Здоровье как социальный феномен .
статья по физкультуре на тему

Данилова Наталья Михайловна
Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации ресурсов его здоровья, в том числе и социальных, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaportal-danilovazdorove_kak_sotsialnyy_fenomen.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье как социальный феномен .

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъявляют все новые требования  к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации ресурсов его здоровья, в том числе и социальных, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру.

Если задать присутствующим вопрос: что в Вашем понимании «социальное здоровье?». Скорее всего, можно будет услышать, что это воспитанность. И это отчасти правда. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального социально здорового дошкольника.

Социальное становление детей дошкольного возраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольного возраста – это семейная идентификация, для детей среднего дошкольного возраста – это семейная, половая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

Социально здоровый ребенок   - это значит в соответствии своему возрасту:

- способен к построения межличностных отношений,  к анализу различных  ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;

- освоил нормы,  средства и способы общения,

- обладает базисными коммуникативными умениями:

  • умение вступать в контакт, слушать другого,
  • умение обратиться с просьбой или сказать «нет»,
  • понимать состояние другого человека,
  • анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;

- обладает достаточным уровнем самовыражения, отсутствием скованности и закомплексованности;

-обладает уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;

- готов к сотрудничеству и совместной деятельности;

- готов принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни;

- готов к жизнедеятельности в новых социальных условиях.

И. В. Кузнецова определяет следующие составляющие социального здоровья детей:

1. адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада),

2. овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная),

3. овладение нормативным, правилосообразным поведением, выработка индивидуального стиля поведения, наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация — интеграция в общество

Какие же условия формирования социального здоровья детей как со стороны семьи, так и в образовательном учреждении:

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка;

- эстетика быта;

-комфортная предметно-развивающая среда;

-личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

-общение, соответствующее возрастным особенностям ребенка;

-уважение прав и свобод личности ребенка;

-пространство для групповых игр и уединения.

Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно,  то его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Социальное здоровье ребенка — такое состояние, при котором его возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.

Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности ( у ребенка проявляется несформированность социальных чувств, интересов, навыков, умений), что может привести к социокультурной деформации личности, которая снижает социальную адаптивность личности.

Нарушение социального здоровья связано с социальной пассивностью ребенка либо с деконструктивной активностью. Для профилактики социальной беспомощности ребенка следует включать его в тренинговые формы работы как в образовательных учреждениях, так и в психолого-педагогических медико-социальных центрах (ППМС-центрах). Социальное нездоровье личности, ребенка, как правило, проявляется в нарушении закона, формировании делинквентного поведения. Такая категория детей является объектом исследования социальной педагогики. Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья с детьми, входящими в группу риска (дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем; дети из алкоголизированных/наркотизиро-ванных семей; одаренные; дети с проблемами в учебной деятельности; дети с ограниченными возможностями; дети, воспитывающиеся в семьях с низким (или, наоборот, с чрезмерно высоким) материально-экономическим достатком; дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах, территориях; дети, требующие различного рода формы реабилитации; дети — социометрические звезды или социометрические отверженные; дети, не посещающие школу, занимающиеся бродяжничеством; дети с умеренными психическими нарушениями; дети, подвергшиеся насилию и др.).

Полученные данные свидетельствуют, что нарушения социального здоровья наиболее ярко проявляются, начиная со школьного возраста, а именно с младшего школьного возраста. Это явление связано, прежде всего, с несколькими основаниями: изменение социального статуса ребенка, содержание новой социальной роли школьника, большее влияние процесса стихийной социализации со стороны дворового детского сообщества, изменение процесса социально-психологической адаптации в связи с возрастным кризисом семи лет. Социокультурные личностные деформации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте у детей с неблагоприятной семейной обстановкой. Данная категория подростков совершает административные и уголовные правонарушения.

Таким образом, заботясь о социальном, психическом, физическом здоровье подрастающего поколения, мы создает благоприятную почву для сбережения, накопления составляющих духовного наследия нации, всех граждан, живущих в Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен детского здоровья как критерий социального благополучия общества и государства

АННОТАЦИЯ         Детское здоровье в современном российском обществе формируется в условиях глубоких социально-экономических изменений, сопровождающихся расслое...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательны...

Статья "Детство как социальный феномен"

Актуальность темы в последнее десятилетие XX века в мировом сообществе проблемы детства обсуждаются с особым вниманием. В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления ...

Формирование у дошкольников основ физической культуры и культуры здоровья посредством социального партнерства ДОУ и семьи

Взрослые, окружающие малыша, играют важную роль в его развитии. Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья...

Включение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду через использование сказкотерапии и арт-терапии

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ об...