Рабочая программа работы с родителями.
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Моторина Анна Владимировна

Программа рассчитана на повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami_moya.docx236.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

http://ds45.baranovichi.edu.by/ru/sm.aspx?guid=11553



Разработала: Моторина А.В.

Реализация программы: 2016 – 2018 уч. год



Пояснительная записка

      Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

        Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам физического воспитания детей.

3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Раздел 1. Общие положения программы

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

Закон РФ « Об образовании»,

Концепция дошкольного образования,

Семейный кодекс,

Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы могут стать: повышение родительской компетентности в вопросах физического воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Участники программы:

воспитанники

семьи детей, посещающих ДОУ,

педагогический коллектив

Раздел 2. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Раздел 3. Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного к школе возраста (дети 4 - 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, инструктору по физкультуре правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Раздел 4. Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО

а. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 

1. Сбор информации о семьях

2.Распространение информации о работе детского сада:

- сайт;

- публикации в печати;

-родительские собрания.

3. Анализ информации.

1. Сбор информации:

о ребенке:

- состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);

- индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);

- ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;

- выявление одаренных детей;

- выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

о семье:

- состав семьи;

- определение социального статуса семьи (социальная анкета);

- выявление семей группы «риска»;

- материально-бытовые условия;

- психологический микроклимат, стиль воспитания;

- семейные традиции, увлечения членов семьи;

- заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

о потребностях педагогических кадров:

- проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

выявление стратегии взаимодействия с семьями.

2. Анализ информации.

 

б.  Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

 

1. Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

2. Организационно-педагогическая деятельность:

- обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);

- тренинги по обучению родителей общению.

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:

информационные стенды;

родительские уголки;

методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

- беседы;

- консультации;

- круглые столы;

- родительские собрания.

 

1.Социально-нравственное и познавательное развитие:

- семья;

- родословная;

- семейные традиции;

- гендерное воспитание;

- формирование духовных ценностей.

 

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

3. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

 

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс:

- участие в культурно-массовых мероприятиях;

- совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;

- планирование и совместная работа на родительских собраниях;

- помощь в организации досуговой деятельности;

- совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);

- оформление групп детского сада;

- участие в творческих выставках детско-родительских работ (конкурс фотографии «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.);

- благоустройство спортивной площадки;

 

Формы работы при реализации программы

        

Традиционные:     

Анкетирование родителей

Памятки

Буклеты

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Консультации (тематические и индивидуальные).

 Семейные праздники.

Занятия  с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

Папки  – передвижки.

Выставки  совместного творчества.

 Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа. 

 

Раздел 5. реализации программы

  • Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

Мероприятия совместно с родителями

Задачи

Информация для родителей

Сентябрь

Познакомить родителей с особенностями развития движений на каждом возрастном этапе, а также морально-волевых качеств.

Папка-ширма «Особенности развития движений у детей от 2до 6-го года жизни. Для всех возрастных групп.

Участие в общем родительском собрании.

Познакомить родителей с задачами физического воспитания, системой физкультурно-оздоровительной работы детского сада, показать необходимость сотрудничества в воспитании и развитии детей.

«Задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста» - Все возрастные группы.

Повышение педагогической компетенции родителей по рациональной двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

Шпаргалка «Требования к форме одежды детей на занятиях по физической культуре» - Все возрастные группы.

Рекомендации для родителей

Расширять знания родителей о нетрадиционных методах закаливания в семье, способствовать формированию здорового образа жизни в семье.

«Какие пищевые продукты помогают стать закалёнными. Старший возраст.

Октябрь

Спортивный досуг «Будь всегда в пути».

Формировать у детей и родителей мотивации к соблюдению здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей в совместных играх; внести дух соперничества и веселья. Спортивный досуг для старших и подготовительных групп.

«Игровая утренняя гимнастика: «Осень», «Космическое путешествие»

Способствовать укреплению детско-родительских отношений, через привлечение к совместному проведению утренней гимнастики в игровой форме. Средняя группа.

Расширять знания родителей о средствах и содержании физического воспитания дошкольников; раскрыть необходимость семейного физического воспитания в семье; пропаганда здорового образа жизни.

Консультация «Средства и содержание физического воспитания дошкольников в семье». Все возрастные группы.

Досуг «Поезда на олимпиаду»

Показать значимость спорта в физическом развитии детей дошкольного возраста, значение посещений спортивных секций; раскрыть основные правила выбора секции для ребёнка.

Оформление стенда  «Олимпийские игры: прошлое и настоящее»

Ноябрь

Раскрыть необходимость проведения утренней гимнастики дома; познакомить с игровыми комплексами утренней гимнастики; способствовать творческой инициативе в самостоятельном придумывании комплексов утренней гимнастики.

Спортивные картинки «Зачем заниматься утренней гимнастикой». Все возрастные группы.

Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ, установить взаимодействие педагогов, специалистов ДОУ и родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей; расширить знания педагогов и родителей с учётом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

Круглый стол «Комплексный подход к организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ». Все возрастные группы.

«Детский фитнесс дома» - обогащать представления родителей о понятии «фитнесс», раскрыть общие требования к проведению его в домашних условиях с учётом возрастных и половых особенностей детей и родителей. Спортивный калейдоскоп. Все возрастные группы.

Папка-ширма «Детский спорт». Старшие, подготовительные группы.

Досуг «Мамин день» в средних, старших, подготовительных  группах.

Способствовать укреплению детско-родительских отношений, раскрыть основные этапы привлечения ребёнка к спорту в совместных занятиях на разных возрастных этапах

Способствовать укреплению детско-родительских отношений; воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

Консультация на тему «Комплекс упражнений по методике Бориса Никитина – физическое развитие детей дошкольников»

Выступление на собрании на тему «Взрослые вопросы о детской йоге»  в средних группах. Мини-лекция.

Обогатить знания и опыт родителей в использовании инновационных технологиях оздоровления детей и привлекать к самостоятельному проведению в повседневной жизни. Средняя группа.

Декабрь

Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности на прогулке в зимний период; дать советы по организации совместной двигательной деятельности на улице.

Консультация на тему «Зимние каникулы». Подготовительные группы.

Расширять знания родителей о необходимости создании условий для полноценного двигательного развития детей 4-го года жизни; способствовать укреплению детско-родительских отношений.

«Когда следует начинать занятия физической культурой с ребёнком»

«Учимся правильно дышать» - утренняя гимнастика совместно с родителями.

Познакомить с упражнениями на формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста, показать значение правильного дыхания в физическом развитии дошкольников.

Январь

«Какой вид спорта подходит моему ребёнку» Рекомендации по подбору спортивной секции с учётом природных наклонностей, темперамента ребенка. Старшие группы, подготовительные группы.

Обогатить теоретические и практические знания и умения в организации совместной двигательной активности в зимние время года; способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Рекомендации на тему «Идеи игр на свежем воздухе». Все возрастные группы.

Способствовать формированию у родителей доверительного отношения к работе детского сада, показать необходимость единой системы воспитания и развития детей, посещающих детский сад, создать условия для осознания родителями необходимости некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников.

Консультация на тему: «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию».

Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; дать рекомендации о формировании у детей здорового образа жизни.

Шпаргалка «Как приучить ребёнка заботится о своём здоровье». Средняя группа.

Февраль

Собрание на тему: «Правила безопасности в зимнее время». Поход в лес со старшими и подготовительными группами совместно с родителями.

Привлекать родителей к воспитанию у детей безопасного поведения в зимнее время на улице; дать рекомендации по подбору методов и приёмов; содействовать сохранению и укреплению здоровья детей. Азбука безопасности. Старшие, подготовительные группы.

Рекомендации по изготовлению спортивного оборудования своими руками.

Семейный час с родителями детей с нарушением свода стопы «Здоровье ребёнка в наших руках».

Познакомить с признаками плоскостопия, причинами его возникновения и мероприятиями, направленными на профилактику плоскостопия у детей.

Рекомендации «Обувь дошкольника и здоровье».

Познакомить с основными факторами подбора рационального питания дошкольника, занимающегося спортом.

Памятка – рекомендация «Каким же должно быть питание для маленького спортсмена? »

Старшие, подготовительные группы.

Досуги, посвященные «Дню защитника отечества» в средних, старших и подготовительных группах.

Способствовать созданию благоприятной атмосферы, повышать интерес у родителей и детей к совместным занятиям физкультурой.

Познакомить родителей с дидактическими играми и пособиями спортивной тематики, рекомендовать их для использования в организации семейного досуга.

Выставка «Спортивные дидактические игры»

Все возрастные группы.

Март

Раскрыть основные факторы влияния посещения спортивных секций на физическое и психологическое здоровье детей.

Консультация на тему: «Какой спортивный кружок выбрать для ребёнка». Старшие и подготовительные группы.

Раскрыть основные факторы и методы закаливания, познакомить с многообразием технологий и методик закаливания детского организма.

Консультация на тему: «Закаляться каждый день всей семьей совсем не лень»

Все возрастные группы.

«Физкультура вместе с мамой и папой» - утренняя гимнастика совместно с родителями. Старшие группы

Показать значение и необходимость семейного физического воспитания; познакомить с упражнениями, выполняемыми в паре с ребёнком; способствовать укреплению детско-родительских отношений.

«Путешествие в страну крепышей» - раскрыть необходимость проведения утренней гимнастики дома; способствовать творческой инициативе в самостоятельном придумывании комплексов утренней гимнастики. Папка-ширма. Средняя группа.

Дать рекомендации организации физического воспитания детей дошкольного возраста.

Шпаргалка «Десять советов родителям по укреплению физического здоровья детей». Все возрастные группы.

Апрель

Оказать помощь в подборе метода формирования интереса у ребёнка к физической культуре.

«Если ребёнок не хочет заниматься спортом».

Адресная рекомендация.

Расширить знания и двигательный опыт родителей в организации прогулок в весенний период.

Рекомендация на тему: «Погуляем, поиграем». Все возрастные группы.

Май

Досуги, посвященные 9 мая в средних, старших и подготовительных группах.

Формировать у детей и родителей мотивации к соблюдению здорового образа жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей в совместных играх; внести дух соперничества и веселья.

Привлечь родителей к изготовлению и ремонту нестандартного оборудования для спортивных уголков группы, спортивного зала и площадки детского сада; организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса; приобретение опыта доверия и доброжелательного отношения всех участников педагогического процесса.

«Акция добрых дел» Спортивный субботник. Все возрастные группы.

Родительское собрание.

«Наши достижения»

Познакомить родителей с результатами мониторинга физического развития, дать практические рекомендации по развитию основных движений и физических качеств детей.

Выпуск спортивных новостей. Все возрастные группы.

Привлечь родителей к совместной двигательной деятельности с детьми: активному отдыху; показать и раскрыть условия позволяющие растить физически развитых детей; приобщение к здоровому образу жизни

«Условия воспитания детей в родном городе Ярцеве». Спортивный альманах. Все возрастные группы.



 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста....

примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"

Примерные рабочие программы для дошкольников  в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...

Рабочая программа. Работа с родителями в разновозрастной группе

Планирование раздела работы с родителями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с родителями»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Работа с родителями»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на учебный год 2018-2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ на учебный год 2018-2020...