«Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту»
консультация по физкультуре на тему
Обучение спортивным играм в детском саду является актуальной задачей, т.к. они формируют у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям физкультурой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 84 города Белгорода
Консультация для педагогов
«Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту»
подготовила инструктор по физвоспитанию
Поцус Наталья Антоновна
Физическое воспитание в общей системе физического развития ребенка играет важную роль. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
По определению отечественных психологов Л. С. Выготского (1994), А. В. Запорожца (1986), А. Н. Леонтьева (1959), Д. Б. Эльконина (1978) игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец 1986). Многие исследователи: В. Г. Барабаш (1999), О. И. Кокорева (1997), Т. И. Осокина; Е. А. Тимофеева (1966), Н. В. Полтавцева (1997), Е. А. Сагайдачная (1988), Э. Я. Степаненкова (1984) констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно- силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.
Обучение спортивным играм в детском саду является актуальным, т.к. формирует у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.
Подвижные игры также активизируют память, представления, развивают мышление, воображение, пополняют словарный запас и обогащают речь детей.
Воспитатель и инструктор по физической культуре в детском дошкольном учреждении играют очень важную роль в деле воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту посредством спортивных игр.
Детям 5-6 лет мы предоставляем в нашем ДОУ возможность проявить свои способности, умения, разнообразно использовать свой двигательный опыт. При этом очень важно, чтобы ребенок самостоятельно находил решения, проявлял инициативу, творчество, чувствовал себя свободным.
В старших группах детского сада у нас практикуются спортивные игры по упрощенным правилам, элементы спортивных игр. Они вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.
На занятиях воспитатели и педагоги – инструктор по физической культуре используют теоретическую подготовку, в которой дается информация на доступном для дошкольников уровне. Например: история возникновения игр; национальные игры с элементами спорта; достижения и успехи России в данной области спорта; достижения и успехи местных спортсменов в данной области спорта; беседы с дошкольниками о выдающихся спортсменах; показ фотографий, слайдов, видеофильмов, чтение книг на тему «Спортивные игры» с последующим их обсуждением.
Мы предлагаем вашему вниманию спортивные игры, которые можно использовать педагогам в своей работе:
- Игры с мячом
«Мяч соседу!»
Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.
«Передал — садись!»
Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2–3 мяча. Играющие делятся на 2–3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 2–3 метрах становится капитан с мячом: в руках.
По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т.д. Получив мяч от последнего Игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет
мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.
«Кого назвали, тот ловит».
Дети ходят или бегают по спортивному залу. Инструктор держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из ребят и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назван имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.
«У кого меньше мячей».
Дети делятся на две равные команды по 5-6 человек. Командам дается по 6 мячей. По свистку игроки начинают перебрасывать мячи на сторону соперника до тех пор, пока не прозвучит второй свисток судьи. Выигрывает та команда, на площадке которой после свистка окажется меньше мячей.
Правила игры: мячи перебрасываются с любого участка площадки; нельзя бросать мячи под сеткой; нельзя бросать мячи после 2-го свистка судьи.
«Защитим товарища».
Дети образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них - товарищ, другой - защитник. Задача играющих -
передавая мяч друг другу, запятнать товарища. Задача защитника - защищать товарища, отбивая все мячи, которые бросают участники. Игрок, который попал в товарища, занимает место защитника, предыдущий защитник становится товарищем, а запятнанный игрок занимает место среди участников.
Мяч надо передавать быстро, чтобы защитник не успел занять выгодное место для защиты.
«Мячик кверху»
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга, и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!». Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой». Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становится водящим. Игра повторяется.
«Гонка мячей»
Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие игроки начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.
Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.
Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасывают в обратном направлении.
Правила:
1. Начинать игру можно только по сигналу;
2. Мячи разрешается только перебрасывать;
- Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.
«Мы веселые ребята»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. «Ловишка», назначенный воспитателем, находится в центре круга. Играющие, двигаются по кругу вправо или влево (по указанию воспитателя), и говорят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
На последнем слове все разбегаются, а «Ловишка» догоняет их. Пойманный, временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока «Ловишка» не поймает 2—3 детей.
По сигналу воспитателя «В круг!» все играющие становятся в круг. Игра возобновляется с новым «ловишкой».
Правила игры. Бежать можно только после слова «лови» Пойманным считается тот, кого коснулся «Ловишка». Игру повторять 2-3 раза.
«Караси и щука»
Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг — это камешки, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга.
По сигналу воспитателя: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой Щукой.
По окончании игры, которая повторяется 3—4 раза, воспитатель отмечает водящего, поймавшего больше всего карасей.
«Светофор».
Две команды выстраиваются друг против друга. У ведущего в руках кружки разного цвета: красный, желтый, зеленый. Заранее оговариваются условия: на красный цвет - стоять, ноги вместе. На желтый цвет — хлопать, стоя на месте. На цвет зеленый - шагать. По сигналу - подъему кружка определенного цвета - игроки выполняют заданные движения. Тот, кто путает сигналы и движения, выбывает из игры. Выигрывает команда, в которой к концу игры остается большее количество игроков.
Используемая литература
- Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание, 2000. № 6.
- Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура, 2003. № 4.
- Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
- Квашук П. В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью: Методическое пособие. – М.: Де Ново, 2004.
- Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2000. № 3.
- Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. лед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. Л., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. I. М., 1951.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
У детей же 5-6 лет уже возможно и необходимо воспитывать осознанное положительное отношение к труду. Это составит фундамент их нравственного развития, основу для дальнейшего активного участия в ...
Консультация для родителей "Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду"
Воспитание у детей старшего возраста положительного отношеКонсультация для родителей...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду
Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»...
Консультация для родителей «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определенные эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, ее потребности и интересы. Такими внешними воздейст...
консультация для родителей: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»...
Консультация для воспитателей. "Воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту посредством спортивных игр"
quot;Воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту посредством спортивных игр"...