Программа «Ладушки» (народные игры)
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) на тему

Веселова Наталья Александровна

Программа  «Ладушки» 

(знакомство и обучение детей второй группы раннего возраста подвижным народным играм) Образовательная область: «Физическое развитие».

Срок обучения 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladushki_narodnye_igry.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено: педсоветом № _________

МДОУ – детского сада №29 «Пчёлка»

от __________________   20 _____  года

Председатель педсовета ____________

Е.В.Павлова   /заведующий ДОУ/

Программа  «Ладушки»

(знакомство и обучение детей второй группы

раннего возраста подвижным народным играм)

Образовательная область: «Физическое развитие».

Срок обучения 1 год.

Разработчик программы:

воспитатель  высшей

квалификационной категории

Веселова Наталья Александровна

г. Серпухов

                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это творческие  игры (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации, строительные), игры с правилами (дидактические и подвижные игры).

В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Родина впервые предстаёт перед ребёнком в образах, звуках, красках и в играх. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Важной составляющей народной культуры являются народные игры.

          Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней,  передаваясь из глубокой старины, из поколения в поколение. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно через игру. С первых лет жизни ребёнка, приобщая его к народной культуре, общечеловеческим ценностям, мы закладываем в нём  фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. Вместе с тем, на народные игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средство образования и воспитания. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста, это  отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы», но все они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Подвижные народные игры – одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Подвижные игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется  устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

 К народным  играм относят  детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр –  движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей  и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В   играх,  не  имеющих  сюжета   и   построенных   лишь   на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его  мышления  и самостоятельности действий.  

Для детей третьего года жизни народные игры привлекательны тем, что в них есть образ или определенный персонаж, игра может сопровождаться простыми словами или песенками, а так же игровые правила в народной игре дают возможность действовать индивидуально, но со всеми сверстниками. Малыши выполняют несложные движения, сочетая их со словами игры, а так же действуют с игрушками и получают при этом положительные эмоции. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты в том случае, когда доставят детям удовольствие и радость.

 Программа составлена для воспитанников  второй группы раннего возраста на основе авторской программы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой.

Цель программы: развитие двигательных умений и навыков посредством народных подвижных игр.

Задачи программы:

-развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием,  несложными движениями;

-обучать детей игровым действиям в процессе ознакомления с народными подвижными играми;

-развивать и совершенствовать ОВД в н.п.и., их координацию (учить выразительности движений, умению передавать простейшие  действия некоторых персонажей, согласовывать движения со словами, учить выполнять движения, не мешая друг другу);

-воспитывать физические и морально – волевые  качества (ловкость, быстроту реакции, смелость,  активность,  умение действовать по сигналу,  умение выполнять простые правила игры, т.д.);

-способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через подвижную игру; способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками; развивать умение играть не ссорясь, вместе радоваться  успехам, игрушкам, формировать умение спокойно вести себя в помещении.

Учебный материал распределён по неделям каждого месяца согласно  тематическому планированию данного возраста. В перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности включены подвижные народные игры, как вариативное   занятие.  Структура каждого занятия  имеет классическое построение: вводную, основную и заключительную части, поэтому кроме народной игры включает в себя разные виды ходьбы, бега, ползания, катания, различные упражнения с предметами. Вся деятельность детей проводится в игре, в виде «прогулок и путешествий». Овладение воспитанниками  народной игрой рассчитано на две недели: на первой неделе – знакомство, на другой – закрепление. Занятия с использованием народной игры  проводятся 1 раз в неделю, 32 занятия в год, длительность таких занятий составляет 10 минут. Разученные  с малышами народные подвижные игры  включаются педагогом в  совместную деятельность с детьми в режимных моментах.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей раннего возраста  остается глубокое знание и свободное владение воспитателем обширным игровым репертуаром, методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, добивается  активного выполнения ими игровых действий.

Методическое руководство игрой.

-Воспитатель даёт малышам представление о содержании игры,  последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. Дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей, которое, помимо считалок, проходит иногда путем назначения водящего в   соответствии  с   педагогическими   задачами:  поощрить   и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким, отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно.

-Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.    

-В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

-Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой приём доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

-Успех игры зависит не только от ее выбора, но и от того, как она проводится. Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить её правила, чтобы каждый знал, что он должен и  чего не должен делать. Рассказ лучше дополнить показом.

-Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд.

-Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.

-В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.

В конце учебного года проводится педагогический  мониторинг, основная цель которого:  выявить овладение (владеет, частично владеет, не владеет) ребёнком  двигательными  умениями  и навыками. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за дошкольниками в спонтанной обстановке, в организованной деятельности (на физкультурных занятиях и режимных моментах).  Полученные данные записываются в таблице, оформляются протоколом с выводами и рекомендациями,  и используются для индивидуализации образования, оказания помощи ребёнку, для оптимизации работы со всей группой воспитанников.


Месяц, неделя

тема

Программные задачи

Содержание

Методы и приемы

Оборудование

Октябрь

1-2 неделя

«Осень»

«Прогулка в осенний парк»

Формировать умение действовать совместно на основе подражания воспитателю в соответствии с его указаниями; уточнять знания о голосах, учить действовать согласно тексту стихотворения.

- ходьба друг за другом по зрительным ориентирам за воспитателем;

- бег друг за другом «листочки полетели»;

- ходьба по дорожке с листочками;

- прыжки на двух ногах на месте с поворотом вокруг себя;

-Подвижная игра «Вышли дети в садик».

-показ воспитателя;

- музыкальное сопровождение;

- игровая мотивация «Идем гулять в сад с листочками».

Листья по количеству детей.  дорожка для ходьбы.

3-4 неделя

«Я в мире человек»

«В гости к кукле».

Учить выразительности движений, умению передавать простейшие движения, развивать желание играть вместе с воспитателем и сверстниками; учить водить хоровод по кругу, двигаться по сигналу музыки.

- ходьба друг за другом;

- бег на носках;

- игровые упражнения «проползи по доске», «ходьба по дорожке»;

-Подвижная игра «Вейся венок».

- сюрпризный момент «Кукла зовет к себе в гости»;

- музыкальное сопровождение;

- показ воспитателя.

 Веночки с цветами, дорожка для ходьбы, доска для ползания, две куклы.

Ноябрь

1-2 неделя

«Мой дом»

«Пойдем в гости к зверятам».

Учить передвигаться по площадке, следовать движениям, которые даются в игровой форме, формировать умение спокойно вести себя в помещении; слышать сигнал к действию, радоваться вместе со всеми играющими.

- ходьба врассыпную;

- бег друг за другом;

- ползание на четвереньках за катящимся предметом;

- прыжки на двух с продвижением вперед;

- Подвижная игра «Лохматый пес».

- игровая мотивация «зайчик зовет к себе в гости»;

- музыкальное сопровождение;

- показ воспитателя.

 Крупная игрушка – собака, клубок ниток, игрушка заяц.

3-4 неделя

«Осень»

«Путешествие в лес на автобусе»

 Способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через подвижную игру, учить умению передавать простейшие движения; учить действовать согласно словам текста. Развивать умение играть. Не ссорясь, вместе радоваться игрушкам.

- ходьба парами;

- бег парами;

- упражнения с шишками;

- прыжки на месте с целью достать предмет (шишку);

-  Подвижная игра «У медведя во бору».

- игровая мотивация «поездка в лес на автобусе»;

- музыкальное сопровождение.

Крупная игрушка медведя, макет автобуса, шишки на каждого, шишка, привязанная за ленту.

Декабрь

1-2 неделя

«Зима»

«Поиграем с зайкой»

 Способствовать развитию умения совершенствовать основные движения (катание. Бег. Ходьба), учить выразительности движений, передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить водить хоровод, сопровождая свои действия пением.

- ходьба с высоким подниманием колена;

-  бег парами, чередование с бегом врассыпную;

-  ходьба по шнуру прямо;

- прокатывание мяча друг другу;

- Подвижная игра «Зайка серенький».

- игровая мотивация «Зайка замерз и зовет детей поиграть»;

- музыкальное сопровождение.

Мячи, шнур, игрушка заяц.

3-4 неделя

«Новый год»

«В гости к Деду Морозу»

Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить выполнять движения. Не мешая друг другу, прививать умение выполнять характерные движения в игре.

-

ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления по сигналу;

- бег с погремушками;

- ползание под препятствие;

- Подвижная игра «Дед Мороз».

- игровая мотивация «Появление игрушки Деда Мороза»;

- сюрпризный момент «найти под елкой погремушки»;

- музыкальное сопровождение.

Игрушка Деда Мороза, погремушки, дуги для подлезания, елка.

Январь

2-3 неделя

«Зима»

«Поиграем с зайкой»

Учить выразительности движений, проявлять двигательную активность, совершенствовать основное движение –бросание в цель, учить действовать в соответствии со словами, развивать интерес к народным играм.

- ходьба с высоким подниманием колена;

- бег в колонне парами,

- упражнение со снежками,

- бросание снежков в цель,

- Подвижная игра «Заинька, выйди в сад».

-игровая мотивация «Поиграем с зайчиком»;

- сюрпризный момент «зайка принес снежки»;

- показ воспитателя.

Эмблемы с изображением мордочки зайца, снежки, зайка-силуэт для метания в цель.

4 неделя

«Зима»

«Зимние забавы»

Продолжать учить ходить и бегать друг за другом, учить выразительности движений, двигаться по сигналу воспитателя, закреплять знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

-ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления по сигналу;

-бег по кругу. Со сменой направления по сигналу;

-упражнения со снежками;

-Подвижная игра «Собачка и воробьи» (по мотивам народной песенки).

-игровая мотивация «погуляем по парку»;

- музыкальное сопровождение;

-показ воспитателя.

Эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка собачка.

Февраль

1-2 неделя

«Мир вокруг нас»

«Цирк»

Продолжать учить передвигаться по площадке, следуя  указаниям, которые даются в игровой форме;  учить выполнять  разнообразные движения, образуя круг, упражнять в произнесении звука «ш».

-ходьба с высоким подниманием колена и взмахом рук «лошадки»;

- бег с вертушкой;

- упражнение с кубиками;

- Подвижная игра «Раздувайся мой шар».

-игровая мотивация «играем в цирк»;

-сюрпризный момент «игрушка Петрушки»;

-музыкальное сопровождение.

Вертушки. Кубики, игрушка Петрушка.

3-4 неделя

«Мамин день»

«Ладушки»

Способствовать развитию умения детей играть в игры, совершенствовать основные движения; учить выполнять движения, не мешая друг другу; учить детей по-разному хлопать в ладоши ,вести счет «раз-два».

-ходьба на носках, перешагивая препятствие;

-бег стайкой по кругу с ускорением и замедлением;

-ходьба из обруча в обруч;

-упражнения с ленточками;

-Подвижная игра «Ладушки-оладушки».

-музыкальное сопровождение;

-игровая мотивация «маму поздравляем»;

-показ воспитателя.

Ленточки, кубики, обруч.

Март

1-2 неделя

«Народная игрушка»

Способствовать формированию у детей опыта поведения в среде сверстников через народную подвижную игру; учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей ;учить эмоциональной выразительности речи, выполнять действие согласно тексту

-ходьба на носках врассыпную;

-бег с колокольчиками по кругу;

-спрыгивание со скамейки;

-упражнение с колокольчиками;

-Подвижная игра «Непослушный козел» (по мотивам народной песенки)

- музыкальное сопровождение (народная музыка);

- игровая мотивация «Петрушка принес музыкальные колокольчики)

Колокольчики ,игрушка Петрушка, скамейка для спрыгивания.

3-4 неделя

«Весна»

«На лесной опушке»

Развивать интерес детей играть вместе с воспитателем в подвижные народные игры с несложными движениями ;учить выполнять движения, не мешая друг другу ;учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту.

-ходьба по наклонной горизонтальной поверхности с перешагиванием через «канавки»;

-бег с ускорением и замедлением темпа;

-упражнения с платочком;

-Подвижная игра «Зайка серый»

-игровая мотивация «прогулка на лесную опушку»

-музыкальное сопровождение.;

-

Эмблемы с изображением зайчат; доска для ходьбы ,мешочки с песком, платочки.

Апрель

1-2 неделя

«Весна»

«У солнышка в гостях»

Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками; формировать умение спокойно вести себя в помещении; учить детей двигаться стайкой, выполнять действия, убегать не мешая сверстникам.

-ходьба с препятствиями,

-бег в медленном темпе;

-ходьба по ребристой доске;

-упражнение с ленточками;

-Подвижная игра «Ой, что за народ за матрешкой идет».

-сюрпризный момент «солнышко предлагает детям поиграть»;

-музыкальное сопровождение.

Большое солнышко, большая матрешка ,ленточки .ребристая доска

3-4 неделя

«Мое здоровье»

«Мы веселые ребята»

Продолжать развивать у детей желание играть вместе с воспитателем и сверстниками в подвижные игры с простым содержанием; учить выполнять действия по указаниям взрослого, не мешая друг другу.

-ходьба с дополнительным заданием с остановкой по сигналу, поворот вокруг себя;

-бег со сменой темпа по сигналу;

-упражнения с кольцами;

-Подвижная игра «Мы веселые ребята».

-музыкальное сопровождение;

Показ взрослого

Игрушка Доктора Айболита, кольца.

Май

1-2 неделя

«Весна»

«На солнечной полянке»

Продолжать учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей, учить выполнять имитационные движения, подражать голосовым реакциям птиц.

-ходьба приставным шагом;

-бег с дополнительным заданием: догонять убегающих;

-бросание предметов в цель;

-Подвижная игра «Цыплята» ( по стихотворению Т.Волгиной «Цыплята»)

-музыкальное сопровождение;

-игровая мотивация « на солнечной полянке».

Эмблемы с изображением цыплят и курицы;

-мягкие мячи,

--мешочки с песком

3-4 неделя

«Мой дом. Мой город».

«У бабушки на даче»

Формировать умение действовать совместно на основе подражания  воспитателю в соответствии с его заданиями ;развивать интерес детей младшего возраста к народным играм; развивать ловкость, находчивость, учить эмоциональной выразительности речи, выполнению движений согласно с текстом.

-ходьба по толстому шнуру;

-бег с указанием на игровой образ (побежим тихо, как мышки);

-прыжки в длину с места;

-упражнения с палкой;

-Подвижная игра «Два гуся»

-игровая мотивация «Поедем наддачу к бабушке на дачу, на поезде»

-музыкальное сопровождение.

Макет поезда, гимнастические палки, шнур, макет избы.,

Карта мониторинга усвоения программы «Ладушки» детьми второй группы раннего возраста по физическому развитию

Фамилия, имя ребенка

Играет в подвижные игры с простым содержанием

Умеет выполнять движения

Передает движения персонажей

Умеет играть со сверстниками

Умеет вести себя в помещении

Знает содержание народных игр

Комментарии

1.

 

2.

3.

 

4.

5.

 

6.

 

7.

8.

 

9.

 

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Качественная оценка формируется следующим образом:

ребёнок правильно выполняет действия

ребёнок выполняет действия с ошибками

ребёнок отказывается выполнять или не может выполнить  задание, упражнение, движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по программе "Ладушки"

Рабочая программа по программе "Ладушки"  Каплуновой , Новоскольцевой....

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки» в 1-ой группе раннего возраста

Кружковая работа программа «Ладушки-Ладушки»  в 1-ой группе раннего возраста...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Пальчиковые игры по программе ладушки (вт.гр.ран.возраста, младшая, средняя, старшая, подготовительная)

Пальчиковые игры для групп:Вторая группа раннего возрастаМладшаяСредняяСтаршаяПодготовительная...

Пальчиковые игры по программе ЛАДУШКИ

Пальчиковые игры по программе ЛАДУШКИ для младших, средних и подготовительных групп детского сада...

Пальчиковые игры по программе "Ладушки"

Пальчиковые игры на музыкальных занятиях, дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорн...

Пальчиковые игры по программе "Ладушки"

Пальчиковые игры по программе "Ладушки" по всем возрастам...