«Организация и провидение подвижных игр с детьми дошкольного возраста»
статья по физкультуре

Деменок Мария Викторовна

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

   

     Введение.

1.Роль подвижных игр в физическом развитии детей.         2.Характеристика и классификация подвижных игр.                                      2.1   Классификация    подвижных    игр.

2.2  Характеристика   подвижных   игр.                                                                                    2.3  Варианты подвижных игр.

3.Требования к отбору подвижной игры.

3.1 Использование предметов при проведенн подвижных игр.

4.Методика проведения подвижных игр у дошкольников.

4.1 Методика обучения, детей в разных возрастных группах, подвижным играм.

4.2 Вывод

5. Вариативность в использовании подвижных игр у дошкольников.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадает физическое воспитание ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста.
По данным обследования Института Гигиены России у 17% детей 3-4 лет, сутулая спина и различные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата (далее ОДА). По данным обследований дошкольных учреждений, у 78% детей - различные нарушения ОДА. Поэтому очень актуальна проблема профилактики нарушений здоровья. Дети дошкольного возраста - это самый благодатный контингент для формирования основ здорового образа жизни.
Эффективным средством оздоровительной работы с детьми являются подвижные игры. Именно игра, являясь эмоционально привлекательным видом деятельности дошкольника, несет в себе огромный развивающий и воспитывающий потенциал.
Данная тема в наше время актуальна, ведутся различные работы по физическому развитию дошкольников. Одним из наилучших средств является подвижная игра, т.к. дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения, формирует гибкость, ловкость, подвижность, координацию движений.
Проблема исследования состоит в выявлении вопроса о том, изучить особенности организации подвижных игр с детьми  дошкольного возраста. Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников неидентичны. Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр  важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре, большие возможности, представляемые программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в  коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.

Цель работы: выявление особенностей организации подвижных игр с детьми  дошкольного возраста.

1. Роль подвижных игр в физическом развитии детей.                                                              В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.
Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Об активности детей в подвижных играх можно судить по так называемой моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей длительности игры.) Она определяется педагогом путем хронометрирования. Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может колебаться от 50 до 80%. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями. Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

2. Характеристика и классификация подвижных игр.

2.1 Классификация    подвижных    игр.

Подвижные   игры   делятся   на    элементарные   и   сложные.   Элементарные   в свою   очередь   делятся   на   сюжетные   и   бессюжетные,   игры   забавы, аттракционы.                  

Игры   различаются:

-  по   степени   психофизической   нагрузки:

Малой – выполняются в медленном темпе.

Средней – игры   основаны   на  беге  или   прыжках  когда  одновременно

двигается  часть детей,  а остальные  стоят  и  наблюдают.  

Большой – на  беге  и  прыжках  когда  одновременно двигаются все дети.

-  по   характеру   движений:

1. Бег

2. Лазанье

3. Прыжки

4. Метание

5. Равновесие

                                                                                                                                                                            -  по   количеству   правил   и   ролей

-  по   содержанию:

Сюжет   соответствует  возрастной    группе

-  по   характеру  взаимоотношений

-  по   наличию   соревновательных   моментов:

Эстафеты

Сюжетные   игры   имеют   сюжет   и   твердо,    зафиксированные   правила. Сюжет   отражает    явления   окружающей   жизни (трудовые    действия   людей, движение   транспорта,   повадки   животных   и   т.  д.)   игровые   действия, связанные   с   развитием   сюжета   и    с    ролью,   которую   выполняет   ребенок. Правила   обуславливают  начало   и   прекращение   движения,  определяет движение   и   взаимоотношение   играющих,   уточняет   ход  игры.   Подчинение правилам   обязательно    для   всех.                                                                              Сюжетные   подвижные   игры   преимущественно    коллективные   (небольшими группами    и   всей    группой). Игры   этого    вида используются   во    всех возрастных   группах,   но    особенно   они   популярны   в   младшем   дошкольном   возрасте.

Бессюжетные   подвижные   игры   типа   ловишек,   перебежек,   не   имеют сюжета,   образов,   но    сходны   с   сюжетными   наличием   правил,   ролей, взаимообусловленностью    игровых   действий   всех    участников.   Эти   игры связаны   и   выполнением    конкретного   двигательного   задания   и   требуют   от   детей   большой    самостоятельности,   быстроты,   ловкости,   ориентировки   в   пространстве.

В   дошкольном   возрасте   используются    подвижные  игры   с   элементами соревнования   (индивидуального   и   группового),    например:   « Самолеты »,     « Кто   первый   через   обруч   к    флажку » и   другие.   Элементы   соревнования побуждают   к   большой   активности   в   выполнении   двигательных   заданий.                                                       В   эстафетах   каждый   ребенок   играет   за   себя   и   старается выполнить задание,   чтобы   улучшить   результат   команды.

К   бессюжетным   относятся   также   игры   с    использованием   предметов. Двигательные   задания   в   этих   играх   требует   определенных   условий, поэтому   они   проводятся   с   небольшими   группами   детей.                                                                                                                            

Правила  в   таких   играх    направлены  на   порядок    расстановки   предметов, пользования ими,   очередность   действий   играющих.   В   этих   играх наблюдаются   элементы    соревнования   с   целью   достижения    лучших результатов.

В   играх  -  забавах,   аттракционах   двигательные   задания   выполняются   в необычных   условиях   и   часто   включают   элементы   соревнования,   при   этом   несколько   детей   выполняют   двигательные   задания   (бег   в   мешках     и т. д.),   остальные   дети   являются   зрителями.                                                                                                                              Игры  -  забавы,   аттракционы   доставляют  зрителям   много   радости.

К   сюжетным   играм   относятся   спортивные   игры   (городки,   хоккей,   футбол и   другие).    В   дошкольном   возрасте   используются   элементы   этих   игр,   и дети   играют   по   упрощенным   правилам.   Подвижные   игры   различаются   и по   их   двигательному   содержанию:   игры   с   бегом,   прыжками,   метанием    и другие.                                                                                                                                          По   степени   физической   нагрузки,   которую   получает   каждый   играющий, различают   игры   большой,   средней   и   малой    подвижности.   К   играм большой   подвижности   относят   те,   в   которых   одновременно   двигаются   все   дети   и   построены   они   в   основном   на   таких   движениях,   как   бег      и прыжки.                                                                                                                          Играми   средней   подвижности   называются    такие,   в   которых   тоже   активно   участвует    вся    группа,   но   характер   движений   играющих относительно   спокойный   (ходьба)   или   движения   выполняются   подгруппами.   В   играх   малой   подвижности   движения   выполняются   в медленном   темпе,   к   тому   же   интенсивность   их   незначительна.                                 2.2   Характеристика   подвижных   игр                                                                                Подвижные   игры   различаются   также   по   сложности   движений,   по содержанию   сюжета,   по   количеству    правил   и   ролей,   по   характеру взаимоотношений   между   играющими,   по   наличию   соревновательных моментов   и   словесного   сопровождения.                                                                                                                                              С   детьми   первого    года   жизни   проводятся   игры   –   забавы   («прятки», «коза    рогатая»)   и   другие.   Вызывающие   у   детей   звуки,    движения,   смех, радость,   удовлетворение.   На   втором   году   жизни   используются бессюжетные   игры   («принеси   мяч»,   «подними   ноги  выше»)   и   другие.                                                                                                     В   этих   играх    дети   выполняют   одно   движение   (ходьба,   бросание)                      в   индивидуальном   темпе,   но   постепенно   они   переходят    от индивидуальных   действий   к   совместным.                                                                                                                      В  дальнейшем   в   игры   включаются   более   сложные   движения,   и количество   движений   увеличивается.   Сюжеты   игр    также   усложняются. Подвижные   игры   для   малышей   отличаются   простотой   сюжета.                                                                            Количество   ролей   в   играх   детей   младшего    возраста    незначительно  (1-2). Главную  роль   выполняет   воспитатель,   а   малыши  выполняют   одинаковые персонажи.   В   играх   старшего   возраста   количество   ролей   увеличивается (3-4).   Роли   распределяются   между   всеми   детьми.   Постепенно увеличивается   количество   правил,   усложняются   взаимоотношения   между детьми.   В   младших   группах   правила   очень   посты   и   носят подсказывающий   характер   и    вытекают   из    содержания   игры.   Со   временем   вводятся   ограничения   действий:   убегать   в   определенном направлении;   пойманный   отходит   в   сторону.   В   играх   с   элементами соревнования   сначала   каждый   действует   сам   за   себя,  потом   вводится коллективная   ответственность;   проводятся   соревнования   на   качество выполнения,   а   также   на   скорость.                                                                                                                  Подвижные  игры   детей    младшего   возраста   часто   сопровождаются   словами,   песнями,   речитативом,   которые    раскрывают   содержание   игры        и   ее   правила,   объясняют,   какое   движение   и   как   надо   выполнять,    служат   сигналом   для   начала   и   окончания,   подсказывают   ритм   и   темп.                                                               Игры,   сопровождаются  текстом,   даются   и   в   старших   группах,   причем слова  нередко   произносятся   хором   («мы   веселые   ребята…»   и   другие). Текст   задает   ритм   движению.                                                                                                                           Окончание   текста   служи  т сигналом   к   прекращению  действий   или  к   началу   новых   движений.   Вместе   с т  ем   произнесение   слов   –   это   отдых после   интенсивных   движений.                                                                                        2.3  Варианты подвижных игр

Подвижные игры целесообразно варьировать не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес, но и для того, чтобы решить педагогические задачи – совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, игровой ситуации, условий требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре. Например, игра «Ловишки» имеет несколько вариантов: «Ловишки дай руку», содействует ориентировке в пространстве; «Ловишки с мячом», развивает меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп увертываться.

Систематическое использование вариантов игр содействуют воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых или навыков движений, совершенствованию физических качеств, навыков общения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.

3. Требования к отбору подвижной игры.                                                                   — игра должна обогащать участников новыми представлениями и понятиями;

— в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке;

— дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

— сюжет игры должен воспроизводить обстановку специфической деятельности;

— степень сложности игровых действий должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;

— правила игры должны способствовать более совершенному применению этих навыков в игровой деятельности;

 - правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей дошкольного возраста;

 - для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

 - исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей(но не исключать трудные правила);

- безопасность используемого инвентаря;

 - игра не должна унижать достоинства играющих;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного — к легкому, от сложного — к простому.

3.1 Использование предметов при проведенн подвижных игр.

Для повышения активности и обогащения движений малышей большое значение имеет создание условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, вожжей, скакалок и т.п.), побуждающих их к различным действиям. Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников требует постоянного внимания педагога, его помощи и даже непосредственного участия в играх и упражнениях малышей. В подвижных играх и развлечениях целесообразно использовать естественные условия местности (пеньки, канавы, деревья, пригорки и др.), а также природный материал (шишки, палки, каштаны, камешки).

4. Методика проведения подвижных игр у дошкольников.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных предметов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.

Опыт Н.Н. Кальпио, Н.Г. Кожевниковой, В.И. Васюковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитее ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является: профессиональная подготовка воспитателя, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.

Подбор и планирование подвижных игр зависит от возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития, их двигательных умений, состояния здоровья, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

Для лучшего понимания сюжета проводится предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения в природе, повадки животных, деятельностью людей различных профессий. Подготавливаются атрибуты вместе с детьми или в их присутствии.

Организация игры зависит от содержания. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.

Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально 1,5–2 минуты.

Объяснение сюжетной подвижной игры – становится игровая цель, используется краткий образный сюжетный рассказ, вызывающий у детей воссоздающее воображение, как – бы зрительное восприятие всех ситуаций и их действий.

Объясняя бессюжетную игру,педагог рассказывает последовательность действий, игровые правила и сигналы. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, приемы, условия соревнования. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего дети могут выбрать с помощью считалки. Педагог может выбрать водящего сам или взять эту роль на себя. В ходе игры обращается внимание на выполнение правил, следить за движениями, эмоциональным состояниям ребенка в ходе игры.

Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр для усложнения умственных и физических задач, совершенствования движения, повышения психологических качеств ребенка.

Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.

Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называет тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.

4.1 Методика обучения, детей в разных возрастных группах, подвижным играм.

В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.

Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.

В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.

Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.

При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

Вторая младшая группа

У ребенка 4-го года еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание не устойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослого в организации поведения ребенка сохраняется.

Подвижные игры во второй младшей группе проводятся ежедневно, продолжительность от 6 до 10 минут. Проводятся в разное время дня. Утром- индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и др.)

Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей.

Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре и придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

Подготовка к игре воспитателя и детей имеет большое значение для успешного ее проведения. Важно предварительного ознакомления с условиями игры, если эти условия новы и неизвестны. Воспитатель обдумывает ход игры, расположения и возможные перемещения детей, распределение ролей и т. д., готовит игровой материал.

Основными требованиями являются воспитание, умения действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом в заданном направлении, обращать внимание на выразительность движения (кошка просыпается, потягивается, мяукает). Систематическое повторение подвижных игр ведет к совершенствованию и закреплению необходимых навыков, развитию легкости и непринужденности передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой ситуации, умение быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других играющих. Повторное выполнение правил игры помогает развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно начиная со второй младшей группы. Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается в том случае, если при повторении игра несколько видоизменяется и усложняется.

Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них.

В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.

Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает ее эмоциональность, способствует установлению других контактов между воспитателем и детьми и развитию положительных коллективных контактов между детьми.

Средняя группа

На развитие всех видов детской деятельности их усложнение начинает оказывать сильное влияние собственные замыслы детей.

Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет использовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях.

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня, продолжительность 8–12 минут.

Интересы детей 5-го года очень разнообразны. Их занимает совместная деятельность в небольших коллективах, формируется умение играть и действовать сообща.

Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление устойчивых интересов к определенным видам деятельности повышает требования к организации подвижных игр. Воспитатель старается не нарушать игровые замыслы детей, выбирает более подходящий момент для предложения поиграть.

Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлению совместно выполнить движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего

Часть подвижных игр для средней группы не имеет сюжета и ролевого образа.

Правила таких игр обычно определяют способ выполнения движения, в них может быть внесен элемент соревнования, стимулирующий качественное выполнение движений («Сбей кеглю», «Школа мяча»).

Часто раскрывает и дополняет содержание игр, служит в них сигналом к действию рифмованный текст. Применяется преимущественно хоровое произнесение текста.

К приготовлению пособий, материалов воспитатель широко привлекает детей.

Участие в подготовке к игре у малоактивных, застенчивых детей вызывает желание играть. Если предстоит разучивание новой игры, детей подводят к игре путем беседы, загадки, показа необходимой игрушки, организованного в природе наблюдения, которое поможет детям лучше представить игровой образ и отразить его действия.

Существенное значение имеет объяснение игры. Воспитатель сообщает название игры, извлекает ее содержание, объясняет правила.

В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. Он приучает всех детей быть ведущими, учитывая особенности каждого ребенка. В выборе ведущего начинают участвовать сами дети посредством считалок.

Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.

Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2–3 занятиях, затем через некоторое время снова возвращается к ней, усложняя содержание и правила игры, видоизменяя формы организации детей.

Старшая группа

Движения ребенка 6-го года становятся более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ.

Подвижные игры проводятся в разные периоды дня и на занятиях по физической культуре, продолжительность до 10 минут.

Активная двигательная деятельность более целесообразна во время прогулок как днем, так и вечером. Воспитатель следит за тем, чтобы на прогулке дети играли в разные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, чтобы они участвовали и в спортивных упражнениях. Важно интенсивные подвижные игры с бегом, прыжками чередовать с более спокойными. Содержание подвижных игр более усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимодействия людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»).

Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка», «Попади в обруч» и т. п.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом и коллективное.

Правила в играх становятся более сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети. Для распределения ролей применяются считалки. В некоторых старинных народных считалках, содержание которых не имеет определенного смысла, детей привлекает звуковое сочетание слов.

Аты – баты, шли солдаты

Аты – баты, на базар

Аты – баты, что купили?

Аты – баты, самовар!

Воспитатель рассказывает детям все содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила. С помощью вопросов воспитатель предлагает повторить правила. Контроль за действиями играющих как педагога, так и самих детей обычно приводит к хорошему выполнению правил.

Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов, помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

Подготовительная группа

Дети умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

Дети подготовительной группы становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Ребенку известно большое количество игр, их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде движения.

В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Дети стараются действовать не только более эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. Проявлению высоких физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чье звено скорее соберется?»).

При выборе игры воспитатель учитывает желания детей и называет игру предусмотренную планом.

При распределении ролей используются считалки, жеребьевки, зачины, стрелки и разные другие приемы. Объясняя игру, воспитатель добивается, чтобы дети представили весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила.

Некоторые указания воспитатель делает по ходу игры: краткими замечаниями предупреждает нарушителя правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость.

Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и выявление победителей в командных играх. Воспитатель помогает детям осознать важность действий по правилам для достижения положительного результата.

Воспитатель должен серьезно аргументировать свое отношение к тем или иным поступкам детей, убеждать в обосновании своей оценки. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.

Воспитатель поощряет игровое творчество детей, нацеливает их внимание на создание вариантов игр путем введения новых двигательных действий, изменения правил и т. п.

Не следует проводить только командные игры и игры с соревнованиями. Подвижные игры с простым увлекательным сюжетом и правилами не менее интересны для детей.                                                                                                                           4.2  Вывод                                                                                                          Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на все стороны личности ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.                                                                                                                                                Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

 Поэтому подвижная игра – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

5. Вариативность в использовании подвижных игр у дошкольников.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Воспитатель сначала сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подает им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы. Это можно реализовать, создавая проблемно-поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариантности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введение дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.

Каждый раз применяя разные, соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирование интереса к ней, распределения ролей, приемы оценки и подведения итогов по ее окончании, педагог создает у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр творческого самовыражения в них во время произвольной (самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным и вводить их не только в процесс организованного обучения (занятия), но и в самостоятельную двигательную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.

Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст (строят высказывания, реплику в диалоге, самостоятельное суждение; по данному воспитателем образцу, с его помощью, а затем и сами составляют загадки про игровой инвентарь и игровых персонажей, считалки для распределения ролей, перефразируют и создают собственные варианты стихотворных сопровождений игры, поговорок для оценки участия игроков и т.п.) .

Потенциал подвижной игры в формировании творческой направленности детской личности может быть широко использованный при реализации методик ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), методика направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем, поскольку такая игра:

  • развивает творческие способности на основе обогащения жизненного опыта детей, в частности двигательного;
  • дает ребенку возможность в разных видах деятельности — двигательной, художественной, игровой, речевой и др. — организовать исследовательский поиск;
  • делает воспитателя мудрым наставником, который не только учит, но и помогает найти правильное решение, сделать маленькое открытие.

По методике ТРИЗ детей следует учить:

  • комбинировать полученные знания и навыки, создавать новые ситуации, образы, игровые задания и т.п.;
  • «входить» в образ персонажа, воплощая его в игре разными выразительными средствами;
  • использовать природный и другой материал для изготовления игровых средств и атрибутов;
  • определять идеальный конечный результат и достигать его;
  • моделировать, придумывая свою игру или вариант игры, изготавливать к ней разметку, играя наедине с мнимыми партнерами и т.п.;
  • как и методы ТРИЗ, опирается на игру ума, а не только мышц, на воспитание внутреннего «тормоза» (услышь другого — говори сам, дай выполнить другим — потом делай сам).

Как средство, метод, форма работы в системе ТРИЗ подвижная игра требует от педагога:

  • умение выслушать каждого, признавать право каждого ребенка на собственное мнение и ошибку;
  • оценок положительного типа («интересная мысль», «замечательная идея»);
  • обеспечение условий для успеха в игре всех детей (учитывая уровень общего развития, специальную двигательную подготовку);
  • организации коллективного обсуждения итогов детской творческой деятельности со всеми ее участниками.

 

6. Заключение.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу. Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации. Ни акселерация, о которой в последнее время так много говорят, ни ограничения, связанные с ростом городов, не могут умалить значение игры.Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе, связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду воспитателю физкультуры, воспитателю группы, использующему игру в своей работе.

7. Список литературы.

1         Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.

2.         Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м.: 1978

3.         Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение. 1985

4.     Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях М.: 2002

5.     Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет – М.: 2000

6.     Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М.: Академа, 2001–368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Данный материал возможно использовать в работе педагогов дошкольных учреждений....

Консультация для воспитателей "Организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста"

Каждому взрослому хорошо известно, что физическая нагрузка просто необходима ребенку для его правильного развития и здоровья. Именно поэтому организация подвижных игр имеет особое значение для педагог...

Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.

ОтчПланирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке. Цель: расширение знаний педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке. В режиме дня каждой...

Консультация для воспитателей "Организация и проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста"

Консультация подготовлена для воспитателей с целью ознакомления с методикой, особенностями подвижных игр на улице, планированием проведения подвижных игр....

Консультация для воспитателей«Рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. В практике детск...

Консультация для воспитателей«Рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

Задача современных дошкольных учреждений - обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. В практике детск...

«Рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых ...