Подвижные игры для детей 4-6 лет.
методическая разработка по физкультуре (средняя, старшая группа) на тему

Данная картотека подобрана для детей 4-6 лет. Подвижные игры необходимы для полноценного и всестороннего развития ребенка. Если их правильно организовать, это поможет ребятам не только приобретать определенные навыки, но и познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры

для детей 4-6 лет.

1. «Мотоциклисты»

Инвентарь: мячи среднего диаметра по количеству детей, 3 флажка.

Цель игры: закреплять ведение мяча одной или двумя руками.

Игроки — «мотоциклисты» ведут мяч по площадке в разных направлениях, отбивая его об пол одной или двумя руками. Педагог – «регулировщик» стоит в центре площадки и держит в руках 3 флажка (зеленого, красного и желтого цвета). Когда регулировщик поднимает желтый флажок, то мотоциклисты отбивают мяч об пол на месте, когда красный – останавливаются с мячом в руках, зеленый флажок – продолжают движение. Мотоциклисты, которые нарушили правила, временно выбывают из игры.

!!! Если дети не владеют ведением мяча, то можно отбивать мяч об пол руками и ловить на месте и в движении.

2. «Охота на зайцев»

Инвентарь: не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

На противоположных сторонах площадки проводятся 2 черты, за чертой – 2 «леса», между ними – «охотничья поляна». Игроки – «зайчата» находятся в одном лесу, а водящий – «охотничий пес» на поляне. По сигналу зайчата перебегают через поляну из одного леса в другой, а пес старается их догнать и запятнать. Пойманные игроки не выбывают из игры.

!!! Псу нельзя выбегать за границы охотничьей поляны.

3. «Поймай комара»

Инвентарь: гимнастическая палка или прут.

Цель игры:  совершенствовать скоростно-силовые способности.

Игроки – «лягушки» строятся в круг, в центре круга педагог, который держит в руках гимнастическую палку или прут с привязанным к нему «комаром» из бумаги. Педагог вращает комара выше голов детей, а дети подпрыгивают, стараясь коснуться его двумя руками. Отмечаются самые ловкие игроки.

!!! Лягушки подпрыгивают только тогда, когда комар пролетает над головой; отталкиваться следует двумя ногами.

4. «Горячее место»

Инвентарь:  по 2-3 ленты на ребенка.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

На одной стороне площадки – игровое поле с игроками, на противоположной стороне параллельными линиями обозначено «горячее место», в центре площадки находится водящий. По сигналу игрокам нужно перебежать с игрового поля в горячее место, взять одну ленту и в6ернуться обратно. Водящий старается запятнать бегущих детей. Пойманные игроки временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, у оставшихся игроков считают ленты. Отмечаются дети, у которых оказалось больше лент.

!!! Перебегать с игрового поля в горячее место только по команде; водящему нельзя пересекать границы игрового поля и горячего места; игрокам брать сразу несколько лент.

5. «Ловишка с мячом»

Инвентарь:  мяч среднего диаметра.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки строятся в круг, водящий – «ловишка» находится в центре круга с мячом в руках. Ловишка выполняет бросок мяча, стоящему напротив игроку, называя его по имени. Игрок ловит мяч и перебрасывает его ловишке. После 3-4 передач ловишка подбрасывает мяч вверх, дети разбегаются по площадке, а водящий догоняет и пятнает игроков, бросая в них мяч. Игроки, которых запятнали, временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается , подсчитываются запятнанные игроки, выбирается новый ведущий.

!!! Пятнать игроков аккуратно – бросать мяч в спину или в ноги.

6. «Совушка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки (жучки, паучки, пчелки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – все замирает!»  дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.

!!! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

7. «Линеечка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Игроки строятся в 2-3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своем месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.

!!! Строиться только в своей команде, очередность в шеренге значения не имеет.

8. «Рыбаки и рыбки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки – «рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвется или пока не будут пойманы все игроки.

!!! Нельзя тянуть сеть в разные стороны.

9. «Мы – веселые ребята»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором говорят:

Мы – веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – беги!

С последними словами игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящий старается их запятнать.

!!! После двух перебежек выбирается новый водящий.

10. «Выше ноги от земли»

Инвентарь:  1 флажок.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Педагог дает в руки одному из детей флажок – это водящий. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любой возвышении (гимнастической стенке, скамейке, турнике). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

!!! Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

11. «Хитрая лиса»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки строятся в круг в центре площадки. По команде дети закрывают глаза, а педагог выбирает водящего – «хитрую лису», касаясь плеча одного из игроков. Хитрая лиса молчит и ничем себя не выдает. Дети открывают глаза и хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса прыгает в центре круга и говорит: «Я тут!». Дети разбегаются , а хитрая лиса старается их догнать и запятнать. Игра повторяется 3-4 раза. В конце каждой игры подсчитывают пойманных игроков и выбирают нового водящего.

!!!Пойманные игроки временно выбывают из игры.

12. «Солнце и луна»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

На противоположных сторонах площадки проводятся 2 черты, за чертой – «дом» игроков. Команды «Солнце» и «Луна» строятся в шеренгу спиной друг к другу и лицом к своему «дому» в центре площадки на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой. Педагог называет то одну, то другую команду. По сигналу «Луна!»  игроки этой команды бегут в дом ,а игроки другой команды поворачиваются кругом, догоняют их и стараются запятнать. Затем подсчитывается количество пойманных игроков, и команды возвращаются на место. Перебежки повторяются 5-6 раз. Отмечается команда, которая запятнала больше игроков.

!!! Нельзя пятнать игроков в доме.

13. «Змея»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.

Игроки (5-6 человек) строятся в колонну по одному и кладут руки на пояс впередистоящего. Первый игрок в колонне – «голова», последний – «хвост». По сигналу голова должна запятнать хвост. Если голова запятнала хвост или разорвалось сцепление, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

!!! Голова и хвост должны действовать согласованно, нельзя тянуть игроков за одежду и толкаться.

14. «К своим флажкам»

Инвентарь:  3-4 флажка разных цветов.

Цель игры: формировать пространственную и зрительную ориентацию.

Игроки делятся на 3-4 команды и строятся в круг. В центре каждого круга — водящий с флажком. По сигналу дети разбегаются по площадке врассыпную, а по команде «К своим флажкам!» бегут к флажку своего цвета и строятся в круг. Отмечается команда, которая построилась первой и выбираются новые водящие.

!!! Игра повторяется 3-4 раза, водящие меняют местоположение.

15. «Охотники и утки»

Инвентарь:  1 мяч среднего диметра.

Цель игры: воспитывать ловкость.

Игроки – «утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг другу, один из охотников держит в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра продолжается 1,5-2 минуты, затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.

!!! Мяч бросать в спину или в ноги игрокам.

16. «Волк во рву»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: совершенствовать скоростно-силовые способности.

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде педагога «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

!!! В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

17. «Попрыгунчики воробышки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

На площадке начерчен круг, игроки – «воробьи» строятся по кругу. В центре круга стоит водящий – «ворона». Воробьи запрыгивают в круг, прыгают в кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается запятнать воробьев в кругу. Пойманные игроки остаются в игре. Когда ворон поймает 3-4 воробья, выбирается новый водящий.

!!! Диаметр круга 4-6 метров.

18. «Удочка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.

Игроки – «рыбаки» строятся в круг, в центре круга стоит водящий – «рыбак» и держит в руках «удочку» — скакалку. Водящий вращает скакалку по кругу, а дети подпрыгивают вверх, стараясь ее не задеть. Игрок, который задел скакалку, временно выбывает. Игра повторяется 2-3 раза, отмечаются самые ловкие рыбки.

!!! Мягко приземляться, не топать.

19. «Белые медведи»

Инвентарь:  1 обруч среднего размера.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки – «пингвины» находятся на площадке, водящий – «белый медведь» стоит в стороне с обручем в руках. По сигналу пингвины разбегаются, а «белый медведь» старается догнать пингвинов и накинуть на них обруч. Пойманные пингвины временно выбывают из игры.

!!! Ловить пингвинов аккуратно, стараясь не ударить их обручем; роль водящего может выполнять педагог.

20. «Мышеловка»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: совершенствовать координацию движений и ловкость.

Игроки делятся на 2 группы. Одни образуют круг – «мышеловку». Другие – «мыши» — находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, идут по кругу, подняв сцепленные руки вверх и говорят:

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех за раз.

В процессе произнесения слов дети – «мыши» вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается – дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается.

!!! Отмечаются самые ловкие мыши.

21. «Салки парами»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Участвуют 2 команды, которые строятся в 2 шеренги на расстоянии трех шагов одна от другой. Каждый игрок выбирает себе пару. По сигналу «Беги!» игроки первой шеренги убегают, а игроки второй догоняют и пятнают свою пару. Затем игроки поворачиваются кругом и меняются ролями.

!!! Расстояние до линии финиша 8-9 м. Нельзя пятнать игроков, которые пересекли линию финиша.

22. «Успей выбежать»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту реакции на сигнал.

Участвуют две группы, которые строятся в 2 круга – внутренний и наружный. Во внутреннем круге находится треть детей. Игроки, образовавшие наружный круг, берутся за руки, идут вправо или влево, по сигналу бегут. Игроки, стоящие в центре ритмично хлопают. По команде «Стой!»  дети в наружном кругу останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трех. За это время игроки, стоящие в центре, должны выбежать из круга. После счета «Три!» дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими.

!!! При повторении игры на середину выходят другие игроки.

23. «Космонавты»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и самостоятельность.

На снегу или на земле рисуются ракеты, в которых находится по 4-5 кругов, — это места космонавтов. Игроки шагают в колонне по одному вокруг площадки и говорят.

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

По окончании слов игроки разбегаются по ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Мест в ракетах на 2-3 меньше, чем космонавтов. Проигрывают космонавты, которым не хватило места.

!!! Занимать места в ракетах только по окончании слов. Игроки, нарушившие правила, считаются проигравшими.

24. «Горелки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

Игроки строятся в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небоя6 птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

По окончании слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.

!!! Игрок, оставшийся без пары, становится водящим.

25. «Ловля бабочек»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять бег в парах.

Игроки – «бабочки» находятся на площадке. Две пары водящих – дети с «сачками» — держатся за руки. По команде «Летите!» бабочки разбегаются по площадке. По команде «Лови!» водящие ловят бабочек в сачок – соединяют руки вокруг бабочки и отводят ее в условленное место. По команде «Бабочки отдыхают – сели на цветок!», дети приседают (отдых). По команде «Летите!» игроки снова разбегаются. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 4-5 бабочек. Затем выбираются новые водящие.

!!! Во время игры водящим нельзя отпускать руки.

26. «Медведи и пчелы»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Участвуют 2 команды, одна команда – «медведи», другая – «пчелы». Пчелы стоят в «доме» — на возвышении. На расстоянии 3-4 м от «дома пчел» отмечается линия леса – «дом медведей». На противоположной стороне на расстоянии 7-8 м от дома пчел – «луг». По сигналу пчелы летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и «лакомятся медом». По сигналу «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и пятнают («жалят») тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пойманные медведи остаются в игре. Игра повторяется 2-3 раза, затем дети меняются ролями. Выигрывает команда, запятнавшая большее количество медведей.

!!! При повторении игры дети меняются ролями.

27. «Жмурки»

Инвентарь:  повязка на глаза.

Цель игры: повышать эмоциональный фон занятий.

Из числа игроков выбирается водящий – «жмурка», ему завязывают глаза и несколько раз поворачивают кругом. Дети разбегаются по площадке, а жмурка их ловит. Если жмурка приближается к границам площадки, то его предупреждают словом «Огонь!». Пойманные игроки временно выбывают из игры.

!!! Не выбегать за границы площадки, убрать с площадки лишние предметы. Если жмурка долго не может никого поймать, то его сменяет новый водящий.

28. «Пятнашки»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Дети – игроки находятся на площадке, а водящий – «пятнашка» в стороне. По команде «Лови!» дети разбегаются, а пятнашка догоняет их и пятнает. Пойманные игроки временно выбывают из игры. По сигналу игра останавливается, подсчитывается количество пойманных игроков и выбирается новый водящий. Отмечаются водящие, запятнавшие большее количество игроков.

!!! Водящим запрещается толкать и хватать игроков руками.

29. «Усатый сом»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость.

Площадка линией делится на 2 части – «реку» и «берег». Игроки – «рыбки» находятся на одной стороне площадки (в реке), водящий – «сом» стоит в центре площадки на границе реки и берега (6-7 м от рыбок). Дети хором говорят:

Под камнями сом не спит,

Он ушами шевелит,

Рыбки, рыбки, не зевайте,

Все на берег выплывайте.

После этих слов рыбки бегут в сторону берега, а сом старается догнать и запятнать. По окончании игры подсчитывается количество пойманных рыбок, затем игра повторяется с новым водящим.

!!! Сом не должен забегать за линию берега.

30. «Части тела»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность, повышать эмоциональный фон занятий.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

!!! Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

31. «Заяц – месяц»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать двигательную координацию.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящий – «заяц – месяц» стоит в центре площадки лицом к игрокам. Дети хором спрашивают, а заяц – месяц им отвечает:

«Заяц – месяц, где ты был?» — «В лесу».

«Что делал?» — «Сено косил».

«Куда клал?» — «В сарай».

«Кто видел?» — «Чур!».

Со словом «Чур!» дети разбегаются, а заяц старается их догнать и запятнать. Пойманные игроки временно выбывают из игры.

!!! Разбегаются только по сигналу, можно усложнить игру и назначить не одного, а нескольких водящих.

32. «Метелица»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать коллективизм и товарищество.

Участвуют 2 команды, которые строятся в 2 шеренги и берутся за руки. Во главе колонн стоят ведущие. Они ведут цепочку за собой, пробегают между снежным валом, санками, снеговиком и другими препятствиями. Отмечается та команда, которая не разомкнула руки и не задела предметы.

!!! Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз выбирается новый ведущий.

33. «Снежная королева»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

!!!При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

34. «Отбей льдинку»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать ловкость.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с льдинкой. По сигналу водящий отбивает льдинку ногой, стараясь выбить ее за пределы круга, а игроки отбивают льдинку обратно. Отмечаются самые ловкие игроки.

!!!Отбивать льдинку можно только ногами.

35. «Два Мороза»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!». Один говорит: «Я Мороз – красный нос», второй – «Я Мороз – синий нос!», вместе: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?». Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!».  После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

!!!Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

36. «Не ходи на гору»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать целеустремленность и настойчивость.

Игроки строятся в круг и берутся за руки, в центре круга большой снежный ком – «гора». По сигналу дети начинают «тянуть» друг друга к горе, стараясь столкнуть туда своего товарища. Игрок, который коснется кома туловищем или ногой, выбывает из игры.

!!! Если игроков много, то в центре круга можно разместить несколько снежных комьев.

37. «Ударь по мячу»

Инвентарь:  2 мяча среднего размера.

Цель игры: развивать ориентацию в пространстве.

Участвуют 2 игрока. Напротив каждого на расстоянии 2-3 м лежит мяч. Игрокам завязывают глаза и раскручивают кругом 2-3 раза. После этого им нужно подойти к своему мячу и ударить по нему ногой. Отмечаются игроки, которым удалось это сделать.

!!! Можно помочь игроку, который не может найти свой мяч.

38. «Море волнуется»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки стоят на площадке и говорят:

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри.

В такт словам дети взмахивают руками. С последними словами останавливаются и замирают, приняв различные позы. Отмечаются самые интересные фигуры.

!!! Фигура обязательно должна быть морская; игру можно усложнить, предложив детям придумать фигуру в парах или в тройках.

39. «Горячая картошка»

Инвентарь:  1 мяч среднего размера.

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.

Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети предают мяч друг другу по кругу. Как только музыка остановится, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 игрока – победителя.

!!! При передаче мяча не бросать мяч; игроки, уронившие мяч, выбывают из игры.

40. «Запрещенное движение»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: развивать моторную память.

Игроки строятся в круг, в центре круга – педагог. Педагог выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме запрещенного. Игроки, которые повторили запрещенное движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.

!!! Запрещенное движение надо менять через 4-5 повторений.

41. «Тихо – громко»

Инвентарь:  маленький предмет.

Цель игры: воспитывать целеустремленность и настойчивость.

Дети строятся в круг, в центре круга – водящий с закрытыми глазами. Педагог дает одному из игроков предмет, который нужно спрятать. Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится предмет. Водящий открывает глаза и старается определить ребенка с предметом. Если водящий приближается к игроку с предметом, то дети громко хлопают, когда удаляются – хлопают тише.

!!! Игра продолжается, пока водящий не найдет предмет.

42. «Съедобное – несъедобное»

Инвентарь:  мяч.

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту реакции.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку и произносит в момент броска любое слово (дерево, яблоко, стол, пуговица и др.). Если слово означает съедобное понятие (конфета, молоко, каша и др.), то игрок ловит мяч, если же слово означает несъедобное понятие (банка, ботинок, ложка и др.) – игрок отталкивает мяч. Тот, кто ошибается, получает штрафное очко. Нового водящего выбирают среди самых внимательных игроков.

!!! Если детей много, то можно ввести в игру двух водящих.

43. «Летает – не летает»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать сообразительность и внимание.

Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например самолет, птица, бабочка, жук и т.д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.

!!! Можно построить игроков в шеренгу или в круг.

44. «Фигуры»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать творческие способности.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Под музыку или звуки бубна игроки шагают по кругу в колонне, а по сигналу останавливаются и не двигаются, приняв различные позы. Водящий выбирает того, чья фигура понравилась ему больше, и меняется с ним местами.

!!! Игра продолжается 4-5 раз. Отмечаются наиболее интересные фигуры.

45. «Паровозик, копна, гусеница»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять передвижения и перестроения в сцеплении.

Игроки шагают в колонне по одному. По команде «Паровозик!» кладут руки на плечи впередистоящему и передвигаются в сцеплении на пятках; по команде «Копна!» перестраиваются в круг, держась за руки, идут к центру и поднимают руки вверх; по команде «Гусеница!» перестраиваются в колонну по одному, принимают упор на коленях и передвигаются в сцеплении, положив руки на голени впереди стоящего.

!!! Не разрывать сцепления, четко выполнять команды.

46. «Кто ушел»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать наблюдательность внимание.

Игроки строятся в круг, водящий – в центре круга. Водящий запоминает детей и закрывает глаза. Один игрок уходит из зала. Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто из детей ушел. Если он отгадает, то сам выбирает водящего, если нет, то водящего выбирает педагог.

!!! Детям нельзя подсказывать водящему.

47. «Узнай товарища»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: повышать активность сенсорных систем.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.

!!! Не подсказывать, отмечаются самые внимательные игроки.

48. «Рыбы, птицы, звери»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: расширять кругозор, воспитывать сообразительность.

Игроки строятся в круг, в центре круга – водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч поочередно игрокам и говорит одно из трех слов «Зверь!», «Рыба!» или «Птица!». Поймавший мяч должен быстро назвать любое животное, рыбу или птицу и бросить мяч обратно водящему. Игрок, который ошибся или не ответил, получает штрафное очко.

!!! По окончании игры отмечаются дети, которые не получили штрафных очков.

49. «Тишина»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: тренировать статичное равновесие.

Игроки шагают в колонне и говорят:

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши. Засыпайте, малыши.

С последними словами дети останавливаются и принимают любую статичную позу. В таком положении они находятся до тех пор, пока педагог не досчитает вслух до десяти. Игроки, которые пошевелились или не удержали равновесия, считаются проигравшими. Игра повторяется 3-4 раза.

!!! Проигравшие игроки временно выбывают из игры.

50. «У ребят порядок строгий»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: учить находить свое место в игре, воспитывать организованность и внимание.

Игроки строятся в 3-4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

!!! Можно строиться в колонны или в шеренги.

51. «Быстро шагай»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.

Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой стороне площадки – водящий, который стоит спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: « Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». В это время игроки шагают вперед, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечет линию финиша, становится водящим.

!!! Нельзя бежать, шагать быстро и ритмично в соответствии с текстом.

52. «Смена мест»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.

Игроки 2 команд строятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки. По команде «Разойтись!» расходятся свободно по площадке, а по команде «Смена мест!» строятся в шеренгу на стороне другой команды. Отмечается команда, которая быстрее и без ошибок построилась.

!!! Очередность игроков при построении можно не соблюдать.

53. «Фантазеры»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: формировать творческое воображение.

Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т.д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ.

!!! Каждый игрок старается придумать свою фигуру.

54. «Шмель»

Инвентарь:  мяч среднего размера.

Цель игры: формировать точность двигательных действий.

Игроки строятся в круг и садятся на пол, согнув ноги скрестно.

Один из игроков держит в руках мяч. Дети руками прокатывают мяч по полу, стараясь «ужалить» — попасть в ноги другому игроку. Ужаленный игрок поворачивается спиной в круг и не принимает участия в игре до тех пор, пока не «ужалят» следующего.

!!! Дети не дают себя «ужалить», задерживая мяч в руках.

55. «Кто внимательный»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.

Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. Один удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на двух ногах на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

!!! Педагог подает сигналы в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать другие упражнения.

56. «Два и три»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: закреплять ходьбу врассыпную с перестроением в пары и тройки по сигналу.

Дети шагают по площадке в разных направлениях. По сигналу «Два!» образуют пары и становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу «Три!» образуют тройки.

!!! Отмечаются пары и тройки, быстро выполнившие задание.

57. «Козлики на мостике»

Инвентарь:  гимнастическая скамейка.

Цель игры: тренировать равновесие, воспитывать взаимопомощь и товарищество.

Игроки – «козлики» делятся на 2 подгруппы и строятся в колонны – одна напротив другой. Между ними стоит «мостик» — гимнастическая скамейка. 2 козлика из разных команд идут навстречу друг другу по скамейке. Встретившись, они расходятся, стараясь не упасть в «канаву». Когда пара освободит скамейку – идут следующие игроки. Игроки помогают друг другу сохранять равновесие. Отмечаются самые дружные пары.

!!! Под скамейку положить мат.

58. «Перекаты»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки строятся в шеренгу и ложатся на пол на живот, вплотную друг к другу. По сигналу крайний игрок перекатывается с живота на спину лежащих детей. За ним перекатывается следующий игрок. Докатившись до конца колонны, игроки ложатся на живот. Затем «бревнышки» катятся в обратном направлении.

!!! Игра продолжается 2-3 минуты.

59. «Эхо»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.

Игроки принимают и.п. – лежа на спине, руки за головой.

Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо протягивая последнее слово. Например, педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».

!!! В игру можно включить статические дыхательные упражнения или звуковую гимнастику с протягиванием различных звуков и слогов на выдохе.

60. «Свободное место»

Инвентарь:  не требуется.

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.

Игроки строятся в круг, принимают исходное положение – сесть, согнув ноги скрестно, руки на коленях. 2 соседних игрока встают спиной друг к другу и по сигналу обегают круг в противоположных направлениях. Выигрывает игрок, который первый прибежал к своему месту и принял исходное положение.

!!! Во время бега не сталкиваться.

61. «Кто быстрее с мячом»

Инвентарь:  1 мяч, 1 дуга.

Цель игры: развивать быстроту и ловкость, воспитывать волевые качества.

Участвуют 3 игрока, построение детей – в шеренгу за стартовой линией. Каждый игрок держит в руках мяч. По сигналу дети бегут к своим дугам (расстояние 6-7 м от стартовой линии), прокатывают под ними мяч, пролезают под дугой, догоняют мяч, бегут обратно и поднимают мяч вверх. Выигрывает игрок, который первым пересек стартовую линию и не допустил ошибок.

!!! Пролезать под дугой в упоре на коленях, не касаться дуги спиной.

62. «Попади в цель»

Инвентарь:  2-3 стойки, кольца по количеству игроков.

Цель игры: тренировать меткость.

Участвуют 2-3 команды, построение детей – в колонну. Игроки выполняют бросок кольца на стойку (расстояние 1,5 м от линии броска) и становятся в конец своей колонны. За каждое попавшее на стойку кольцо команде начисляются очки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

!!!Бросать кольцо правой рукой от себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 2-3 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения ...

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....

План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»

Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.Подвижные игры для детей 3-4 лет

Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил. Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения...

Играем вместе с родителями «Подвижные игры для детей 2-3 лет»

Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координа...

Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...