Проект «Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»
проект по физкультуре (старшая группа) на тему

Меденко Динара Рашидовна

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, а так же способствует развитию физических качеств.

Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

Дети играя получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, и при этом учатся нелегкому делу, умению управлять собой и своими эмоциями во время выполнения специально подобранных упражнений или игр.

Любое физическое движение в психогимнатсике выражает какой либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89 комбинированного вида»

Проект

«Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»

                              Подготовила:

Инструктор по физической культуре

                                I кв. категории

                              Меденко Д.Р.

Саранск

Тема проекта: «Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»

Тип проекта: долгосрочный, групповой, социально-игровой.

Участники проекта:

Старшая группа №10

Воспитатели

Родители

Инструктор физической культуры

Работа начата 1 сентября 2014 года.

Дата окончания 29 мая 20015 года.

Актуальность.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из ведущих направлений работы дошкольных педагогов, психологов, инструкторов физической культуры.

Увеличение объема умственной нагрузки в связи с нарастающим потоком информации, подмена в ряде дошкольных учреждений целей и задач развития детей целям и задачам школьного обучения отрицательно сказываются на состоянии их здоровья.

С каждым годом увеличивается количество дошкольников со второй и третьей группой здоровья.

Практика показывает что дошкольники, которые часто болеют и длительное время отсутствуют в детском саду, начинают отставать в познавательном, физическом развитии, у них появляются проблемы в эмоционально личностной сфере, появляется не уверенность в себе и своих действиях как перед сверстниками, так и перед воспитателями.

Дома и в образовательном учреждении дети большую часть времени проводят сидя за столом, у телевизора, компьютера и т.д. В связи с этим работоспособность их скелетной мускулатуры снижается, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Как в следствии, снижается иммунитет, повышается утомляемость, ребенок часто длительно болеет.

В целом это приводит к нарушениям в коммуникативной, эмоциональной и двигательной сфере, то есть к нарушению механизмов, обеспечивающих психологическое здоровье.

Гипотеза.

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, а так же способствует развитию физических качеств.

Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Особенно важны такие занятия в наше время, ведь нагрузки на дошкольников и школьников постоянно возрастают, а количество отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки уменьшается.

Дети играя получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, и при этом учатся нелегкому делу, умению управлять собой и своими эмоциями во время выполнения специально подобранных упражнений или игр.

Любое физическое движение в психогимнатсике выражает какой либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Цель проекта:

- Сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;

- Преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;

- Преодоление страха перед выполнением усложненных физических упражнений

Задачи проекта:

- Развивать и корректировать познавательную и эмоционально-личностную сферу психики ребенка;

- Развивать память, внимание, волю, воображение, творческие способности;

- Создать положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, усталость;

- Развивать навыки концентрации, пластику, координации движений;

- произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения.

Предполагаемый результат:

- Снятие физического и психологического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка во время занятий;

- Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников;

- Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;

- Приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации;

- Рост позитивных изменений в поведении ребенка, его взаимоотношениях с семьей и окружающими людьми.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  • Диагностика;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Изучение педагогической и психологической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом
  • Составление плана основного этапа проектирования;
  • Создание конспектов занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов психогимнастики;
  • Подбор и изготовление дидактического материала, игр;
  • Создание развивающей среды.

Основной этап.

  • Введение в практику работу с применением методов психогимнастики;
  • Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей применение психогимнастики при проведении утренней гимнастики;

Заключительный этап.

  • Анализ созданных педагогических условий для развития проекта

.

Обеспечение проекта.

  • Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов, игр;
  • Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное

оборудование;

Формы организации.

  • Беседа, общение;
  • Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные;
  • Моделирование;
  • Развлечения.

        

Нормативная основа, реализации проекта.

  • Конституция РФ
  • Конвенция по правам ребенка.
  • Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273- ФЗ
  • Закон «Об образовании РМ» от 30.11.1998 № 48-З (ред. 26.03.2013)
  • Приказ Минздрава РФ "Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений" № 139 от 4 апреля 2003 г.
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Устав ДОУ.
  • Локальные акты учреждения.

План реализации проекта

Учеб.

год

Образовательная область

Тема изучения

План изучения

Литература

Сроки выполнения

Форма предоставления результатов

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие.

«Цели и задачи физического воспитания»

1. Подобрать соответствующую литературу.

2. Выявить взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания с образовательными областями.

1. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Э.Я. Степненкова

2. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»,

Д.В. Хухлаева

3. Общеобразовательная программа «Детство»,

Т.И. Бабаева,

З.А. Михайлова

4 «Физичсекая культура дошкольникам. Программа и программные требования»,

Л.Д. Глазырина

Сентябрь 2014 г.

Консультация «Цели и задачи физического воспитания»

Диагностика физического развития.

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие

«Средства физкультурного воспитания для оптимизации условий необходимых для развития психических процессов»

1. Подобрать соответствующую литературу.

2. Выявить средства оптимизации условий психического развития детей.

3. Возможности средств физкультурного воспитания для оптимизации условий необходимых для развития психических процессов.

1. «Детская психология», Е.О. Смирнова.

2. «Психическое здоровье детей», В.Е. Дружинин.

3. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста :сборник статей»,

А.Н.Леонтьева,

А.В. Запорожцева.

4. «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Крияжева

5. «Развитие воображения у детей» Л.Ю. Субботина

Октябрь-ноябрь 2014г.

1.Анкетирование родителей «Тест определение темперамента ребенка»

2. Реферат «Психологическое здоровье детей»

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетичексое развитие.

«Психогимнастика как средство физического воспитания»

1. Подобрать соответствующую литературу.

2. Формирование эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий.

3. Группы упражнений в психогимнатсике.

4. Управление эмоциональным состоянием (своим и воспитанников)

1. «Психогимнатсика» М.И. частиковоа

2. «Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам» Е.А. Алябьева

3. «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжнева

Декабрь 2014г.

Статья «Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»

Картотека игр с применением психогимнастики.

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

«Применение психогимнастики во время физкультурных занятий»

1. Подобрать соответствующую литературу.

2. Провести тестирование детей.

3. Расформировать детей по психологической карте (таб. 2).

4.Составить группы детей по 10-12 человек для психопрофилак-тической

работе по разным психологическим признакам.

1. «Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр» Н.И. Дворкина.

2. «Как научить ребенка сотрудничать? Психогимнастичексие игры и упражнения» К. Фонкль

3. «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»

Е.А. Бугрименко,

А.Н. Венгер

Январь

2015 г.

1.Проведение теста «Рисунок несуществующего животное»

Составление конспектов занятий с применением психогимнастики на основе проведенного тестирования.

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

«Сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у

 детей»

1. Включить элементы психогимнастики в занятия на основе составленной психологической карты (таб.2)

1. «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей»

М.А. Панфилова

2. «Учить бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детских садов» Е.А. Бугрименко,

А.Н. Венгер

3. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет занятия с элементами психогимнастики»

Февраль – апрель 2015г.

1. Конспекты занятий

2014-2015

Физическая культура;

Социально-комуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

«Анализ созданных педагогических условий для развития проекта»

Подведение итогов.

1. «Возрастные особенности развития психических прцессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания»

Л.С. Дворкин,

Ю.К. Чернышенко

2. «Методики психодиагностики в учебно-воспитательском процессе»

В.В. Гришин,

П.В. Лушин

Май 2015год

Повтор теста

«Рисунок несуществующего животного»

Выступление на педсовете

Проект  реализуется через следующие разделы:

•        работа с детьми

•        работа с педагогами

•        работа с родителями

Работа с детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическая культура»;
  • Диагностика физического развития;
  • Тестирование психолого-эмоционального состояния «Рисунок несуществующего животного»;
  • Игры, этюды: «В магазине зеркал», «Шалтай-болтай» или «Спящий котенок», «Грустный и весёлый клоун», «Минутка шалости», «Волшебный сон», «Солнышко и тучка», ит.д.
  • Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные;
  • Развлечения.

Работа с педагогами:

  • Консультации;
  • Беседы.

Работа с родителями:

  • Тестирование;
  • Консультации;
  • Беседы.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над проектом:

-разработать перспективный план проведения занятий и развлечений с применением психогимнастики;

-консультации для воспитателей по теме проекта;

-консультации для родителей по теме проекта;

-обогатить предметно-развивающую среду в кабинете;

-усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал игр с применением психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста;

-обобщение результатов работы на педсовете.

Основные принципы организации проекта.

  • Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
  • Принцип систематичности обуславливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков. Заключается в непрерывности , планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий.
  • Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
  • Принцип доступности – изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
  • Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
  • Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
  •  Принцип наглядности играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процесс строится с использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой, тактильной и двигательной.
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков, самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Основные достоинства психогимнастики:

- игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);

- сохранение эмоционального благополучия детей;

- опора на воображение;

- возможность использовать групповые формы работы.

Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

- движений;

- эмоций;

- общения;

- поведения.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

Структурно-содержательная характеристика занятий

Длительность занятия 25-30 мин.

В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, завершение.

Все занятия с использованием психогимнастики начинается с ведение детей в сюжетно-ролевую ситуацию и приобщается к общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей

Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

- дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога;

- тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;

- тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;

- тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время описываются факторы физических действий – силу, темп, резкость – и направляется внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулаках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

Педагог помогает уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув — «расслаблена ли?», погладив спинку — «где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость и т.п.

Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

- напряженных и расслабленных;

- резких и плавных;

- частых и медленных;

- дробных и цельных гармоничных;

- едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

- вращений тела и прыжков;

- свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.

В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи:

- фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;

- анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;

- повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.

В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.

Необходимо иметь кассеты с записью произведений с заранее записанным музыкальным сопровождением в той последовательности, в которой оно будет использовано, иначе магнитофон будет только мешать.

Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

  • относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
  • каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
  • не допускать упреков и порицаний за неуспех;
  • занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
  • давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
  • развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
  • создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
  • постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Контроль реализации проекта:

Педагогический анализ занятий и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость, координационные способности, меткость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оцениваются с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность по пятибалльной шкале.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств:

  • Прыжок в длину с места на обе ноги одновременно.
  • Бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя.

Тест для определения ловкости:

  • Бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега – 10 м.
  • Подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см)

Тест на координационные способности:

  • Сохранение равновесия, хождение по бревну с поворотами вокруг себя.
  • Сохранение статического равновесия, стоя на линии – пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);

Тест на меткость:

  • Бросок в вертикальную и горизонтальную корзины, с расстояния 3 м.
  • Сбить кегли, с расстояния 4 м.

Рис.1 Показатели физического развития детей 5–7 лет

Таб.1 Уровень развития двигательных качеств.

Фамилия, имя ребенка

Скоростно-силовые качества

Ловкость

Координационные способности

Меткость

Итоговый показатель

 

Прыжок в длину с места

 Бросок метбола стоя

 Бег змейкой

 Подбрасывание и ловля мяча

Хождение по бревну 

Статистическое равновесие

Бросок в вер-ую и гори-ую корзины 

 Сбить кегли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве показателей психического здоровья и эмоциональных расстройств используются психолого-педагогические тесты.

Тест для родителей для определения темперамента ребенка.

1. Как ваш малыш привыкает к новой обстановке, садику или школе?

Спокойно идет в новый коллектив. Ведет себя спокойно. Но может переживать в душе.

Достаточно быстро и легко привыкает. Но, может, поначалу не слушаться воспитателей и учителей.

Привыкает легко и быстро.

Не хочет идти в новый коллектив. Переживает, плачет. Долго привыкает.

2. Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок разговаривает:

Говорит медленно. Прежде, чем ответить, может выдерживать паузу. Голос негромкий, неэмоциональный.

Говорит тихо и неуверенно, хотя достаточно выразительно.

Разговаривает быстро, эмоционально, громко, тараторит, может захлебываться словами.

Говорит выразительно, используя мимику и жесты.

3. Как ваш малыш спит и просыпается:

Быстро засыпает и крепко спит. Утром легко просыпается, сразу вскакивает с постели.

Хотя быстро засыпает и крепко спит, но утром просыпается с трудом и еще некоторое время ходит вялый.

Может долго засыпать, не хотеть ложиться спать, спит беспокойно. Просыпается в разном настроении в зависимости от обстоятельств.

Долго собирается спать. Могут мучить разные страхи.

4. Как двигается ваш ребенок?

медленно, уверенно, точно.

точно, уверенно, быстро.

быстро, резко, из-за этого бывают неточности, рывками.

неуверенно, неточно, иногда дерганно.

5. Как легко малыш осваивает новые обязанности?

учится быстро. Но выполняет недолго, бросает, теряет интерес, забывает.

с трудом. Нужен постоянный контроль и напоминание. Однако потом навык остается надолго.

легко и просто, особенно, если его это интересует. Однако это не означает, что он их будет выполнять.

легко и с увлечением. Если будет знать, что ему это надо, то будет выполнять систематически.

6. Как легко ваш отпрыск усваивает все новое?

долго усваивает, но при этом надолго.

активно и быстро понимает, если ему интересно.

быстро понимает и применяет.

с трудом усваивает, привыкая к новому. Применяет, но недолго.

7. Как быстро ваш малыш устает?

вынослив, поэтому устает через большой промежуток времени.

средняя утомляемость, зависит от деятельности.

если много эмоций, то устанет быстро, становится капризным и вредным. Но все равно продолжает что-то делать.

очень быстро.

8. Какую роль ваш малыш чаще всего берет на себя при общении со сверстниками?

душа компании. Любит играть на публику, веселить всех. Вокруг него собираются дети. Но настоящим лидером бывает редко.

хороший исполнитель. Подчиняется большинству.

подчиняется большинству. Может поступиться своими интересами. Боязлив.

может захватывать лидерство и требовать, чтобы все было, как он хочет. Любит командовать.

9. Какое у вашего ребенка преобладающее настроение?

веселое, оптимистичное, недовольное, агрессивное.

веселое, жизнерадостное, юморное.

разное. В зависимости от окружения. Спокойное.

печальное, пессимистическое, тревожное.

10. Любит ли ваш ребенок общаться?

общительный, легко находит со всеми общий язык.

поддерживает беседу, но редко начинает сам.

очень любит, знакомится со всеми подряд и со всеми легко находит тему для разговора. Любит пошутить.

любит находиться в одиночестве, общается только с хорошо знакомыми людьми.

11. Как ваш ребенок реагирует на то, что вы его ругаете?

спокойно. Послушал и занялся своими делами.

боится этого. Расстраивается, плачет, обижается.

бурно, огрызается, спорит, доказывает свою правоту.

спокойно, может пошутить на этот счет и никак не отреагировать.

12. Как поведет себя ваш отпрыск, если возникнет неожиданная ситуация?

проявит любопытство.

будет стараться решить ситуацию сразу.

растеряется.

отреагирует спокойно, как будто это его не касается.

13. Какие эмоции вы чаще замечаете у своего чада?

неуверенности, печали.

бурные, сильные, иногда агрессивные.

радостные, положительные.

спокойные, без бурных проявлений.

14. Какие черты характера больше всего подходят для вашего отпрыска?

впечатлительность, обидчивость, нерешительность, творческая натура, умение сочувствовать.

веселость, жизнерадостность, общительность, чувство юмора, непостоянство, шаловливость.

ответственность, исполнительность, лидерство, энергичность, неугомонность.

спокойствие, постоянство, послушание, доброта.

15. В какие игры ваш кроха играет чаще?

подвижные, все, что связано с бегом и физической нагрузкой, иногда бессмысленные.

активные, иногда агрессивные. Играет только в то, что интересно ему.

спокойные, настольные, интеллектуальные.

избегает подвижных игр. Любит тихие и спокойные, без риска.

Обработка результатов тестирования проводятся на сайте

http://psiholog1.com/testy_dlya_vseh/test-kak-opredelit-temperament-rebenka.html#ixzz3YQfJ2pJj

для выявления темперамента ребенка.

Как определить темперамент ребенка? Сангвиник

Плюсы сангвиника. Сангвиник является самым уравновешенным темпераментом. Несмотря на то, что малыш легко возбуждается — успокаивается достаточно быстро. Настроение имеет чаще всего веселое, жизнерадостное, спокойное. Любит и умеет общаться. Уложить спать сангвиника легко. Характер понятный, без выкрутасов.

Минусы сангвиника. Кроху-сангвиника легко заинтересовать. Но проблема в том, что, так как его интересует все вокруг, его интересы неустойчивы, и легко переключаемые, из-за чего не доводит до конца начатое дело. Эта поверхностность относится не только к интересам, но и к людям. Он любит новых знакомых и не держится за старых. Этот карапуз достаточно послушен, но может слушаться всех подряд, что не всегда необходимо. Кроме того, так как у сангвиников многое получается с легкостью, то есть склонность к хвастовству и зазнайству. При неправильном воспитании может обрести легкость в отношении ко всему, несерьезность, шутовство.

Как определить темперамент ребенка? Холерик

Плюсы холерика. Когда они чем-то загораются, то не успокоятся, пока не сделают. Однако здесь важно поймать этот момент, иначе холерик может «перегореть» и переключится на новую деятельность. Для него важно довести дело до конца, иначе он не успокоится и будет недоволен. Активный, настойчивый, если видит личную значимость. Быстро меняется настроение, что может быть как плюсом, так и минусом…

Минусы холерика. Вспыльчивый, не умеет себя контролировать. Быстро откликается на малейшее воздействие. Все реакции сильные и яркие. Легко переходит на крик. Малыш сначала делает, а потом думает. Холерики нетерпеливы, могут перетруждаться, не могут долго сидеть спокойно. Нервная система трудно успокаивается, поэтому холеричные ребятишки плохо засыпают, а во сне продолжают разговаривать и смеяться.

Как определить темперамент ребенка? Флегматик

Плюсы флегматика. Более редкий темперамент. Эти малыши спокойные и сильные, сдержанные и выносливые, дисциплинированные, исполнительные, настойчивые, работоспособные. Обычно родители не имеют с ними проблем.

Минусы флегматика. Развитие ребенка может быть достаточно быстрым, но сам ребенок медлительный. Не любит общение и жизненные перемены, нуждается в четком режиме и прозрачных правилах. Он любит однообразие. При этом флегматик очень упрям.

Как определить темперамент ребенка? Меланхолик

Плюсы малыша-меланхолика. Мягкость и доброжелательность, исполнительность и сострадательность. Благодаря этим своим качествам меланхолик способен к творчеству и находит в музыке, стихах, рисовании себя.

Минусы. Очень раним, быстро утомляется, неспособен к длительным нагрузкам, настроение подавленное, печальное, неяркое. Проблемы переживает внутри себя. Мнительный, жалуется на разные боли и плохое самочувствие. Малообщительный, не любит шум.

Тест “Рисунок несуществующего животного”

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я - образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе.

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.

Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы.

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза.

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот.

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши.

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали.

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост - Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии.

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.

Таб.2 Психологическая карта. Показателей психического здоровья и эмоциональных расстройств.

Фамилия, имя ребенка (темперамент)

амимия, отгороженность

робость, страхи

неустойчивое внимание, расторможенность

пониженное настроение

упрямство, жадность

Фон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итоговый показатель % соотношение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОН – дети с чьей помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.

Использованная литература.

1. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», Э.Я. Степненкова;

2. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»,

Д.В. Хухлаева;

3. Общеобразовательная программа «Детство», Т.И. Бабаева,

З.А. Михайлова;

4 «Физичсекая культура дошкольникам. Программа и программные требования», Л.Д. Глазырина;

5. «Детская психология», Е.О. Смирнова;

6. «Психическое здоровье детей», В.Е. Дружинин;

7. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста :сборник статей», А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожцева;

8. «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Крияжева;

9. «Развитие воображения у детей» Л.Ю. Субботина;

10. «Психогимнатсика» М.И. Частиковоа;

11. «Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам» Е.А. Алябьева;

12. «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжнева;

13. «Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр»

Н.И. Дворкина;

14. «Как научить ребенка сотрудничать? Психогимнастичексие игры и упражнения» К. Фонкль;

15. «Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов» Е.А. Бугрименко, А.Н. Венгер;

16. «Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей» М.А. Панфилова;

17. «Учить бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей детских садов» Е.А. Бугрименко, А.Н. Венгер;

18. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет занятия с элементами психогимнастики»;

19. «Возрастные особенности развития психических прцессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания» Л.С. Дворкин,Ю.К. Чернышенко;

20. «Методики психодиагностики в учебно-воспитательском процессе»

В.В. Гришин, П.В. Лушин;

21 «Чувствуем-познаем- размышляем» Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет  

М.В. Ильина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

развитие и формирование эмоционального благополучия дошкольников...

ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она н...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной с...