Комплексы бодрящей и корригирующей гимнастики после дневного сна
методическая разработка по физкультуре

Селезнева Елена Николаевна

Целью бодрящей и корригирующей гимнастики является поднятие эмоционального и мышечного тонуса у каждою ребенка, профилактика нарушений осанки и свода стопы, оздоровление и закаливание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ясельные группы

1.Лежа на кровати:

Вот мы и проснулись,

Сладко потянулись,

Сладко потянулись,

Друг другу улыбнулись!

2.Сидя на кровати:

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

Один читал газету (Руки вперед, повороты головой)

Другой месил муку (Маховые движения руками)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку

(падают на кровать)

3.Стоя возле кровати:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка

(дети приседают),

Будь послушным, ишь какой!

Нам не справиться с тобой.

На носочки мы встаем (встать на носочки)

Потолок мы достаем (руки вверх).

Отдохнуло наше тело (руки вниз) Ч

то же примемся за дело!

Девочки и мальчики –

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают как мячики:

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ,топ!

Весело хохочут:

Ха, ха, ха!

На массажной дорожке (бег, прыжки, приседание)

Ножки, ножки

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибегали на лужок,

Потепяли сапожок.

Младшие и средние группы

Комплекс № 1

Под текстовое сопровождение выполнение движений по смысл

1.Лежа на кровати:

Крепко-крепко дети спали

Много снов они видали.

Но чтоб было все в порядке

Надо сделать физзарядку.

Потянулись, потянулись (руки вверх)

И на бок мы повернулись (поворот на бок и обратно).

Вот подняли наши ножки (подняли ноги)

Побежали по дорожке (велосипед),

Опустили свои ножки (опустить ноги).

Руки вверх сейчас подняли (руки вверх),

Ими дружно помахали.

2.Сидя на краю кровати повороты головой 4-5 раз. На суку сова сидит Во все стороны глядит.

3.Стоя возле кровати на массажном коврике (по смыслу)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым, (ходьба на месте или друг за другом).

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу, (ходьба, высоко поднимая колени).

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем (присесть),

А потом гулять пойдем.(ходьба).

4.На массажном коврике (ходьба)

Чух! Чух!

Чух! Чух!

Мчится поезд

Во весь дух!

Паровоз пыхтит,

Тороплюсь!

Гудит,

Тороплюсь!

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытирать.

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Встали рано утром зайки,

Вышли зайки на лужайки,

Чтоб зарядкой заниматься,

Чтобы бодрости набраться.

.

По тропинке лесной

Топал Зайка озорной.

Мишка Зайку догонял,

Он вразвалочку шагал.

1.

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек,

Посмотрели мы налево,

Посмотрели мы направо,

Посмотрели вверх на солнышко,

Посмотрели вниз на травку.

Ах, как красиво!

Комплекс № 2

1.Лежа на кроватке:

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянулись, улыбнулись (потянулись, подняв руки),

Всем открыть глаза и встать.

        2.Стоя возле кровати:

        Встали рано утром зайки,

Вышли зайки на лужайку (ходьба на месте),

Чтоб зарядкой заниматься,

Чтобы бодрости набраться.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот - так, вот - так

И ушами шевелит (наклоны головой в стороны).

        Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть

(хлопки выпрямленными руками перед грудью).

        Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок

Надо зайке поскакать

(прыжки на двух ногах возле кровати).

Мишка Зайку испугал

Зайка скок и ускакал

(присесть, «спрятаться» 4 раза, встать и потянуться)

        3.На массажном коврике:

Пошел Зайка по дорожке

Раз два, раз два,

И попрыгал он немножко

Раз два, раз два.

Зайка любит заниматься

И пошел он одеваться.

Комплекс № 3

1.        И. п. лежа на спине, руки в замок за головой

  1. - выпрямить руки, оттянуть носки ног, вытянуться
  2. - согнуть руки, носки ног смотрят вверх

(Повторить 4-5 раз)

2.        И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

Под   текстовое   сопровождение   дыхательные   упражнения   с поворотом и подъемом головы:

Подуем на плечо,

Подуем на другое (поворот головы)

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот (подъем головы),

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака (голова прямо)

И остановимся пока.

Потом повторим опять

Раз, два, три, четыре, пять.

3.        И. п. - стоя у кровати, руки вверх «в замок» (наклоны вперед с
махом руками).

        Раз - дрова,

        Два - дрова.

        Раскололся ствол едва.

 Бух - дрова,

Бах дрова,

Вот уже полена два,

4.        На массажном коврике:

        Поскакали как лягушки,

 Раз, два, три.

 Пошагаем как медведи,

        Раз, два, три.

Наклонись ты дружно вниз,

Раз, два, три.

И на месте покружись, Раз, два, три.

Комплекс № 4

Под текстовое сопровождение по смыслу

Лежа в кроватке

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам скорей вставать.

Потянулись мы немножко (дети потягиваются)

И сейчас поднимем ножки (поднять две ноги).

Имитация езды на велосипеде.

Стоя возле кровати по смыслу

Выполним мы упражнения

Для бодрого настроения.

Ручками похлопаем (хлопки вытянутыми перед грудью руками)

Ножками потопаем (ходьба на месте).

Раз, два, три; раз, два, три.

Раз, два, три, четыре -

Ставьте ножки все пошире.

Наклонитесь ниже - ниже (наклоны вперед),

Потянитесь выше - выше (потянулись вверх).

Повернитесь друг за дружкой

И поскачите как лягушки (прыжки).

Дыхательное упражнение «самолет»

И.   п.   руки   в   стороны.  

При   вдохе   произносить   «жжж», поворачивая корпус в сторону.

Расправил крылья самолет:

Приготовились в полет.

Я направо погляжу:

Жу - жу - жу,

Я налево погляжу:

Жу - жу - жу,

Свободная ходьба по массажному коврику

Комплекс № 5

1.        Лежа на животе, руки вдоль туловища.

  1. - прогнуться, поднять плечи, потянуться руками назад;
  2. - лечь.

  1. Лежа на животе, руки в стороны, сжимать и разжимать кулачки.
  2. Стоя у кровати, выполнять упражнения по смыслу:

Наш Мишутка потянулся (встать на носки)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны вперед).

Лапы в стороны развел (руки в стороны),

Видно меда не нашел.

4.        Ходьба на месте (на массажном коврике), высоко поднимая
колени, выполняя упражнения:

-        Вместе весело шагаем

 И колени поднимаем.

Пальцы мы в кулак сожмем

И за спину уберем.

Руки в стороны, вперед,

И направо поворот.

Руки в стороны и вниз,

И налево повернись.

Старшие и подготовительные группы

Комплекс № 1

1.И.п. - лежа на спине, руки за головой в «замок», локти в стороны:

оттягивание носков ног (поочередно, одновременно).

2.И. п. - то же, ноги согнуты:

  1. - прогнуться, поднять выше живот;
  2. - и. п.

3.Стоя возле кровати под текстовое сопровождение выполнение упражнений.

Руки вверх мы поднимали

Раз, примерно, целых пять.

        А подняв не забывали

Опускать их вниз опять.

(Подъем рук рывком над головой - на вдохе, их плавкое опускание на выдохе - 5 раз)

И. п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

Поворачивали тело

То направо, то налево

Это делали умело

Саша, Костя, Ксюша. Сева...

(Повороты в стороны 5-6 раз)

И. п. - пятки вместе, носки врозь, руки на поясе

Шишки дружно собирали

И в корзинку их бросали.

Вмиг окончили мы сбор,

Привели в порядок бор.

(5-6 энергичных наклонов туловища вперед)

Ходьба по массажной дорожке на носках, пятках, высоко поднимая колени.

Комплекс № 2

1.        И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-2 - выпрямить ноги;

3-4 - сильно вытянувшись, подняв руки вверх, повернуться на бок (Повторить по 4 раза на каждую сторону)

2.        И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-4 - руки вверх - вдох;

5-8 - руки в и. п. - выдох.

(Повторить 4 раза, дыхание через нос)

        3.        И. п. - сидя на краю кровати, ноги стоят на полу.

Под текстовое сопровождение выполнение упражнений по смыслу. • Любопытная Варвара

Смотрит влево.

Смотрит вправо,

А потом вперед –

Тут немножко отдохнет.

А Варвара смотрит вверх

Выше всех и дальше всех.

А теперь посмотрит вниз,

Мышцы шеи напряглись.

(Движения головой плавно с задержкой в требуемых положениях)

4.        И. п. - стоя у кровати (на массажном коврике), руки на пояс:

  1. - подняться на носки;
  2. - и. п.
  3. - присесть;
  4. - и.п. (повторить 4-5 раз).

5.        И.п. - стоя у кровати, ноги на ширине плеч, руки вниз:
«Лыжник» - имитация езды ка лыжах в течение 1 - 1,5 минут. На
выдохе произносить «шух».

6.        Свободная ходьба по массажному коврику.

Комплекс № 3

1.        И. п. - лежа на животе, руки вдоль туловища.

  1. - прогнуться, поднять плечи;
  1. - и. п.

        2.        И. п. - сидя на пятках на постели.

  1. - встать на колени, руки вверх - вдох;
  2. - и. п. - выдох. (Повторить 4 раза)

3.        И. п. - стоя возле кровати (на массажном коврике).
Выполнение   упражнений   под   текстовое   сопровождение   по
смыслу:

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка (наклон головой)

На четыре руки шире (руки в стороны),

Пять, шесть - тихо сесть (присесть),

Семь, восемь - лень отбросим.

На одной ноге постой-ка (постоять на правой ноге),

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую согни,

Да смотри - не упади!

А теперь постой на левой (постоять на левой ноге)

Если ты солдатик смелый.

4.        Ходьба по массажному коврику.

Комплекс № 4

  1. И. п. - лежа в кровати, руки вдоль туловища.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка, глазки открывай,

День зарядкой начинай.

Потянулась и прогнулась,

сбоку на бок повернулась.

(Потягивание, прогибание, перекатывание с боку на бок)

  1. И.п.-лежа на спине, руки вдоль туловища.

Кошка «поехала» на велосипеде

(движения ногами, имитирующие езду на велосипеде)

        3.        И.п. - стоя на четвереньках.

Доехала кошка до кухни, встала на лапки и стала лакать молоко

(Стоя на четвереньках, сгибание рук)

        4.        И.п. - стоя на четвереньках.

В окошко кошка увидела собаку и зашипела на нее (выгибание спины)

        5.        На массажном коврике:

Прилетела муха и стала дразнить кошку. Летает то высоко, то низко, а кошка за ней прыгает, (на массажном коврике вставая на носки, махи руками, поймать муху, затем подключить прыжки, поймать «муху» и довольно сказать «мяу»)

Комплекс № 5

1. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, кисти под ягодицы

  1. - поднять ноги;
  2. - развести ноги в стороны;
  3. - соединить;
  4. - опустить ноги. (Повторить 4-5 раз)

2.        И.п. - лежа на животе, руки в стороны, сжимать и разжимать кулаки

(Выполнять по счет 1-2)

3.        И. п. - стоя возле кровати, выполнение упражнений по смыслу текста:

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, пустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

  1. Дыхательное упражнение «Подуй на горячий чай» (3-4 раза) (Вдох носом, выдох ртом)
  2. Ходьба на массажной дорожке.

Комплекс № 6

1.И п. - лежа на спине, руки «в замок» за головой.

        1 - выпрямить руки, оттянуть носочки ног;

        2- п., носки ног вверх.

(Повторить 4-5 раз)

2.И п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 раздувать и втягивать живот.

3.И.п. - сидя на краю постели выполнение самомассажа:

  • Растирание ладоней круговыми движениями.
  • Поглаживание щек и лба ладонями.
  • Растирание мочек ушей пальцами.

        Так, давайте все садимся,

        Поудобней примостимся.

За массаж вы принимайтесь,

Попрошу вас, постарайтесь.

Все массируем ладошки,

Щеки, голову немножко

Мы погладим, разотрем

И свободно все вздохнем.

4.        Ходьба по массажному коврику

  • на пятках
  • на носках

(При ходьбе можно изменять только положение рук: на пояс, к плечам, вверх, вниз).



Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации гимнастики после дневного сна

Цель: поднятие эмоционального и мышечного тонуса у каждою ребенка, профилактика нарушений осанки и свода стопы, оздоровление и закаливание детей.

Продолжительность бодрящей гимнастики  7 до I 5 мину

Варианты  гимнастики после дневного сна:

  • Гимнастика игрового характера: состоит из 2-3 игровых упражнений типа «Жучки», «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»и др.
  • Разминка в постели и самомассаж, комплекс упражнений:

-   дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции,

- лежа в постели, поверх одеяла, дети в течение 3-4 мин. выполняют 3-5 упражнений общеразвивающего воздействия (количество упражнений, и методика проведения зависит от возраста детей 2-3 упражнения образного характера - в младшем возрасте, 4-5 упражнений в словесном объяснении воспитателя - в старшем возрасте).

Можно предложить упражнения из разных положений:

  • лежа па боку
  • на животе
  • сидя

После этих упражнений по указанию воспитатели дети встают с постели, быстро выполняют несколько движений в равном темпе (ходьба на месте, постепенно переходящая в бег около кроватей, ходьба по колючим коврикам, ходьба по мокрым дорожкам, катание гимнастических палок ступнями ног сидя на стуле и т.д. в зависимости от возраст  детей),

 Выбегают из спальни в групповую комнату, хорошо проветренную (температура 17-19 градусов) - воздушное закаливание (средняя, старшая и подготовительная к школе группа)

Педагогу необходимо помнить, что любой специально организованный вид закаливании (воздухом, обливание йог и рук прохладной кодой, хождение босиком по мокрым дорожкам и др.) проводится только с разрешения родителей ребенка и медицинских работников ДОУ)

В группе дети выполняют произвольные, танцевальные, музыкально-ритмические движения под музыку, после того переходят к упражнениям на дыхание и затем одеваются

Упражнения с тренажерами или на спортивном комплексе (в группе, спальне) для детей старшего возраста.

Дети занимаются небольшими подгруппами но 7-10 человек. Например, одна подгруппа лазает по канату, по подвесной и наклонной веревочной лестнице, передвигается по рукоходу и другому нестандартному оборудованию произвольным способом, а другая подгруппа произвольно выполняв различные упражнения с тренажерами и на велотренажерах (диск «Здоровье», «Велосипед» и др.). Через 5-10 мин. Подгруппы меняются места.

Этот вид гимнастики достаточно сложен, гак как он расчитан на большую самостоятельность детей и на их достаточный самостоятельный опыт.

В любой комплекс гимнастики после сна необходимо включать разные виды ходьбы, бега, прыжков, коррегирующие упражнения ни профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например, ходьба на пятках, руки на поясе, ходьба на наружном крае стопы, пальцы hoг поджаты, руки на поясе, локти отведены назад и др.

Пробежки по массажным дорожкам могут осуществляться  группы ежедневно или 2-3 раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами по мере пробуждения детей после дневного сна.

«Беговую массажную дорожку» можно обозначить в разных местах группы (спальня, игровая комната, раздевалка), насыщая ее разными физкультурными пособиями (ребристая доска, резиновые коврики с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью и т.д.). Этот инвентарь располагается таким образом, чтобы дети всей группы или небольшой подгруппы могли свободно заниматься, перебегая от-одного пособия к другому. Введение в двигательный режим непрерывною бега в среднем темпе (старший возраст) способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

Дети занимаются бодрящей гимнастикой в одних трусиках (можно майках в холодное время года), босиком.



Предварительный просмотр:

Комплекc корригирующих упражнений при нарушении осанки Задачи:

  1. Развитие навыков правильной осанки.
  2. Создать мышечный корсет и укрепить мышцы живота и спины.

Исходное положение - стоя.

  1. Стоя возле стены, прижаться к стене пятками, ягодицами, члопатками и затылком, живот втянут, плечи не напряжены, 30 сек. - 1 мин. Сделать несколько шагов вперед, сохраняя осанку, 4-6 раз.
  2. Руки вверх прямые, встать на носки, потянуться 4-6 раз по 5 сек.
  3. Наклон вперед, тянуться подбородком вперед, 6-8 раз.

Исходное положение - лежа на животе.

  1. Вытяжение двумя руками вперед. Лоб опущен вниз, двумя руками стараться, как бы доставь впереди предмет, 4-6 раз по 10 сек.
  2. Поочередное поднимание прямых ног на высоту 15-20 см. Носок тянуть, 8-10 раз.
  3. Одновременное поднимание рук, головы и ног «Лодочка», 3-4 раза по 3-5 сек.
  4. Руки в «замок» за спиной. Поднять голову и плечи, тянуться назад, 4-8 раз.
  5. Поочередное сгибание ног в коленных суставах, 10-12 раз.

Исходное положение - лежа на спине.

9.        Дыхательное упражнение. Ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища.
Руки вверх   вдох, вниз - выдох, 4-6 раз.

10.Руки на поясе Поочередное поднимание прямых ног, носок тянуть, 8-12 раз. I 1 Упражнение «Горка» - поднимание таза, 8-12 раз. 12.Опираясь на согнутые в локтях руки - «велосипед», 10-12 раз. 13.Прижимание поясницы к полу. Напряжение мышц брюшного пресса, 2-3 раза по 5 сек.

14.Сесть, не помогая себе руками (ноги зафиксировать), 6-12 раз.

15.Упражнение «Березка». Поднять прямые ноги   вверх, тянуться носками,

опора на локти и лопатки, руками поддерживать поясницу, 2-4 раза по 5-10

сек.

Исходное положение - стоя на коленях.

16.Дыхательное упражнение. Руки вверх - вдох, руки вниз, сесть на пятки -выдох, 4-5 раз.

17.«Неваляшка»   руки вдоль туловища, наклоны назад, 4-8 раз.

Исходное положение —стоя на четвереньках.

18.Поочередное поднимание прямых ног, 6-10 раз.

19.Поочередное поднимание прямых рук вперед, 6-10 раз (либо одновременно с

упражнением .1ST» 18 - разноименных рук и ног)

20.Упражнение «колечко»: прогибание вверх и вниз спины, 8-12 раз.

Рекомендации:

  • заниматься по 4-6 раз в неделю по 10-12 упражнений из разных исходных положений;
  • по возможности занятия проводить перед зеркалом;
  • упражнения выполняются переднем и медленном темпе;
  • желательно 2-3 раза в неделю заниматься в бассейне;
  • рекомендующем висы па перекладине с вытягиванием;
  • жесткая пастель ребенка с небольшой подушкой;
  • заострение   внимания   ребенка   на   сохранении   правильной   осанки   в повседневной деятельности;
  • подвижный, спортивный образ жизни ребенка и семьи;

контроль осанки через каждые 2-3 месяца в поликлинике v врача ЛФК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корригирующая гимнастика после дневного сна "Поиграем и взбодримся"(подготовительная группа)

Не перестаю восхищаться результатами проведения гимнастик после дневного сна. Эмоционально зарядившись, дети готовы к "труду и обороне"!...

Комплекс корригирующей гимнастики после дневного сна

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушения осанки и стопы. Такж...

Комплексы корригирующей гимнастики после дневного сна (старшая группа)

Корригирующая гимнастика после дневного сна направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся ребенок, зависит его ...

Комплексы корригирующей гимнастики после дневного сна (подготовительная к школе группа)

Дети в силу своих психофизиологических особенностей легко овладевают новыми двигательными навыками, а пластичность детского организма позволяет улучшить природные данные и исправить некоторы...

КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬННОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОМПЛЕКС КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА В ПОДГОТОВИТЕЛЬННОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ГОД....