Подвижные игры
статья по физкультуре

Для педагогов ДоУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_portala.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с правилами – это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игр; это сознательная, активная деятельность детей, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Это особая группа игр, специально созданных для решения следующих задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста:

  • Удовлетворять потребности детей в движении;
  • Расширять представления о различных видах физических упражнений;
  • Целенаправленно развивать физические качества (силу, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);
  • Обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движений рук;
  • Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих, правилами.
Подвижные  игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей  в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта.

Овладение подвижными играми детьми в старшем дошкольном возрасте – это процесс становления элементов произвольного поведения (потребность детей поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами);

- овладение способами совместной организации игровой деятельности (как собраться, договориться об игре);

- становление взаимной нормативной регуляции (готовность воспитателя или детей подсказать правила, действие);

- развитие стремления к успеху в достижении определённого результата (быть первым, лучшим, пытаться выполнить более сложную задачу);

- развитие самооценки и самоконтроля (самостоятельный контроль за выполнением действий, правил, стремление выяснить причину ошибок и исправить её) .

Используя наблюдение за игровой деятельностью, как в режимных моментах, так и на прогулке, можно выяснить, как дошкольник владеет подвижной игрой; знает ли правила игры, как часто он играет в подвижные игры; проявляет ли он инициативу; каким играм он отдает предпочтение; сколькими подвижными играми он владеет; прослеживается ли их динамика развития. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Недостатки в результатах:

  • не понимает правила игры;
  • не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам игры, не слышит взрослого);
  • не проявляет любознательность (не задает вопросы о правилах игры);
  • не проявляет инициативу и творчество (при выборе темы или сюжета игры, выборе атрибутов, спортинвентаря);
  • не обладает развитым воображением (не может прыгать, например, как зайчик или стоять, как цапля);
  • не различает условную и реальную ситуации; (жизненная или сказочная);
  • не способен самостоятельно организовать игру;
  • не умеют распределять роли при самостоятельной организации игры (все хотят выполнять ведущую роль);
  • не способен взаимодействовать в коллективных играх (не учитывает интересы других, стремиться взять на себя главную роль, не умеет договариваться со сверстниками, не обладает чувством собственного достоинства);
  • не способен сопереживать сверстникам (радоваться успехам сверстников или поддержать в неудаче);
  • не может адекватно выразить свой эмоциональный отклик на игру;
  • не умеет моделировать предметно-пространственную среду (выбрать атрибуты, рационально расположить спортинвентарь);

Недостатки в основном процессе профессиональной деятельности:

  • не умение педагога организовать подвижные игры

(отсутствие знаний, квалификации, опыта работы педагога, не правильно выбраны методы и приёмы, не занимается самообразованием);

  • отсутствие систематичности в работе педагога (игры проводятся не регулярно, не закрепляет правила игры с детьми);
  • не поддерживается интерес к подвижным играм с правилами (не разучивает с детьми новые игры);
  • не поощряет и не стимулирует организацию самостоятельной подвижной игры;
  • не проводится работа с родителями по их знакомству с подвижными играми;
  • мало планируется совместных мероприятий с родителями («Весёлые старты», «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.);
  • педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды подвижных игр;

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

  • отсутствие компетентности педагога;
  • рассогласование требований к ребенку со стороны педагога и родителей.
  • не достаточно ведётся работа по привлечению родителей для участия в совместных мероприятиях и ознакомлению их с подвижными играми;

Для того, чтобы научить детей играть в подвижные игры с правилами , педагог должен обладать рядом качеств:

  • быть компетентным,
  • иметь позитивный жизненный настрой,
  • уметь управлять своими эмоциями,
  • быть уверенным в себе,
  • владеть разными стилями общения с детьми,
  • уважительно относиться к окружающим,
  • творчески мыслить,

но отсутствие этих качеств, опыта работы и квалификации у педагога не позволяет ему работать эффективно.

- не используется разнообразие подвижных игр с правилами;

- не организуется самостоятельная игровая деятельность;

- не поощряется инициатива и творчество при самостоятельной игровой деятельности;

- не достаточно внимания уделяется работе с родителями и

- предметно-пространственной среде.

успешная реализация развивающего потенциала игры с правилами и становление оптимальных форм взаимодействия возможны, если она будет протекать в форме самостоятельной детской деятельности. Постановка вопроса о становлении самостоятельных форм – использование мультимедийных средств, при овладении подвижными играми с правилами вызвана проблемой практического характера: в условиях детского сада развивающий потенциал игры используется не полностью. Необходимо создать психолого-педагогические условия для овладения детьми подвижными играми с правилами.

В старшем дошкольном возрасте необходимо стимулировать стремление детей к участию в подвижных играх, к повышению уровня своих физических способностей, воспитывать интерес к спорту. Важное значение для проведения с детьми подвижных игр с правилами имеют профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическая наблюдательность. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса, где будет уделено внимание и проведению подвижных игр, подобрать методическую литературу, для решения этой проблемы.

Обучая детей подвижным играм с правилами, мы решаем следующие задачи:

- удовлетворять потребность детей в движении;

- формировать устойчивый интерес к подвижным играм с правилами, к играм с элементами соревнования;

- обогащать двигательный опыт старших дошкольников новыми двигательными навыками (прыжки в длину с разбега);

- целенаправленно развивать физические качества (силу, ловкость, выносливость, гибкость и т.д.);

- обеспечить тренировку мелкой мускулатуры тонких движений рук;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве, скоростную реакцию. (кто быстрее найдёт предмет).

hello_html_m25a0c5c8.gif

В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного, умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психологические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление элементов произвольного поведения, овладение способами совместной организации деятельности, становление взаимной нормативной регуляции, развитие стремления к успеху в достижении определенного результата, развитие самооценки и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...