Особенности физического развития ребенка
статья по физкультуре на тему

Некрут Татьяна Львовна

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные

связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы

ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных

игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_fiz._razvitiya_rebenka_1.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Т.Л. Некрут, МБДОУ «Д/C ОВ №190»

городского округа город Воронеж

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребенка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6-7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка.

Окружность грудной клетки при рождении - 32-34 см. В течение первых 3 — 4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5-3 см в месяц, затем прирост ее снижается. В конце года она составляет около 0.4-0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12-15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного возраста.

Костная система ребенка батата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2-3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. S-образный изгиб позвоночника предохраняет скелет от травм при выполнении физических упражнений.

В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укрепления свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.

Мышечная система у ребенка раннего возраста развит недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани. Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц.

В младшем возраст у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными: сутулая спина, опущенная голова, сведенные плечи и т.д.

К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 кг к 7 годам. С 4 лет появляются различия в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. Она увеличивается к 7 годам до 32-34 кг по сравнению с 15-17 кг в 3-4 года.

Статическое состояние мышц называется мышечным тонусом. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создается естественный «мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы так и положительным воздействием физических упражнений.

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод и необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.

Принятый в Российской Федерации Закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставил дошкольным учреждениям право выбора программ, по которым они осуществляют физическую подготовку ребенка. Каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать стратегию и тактику построения работы по физическому воспитанию, ориентированные модели воспитания и физической культуры; обеспечивать условия для развития движений, активности, самостоятельности и творчества ребенка

Вот некоторые программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа «Детство». В ней условно выделено четыре блока, в том числе блок «Здоровый образ жизни», который представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В нем определены основы гигиенической и двигательной культуры (построение и перестроение, ходьба, бег, прыжки, метание, катание на санках, лыжах‚ плавание и т.д.). даны характеристики и уровни физического развития детей.

В программе «Радуга» подчеркивается важность внимания педагогов к физической культуре. От обучения детей физической культуре зависит их психофизическое здоровье, поэтому программа, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитывает потребность и любовь к движению, формирует знания и умения, направленные на творческое использование двигательного опыта, формирует потребность в здоровом образе жизни, приобщает к спорту, учит самообладанию в угрожающих жизни и здоровью ситуациях, умению вести себя.

Программа «Истоки». Это базисная программа, ее роль — разностороннее развитие ребенка, формирование универсальных, в том числе творческих способностей. Она предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Название «Истоки» отражает уникальное значение детства, когда закладываются основы всего будущего развития человека. В программе подчеркнута связь ребенка со взрослым, который передает ему основы общечеловеческой культуры. Только в тесном сотрудничестве взрослого и ребенка возможно ожидать успехов в развитии и саморазвитии.

Создание многочисленных программ физического воспитания раскрепощает педагога создает условия для выбора программного содержания. Наличие альтернативных программ создает условия для определения путей подготовки ребенка к обучению в школе, готовит его к жизни. Педагог получает право выбора, чему учить ребенка, но не менее важным является и вопрос методики, т.е. как формировать двигательную культуру, развивать двигательные  способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития ребенка раннего возраста.На третьем году жизни еще сохраняется достаточно большой темп физического развития ребенка. Правильно организованная внешняя среда имеет для р...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Особенности психического и физического развития ребенка в раннем возрасте

Возрастные особенности психического развития детей. Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних ...

Публикация "Особенности физического развития ребенка раннего возраста"

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного о...

Особенности физического развития ребенка в 3-4 года.

Физическое развитие ребенка ,знания,умения и навыки....

Особенности психолого-физического развития ребенка в 5-6 летнем возрасте

Для любого ребенка в возрвсте 5-6 лет, важны Психолого - физические факторы, которые связанны с их социальными, физическими, физиологическими, эмоциональными и мыслительными навыками....

Физическое развитие детей 3–4 лет. Особенности физического развития детей 3-4 лет

В современном мире стало модно быть физически развитым человеком. Это в первую очередь для здоровья полезно, что уж говорить о возможностях в будущем! Но физическое развитие человека начинается не на ...