Тема: Обучение движениям на физкультурных занятиях (катание, бросание, ловля, метание)
консультация по физкультуре на тему

Методика обучения метанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_obucheniya_metaniyu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение  движениям на физкультурных занятиях

(катание, бросание, ловля, метание)

        Эти движения основаны на действиях с предметами. Упражнения в метании развивают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища, особенно рук и плечевого пояса. Метание  -ациклическое скоростно –силовое, технически сложное движение, так как в процессе бросковых  действий предмету нужно придать направление, траекторию, скорость.

        В первой младшей группе у ребенка еще не складывается настоящий навык метания, хотя потребность в катании, перекатывании и бросании предметов у него велика.  Дети этого возраста  бросают предметы слабо, на небольшие расстояния, плохо замахиваясь и отталкивая предмет. Исходная поза при броске у них безразлична, они не всегда стремятся оттолкнуть предмет в заданном направлении. Сначала осваивается навык попадания в горизонтальную цель, а затем  уже в вертикальную.

Обучение разнообразным действиям с мячом начинают с индивидуальных  заданий и только затем переходят к подгрупповым и фронтальным. Детей учат брать мяч, держать его и переносить одной и двумя руками.  

Большое место в работе с детьми занимает катание мяча. Дети должны научиться энергично  отталкивать мяч в любом, затем в определенном направлении, например воспитателю. Это движение дети выполняют в положении сидя ноги врозь, стоя на коленях или стоя с наклоном вперед. Воспитатель добивается от детей одновременного  отталкивания мяча обеими руками, особенно активны должны  быть пальцы рук и кисти. Педагог неоднократно  показывает это движение тем, кто затрудняется.  

Дети скатывают мяч с горки, доски с бортами по краям и бегут за ним.

С появлением умений катать  в нужном направлении воспитатель  распределяет  детей парами и учит перекатывать  мяч друг другу. Доступны детям упражнения в бросании. Это броски мяча двумя руками вперед, вниз, воспитателю. Так же как и в катании, необходимо показать и учить детей бросать мяч одновременным толчком обеих рук. В первое время детям легче бросать мяч, держа его снизу, затем они  пробуют бросать согнутыми руками от груди, подняв мяч над головой или опустив его  за голову на согнутых руках. Педагог показывает, как надо ловить мяч, обхватывая его с двух сторон или подхватывая снизу, широко раздвинув пальцы. Ловя мяч, дети не должны прижимать его к груди.

Также небольшими подгруппами  по 4-5 детей воспитатель организует метание в горизонтальную  цель  - корзину, ящик. В горизонтальную цель дети метают по-разному: снизу, от груди, от плеча. Большой мяч бросают в цель двумя руками, маленький – одной, обязательно правой и левой рукой. Воспитатель  показывает и объясняет детям, что в горизонтальную цель, находящуюся на полу на небольшом расстоянии, удобнее попасть, бросая  снизу предмет одной или двумя руками перед собой (стоя лицом  к цели); что попасть в цель легче, если хорошо прицелиться, внимательно посмотреть, куда бросаешь предмет, и протянуть руку в сторону  цели. Если ребенок никак не может попасть в цель, педагог помогает ему, направляя движение  его  руки своей рукой, выполняя бросок вместе с ним.

Предлагается детям и вертикальная цель: шит, нарисованный на стене, большой надувной мяч. Расстояние от малыша до цели вначале 50-60 см, а затем 100-125 см.

Метание вдаль дети выполняют охотно. Чаще  всего они  используют бросок от плеча и направляют  снаряд резким движением вниз. Обучению правильному способу метания  вперед – вверх  помогает зрительный ориентир.

Во второй младшей группе детей продолжают обучать действиям с мячом. Катание мяча дети  4 года жизни выполняют более уверенно и точнее  соблюдают направление. Движения становятся  более произвольными, направление броска  - более определенным. У детей появляется подготовительная фаза движений бросания (отведение руки вниз, назад, в сторону и т.п). Но несмотря на это, исходная поза ребенка при бросании чрезвычайно обобщенная, безразличная по  отношению к дальности и  направленности броска. Замах рукой вялый, не сливается по времени с последующим броском. Между замахом и броском нередко  отмечается довольно длительная пауза, когда ребенок стремиться подойти  ближе к цели броска. Часто  дети бросают предмет вдаль не столько вперед – вверх, сколько вниз – вперед. Это получается оттого, что выбрасывание (выпускание) предмета из руки происходит с запазданием. Ловит мячи и другие предметы ребенок  очень неуверенно. Он заранее выпрямляет до отказа сведенные вместе руки навстречу мячу, напрягает руки и плечи, сжимает крепко пальцы или широко расставляет их. Потом стоит, не шелохнувшись, и ждет, когда мяч окажется у него в руках. Это объясняется неумением  определять направление и скорость летящего  навстречу мяча, слабой координацией движений вообще.

Детям предлагают катать мячи с расстояния 1-1,5 м через ворота, которые можно обозначить кубиками, кеглями (ширина 50-60 см); скатывать мяч с горки и бежать за ним. Воспитатель продолжает учить детей бросанию мяча двумя руками разными способами: от груди, из – за головы, добивается выполнения броска указанным способом. Показывает и поясняет, что надо стараться выпрямить руки вслед за мячом, движение  должно  быть  быстрым, резким.

В индивидуальных упражнениях   и небольшими подгруппами  дети учатся бросать мяч вверх и ловить  его, бросать  о землю и ловить. Воспитатель напоминает, что при броске вверх сначала надо  невысоко подбросить, но вертикально вверх, а когда упражнение  получится, можно бросать и повыше; чтобы они сильнее ударяли  мячом об пол, тогда мяч лучше  и выше отскакивает от пола, его легче  ловить.  Напоминает также о способах ловли мяча: при броске вверх удобнее ловить мяч снизу, в поставленные  ладони, с расставленными (свободно) в стороны пальцами; мяч, брошенный вниз, легче поймать, обхватывая его с обеих сторон. Если мяч подскочил слишком высоко то его можно поймать, подставляя ладони снизу. Поймав мяч, не следует прижимать его к груди.

Постепенно дети овладевают умением выполнять эти действия без перерывов 2-3 раза подряд.

Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется в работе с детьми, причем  цель отставляется от детей на 1,5 –2 м, высота центра мишени 1,2 м. Метание предметов  в вертикальную цель трудно дается детям и включается  в занятия со второй половины года. Проводится оно в игровой форме («Сбей колпачок», «Попади в обруч»).

При метании вдаль воспитатель продолжает  учить детей придавать мячу правильную траекторию  метания, используя в качестве ориентира натянутую веревку примерно на высоте 1, 5 м. Внимательно следит, чтобы метание дети выполняли как правой, так и левой рукой. К концу года ребенок должен уметь бросать мешочек с песком вдаль правой и левой рукой не менее чем на 2,5-5 м.

В средней группе детьми возможности ребенка в бросании и ловле предметов повышаются в связи с увеличением физической силы, развитием координации движений и глазомера. У детей уже накоплен опыт обращения с мячом, поэтому двигательные  задания усложняются. Катают они мячи в более узкие воротики (ширина до 40 см), по узкой дорожке длиной 2-3 м, образованной шнурами, палками.  Воспитатель напоминает, что мяч надо отталкивать пальцами рук, предварительно оценив направление его движения, и постараться рассчитать силу толчка. Катание сочетается с заданием попасть в поставленный предмет на дорожке: кеглю, кубик. Педагог показывает и объясняет, что при катании большого мяча его отталкивают двумя руками, а маленький  мяч удобнее катить одной рукой, вытягивая её вслед за мячом, как бы провожая  его к цели.

Детей учат катать обручи. Перед началом движения обруч надо поставить ободком на пол, затем, придерживая его левой рукой сверху, подтолкнуть вперед правой рукой снизу, а при катании левой рукой, наоборот, придерживать правой рукой, подталкивая  левой. Отталкивая обруч, нельзя  его приподнимать от пола и подбрасывать. Ребенок бежит за катящимся обручем, ловит его.

Бросание мяча вверх дети должны  выполнять более свободно, ненапряженными мягкими движениями кисти. Хорошо овладевшим этим движением можно считать того, кто сумеет без  остановки  и потери мяча бросить и поймать его не менее 3-4 раз. Надо продолжать учить детей рассчитывать силу толчка и высоту броска.

После того как дети научились бросать мяч о землю и ловить его, воспитатель предлагает  стоя отбить мяч о землю несколько раз подряд без  остановки двумя, а затем одной рукой. В этом движении надо объяснить и показать детям, что мяч  следует встречать ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая и несколько задерживая мяч, мягко давить на него сверху. Дети часто допускают ошибку, хлопая по мячу напряженной ладонью с сомкнутыми напряженными пальцами.

Более уверенно и точно дети 4-5 лет бросают мяч друг другу и ловят его.  Надо напомнить им, что  при ловле  мяча следует вытягивать руки вперед, как бы встречать летящий мяч, а затем, поймав, мягким движением  сгибать руки, подтягивая мяч к себе, но не прижимать его к груди.

Воспитатель объясняет и  показывает детям правильную позу при метании, обращает их внимание на исходное положение, хотя и не добивается  непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой назад  слегка отставляется правая нога и туловище слегка поворачивается  также вправо. При метании левой рукой соответственно меняется и исходное положение. В средней группе  у детей наблюдается  более слитное  движение замаха и броска. В тоже время еще нельзя отметить хорошую амплитуду  и полную свободу  движения. У некоторых детей оно напряженное, недостаточно энергичное; остается невыраженным завершающий этап броска. На этом этапе главное  - научить ребенка не задерживать в руках предмет и не бросать его вниз.

При обучении  броску на дальность целесообразно использовать зрительные ориентиры («Дети старайтесь перебросить мяч через подвешенный шнур, добросить до флажка»)

Увеличивается расстояние до цели – 2-2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны  бросать мяч на расстояние не менее 3,5 м «слабой» рукой и на 6,5 м «сильной» рукой.

В старшей группе  воспитатель добивается, чтобы дети точно  придерживались направления и дифференцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы. Для развития  глазомера проводятся  игры в кегли и задание  - прокатить мяч «змейкой» между предметами (кубиками, кеглями, стойками).

Движения  бросания и ловли  более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения. Дети упражняются в передаче мячей из рук в руки, стоя в кругу, в шеренгах, в колоннах, сидя на гимнастической скамейке. Мяч передается  вперед и назад над головой, сбоку с поворотом туловища вправо и влево, а также между расставленных ног с наклоном вперед. Воспитатель напоминает, чтобы дети были внимательными при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит мяч, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Он должен следить  за направлением летящего мяча, правильно рассчитать  и выполнить движение  - сделать шаг вперед  или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

В играх и упражнениях с мячом надо приучать детей бросать друг другу мяч так, чтобы товарищу было удобно его поймать.

В старшей группе дети должны уметь подбрасывать и ловить мяч после отскока от пола не менее 10 раз подряд.

Отбивание мяча о пол усложняется, оно  проводится  в сочетании с ходьбой. Тело ребенка слегка наклонено вперед, ноги согнуты. Поступательное движение мячу придают главным образом движения кисти и предплечья. Мяч при этом отбивается мягким и плавным движением и не всей ладонью, а кончиками пальцев, которые  слегка согнуты и разъединены. Движения пальцев и всей руки больше похожи на толчок, чем на удар. Воспитатель напоминает, что надо направлять движение мяча не прямо перед собой, а несколько  в сторону, иначе можно задеть его ногой. Так, если мяч отбивается правой рукой, то он должен ударяться о пол справа от носка правой ноги. Чтобы не ударить  мяч о колено и носки ног, толчки должны быть равномерными, с передвижением. Вести мяч вначале надо на небольшой скорости в прямом направлении, затем с поворотами, по кругу и т.п. Воспитатель продолжает следить, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой.

В старшей группе детей упражняют в метании вдаль и в цель разными способами: «из-за спины через плечо», «прямой рукой сверху», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку».  Дети овладевают умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением броска. В метании вдаль и в цель воспитатель объясняет, каким  должно быть исходное положение: одна  нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону. Старшие дети должны правильно обхватывать всеми пальцами мешочек с песком (6х10 см, вес 150-200гр), а не держать  его при броске за кончик. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.

Упражнения в метании желательно повторять не мене  4-5 раз подряд каждой рукой для закрепления мышечных ощущений движения.

На  этапе совершенствования движений метания  следует обратить внимание детей на то, что  замах совпадает с вдохом, момент броска  - с выдохом. В целом же дети дышат при выполнении упражнений произвольно.

В данной возрастной группе широкое распространение получают упражнения с набивными мячами массой 0,5-1 кг., которые  способствуют развитию силовых качеств.

В подготовительной группе дети довольно свободно держат мяч, передают, бросают и ловят его. Хорошее владение мячом позволяет предложить детям более сложные  задания. Усложняются задания, включающие отбивание мяча о землю двумя и одной рукой. Воспитатель добивается  от детей хорошего  управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук, ударять о землю сбоку от ноги. Обязательно предусматривается  обучение  ведению правой и левой рукой.

Дети должны уметь перебрасывать  друг другу мячи двумя руками снизу, от груди, сверху, а также двумя руками с отскоком от земли.

Продолжается освоение техники метания на дальность. Дети привыкают правильно ставить  ноги в исходном положении, хорошо замахиваться и слитно переходить сразу же к броску, заканчивая его  полным  выпрямлением руки с энергичным движением кисти по направлению броска. Надо приучать ребенка бросать предмет выше, так как при  более высокой траектории полета он летит дальше. Для этой цели надо давать задания бросать мячи, мешочки с песком  через веревку, натянутую несколько выше уровня головы ребенка, бросать шишки, камешки  через кусты.

Значительно более точнее выполняют дети метание в горизонтальную и вертикальную цель, поэтому желательно уменьшить  размеры мишени до 15-10 см, увеличить расстояние до нее (до 3,5-4 м.). Вводится движущая  цель. Закрепляются навыки бросания и метания в подвижных 6и спортивных играх, спортивных  упражнениях. Широко  используются упражнения  из «школы мяча».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Роль творческих физкультурных занятий в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста»

Данный материал содержит описание опыта работы по использованию различных творческих физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста....

Публикация статьи в педагогический колледж (2022) 1. Тема: Методы проведения физкультурного занятия в детском саду (опыт работы)

В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.Моя позиция в работе инструктора по физической культуре:&laqu...

Тема: «Веселое путешествие.» Физкультурное занятие во второй группе раннего развития.

Тема: «Веселое путешествие.»Физкультурное занятие во второй группе раннего развития....

Тема: конспект нетрадиционного физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в Шаловляндию».

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек №52"Город Смоленск 2022 год.Старшая группа № 7 "Кузнечики"Подготовила воспитатель и инструктор по физической культуре : Титова Ольга...

Консультация для воспитателей на тему: "Методика проведения физкультурных занятий на прогулке"

Во время физкультурных занятий на прогулке происходит постоянное чередование видив деятельности: более интенсивные упражнения чередуются с менее интенсивными, что позволяет поддерживать высокую работо...

Консультация для воспитателей на тему: Методика проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики в ДОУ

Для решения задач физического воспитания детей в ДОУ используются физкультурные занятия и утренняя гимнастика....

Бросание, ловля, метание.

Представляю вашему вниманию презентацию по физическому развитию детей от 3 до 7 лет. Основные виды движений: бросание, ловля, метание. ...