 5-8 детей и нескольких запасных. Один из игроков - капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки.

        Педагог следит за выполнением правил игры и принимает решения во всех спорных случаях. Он останавливает игру при нарушениях правил игроками, следит за поведением детей, контролирует время игры.

        Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3- 5 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

        Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большее количество мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной вничью.

        Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его (ногами) товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды — не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками касаться мяча разрешается только вратарю.

        Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора стороны или начального удара.

        Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля, и игра начинается по сигналу воспитателя одним из игроков команды, начинающей игру. Ребенок направляет мяч в сторону противника. Игроки команды соперников должны находиться от мяча на расстоянии не менее 3 м. Ребенок, производящий начальный удар, не   имеет права   вторично   касаться   мяча   раньше других детей.

        После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, игроком команды, в ворота которой был забит мяч.

        После установленного перерыва команды меняются сторонами начальный удар производится с центра поля игроком противоположной команды, т. е. той, которая не начинала игру.

        Педагог может менять игроков в течение всей игры. Любой из игроков команды может заменить вратаря. Если кто-то из детей очень устал, получил травму или недисциплинированно себя вел, воспитатель останавливает игру, при необходимости помогает ребенку или заменяет его.

        Мяч, пересекший боковую линию или линию ворот по земле или по воздуху, считается вышедшим из игры. Мяч считается в положении вне игры и тогда, когда игру останавливает воспитатель. В течение всего остального времени мяч считается в игре даже тогда, когда он отскакивает на поле от стойки или перекладины ворот, или дети прекращают игру, предполагая, что произошло нарушение правил и судья остановит игру.

        Игрокам не разрешается ставить товарищу подножку, ударять противника ногой, толкаться, тянуть за одежду, за руки, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Нарушением правил игры считается также бег с мячом в руках, попытка ловить его. Если игрок нарушает правила, воспитатель останавливает игру и делает ему замечание. Мяч при этом передается противоположной команде и вводится в игру с того места, где произошло нарушение. Если нарушение совершили одновременно игроки обеих команд, в этом случае и тем и другим назначается штрафной удар (по неподвижному мячу) с места нарушения.

        За грубые нарушения правил игрок удаляется с поля (с правом его замены) на 1-3 мин. [9.c.4]

        Надо приучать детей играть дружно, помогать друг другу, сочувствовать при неудаче.

        На участке с травяным покрытием оборудуется футбольное поле, длина поля не должна превышать 24 м, ширина 18 м. Если детский сад не располагает достаточной площадкой, то игра проводится с меньшим числом игроков в командах на площадках любых размеров. Разметка площадки делается мелом. Поперек площадки отмечаются средняя линия и центровой круг диаметром 5 м. На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м, шириной 3 м. Ворота делаются из круглого столба диаметром 12 см или из металлических труб. Они окрашиваются белым цветом. С противоположной стороны площадки на воротах устанавливаются крючья, с помощью которых крепится сетка. Чтобы избежать ушиба детей в играх, ворота ограничиваются с боков при помощи полиэтиленовых предметов. На всех углах площадки и на месте пересечения средней и лицевых линий ставятся яркие флажки высотой 0,80—1 м. Футбольное поле можно использовать также для подвижных игр, игр в городки, в бадминтон. Зимой его можно залить водой и оборудовать каток. [20.c.43]

        Таким образом, футбол с детьми старшего дошкольного возраста способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Обучая детей элементам футбольной техники и правилам игры, необходимо тщательно следить за нагрузкой, применяя разнообразные приёмы, не предъявлять трудные и недоступные детям требования.

1.4. Особенности построения и методика проведения занятий по обучению элементам игры в футбол в старшем дошкольном возрасте

Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы дошкольного образовательного учреждения определяют, как специфические методы обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей элементам игры в футбол. В зависимости от того, на сколько будут учтены возрастные и физические возможности старших дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном и образовательном отношении.

        Цель занятий спортивными играми в дошкольном образовательном учреждении – ознакомление детей с определённым видом игры и основами её техники.

        Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий. [7.c.31]

        Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении – это её эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейших предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорей. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но физкультурой в целом. [17.c.418]

        В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.

        Содержание занятий сочетает в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путём усложнения выполнения движений. [12.c.42]

        Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

        На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение обшей физической подготовленности; совершенствование общей выносливости; улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего деятельности сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Реализация этих этапов осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полугода и более.

        Основной этап – этап непосредственно обучение игре в футбол.

        Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в футбол – занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно– оздоровительного кружка под названием, например, «весёлый мяч», «юный футболист», «школа мяча» и т.п. футбольные элементы могут быть включены так же в программный обучающий материал по физическому воспитанию на протяжении учебного года. Длительность таких занятий составляет 25 – 30 минут.

        Содержание основного обучающего этапа представлено в конспектах занятий, представленных ниже.

        Наличие трухчастной формы занятий (вводная часть, основная, заключительная) позволяет педагогу рационально распределять учебно – тренировочный        материал.

        Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

        Вводная часть – это разминка, целью которой является подготовка организма ребёнка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части могут ходить различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под коленом и т.п.) и бега (в колоне по одному, с перестроением в пары, «змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной в перёд, с поворотом вокруг себя по сигналу и т.п.) а также прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры.

        Продолжительность вводной части для старших дошкольников – до 3 – 4 минут. [1.c.115]

         Таким образам упражнения вводной части занятия являются подводящими упражнениями к изучению движений в основной части занятия.

        Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также повышающие функциональное состояние организма.

Комплекс общеразвивающих упражнений можно разучить и выполнять в течении 4 – 5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже изученных и усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к освоению новой нагрузки, а педагогу – рационально распределить их силы при выполнении основных видов движений.

        Как показывает практика при обучении дошкольников техническим азам игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие упражнения, т.е. движения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения. На пример при обучении движения удара по мячу внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча подошвой – подкатывание вперед – назад мяча подошвой, стоя на месте, и т.п.

        Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой.

        Вместе с тем не обходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнение и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе т.п.

        Продолжительность основной части – до 20 минут.

        Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.

     В заключительной части занятия необходимо привести организм ребёнка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. продолжительность заключительной части составляет 4 – 5 минут.

         Заключительный этап – этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учётом 5 – минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям.

        Футбольный матч двух команд, состоящий из детей одной или двух групп старшего дошкольного возраста. Целесообразно включать в программу «дня здоровья», спортивного праздника, в совместные с родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.п. все занятия данного этапа проводятся на улице. [18.c.54]

        Таким образом, занятия элементами спортивной игры в футбол – это ознакомление детей с видом игры и основами её техники. Обучение элементам спортивной игры в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий. В основу методики обучения старших дошкольников технике элементам спортивной игры в футбол положена игровая форма проведения занятий, разнообразие игровых упражнений, эмоциональная направленность, укрепление здоровья, соблюдение дидактических принципов; индивидуальный подход к детям, постепенное усложнение. А также формирование осознанного интереса к футболу и спорту в целом,спортивная игра футбол имеет большое воспитательное значение, систематическое применение игры совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда, прежде всего, входят бег, прыжки, координация. Игра имеет свою структуру, и методику проведения, которой должен следовать воспитатель.

Выводы по главе

        Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении – это её эмоциональная направленность. Положительный эмоциональный тонус является важнейших предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре и спорту.

        Обучая детей технике игры в футбол необходимо соблюдать главные принципы в работе с детьми: индивидуальный подход; постепенное усложнение материала; разнообразие приёмов и методов; забота о психическом и физическом здоровье детей.

        Со старшими дошкольниками проводится упрощенный вариант игры в футбол. Правила игры имеют некоторые особенности: не применяются трудные и недоступные детям элементы.  В зависимости от подготовленности детей и для поддержания интереса к игре правила игры можно изменять.

        Основными приемами техники игры являются передвижения, удары по мячу, остановки мяча, ведение, отбор мяча, действия вратаря. Техника передвижения включает в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, повороты. В процессе игровой деятельности приемы техники передвижения используются в самых разнообразных сочетаниях. Дети перемещаются ходьбой или бегом в разных направлениях: по прямой, по дуге, зигзагом и т.д. Особенностью передвижения детей в игре футбол является сочетание различных способов бега с прыжками, остановками, поворотами, что приводит к нарушению цикличности.

        Для того чтобы научить детей владеть мячом, их необходимо много упражнять. Закрепление и совершенствование разученных приемов осуществляется в основном в подвижных играх, игровых упражнениях, эстафетах. Освоив необходимые технические приемы, дошкольники могут играть в футбол.

Заключение

Старший дошкольный возраст - очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста связаны с их быстрым ростом и изменением пропорций тела.

Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста, которые обучаются элементам спортивной  игры в футбол, направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, овладение жизненно важными двигательными действиями. В процессе занятий развиваются такие физические качества как: быстрота, скоростно-силовые качества, общая выносливость и координация. Совершенствование двигательных качеств подразделяется на общую физическую подготовку и специальную. Используя средства общей и специальной физической подготовки, воспитатель должен всегда помнить об оптимальном уровне развития физических качеств в футболе.

Очень важно, что можно в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их правильному овладению большим арсеналом основных двигательных навыков (ходьбой, бегом, прыжками, ударами, приседаниями, выпадами и т.д.).

Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста, которые обучаются элементам спортивной игры футбол, направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, овладение жизненно важными двигательными действиями.

Список литературы

1.        Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

2.        Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 472 с.

3.        Глазырина   Л.Д.   На   пути   к   физиологическому   совершенству. Минск, 1987. -  564 с.

4.        Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. -  Киев: Здоровье, 1999. -168 с.

5.        Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения. – М.: Академия, 2004. – 520 с.

6.        Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 88 с.

7.        Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 136 с.

8.        Леви-Гориневская, Е. Г. Особенности детского организма и физическое воспитание дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С. 4 - 12.

9.        Теория и методика физической культуры дошкольников // Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Понаморева. – СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», М., ТЦ «Сфера» 2008. – 656 с.

10.        Техническая подготовка футболиста./ Г.Монаков. – Москва, - 3 изд., -М.; Просвещение, 1994. - 128 с.

11.        Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. -  М.: Просвещение, 1994. - 159 с.

12. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 549 с.

13. http://studbooks.net- Студенческая библиотека онлайн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста: "Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры"

Интегрированное музыкальное  занятие по теме: «Воспитание любви к родному городу, средствами музыкальной культуры» Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, с целью воспитани...

Презентация " Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол по средством специальных занятий"

Презентация на тему " Овладение детьми старшего дошкольного возраста элементами игры в футбол по средством специальных занятий "...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол.

КАРТОТЕКА СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯпо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в футбол....