Картотека детских народных игр
картотека по физкультуре (старшая группа)

Иванова Марина Николаевна

Сборник детских народных игр для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека детских народных игр49.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33»

        

                                  Картотека

    Детских народных подвижных игр

 

                                           Составила воспитатель:

                                               Иванова М.Н. 

                                                             г. Ачинск 2018г.

       

Детские народные подвижные игры

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев.

В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащение детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека.

Русские народные игры:

                                                        «Обыкновенные жмурки»

Одному из играющих – жмурке- завязывают глаза, отводят его в середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

-Кот, кот, на чем стоишь?

-На квашне.

-Что в квашне?

-Квас

-Лов мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры: Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурки должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

                                                                  «Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какие птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

                                                                           «Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

-Динь, динь, динь!

-Кто там?

-Почта!

-Откуда?

-Из города….

-А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Правила игры: Задания могут придумывать и сами участники игры.

Башкирские народные игры

                                               «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг  по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

-Мы, веселые ребята

Соберемся все в кружок,

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

                                                             

                                                      «Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

Бурятские народные игры:

                                       «Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдёт ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.

                                                       «Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Дагестанские народные игры

                                                           «Подними платок»

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры: Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

                                                                    «Цику-ция»

Для игры нужно две палки: одна длиной 70-80 см., вторая – 15-20 см, диаметр обеих палок 2 см.

С помощью считалки двое детей определяют. Кому начинать игру. Они чертят линию, на которую кладут большую палку. Участник, начавший игру, подбрасывает короткую палку вверх ударяет по ней длинной палкой, чтобы она полетела как можно дальше. Длинную палочку он снова кладет на линию.

Второй игрок имеет право поймать маленькую палку на лету. Если он поймает ее, то заменяет первого игрока. Если же не поймает, то должен взять маленькую палку бросить ее так, что бы попасть в длинную которая лежит на линии. При попадании в палку второй игрок ведет игру также, как и первый. В противном случае игру продолжает первый игрок, который получает 1 очко. Кто первым наберет 5 очков, тот и выигрывает. Выигравший ударяет короткую палку длинной 3 раза, стараясь чтобы короткая палка отлетела дальше от линии. С того места, куда короткая палка упала после трех ударов, проигравший должен допрыгать до линии на одной ноге, произнося: цику-ция, цику-ция…

Правила игры: В том случае, если расстояние до короткой палки окажется очень большим, можно прыгать поочередно, то на одной. То на другой ноге.

Еврейские народные игры

                                                       «Есть у нас козлик»

В эту игру играет четное количество детей. Они встают в две шеренги лицом друг к другу и берутся за руки, образуя пары. Подпрыгивая на месте, дети громко и ритмично говорят: «Есть, есть, есть, есть, есть, есть». Когда произносится последнее из этих слов, дети опускают руки и, слегка отталкивая свою пару ладонями, отходят назад, образуя проход между двумя шеренгами. Двое стоящих впереди детей (первая пара) подходят друг к другу, берутся за руки и танцуют галопом до конца проходя и назад. В это время все остальные дети поют:

-Есть у нас козлик,

Козлик с бородой.

Четыре ножки

И хвостик небольшой.

Дети из первой пары возвращаются на свои места и поворачиваются один направо, другой налево так, чтобы повести свою колонну петлей наружи. Встретившись, первая пара берется за руки, поднимает их вверх, образуя арку.  Остальные дети, встречаясь перед аркой, берутся за руки и проходят под арку парами. Когда все дети пройдут под арку, первая пара оказывается последней, а вторая становится первой. Дети снова поворачиваются лицом друг другу и берутся за руки. Игра продолжается.

Правила игры: Дети, изображающие арку, не должны задерживать других детей. Продолжительность игры дети определяют сами.

Кабардинские и балкарские народные игры:

                                                        «Волчок. Юля»

Чтобы привести волчок в движение, его кладут на ладонь левой руки, указательным пальцем правой руки быстро крутят вправо и во вращающемся положении бросают на лед, затем его гоняют небольшим кнутом из конопляного волокна. При этом дети шести лет и старше нередко устраивают состязания: чей волчок вращаясь дольше простоит, чей дольше прокрутится по непротоптанному снегу, кто дальше прогонит свой волчок одним ударом, у кого он перепрыгнет через канаву, через бревно и т.д.

Правила игры: Строго соблюдать установленные приемы кручения волчка.

Калмыцкие народные игры:

                                                          «Прятки»

На лесной опушке ( в лесу, в парке) играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются ролями.

Правила игры: Подсматривать нельзя, пока одна группа детей прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков (например, досчитать до 10)

Игры народов Коми:

                                                           «Невод»

Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5-2 м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих),  бежит к одниму из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры: Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

Марийские народные игры:

                                                            «Биляша»

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криками «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник который вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Мордовские народные игры:

                                                             «Круговой»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры: Мяч можно ловить лишь с воздуха,от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Осетинские народные игры:

                                               «Жмурки-носильщики»

Готовим место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нем раскладывают ровно десять каких-нибудь мелких предметов – это могут быть детские игрушки, камешки и т.д. На другом конце площадке, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трех-четырех шагах друг от друга, ставят два стула.

Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза, остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры: Оба носильщика начинают игру одновременно по сигналу. Переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщик не сталкивались, идя навстречу друг к другу.

Татарские народные игры:

                                                  «Продаем горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

-Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай.

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдам.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок хозяина, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры: Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

                                                              «Скок-перескок»

На земле чертят большой круг диаметром 15-20 м., внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см. для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружка. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Удмуртские народные игры:

                                                          «Водяной»

Очерчивает круг – это пруд или озеро.

Выбирается ведущий – Водяного нет, а людей – то много.

Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство  игроков.

Правила  игры: Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

                                                     «Догонялки»

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

-Пять бород, шесть бород, седьмой – дед с бородой.

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тыбяк». Пойманный выходит из игры.

Правила игры: Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового  водящего.

Чеченские и ингушские народные игры

                                                              «Утушка»

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети – утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

-Быстрей, быстрей, утятки. Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их.) Играть могут от десяти до двенадцати человек.

Правила игры: Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

Чувашские народные игры

                                                        «Хищник в море»

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником остальные – рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игра: Задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

                                                                    «Рыбки»

На площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. По считалке игроки делятся на две команды и становятся лицом друг другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры: Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.

Якутские народные игры

                                                           «Сокол и лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети-соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

                                                             

                                                             «Один лишний»

Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «нет, не пустим, иди туда….» (указывают на более дальнюю пару). В это время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из освободившихся мест. Оставшийся без места становится ведущим. Может играть любое количество детей.

Правила игры: Меняться парами можно только, когда ведущий бежит в указанном направлении.

Игры народов Сибири и Дальнего Восток

                                         «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни-олени, другие-пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«Рыбаки и рыбки»

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети- рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Азербайджанские игры

                                                        «Отдай платочек»

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит сзади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей. После этого игрок, стоящий в центре дает команду: « Отдай платочек!» Дети с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему. Тот, кто быстрее отдаст платочек, получает очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Правила игры: Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу. Платочек надо каждый раз давать разным детям.

                                                                   «Изюминка»

На площадке чертится круг (диаметр круга зависит от количество играющих). Дети делятся на две равные группы. По жребию одна команда входит в круг, вторая остается за кругом. Несколько игроков второй команды даются мячи, но так, чтобы стоящие в кругу не знали, у кого мяч. Дети с мячами условно нумеруются так, чтобы номер каждого игрока знали только игрок и водящий. Водящий называет номер одного из игрока. Тот быстро бросает мяч, стараясь осалить игроки, находящего в кругу. Осаленный игрок выбывает из игры. Если кидавший мяч не попадает в игрока, то он сам выбывает из игры, а мяч передает другому. Игра продолжается до тех пор, пока в команде останется один человек.

Правила игры: Бросает мяч с места только тот, чей номер назвал ведущий.

Армянские народные игры

                                                   «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий.  Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» - названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мая возвращается водящему.

Правила игры. Ошибающийся не играет.

Белорусские народные игры

                                                          «Заяц-месяц»

Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку.

-Заяц-месяц. Где ты был?

-В лесу.

-Что делал?

-Сено косил.

-Куда косил?

-Под колоду.

-Кто украл?

-Чур.

На го падает слово чур, тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры: Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается тот, кого коснулся ловишка.

                                                               

                                                       «Мельница»

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры: Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно. Выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Грузинские народные игры

                                                                «Защитник»

На площадке чертится круг диаметром 2-3м. В игре участвуют восем-десять человек.

Двое из них по жребию идут в центр круга: один присаживается на корточки, а второй (защитник) кладет ему руку на голову и, не отнимая ее от головы, обходит сидящего товарища то справа, то слева. Остальные игроки, свободно расположившись за кругом, стараются коснуться сидящего , а защитник стремится их осалить (коснуться рукой или ногой). Если защитнику удается это сделать, то осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитником, а последний присоединяется к остальным игрокам.

Игра каждой пары длится не более 2-3 минут.

Правила игры: Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего. Ногой разрешается осаливать.

Казахские народные игры

                                                          «Платок с узелком»

Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок.  Участники становятся в круг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и взять платок. В момент преследования игрок с платком может передать его  товарищу, тот-следующему и т.д. Если водящий поймает игрока с платком, тот должен исполнить любое его желание: спеть песню, прочитать стихотворение и т.д. После этого он становится водящим.

Правила игры: Игра начинается по сигналу водящего. Отдавать и передавать платок надо быстро, на бегу. Нельзя отказываться от исполнения желания водящего.

                                                                     «Есть идея!»

Играющие становятся по кругу и выбирают ведущего. У него в руках тюбетейка. Он обходит ребят, произнося следующие слова: -Есть идея! Не спеша начинаем игру: садимся кругом. После этих слов дети садятся. В это время незаметно тюбетейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начать игру.

Произнося эти слова, ведущий сначала незаметно подкладывает сзади кому-нибудь на пол тюбетейку. По окончании текста дети ищут руками вокруг себя тюбетейку; тот, у кого за спиной она оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову тюбетейку. Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбетейкой потихоньку шлепнуть игрока, догоняя его. Так они обегают один круг.

Правила игры: Во время игры нельзя оглядываться и подсматривать. Игрок с тюбетейкой догоняет ведущего по кругу только со своего места.

Киргизские народные игры

                                                                      «Тополь»

Выбирается водящий – это тополь. Он стоит в центре круга. Играющие, располагаясь по кругу, приседают. Игра начинается после произнесения слов «Тополь!» Находящиеся в кругу дети договариваются между собой уловными знаками, действиями (кивком или поворотом головы, подмигиванием взмахом руки и т. д.) и быстро меняются местами. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: Меняться местами могут дети, находящиеся через одного, двух и т.д. игроков.

                                                               «Клади платок»

Играющие рассаживаются по кругу на расстоянии одного или двух шагов друг от друга. Водящий остается за кругом. Он берет в руки платок, свернутый жгутиком, обегая круг за спинами сидящих, он незаметно подкладывает платок одному из них и продолжает бежать по кругу. Если играющий заметит у себя за спиной платок, он поднимает его и старается догнать водящего, а тот стремится занять свободное место. Если водящий добежит до платка раньше, то он поднимает платок, продолжает бежать и кладет платок за спиной любого другого игрока.

Правила игры: Игроки, сидящие в кругу, не должны оглядываться и подсказывать друг другу. Догоняя ведущего, играющий может незаметно положить платок на спину другому игроку. Все бегут в одном направлении.

Латышские народные игры

                                                         « Волк и коза»

По считалке дети выбирают волка и козу, остальные – пастухи. Взявшись за руки, пастухи движутся по кругу, внутри которого пасется коза. Волк должен поймать козу, но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками), а коза – в любом месте. Когда волк поймает козу, игра начинается сначала.

Правила игры: Волк ловит козу только в кругу.

«Кольцо»

Играющие становятся в кругу и держат в руках шнур или ленту концы которой связаны. На ленту нанизано колечко. В центре круга стоит водящий. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком местами. Игру можно сопровождать народной песней.

Правила игры: По сигналу все играющие должны движением рук имитировать передачу кольца, чтобы сбить водящего с толку.   

Литовские народные игры

                                                   «Волчонок»

Играющие образуют круг. Считалкой выбирают волчонка. Он стоит в середине круга и старается выйти из него. Стоящие в кругу дети держаться за руки и переодически  то поднимет, то опускает их, дразня волка и приговаривая:

-Волчонок, бедняжка, попался. Железные ворота, серебряные ключи! Ты ни сюда, ни туда не вылезешь.,

Волчонок должен быть очень ловким: он внезапно бросается то в одну, то в другую сторону, обманывая стоящих в кругу.

Правила игры: Проход волчонку из круга закрывается при опускании специальных рук. После выхода волченка из круга на эту роль выбирается другой игрок.

«Король зверей»

Все играющие – звери, один из них – король зверей. Каждый зверь должен сказать королю свое название, но так, чтобы другие не слышали (тигр, волк, заяц и др.). Звери выстраиваются в один ряд напротив короля, за несколько шагов от него. У ног короля лежит мяч. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а король старается попасть в него мячом. Если мяч попадет в зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносят мяч и др.). После того как король назовет двух-трех зверей, он говорит: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь.

Правила игры: Король бросает мяч, не выходя за очерченную линию. Новый король выбирается после того, как пойманы три-четыре зверя.

Молдовские народные игры

                                                                      «Барашек»

Играющие образуют круг, а барашек – внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

-Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры: Разбегаться можно только после окончания слов.

Таджикские народные игры

                                                 «Кто быстрее?»

В середине площадки чертится круг. Выбирают двух-трех игроков водящими. Они становятся в середине круга, а остальные игроки – за линией круга. По счету « Раз, два, три!» игроки входят внутрь круга и, быстро повернувшись, выходят из него. В этот момент водящие, не выходя из круга, стараются поймать кого-нибудь. Если водящим удается поймать пленных. Эти дети входят в круг и становятся помощниками ловишек. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Отмечаются игроки, которые не были пойманы ни разу.

Правила игры: Водящие не имеют права выходить из круга и ловить за чертой.

                                                       «Спасение пойманных»

Считалкой выбираются три водящих. Они становятся на одной стороне площадки. Все остальные располагаются недалеко от них в ряд.

По команде дети разбегаются в разные стороны, а водящие стараются их поймать. Пойманные игроки берутся за руки и в центре площадки становятся в круг. Водящие продолжают ловить игроков до тех пор, пока не останутся трое непойманных, которые стремятся подбежать к игрокам, стоящим в кругу, и выручить кого-либо из них. Если это удалось, то игроки опускают руки и убегают из круга. Если оставшимся игрокам долго не удается подойти к кругу и коснуться одного из пойманных игроков, то они проигрывают. Игра начинается сначала, водящими становятся три непойманных игрока.

Правила игры: Игроками нельзя выходить  за пределы площадки. Пойманные игроки не должны покидать круг до тех пор, пока оставшиеся три игрока не выручат их.

Туркменские народные игры

                                                               «Хромой журавль»

Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3-5м. проводятся параллельные линии длиной  до 5-6м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую-левой).

По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.

Правила игры: Игроки начинают двигаться навстречу друг друга по сигналу. Если ребенок устал, разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой большее количество сбитых игроков.

«Держи за хвост»

Выбирается водящий – волк. Остальные игроки – овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившись спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют какую-либо песенку и, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается.

Правила игры: Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему.

Вариант игры:  Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т. д.)

Узбекские народные игры

                                                «Белый тополь, зеленый тополь»

Играющие делятся на две равные группы и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Игроки, стоящие в каждой шеренге, берутся за руки на расстоянии вытянутых рук. По сигналу стоящие в одной шеренге обращаются к стоящим в другой шеренге:

-Белый тополь, зеленый тополь,

От нас кто вам нужен???

Игроки, стоящие в другой шеренге, называют имя одного из участника игры противоположной команды. Игрок, чье имя названо, бежит к противоположной шеренге, чтобы разорвать цепь, образованную игроками. Если ему удастся разорвать цепь, то он возвращается к своей шеренге, уводя с собой кого-то из игроков той команды, где разорвана цепь. Если бежавшему не удается разорвать цепь, то он переходит в другую шеренгу, увеличив тем самым количество участников этой команды.

Правила игры: Называется имя только одного игрока. Цепь можно разорвать в любом узле только с одной попытки.

«Пастух и козы»

Играющие делятся на две группы: одна – пастухи,  другая – козы. Козы находятся в кругу диаметром 6 м, пастухи – вне круга. По сигналу один из пастухов, подпрыгивая на одной ноге, входит в круг и ловит коз (касается рукой). Через некоторое время по сигналу в круг, тоже подпрыгивая, входит другой пастух, а первый занимает его место. Игра продолжается, пока пастухи не поймают всех коз, после этого команды меняются ролями.

Выигравшей считается группа пастухов, поймавшая коз за самое короткое время. Пастухи могут иметь атрибуты национального костюма: бумажные тюбетейки, поясные платки и т.д.

Правила игры: Козы не должны выходить из круга, пока их не осалили. Пастух имеет право подпрыгивать как на левой, так и на правой ноге.

Украинские народные игры

                                                                    «Колдун»

Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игрок с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.

Правила игры: Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

                                                         «Хлибчик»

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком (хлебцем).

-Пеку, пеку хлибчик! (Выкрикивает он.)

-А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)

-Выпеку!

-А убежишь?

-Посмотрю!

С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлибчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они возьмуться за руки. Если это ему удается. Он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлибчиком. Игра повторяется в том же порядке.

Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Эстонские народные игры

                                                       «Море волнуется»

Играющие сидят на стульях, поставленных по кругу. Капитан присваивает каждому играющему название какого-либо предмета из корабельной обстановки.

Затем он начинает двигаться по внешнему кругу за спинами сидящих и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Все названные капитаном предметы встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки капитан выкрикивает: «Море волнуется!» Дети начинают двигаться, изображая волны. Команда капитана: «Море, утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях.  Оставшийся без стула становится новым капитаном.

Правила игры: Строится за капитаном нужно в порядке названных предметов, занимать места можно только по сигналу. Садиться разрешается на любой свободный стул.

                                                                 «Сторож»

Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: «Становитесь за мной!». Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!. Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними.

Правила игры: Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека мордовских народных игр для детского сада

Картотека мордовских народных игр для детского сада...

Картотека мордовских народных игр для детского сада

Картотека мордовских народных игр для детского сада...

Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах детского сада"

Народное слово – великолепный "учитель".Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь,...

картотека детские народные игры

детские народные игры...

Картотека Детских народных подвижных игр

Картотека Детских народных подвижных игр...

картотека детских народных подвижных игр

картотека детских народных подвижных игр...