Мастер-класс "Двигательная активность детей в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно"
учебно-методическое пособие по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Джевицкая  Лариса Григорьевна

Занятия физкультурой и спортом - неисчерпаемый источник бодрости и прекрасного здоровья.Забота о здоровье,эмоциональном благополучие и всестороннем развитии ребенка - одна из первостепенных задач педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_master-klass_zanyatiya_v_parah.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС   для инструкторов по физическому воспитанию и педагогов ДОУ.

Тема: « Двигательная активность детей  в парах на занятиях по физкультуре  это интересно, весело и эффективно».

Инструктор по физическому воспитанию  Джевицкая  Лариса  Григорьевна

                              ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского р-на,  г. Санкт-Петербург.    

ЦЕЛЬ:  Повысить профессиональную и коммуникативную  компетентность педагогов, с  целью развития профессионального самосознания, потенциала личности.  Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства.                                                                   Мастер- класс для педагогов  ДОУ рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность – 30 минут.                                                                                                                  Мастер – класс - включает в себя две части: организационную и практическую.                                    

  1. - Организационная  часть:  теория  на тему «Двигательная активность в парах на занятиях по физкультуре это интересно, весело и эффективно».                                                                                      
  2.  - Практическая часть, пройдёт в форме игры-консультации.  

ХОД  МАСТЕР-КЛАССА:                                                                                                                      

1. Мастер- класс для педагогов ДОУ:                                                                                                        Организационная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!  

Сегодня мы поговорим о двигательной активности детей  в подготовительной группе, о том насколько заниматься на физкультуре  в парах  интересно, весело и эффективно.  Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения и нашей с вами является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной школьной программы. При этом готовность к обучению в школе   включает в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств. Психологическая готовность включает в себя коммуникативные способности (желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения). Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали более  информированы  и любознательны, но, не смотря на это, многие дети не умеют устанавливать и поддерживать контакт, выражать свою симпатию, сопереживать, поддерживать друг друга, в неудаче, а не смеяться над ним и радоваться его успеху.  Я стала  задумываться, как же решить эти задачи на физкультурном занятии? Сделать занятия более привлекательными и интересными для детей, не снижая физическую нагрузку научить  детей дружно общаться (позитивно относиться к себе и сверстникам).  Оказалось не так уж и сложно. Нужно лишь взять  то, что нравится детям, (а это занятия в парах или парами) и дополнить фантазией инструктора.  Очень  важно вызвать эмоциональный отклик и желание детей активно выполнять упражнения вместе, реагировать на   сигналы и рекомендации педагога, участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях. Занятия физкультурой заряжают здоровьем, энергией, позитивом и гордостью за самих себя. Почему бы не разделить все эти прелести с  товарищем, ровесником, другом? Выполняя   упражнения в паре, повторяя их с другом, ребенок меньше отвлекается,  прикладывает должные усилия  и стремится  к более качественному выполнению.  Моя  задача, как педагога, состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Уметь  поддержать друг друга,  стараться самому выполнять задания качественно, т.к. от общих усилий зависит результат выполнения. Выполнение  упражнений и задания в  парах лучший способ сблизить и подружить детей.  Данные приемы я использую в своей работе уже не один год и могу с уверенностью сказать, что они оказывают только положительное воздействие на  физическое, психическое и эмоциональное развитие детей. У дошкольников повышается работоспособность, выносливость, улучшается качество выполнения упражнений,  заданий  и  всего образовательного  процесса, повышается самооценка. Занятия в парах помогают детям обрести собственный опыт общения, который очень важен для контакта со сверстникам в детском саду, а потом и в школе.

Заниматься в парах,  можно уже  в  младшей и средней  группе, но  очень в  небольшом объеме.  Это может быть  ходьба парами, прокатывание мяча друг другу (сидя парами),   игра «Найди свою пару».                                                                                                                                                                                                     Более  интересна и разнопланова работа парами в старшей и особенно в подготовительной группе, т.к. дети 6 -7 лет более  активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом,  проявляют постоянство самоконтроля и самооценки. Дети понимают, что сила зависит от роста, что сильный и высокий  должен быть внимателен и аккуратен с маленьким или более слабым ребёнком.   Расширяется представление детей о разных способах коммуникации со сверстниками. Движения  детей  уже  достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Совершенствуются основные виды движений,  ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.  Значительно увеличивается проявление  волевых усилий  при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка  добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, а занимаясь в парах,  у детей  начинает  интенсивно развиваться способность  целенаправленно совершенствовать движения.   Занимаясь  в  парах,  обогащается эмоциональное состояние детей.  Они испытывают чувство радости, подъема  от проявленных двигательных действий.  Дети воспринимают  красоту совместных дружных движений, свободу применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях,  проявляют   активность, инициативу и творчество, а это  говорит о психологической готовности  детей к школе,  об умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования педагога  и контролировать своё поведение.                                                                                                                                       Несмотря на то, что некоторые упражнения выглядят как забавная игра, я рекомендую не забывать о правилах их выполнения,  помнить о том,  что при парных занятиях значительно повышается риск получения травмы детьми.                                                                                                                                          Упражнения в парах всегда очень эмоциональны, они сопровождаются обычно  смехом и шумом. Положительные  эмоции  конечно же важны на занятиях физкультурой, но они не должны  являться фактором баловства. Поэтому  при проведении упражнений, заданий, игр  в парах следует строго  придерживаться следующих правил:  

- должна быть четкая организация и дисциплина, основанная на точном соблюдении всех команд и указаний педагога;

- строго соблюдать принцип доступности, т.е. давать детям  такие упражнения, к которым они уже подготовлены;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 - составлять пары по физическим  данным ( чтобы рост, вес и силы  партнеров были примерно равны);  

                                                                                                                                                                            - пары должны располагаться так, чтобы не мешать друг другу;                                                                      -  объяснять упражнения нужно четко, точно  понятно и подробно.

                                                                                                                                                                                                                                                    На каждом занятии решается, как правило, комплекс  взаимосвязанных задач.                                                                                                                                                                                                                                                                        Парами можно выполнять разные виды ходьбы, бега, прыжков,  основные виды движений,  обще развивающие  упражнения, эстафеты  и  играть  в подвижные игры. Можно  частично  использовать  работу в парах в ходе занятия, чтобы дети лучше  освоили материал (например:  только  ходьба  и бег парами, с выполнением разных заданий, или  только перебрасывание  мяча из разных положений или  только  использование  подвижных  игр                           « Догони свою пару»,  « Третий лишний» и др.).  А когда дети освоят материал,  можно провести  всё  занятие от начала до конца в парах,  но материал должен быть хорошо  знаком детям, тогда  физическая и эмоциональная отдача от такого занятия будет значительно выше.                                      Научив детей работать в парах, можно уверенно  использовать эти умения при проведении спортивных досугов и праздников, где очень часто эти навыки могут не только  пригодиться, но и привести к победе. Например: «Эстафета парами»,  «Переправа»,  «Взаимное доверие»  и др.                                                     В таких  играх  формируется умение действовать сообща,  оказывать помощь друг другу, развивается  чувство коллективизма, ответственности за свои действия, что  способствует воспитанию нравственных качеств.                                                                                                                                                                                   Наша задача не подавлять инициативы детей и не противоречить их желаниям,  а предложить  разнообразные игры и другие затеи, которые послужат им хорошим подспорьем в физическом и коммуникативном  развитии,   которые  обязательно  пригодятся детям в школе.                                                                                                                                              Хочу предложить вам, коллеги,  перейти к практической части, с  теорией  я думаю и так все знакомы  хорошо.  Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»                                                                

2.Мастер- класс  для педагогов ДОУ:                                                                                                            Практическая часть.

Мы сегодня собрались                                                                                                                                                Поиграть, повеселиться                                                                                                                                                     Друг у друга поучиться ,                                                                                                                                Пошутить и посмеяться,                                                                                                                                                            В чем-то посоревноваться.  

 Предлагаю всем подвигаться и пожелать   друг другу здоровья, т.е.  поздороваться.  Сейчас вы будете свободно гулять  по  залу и выполнять мои задания.

 Игра - «ЗДОРОВАЛКА»

Ходьба  по залу  врассыпную. (  По моему сигналу – хлопку,  возьмите себе в пару того,  кто окажется рядом с вами) .                                                                                                                                                                                                                                        

Ты шагай, ты шагай,                                                                                                                                               своей дорогой, не зевай.                                                                                                                                                    Ты шагай, ты шагай,                                                                                                                                                                 себе пару выбирай.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Повернуться  друг  к  другу).                                                                                                                         Поздоровайся  ладошкой,                                                                                                                                                                   и своей красивой  ножкой.                                                                                                                                           Плечиком  и локотком                                                                                                                                                                                  и конечно язычком.  Здравствуйте!                                                                                                                                 (Ходьба по залу врассыпную)                                                                                                                                                                               Ты шагай, ты шагай,                                                                                                                                                                       своей дорогой, не зевай.                                                                                                                                    Пару себе новую выбирай .                                                                                                                                         (Остановиться, повернуться   друг  к  другу).                                                                                                  Поздоровайся  головкой,                                                                                                                                                                как ты делаешь всё ловко,                                                                                                                                                  Пальчиком и кулачком                                                                                                                                                                                   и конечно язычком.   Здравствуйте!                                                                                                                                       (Ходьба  по залу врассыпную)                                                                                                                                         Ты шагай, ты шагай,                                                                                                                                                                        Себе пару снова выбирай.                                                                                                                                                                                                                        (Остановиться,  повернуться  друг к другу).                                                                                                                                                                                                                                                       Поздоровайся  макушкой                                                                                                                                                                         и своим красивым ушком.                                                                                                                                                   Спинкой тепленькой, бочком                                                                                                                                                                   и  конечно язычком. Здравствуйте!

 Все получили заряд энергии и бодрости!  И распределились парами.  Вот и детям очень нравится такое игровое распределение по парам. А ещё это важно когда в группе есть ребенок  « изгой» по разным причинам (хулиган, задира, очень стеснительный, и т.д.) с которым не все дети хотят встать в пару. А так ребенок не останется без пары, да ещё с удовольствием будет выполнять задания в паре с разными детьми.                                                                                                                                                                                  Способов  построение в пары  много.  

                                                                                                                                    Например:                                                                                                                                                                        -- Подойти к впереди идущему, во время движения в колонне                                                                                                    -- После расчета на первый – второй                                                                                                                                        -- Мальчик  - девочка                                                                                                                                                                                   -- По желанию (возьми  парой  кого  хочешь)                                                                                                                                                  -- Мальчики с мальчиками,  девочки с девочками  и т.д.                                                                                                                      Какие  интересные способы построения  парами  вы можете нам предложить  ?(….)                                                                                                    

 Продолжим и будем выполнять все задания парами.                                                                                   Если с другом вышел в путь,  веселей дорога,                                                                                                             Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много.                                                                                                                                                                                                                                    Ведь  вдвоем идти смелей и конечно веселей.                                                                                                                                                       Выполнить ходьбу можно разными видами:                                                                                                                    --  Ходьба парами с разным заданием для рук и ног                                                                                                                                                     --  Ходьба со сменой направления движения (кругом, меняем только руки)                                                                                                                                                                                                                                                                                          Какие  виды ходьбы парами вы знаете?(….)                                                                                                               Парой будем мы бежать, на сигнал будем стоять и заданье выполнять.                                                                              Используем разные виды бега :                                                                                                                                                     -- Бег  парами                                                                                                                                                                                                       -- Бег врассыпную  ( по сигналу парами)                                                                                                                                                                          -- Бег  парами с остановкой,  по сигналу выполнить задание.                                                                                              Какие виды бега парами вы можете предложить ?(…)                                                                                                                                                          Прыгай ловко и скачи ну и друга научи.                                                                                                                                    -- Прыжки на двух ногах парами                                                                                                                                                         -- Боковой галоп                                                                                                                                                                               Нам не нужен  массажёр,                                                                                                                                                      нам не нужен тренажёр,                                                                                                                                                          Другу руки ты давай,                                                                                                                                                    упражненья выполняй.                                                                                                                                                                               О.Р.У.  в парах :  « Веселые обезьянки»                                                                                                                                                                                1. «Зеркало» :                                                                                                                                                                                            И.п.:  стоя  лицом  друг к другу, руки внизу.  1-2 – поднимаем руки  в стороны – вверх;  3 - 4 – опускаем в стороны – вниз. То же в разном темпе,  убыстряя - замедляя .  (6 – 8 раз)                                            

2. « Зеркало наоборот»:                                                                                                                                                                                  И. п.:  стоя лицом друг к другу, руки внизу.  1 – поднять вверх правую руку; 2 – положить на  левое плечо партнера; 3 –4  опустить вниз. То же левой рукой. (6 раз)                                                                                                

 3. « Неваляшки»:                                                                                                                                                                                                          И.п.: ноги врозь,  стоя лицом дуг к другу, взявшись за руки. 1 – наклон в сторону с разведением рук в стороны; 2 – и.п.; 3 – 4 то же в другую сторону. (4 -6 раз)                                                                                                                                             4. « Качели»:                                                                                                                                                                                               И.п.:  сидя спина  к спине,  руки сцеплены,  ноги  прямые вытянуты.   1 – наклон  вперёд;  2 – и.п.; 3 – наклон  назад;   4 – и.п.(5 -6 раз)                                                                                                                                                5. « Веселые лапки»:                                                                                                                                                                             И.п.:  лежа на спине,  касаясь  головами,  руки вдоль туловища.  1 – поднять  прямые  ноги вверх; 2 – 3  встретиться  носками ног;  4 – опустить ноги,  вернуться в и. п. (5 -6 раз

 6. « Рассердились – помирились»:                                                                                                                                             И.п.:  о.с. Прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов. В разном темпе.(4 -6  раз) .

В парах весело играть и заданья выполнять.                                                                                                                                                                                                О.В.Д. в парах :                                                                                                                                                                       -- Бросание  и ловля мяча (разными способами)                                                                                                                                      -- Прыжки с мячом (держа руками, ногами)                                                                                                                            -- Ведение мяча вокруг друг друга                                                                                                                                                                                                     -- Прокатывание обручей в паре друг другу.                                                                                                                                                                                                                                                Какие  ещё  О.В.Д.  можно выполнять парами?                                                                                                                                          Мы славно потрудились,                                                                                                                                                                           Хоть  спорили порой,                                                                                                                                                                                              Но очень подружились                                                                                                                                                                                                               За нашею игрой.                                                                                                                                                                  Ну и конечно любимые всеми детьми  подвижные игры,  в которых просто необходимо  умение действовать парами .                                                                                                                                   «Меткий стрелок»,  «Ловишки  парами», « Догони  свою  пару», «Перетяжки», «Третий лишний»,   « Переправа», « Взаимное доверие»,           « Мяч водящему», « Найди свою пару», « Лошадки», и др.                                                                                                            Какие парные подвижные игры вы знаете? (… )                                                                                                                                 Ига игрой сменяется,                                                                                                                                                                                            Кончается игра,                                                                                                                                                                                                                       А дружба не кончается,                                                                                                                                                                               Ура! Ура! Ура!                                                                                                                                                              Вот настал момент прощаться. Сегодня было очень приятно с вами общаться. Ведь только  совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, весёлых, а значит и здоровых  и готовых к школе детей. Надеюсь,  что сегодняшняя встреча не прошла  даром  и вы почерпнули  что-то интересное и будете применять в своей работе.                                                                                                                                                       А сейчас мысленно положите на левую руку всё то,  с чем вы пришли сегодня на мастер-класс, свой багаж знаний мыслей, опыта.  А на правую руку – то, что получили  на  мастер -классе нового. А теперь одновременно хлопнем в ладоши  и скажем друг другу СПАСИБО!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому все здорово"! Об этой про...

"Как занятия физкультурой сделать интересными, веселыми, полезными"

Материал предназначен для инструкторов Ф. К. В нем описано как построить образовательную деятельность так, чтобы она стала увлекательной, полезной и веселой....

Из опыта работы. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре....

Методическая разработка интегрированного занятия по физкультуре на тему: "Веселое путешествие в лес"

Цель: обучение детей применению умений и навыков в области физической культуры, совершенствовать физические качества детей, умение реагировать на сигнал педагога.     Задачи:1. Раз...

Консультация на тему: «Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре».

Консультация на тему: «Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре»....

Развлечения для детей второй млаплан-конспект занятия по физкультуре (младшая группа) по темедшей группы. «Весёлые старты

Цель: развитие основных движений детей.Задачи:привлечь детей к активному участию в спортивных играх; способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы и сопереживания; соверше...