Адаптивная физическая культура с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении
статья по физкультуре

Филиппова Жанна Викторовна

Статья "Адаптивная физическая культура с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении" для инструкторов по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filippova_zh.v._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура с детьми с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении.

Ж.В. Филиппова

инструктор по физической культуре

МБДОУ г. Мценска «Детский сад №4»

Сохранение и укрепление здоровья детей становиться самой актуальной проблемой нашего времени. Одним из прямых показателей, наиболее адекватно отражающих состояние здоровья, является их физическое развитие. Современные дети хуже развиты физически, обладают сниженными адаптационными возможностями, меньшей силой и выносливостью.

Поэтому особая роль отводится физическому развитию, где двигательная активность рассматривается не просто как профилактика проблем развития ребенка, но и как воспитательный аспект здорового образа жизни. Особое внимание в этом направлении уделяется адаптивной физической культуре, учитывающей особенности развития детей с офтальмологическими нарушениями здоровья.

 Цель данного комплекса мер спортивно-оздоровительного характера -  реабилитация и адаптация к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.

 Задачи адаптивной физической культуры:

- развитие детей посредством движения;

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных игр, эстафетах, соревнованиях;

- формирование и развитие компенсаторных навыков.

Работа по адаптивной физической культуре в ДОУ строится на основе мониторинга, который проводит инструктор по физической культуре с участием медицинских  и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребенка и используются специалистами при планировании работы с детьми.

В зависимости от целей, задач, программного содержания занятия имеют следующую направленность:

  • образовательную (формирование специальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям);
  • коррекционно-развивающую (развитие и коррекция физических качеств, координационных способностей, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений);
  • оздоровительную (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем),
  • лечебную (лечение, восстановление и компенсация утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п);
  • спортивную (совершенствование физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта);
  • рекреационную (организация досуга, отдыха, игровой деятельности).

Представленное выше деление занятий носит условный характер. Фактически любое занятие содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики.

Особенности работы с детьми с нарушением зрения обусловлены необходимостью строго индивидуального подхода в обучении к каждому ребенку. Со всеми детьми группы проходится один и тот же материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача, в большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результаты добиваются разными путями. Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения качества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений.

При подготовке к занятию необходимо продумать его организацию. Качество проведения занятия, его плотность, обеспечение страховки, безопасность во многом будут зависеть от того, какие снаряды, в каком количестве, как будут расположены. Необходимо, чтобы места подхода к снарядам, отхода от них, соскоков, прыжков были свободными, лишены препятствий.

При проведении упражнений на равновесие (ходьба по скамейке, бревну) маты укладываются вдоль, с 2 сторон снаряда, а в конце – по 2 с каждой стороны. Чувство боязни сковывает движения детей. Данный приём позволяет детям увидеть, что им обеспечена страховка и в случае ошибки они приземлятся на мат.

Наглядный материал, снаряды, различные ориентиры, предметы для проведения физкультурных занятий должны отвечать как педагогическим, так и лечебно-коррекционным требованиям.

В содержание основной части входят общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (флажки, кубики, кегли, мячи, палки, ленты и др.). Особенностями для детей с нарушением зрения в процессе выполнения общеразвивающих упражнений является следующее:

1. Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координации движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнениями для мышц глаз).

2. При выполнении общеразвивающих упражнений индивидуально дозируется темп, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта.

3. Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов.

Основные виды движения подбираются с учётом особенностей зрительного восприятия и физических возможностей детей, соотношения нового и повторного материала. Новый материал не должен превышать 25% от общего количества движений. Можно использовать 3-4 основных движения.  

В системе общих занятий адаптивной физической культурой в детском саду особое место занимают подвижные и спортивные игры, связанные с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого соревнования.

Специальных игр для детей с нарушением зрения немного, поэтому дети с нарушением зрения играют в те же игры, что и здоровые дети, только эти игры должны быть адаптированы к особенностям ребенка. Любые подвижные игры, особенно спортивные, являются наиболее эффективным средством специальной адаптации таких детей, коррекции и компенсации нарушенных функций. Игры позволяют совершенствовать прыжки, бег, ловкость, прислушиваться и ориентироваться в быстро изменяющейся игровой обстановке. Участие в подвижных и спортивных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и легкости в движениях и уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание.

Для проведения подвижных и спортивных игр с детьми с нарушением зрения требуется специальная их организация, прежде всего сенсорные стимулы (команды, звуковые сигналы, мягкое оборудование и т.д.) и умение педагога руководить игрой.

Обязательным компонентом адаптивности среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Зрительную гимнастику можно проводить в конце физкультурного занятия, как малоподвижную игру. Рекомендуются следующие упражнения (двигаются только глаза, голова неподвижна): вправо-влево; вверх-вниз; далеко-близко (удалять и приближать предмет); по диагонали.

         Всем хорошо известно, что физические упражнения, выполняемые в развлекательной, веселой, занимательной форме, пользуются у детей неизменной любовью. Врачи, физиологи ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физиологическим здоровьем человека. Именно поэтому, необходимы детям праздники и развлечения. При подготовке развлекательного мероприятия тщательно продумываются содержание, физическая нагрузка, организация детей, музыкальное сопровождение. В содержание входят: сюжетные и несюжетные игры, эстафеты, игры с элементами спорта, игровые упражнения, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 Условия, нравственная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависит от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения с семьей. Родители – главные помощники в воспитании здорового ребенка, формировании у детей ценностей здорового образа жизни. Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику  (например, «О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?») Вопросы адаптивной физической культуры, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях.

Таким образом, комплексная адаптивная физическая культура в процессе формирования навыков здоровьесбережения, формирует благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных зрительно-моторных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детей. А, в целом, повышает уровень качества жизни детей с депривацией зрения, мотивацию к здоровому образу жизни и формирует адаптационные способности к жизнедеятельности в социуме.

                             

Список литературы:

1. Пасечник Л.И. Адаптивная физическая культура. Дети с нарушением зрения. Здоровье дошкольника №5,№6 2008.

2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для слабовидящих детей). Москва «Город» 1999.

3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Москва «Город» 1998.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2 т. Т.1./ Под общ. ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд. испр. и доп.- М.: «Советский спорт», 2005.

5. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения/ Частные методики адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие, глава 2./ Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: «Советский спорт», 2003

6. Электронные образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Адаптивная образовательная программа по физической культуре для детей с нарушением зрения

Адаптивная образовательная программа по физической культуре  для детей с нарушением зрения...

Адаптивная физическая культура c детьми ОВЗ в рамках дополнительного дошкольного образования

В данной программе отражается цель, задачи и методы АФК для детей дошкольного возраста. А так же, представлены прмерные комплексы  упражнений....

Статья «Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения»

Статья «Адаптивная физическая культура для дошкольников с нарушением зрения» (в рамках выступления на  международном научном конгрессе «Двадцатипятилетний путь развития адаптивн...

ЗАНЯТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ ОТДЕЛЕНИЯ «МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НА ДОМУ»

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2020 год за последние двадцать лет в нашей стране наметилась тенденция увеличения числа детей с установленной инвалидностью: если в ...

Проект:«Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»

laquo;Организация мероприятий по адаптивной физической культуре с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и родителями (законными представителями)»...

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и соци...