Подвижная игра в жизни дошкольника
статья по физкультуре на тему

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_podvizhnaya_igra_v_zhizni_doshkolnika.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра в жизни дошкольника.

С давних пор подвижная игра занимает неотъемлемую часть жизни дошкольника.  П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».

Чем же игра привлекает ребятишек? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Убыстрение современной жизни ставит перед педагогами задачу более активно использовать игру для воспитания дошкольников. Сейчас очевидно, что подвижные игры необходимы для обеспечения гармоничного состояния умственных, физических и эмоциональных нагрузок.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.

Подвижных игр много, они разнообразны, хороши тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья.

Большая роль в воспитании организованного поведения детей, волевых качеств принадлежит правилам в играх. Требования строгого соблюдения правил - бросать мяч с определенного расстояния, бежать только после сигнала до условленного места, прыгать только на одной или двух ногах  - учат детей действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договоренности. В коллективных играх часто от поведения одного ребенка зависит положение партнера, успех всех участников команды. Так, например, в игре «Горелки», согласно правилу, надо стремиться навстречу товарищу, несмотря на опасность самому быть пойманным. Или в играх типа «Чья команда быстрее построится» по сигналу надо быстро бежать на свое место: малейшее замешательство одного может подвести всю команду.

Воспитанный навык поведения в коллективе, общительность, умение подчинить свои действия правилам игры - все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они становятся организаторами, затейниками в классе, первыми помощниками учителей.

Во многих подвижных играх дошкольников с мячами, обручами, скакалками и другими предметами правила устанавливаются самими детьми. Например, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать. В игре «Классы» можно слышать: «Чужая помеха не считается» (это значит, что, если ошибка произойдет не по вине прыгающего, он имеет право начать сначала). В каждом случае уговор становится правилом для всех. Нарушивший его так же исключается из игры, как и в играх с готовыми правилами. Эти традиции имеют большую воспитательную ценность: они дисциплинируют детей, помогают воспитывать умение самостоятельно договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением большинства.

В процессе подвижных игр дети учатся быстро ориентироваться в пространстве. Начиная с первых игр малышей («Бегите ко мне», «Догони мяч» и др.), дети либо действуют в указанном направлении, пространстве, либо должны сами выбрать нужное направление. Эта задача решается в игре попутно, но иногда она может быть и основной - тогда воспитатель выбирает игру, где ее можно осуществить с большей эффективностью.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима даже при выполнении небольших трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. Придя в школу, дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

А радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, радости, что позитивно влияет на развитие дружеских взаимоотношений, на состояние нервной системы ребенка. В подвижных играх ребенок ставится в такие обстоятельства, когда ему самому приходится улаживать, как действовать, чтобы добиться цели.

В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.

Академик И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.

Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.

Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность, увеличивается словарный запас ребенка. Много подвижных игр начинается со стишка или диалога, например «У медведя во бору», «Карусель», «Ах как мыши надоели!» и другие.

Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чьё звено скорее соберётся» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне, и т. д.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг, различные фигуры, образы, передаваемые детьми) -- всё, что вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты.

Итак, подвижные игры развивают у детей мышление, воображение; учат детей соблюдать правила, действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу. Игры  активизируют дыхание детей, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию. Игры помогают  формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость у детей; помогают освоиться в коллективе; пополняют словарный запас детей.

Педагогу,  при подборе подвижной  игры,  необходимо учитывать  возраст ребенка,  степень подвижности  (игры  малой, средней, большой подвижности), содержание (подвижные игры с правилами, спортивные игры,  сюжетные или несюжетные игры). В сюжетных играх дети изображают кошку, воробышка,  автомобиль,  волка, гуся, и т. п. Несюжетные подвижные игры типа  перебежек, ловушек. Игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и т. п.), игры - эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.), игры - забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.) – все эти игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. 

 Только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.  

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, а также  обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыков.

Список литературы:

1.Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова.  М.: АРКТИ, 2008.
2. Горохова М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография. Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011.

3.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева.  М.: Владос, 2003.
5.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений , М.: Издательский центр «Академия», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в жизни дошкольника

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возр...

"Подвижные игры в жизни дошкольников"

Рефеат о значении подвижных игр в жизни детей...

Презентация на тему "Подвижные игры в жизни дошкольников"

Данная презентация содержит информацию о влиянии игры на формирование личности ребенка,оздоровительном и воспитательном значении игр,и как ребенок познает окружающий мир в игре.Включает в себя содержа...

Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"

План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...

Роль подвижной игры в жизни дошкольников.

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима, но, несмотря на отработанную систему, педагоги все чаще замечают о не желании детей заниматься активной двигательной деятельност...

"Подвижная игра в жизни дошкольника"

Консультация для родителей о значимости подвижной игры детей 5-7 лет....

Подвижные игры в жизни дошкольника

Консультация для родителей...