Статья Обучение плаванию детей с нарушениями речи в условиях бассейна ГБДОУ
статья по физкультуре

Седова Ольга Вадимовна

Разработана система обучения плаванию детей объединяющая в себе комплекс приемов, средств и мероприятий как на занятиях в бассейне, так и вне их с привлечением специалистов детского сада и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx68.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Статья

Обучение плаванию детей

с нарушениями речи в условиях бассейна ГБДОУ

Инструктора по физической культуре

Седовой Ольги Вадимовны

2018 год


Разработана система обучения плаванию детей объединяющая в себе комплекс приемов, средств и мероприятий как на занятиях в бассейне, так и вне их с привлечением специалистов детского сада и родителей.

Опыт работы состоял из трех этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (подготовительный)

включал самостоятельное

  • изучение современных нормативных документов по дошкольному образованию;
  • анализ образовательной программы ГБДОУ детского сада №94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга;
  • изучение

- передового педагогического опыта по теме, обзор и подбор эффективных методов и приемов обучения плаванию детей с нарушением речи;

-  вариантов мониторинга,  

а также взаимодействие с работниками детского сада и участниками образовательных отношений.

Взаимодействие   с работниками детского сада,

участниками образовательных отношений

Категория

Содержание

Врач

Беседы

- об особенностях состояния здоровья воспитанников

- о нормативах показателей микроклимата и состояния воды.

Учителя-логопеды

1.Обсуждение особенностей речевых нарушений воспитанников, приемов коррекции двигательной сферы.

2. Выбор дыхательных упражнений.

3. Ознакомление с планом лексических тем, для построения собственной работы и подбора технологий, средств и методов в соответствии с ним (гимнастики в стихах, сюжетные игры, сюжетные упражнения, словесные дидактические игры)

Инструктор

 по физической культуре, организующий занятия в зале и на улице

Совместное планирование физкультурно-оздоровительной работы по развитию у детей физических качеств, накоплению и обогащению двигательного опыта, обеспечению комплексного подхода к физическому развитию детей

Разработка комплексов ОРУ, включающих специальные упражнения на развитие подвижности голеностопных, коленных, плечевых суставов, межмышечной координации ориентировку в пространстве, силы мышц ног, спины, подводящие и имитационные упражнения для овладения навыками плавания

Воспитатели

Беседы о содержании комплексно-тематического плана воспитателя, об индивидуальных особенностях каждого ребенка

Музыкальный руководитель

Подбор музыкального материала для комплексов аквааэробики, утренней гимнастики

Педагог-психолог

Подбор приемов, игр, направленных на снятие напряжения, страхов у детей, развития эмоциональной сферы воспитанников

Родители

Проведение  бесед, анкетирования с целью выявления:

- проявления водобоязни у ребенка;

- двигательного опыта в водной среде, отношения к занятиям плаванием,

- ожидаемых результатов от занятий в бассейне,

- вариантов оказания консультативной помощи,

а также получение согласия родителей на проведение фото и видеосъемки детей во время занятий

В результате была разработаны:

  • рабочая программа инструктора по плаванию,
  • методика обучения плаванию, включающая игровые методы и приемы,
  • комплексы утренней гимнастики,
  • комплексы аквааэробики,
  • конспекты занятий,
  • видеоролики для родителей и детей.

Отличие данной методики от традиционной заключается в том, что содержание занятий направлено на успешное освоение техники способов плавания кроль на груди и кроль на спине. С первых же занятий у детей формируется навык правильного положения тела в воде, а именно, положение лежа, горизонтальное. Инструктор использует игровые приемы, наглядный, словесный методы и поддерживающие плавательные средства, чтобы побудить ребенка самостоятельно проплыть, преодолеть дистанцию (первые метры). Именно этот опыт, полученный ребенком в спокойной, доброжелательной обстановке как нельзя лучше способствует преодолению водобоязни, влияет на положительное отношение ребенка к воде, побуждает занимающегося к регулярному посещению бассейна.

Методику обучения плаванию условно можно разделить на несколько блоков. Упражнения и игры из первых трех блоков следует давать в совокупности, параллельно, а не последовательно. Такой подход позволяет максимально быстро обогатить двигательный опыт детей, в сжатые сроки приобрести уверенность в своих действиях при нахождении в воде, овладеть базовыми умениями передвижений и перейти к обучению более сложных элементов техники.

 ВТОРОЙ ЭТАП (практический)

Взаимодействие с детьми

 

Содержание

Технологии

Периодичность

1. Проведение мониторинга уровня подготовленности детей (выявление уровня развития координационных качеств, гибкости; степени формирования двигательных умений в воде - выполнение вдохов, выдохов, лежание на воде, плавание способом «Стрелочка»)

Игровые

Два раза в год

2. Обучение детей плаванию согласно рабочей программе с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода.

Весь контингент группы делится на две подгруппы с учетом уровня подготовленности, возраста занимающихся, проявления водобоязни, наличия сложных диагнозов.

Игровые

В течение учебного года

3. Проведение утренней гимнастики, включающей упражнения «сухого» плавания, направленные на

- формирование и закрепление представлений об упражнениях по ознакомлению с передвижениями  в воде, о технике дыхания при плавании;

- выполнение упражнений, подводящих к выполнению сложно координационных движений в воде;

- знакомство, сближение, сотрудничество с детьми, не посещающими бассейн из-за водобоязни;

- проведение игровых упражнений для создания положительного климата в группе;

- дыхательные упражнения;

- элементы самомассажа.

Игровые.

Здоровье-сберегающие

В течение учебного года

Ознакомление детей с водными видами спорта, стилями плавания

ИКТ

2 раза в месяц

Взаимодействие   с работниками детского сада,

участниками образовательных отношений

Категория

Содержание

Периодичность

Врач

Внесение корректировок в физкультурно-оздоровительную работу для детей, перенесших заболевания, нормирование нагрузки для детей, имеющих тяжелые диагнозы.

Ежедневно

Учителя-логопеды

1. Консультация инструктора по плаванию о направлениях коррекционной логопедической работы (развитие общих речевых навыков при помощи дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики; развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления).

2. Раскрытие содержания специальных упражнений и словесных дидактических игр, обсуждение какие из них можно выполнить в бассейне.

Еженедельно

Ежемесячно

Инструктор

 по физической культуре, организующий занятия в зале и на улице

1. Проведение комплексов ОРУ, включающих имитационные упражнения движений рук, ног и согласования работы рук и дыхания в плавании обеспечивая специальную подготовку детей к занятиям плаванием.

2. Совместная работа по организации и проведению праздников, досугов, проектной деятельности групп и детского сада.

Еженедельно.

Согласно календарному плану

Воспитатели

1. Обучение воспитателей комплексам утренней гимнастики.

2. Обмен информацией о настроении детей после занятий, о том, какие задания вызвали у них наибольший интерес, что, с точки зрения детей, получилось и не получилось на занятии, для дальнейшего анализа и обеспечения индивидуального подхода..

3. Формировании культуры здоровья у воспитателей (проводит мастер-классы по обучению плаванию).

Еженедельно

Один раз в три месяца

Педагог-психолог

Беседует с детьми. Выполнят специальные упражнения, помогает детям с повышенной водобоязнью преодолеть страх

По мере необходимости

Взаимодействие с родителями воспитанников

Содержание

Технологии

Периодичность

Публикации видеоматериалов для родителей на сайте ДОУ о правильном выполнении упражнений в домашних условиях, направленных на формирование навыка:

- правильного положения тела в воде,

- выполнение дыхания в кроле на груди,

- правильной работы ног, как при плавании кролем на груди и на спине,

- согласования движений ног и дыхания

- правильной работы рук как при плавании кролем на спине,

- согласования движений рук, ног и дыхания в кроле на груди

ИКТ

В  течение года

Просмотр и  обсуждение видеороликов,  подготовленных инструктором, отражающих технику плавания, организацию детей в ходе гигиенических мероприятий (как надевать шапочку и очки самостоятельно), упражнений для выполнения домашнего задания

ИКТ

По мере необходимости

Привлечение родителей к участию в фотовыставке «Мы любим спорт!», открытых занятиях на воде, совместном спортивном празднике «Мама, папа, я –спортивная семья!», с целью приобщения семей к занятиям совместной двигательной активностью.

Технологии сотрудничества

Согласно календарному плану

Индивидуальные консультации  по побуждению ребенка к выполнению домашнего задания на отработку движений

Технологии сотрудничества

В  течение года

ТРЕТИЙ ЭТАП

(аналитический)

1. Анализ данных полученных в ходе мониторинга уровня подготовленности детей.

2. Анализ хода и результатов работы, корректировка содержания работы в соответствии с реальной ситуацией. Внедрение нововведений.

3. Подведение итогов взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами, определение направлений дальнейшего сотрудничества на итоговом педагогическом совете в мае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

Лэпбук как средство обучения дошкольников с нарушением речи в условиях внедрения ФГОС ДО

Что такое ЛЭПБУК? Каково его значение в коррекционной работе? Как его изготовить? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в представленном материале....

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...