Инновации на занятиях физической культуры в детском саду
статья по физкультуре на тему

Островерх Юлия Витальевна

За последние несколько лет, наблюдаются тенденции снижения физического развития и ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. По данным статистики в России 30 миллионов детей, из них 50% имеют ослабленное здоровье, функциональные нарушения увеличились в 3 раза.

Не стоит забывать, что дошкольный возраст – особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДЕТСКОМ САДУ

За последние несколько лет, наблюдаются тенденции снижения физического развития и ухудшения здоровья детей дошкольного возраста. По данным статистики в России 30 миллионов детей, из них 50% имеют ослабленное здоровье, функциональные нарушения увеличились в 3 раза.

Не стоит забывать, что дошкольный возраст – особенно важный, ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС ДО выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей. Для решения этой проблемы я, как инструктор физической культуры, использую на дополнительных занятиях в малых подгруппах по 3-4 человека (комплектование проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности дошкольников) или индивидуально, тренажерно-информационную систему Д.П. Рыбакова.

«ТИСА» обладает широким спектром воздействия и позволяет решать круг важнейших задач:

1. Доступна для детей с любым уровнем физической подготовленности.

2. Применяется в любых возрастных группах.

3. Способствует правильному развитию всех систем организма.

4. Совершенствует навыки, предотвращающие травматизм.

5. Воспитывает интерес и осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями.

6. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки.

7. Укрепление мышц корсета.

8. Тренировка функций равновесия, вестибулярного аппарата.

Программа занятий разработана с учетом последовательности обучения движениям, систематичности увеличения нагрузки, постепенного развития функциональных способностей дошкольников.

Занятие с использованием тренажерно-информационной системы, как и физическая культура, соблюдает трехчастную структуру  построения. Все начинается с разминки под музыку, стоя на массажных ковриках, основная часть состоит из работы на тренажёрах, затем дети выбирают либо игру с мячом и универсальный многофункциональный тренажер либо горку корректирующую с разными подъёмами, и в заключение занятия дыхательная гимнастика на восстановление. Ниже представлены примеры упражнений, которые используются в моей работе с дошкольниками.

  1. И.П. Стоя на устройстве для вестибулярного аппарата раскачиваться вперед-назад, вправо-влево и по кругу, балансируя и натягивая веревку.

Данный тренажёр улучшает функции суставов нижних конечностей, способствует развитию координации движения и функций равновесия.

  1. И.П. Стоя на полу, веревка в руке. Встать на " кнопки" устройства для моделирования ситуаций, предотвращающих травматизм правой и левой ногой и удержать равновесие, используя страховку (веревку).

Во время ходьбы по «кнопкам» укрепляются передняя, средняя и задняя части стопы.

  1. И.П. Лежа на спине. На гибком модуле большом (вибродорожка большая) 1-2поднять руки ноги вверх, 3-4- потрясти, 5-8 отпустить расслабить мышцы.

Данное упражнение используется как расслабление мышечного корсета, укрепление мышц спины, ног и рук.

  1. Упражнения выполняются на «Универсальном многофункциональном устройстве».

И.П. – лёжа на спине рекомендуется подкладывать дощечки в область прогиба: поясничного отдела.

  1. Подъем прямых ног, поочередно. 8-12 раз.
  2. Руками держатся за перекладину - подтягивание ног, согнутых в коленных суставах к животу 5-10 раз.

На данном устройстве укрепляются мышцы рук, ног и корсета.

  1. Использовать устройство «Горка корректирующая» для проработки тазобедренных суставов, точек стопы, улучшения ориентации в пространстве, координации, нормализации мышечного тонуса, выполнить упражнения:

Подъём по «кнопкам», по "лестнице" со спуском:

  1. в положении  сидя, руки в стороны;
  2. в положении лёжа на спине, руки на поясе;
  3. в положении лёжа на животе, ногами вниз;
  4. в положении сидя с закрытыми глазами.

Данное устройство способствует развитию физических качеств. Преодоления страха  высоты.

За период с октября 2017 г. по март 2018 г. была отмечена положительная динамика у воспитанников, как младшей, так и старшей групп, с которыми проводятся систематические тренировки. Несмотря на разницу в возрасте между детьми проблемы одни на всех: поначалу некоторые боялись подходить и пробовать (тогда тренажёры выключались, дети сами выбирали с чего начать). Замечена также прибавка в силе и выносливости, наблюдается азарт и соревновательный компонент среди ребят. Дети с нетерпением ждут следующего занятия, что говорит о сложившемся благоприятном эмоциональном настрое и положительном отношении к физической культуре в целом.

Таким образом, внедрение тренажерно-информационной системы «ТИСА» в систему занятий по физической культуре в детском саду, способствует развитию интереса детей к спорту, активному и здоровому досугу, а также эффективному влиянию на процесс оздоровления и физического развития дошкольников.

Список литературы:

  1. Д.П. Рыбаков «Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста (500 игр, упражнений, эстафет)», СПб,1993.
  2. Д.П. Рыбаков. Новый подход к гармоничному физическому развитию школьников с помощью тренажерно-информационной системы «ТИСА»/ Управление качеством образования: теория и практика эффективного админи-стрирования// №2,  с. 88-94, СПб, 2006.
  3. Д.П. Рыбаков. Тренажерно-информационная система «ТИСА» как средство повышения качества жизнедеятельно-сти школьников/ Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования// №3, с. 78-87, СПб, 2006.
  4. Д.П. Рыбаков. Методическое пособие. Комплекс упражнений на системе «ТИСА» в процессе рабочего дня. Санкт-Петербург, 2012г.
  5. Д.П. Рыбаков. «Обучение применению тренажерно-информационной системы «ТИСА» в практике общеобразова-тельных школ на уроке физкультуры». Конференция на базе ГБОУ СОШ №35 Василеостровского района Санкт-Петербурга, 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи занятий физической культурой в детском саду.

Формы работы в которых решаются задачи физического воспитания...

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культуры в детском саду.

Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на занятиях физической культурыПрофилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Ра...

Консультация для родителей "Одежда детей для занятий физической культурой в детском саду"

Данная консультация может быть полезна инструкторам по физической культуре ДО при взаимодействии с родителями....

Особенности занятий физической культурой в детском саду с детьми сОВЗ

Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален он самый главный, учитывая экологическую обстановку. Здоровый и духовно развитый ч...

Какая одежда нужна ребенку для занятий физической культурой в детском саду

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКИЙ САД....

Упражнения, запрещенные для выполнения на занятиях физической культурой в детском саду.

Детский организм отличается от организма взрослого человека. И не все упражнения разрешены к выполнению, в силу различных причин в индивидуальном развитии ребенка....

Презентация " Подвижные игры и эстафеты по правилам дорожного движения на занятиях физическая культура в детском саду"

Презентация " Подвижные игры и эстафеты по  правилам дорожного движения на занятиях физическая культура в детском саду"...