Спортивно-игровой практикум "Игры наших бабушек и дедушек"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Гущина Наталья Геннадьевна

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями (бабушками и дедушками). Спортивно- игровой практикум представлен с элементами интеграции, в которых сочетаются физическое, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие с применением мультимедийной презентацией, что дает детям возможность в увлекательной  игровой форме познавать окружающий мир, традиции  и игры наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_nashih_babushek_i_dedushek.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно-игровой практикум

 «Игры наших бабушек и дедушек»

Для детей старших групп и их родителей

 (бабушек и дедушек)

Цель: создание игровой ситуации, активизирующей мыслительную деятельность детей с использованием развивающих приемов обучения;

- содействие интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Задачи:

- развивать двигательную активность, память;

- вызывать положительные эмоции, ощущение радости в процессе общения детей и родителей;

- воспитывать любовь и уважение к малой родине в процессе физического воспитания.

* * *

   В спортивном зале стилизованно оформлен уголок мордовского  быта.  Звучит аудиозапись песни о Мордовии. На экране демонстрируется презентация «Мордовия, ты наша Родина!»

В зал входят дети и  хозяйка в мордовском костюме (ведущая)

Ведущая: -Здравствуйте, гости дорогие! Рады  вас видеть у нас в гостях! Давно вас ждали – поджидали, развлечение без вас не начинали. Коли пришли к нам на посиделки, не скучайте, во всех начинаниях нам помогайте!

 На экране демонстрируется панорама Мордовии.

Ребенок 1:  На российских  огромных просторах

Есть зелёный затерянный рай.

Это светлый, уютный и скромный

Мой любимый мордовский край!

Ребенок 2: Мордовский край —  мой дом родной.

                    Мордовский край, горжусь я тобой!

Ребенок 3: Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

           В жизни опора, любовь и судьба!

           Мокша и эрьзя, татары и русские

                   Мы, твои дети, славим тебя!


Ведущая: -  Мордовский край у нас замечательный! Мы любим свою малую родину и учимся бережно относиться к ее прошлому.  Сегодня мы поближе познакомимся с  играми наших бабушек и дедушек. Узнаем в какие  игры  играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, как вы.

Звучит музыка. Останавливаются на убранстве мордовской избы.

- Вот и свершилось чудо, мы попали в мордовскую избу. Посмотрите, как жили люди много лет назад.

( обращает внимание как жили люди много лет назад.)

Обстановка избы была очень проста. Вдоль стен тянулись деревянные лавки.

В красном углу  находилась икона с красиво вышитым ручником с мордовским узором. А так же размещался большой обеденный стол, потому что семьи были большие.

В середине избы на гибкой жерди висела зыбка – кроватка для младенца.

На лавках, полках располагались предметы быта: лукошки, солонки, хлебницы, глиняные кувшины.

А теперь узнаем, для чего они предназначались. Рассмотрим русскую печь. Печь нужна была, чтобы приготовить еду и чтобы в комнате было тепло. Печь топилась дровами. Для приготовления еды нужна была специальная посуда – чугуны. А чтобы чугунок достать из печи нужны были ухваты. Еда наливалась в деревянные чашки, деревянными половниками. Ели деревянными ложками. Воду носили из колодца деревянными ведрами и наливали в деревянные кадушки. Утварь мордвы изготавливалась из глины и дерева.

А теперь рассмотрим, какую одежду носили наши предки. Женщины сами вот на этих ткацких станках ткали ткань (сукно), а потом из него шили одежду: рубашки, платья, полотенца и т. д. А праздничную одежду вышивали мордовским орнаментом.

Обувью  были лапти,  плели сами из лыка , которое снимали с коры деревьев (липа). А чтобы не мерзли ноги, обматывали портянками. Но лапти в сырую погоду пропускали воду, нога мокла. И люди научились шить сапоги из шкуры животного.

В избе не было шкафов, вместо шкафов люди использовали сундуки. В них хранили одежду.

На полу лежали самотканые дорожки – половики.

- Но что то хозяев не видно!

Появляется домовенок  Прошка.

Прошка: Апчхи! Апчхи!

Ведущая: (испуганно) Ой, кто это?

Прошка: Кто, кто! А то не знаете? Это я, домовенок  Прошка.  В этом доме я живу- поживаю, про все на свете знаю. А вы кто такие?

Ведущая: - А мы ребята  из детского сада.  Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как трудились, как проходили мордовские посиделки, в какие игры играли наши бабушки и дедушки.

Прошка:  На мордовских посиделках
                 Ваши бабушки давно
                 Пели песни и плясали
                 Ткали тонкое сукно
                 Дружно ткали, вышивали
                 Поиграть не забывали
                 И до нас дошла игра
                 Называется она
Гости: «Суркс» ( колечко )

Ведущая: Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем в такую игру?

Дети: Да!
Ведущий: Раю, раю, выбираю, и игру я начинаю.
                 Кто колечко найдёт,
                 Топотушки заведёт.
                                                Игра «Суркс»

Колечко

Цель игры: развить у детей внимание и быстроту реакции.

Необходимое оборудование: колечко или любой предмет, его заменяющий. Подойдет и небольшой гладкий камушек.

Ход игры. Играть могут не менее 3 человек. Сначала с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки выстраиваются в линию лицом к водящему и складывают ладони рук «лодочкой». Водящий также держит ладони «лодочкой», но в ладонях у него лежит колечко.

Игра начинается. Водящий по очереди подходит к каждому из игроков и помещает свои ладони между его ладонями. Одному из игроков он таким образом незаметно передает колечко в руки. После этого водящий, чтобы запутать игроков, подходит к остальным игрокам по цепочке и может даже еще раз «пройтись» по всем из них. Затем водящий отходит на свое место и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» При этом игрок, которому было передано колечко, должен выбежать вперед.

Примечание. В игре «Колечко» важен, так сказать, психологический момент — ведущий, передав колечко кому-то из игроков, должен замаскировать свое действие. Никто не должен догадаться, кому именно передано кольцо, поэтому водящий усиленно делает вид, что передал колечко кому-то из игроков, в то время как оно уже лежит в чьих-то ладонях. Игрок, которому досталось колечко, также ничем не должен выдать, что колечко у него: стоит ему начать волноваться, как это мгновенно будет почувствовано остальными, так что игроку нужно хранить вид спокойный и даже равнодушный, но при этом не переборщить.


Прошка: Ой, смотрите, я нашел подкову! (показывает) в старину считалось: кто найдет подкову- тому счастье прибудет. А я вам предлагаю поиграть в старинную игру «Передай подкову».

Игра «Передай подготовку»

Участники стоят в кругу и под веселую мордовскую мелодию передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, участник, у которого в руках осталось подкова,  выходит в круг и загадывает загадку, поет песню, и т.д.

Ведущий:  Наряжен наряд из ста ребят

                   Все связаны стоят.

                                                 (Плетень)

Прошка: А  ну-ка, кто мне ответит, что такое плетень?

Дети: Плетень!

Прошка: Правильно! Это забор плелся он из ивовых прутьев или старого камыша. Давайте и мы попробуем сплести плетень.

Игра «Плетень»

Участники делятся на четыре команды и строятся в шеренги друг напротив друга, взявшись за руки крест-накрест (заплели плетень). По сигналу дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются, затем отходят спиной на свое место. Движения повторяют дети  второй третьей и четвертой шеренг. По сигналу играющие расходятся по всей комнате,  выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.) По следующему сигналу или остановке бубна все бегут на свои места и строятся в шеренги, взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает команда, первой построившаяся в шеренгу.

Ведущий: -А я тоже знаю интересную игру. Давайте и вас всех научу. Игра называется «Дедушка-рожок».  Постойте, игра называется «Дедушка — рожок», а где же ваши дедушки?

Дедушка: Здравствуйте дети! Я пришел к вам поиграть.

Игр, конечно много очень

Позабытых, между прочим

Умных, очень интересных,

Просто добрых и чудесных

Люди добрые у нас

Новая игра для вас

Игра «Дедушка-рожок»

   Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка- рожок». Дом его находится в стороне.

Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают «Никто!» - и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего.

Дедушка — рожок,

Съешь с горшком пирожок!

Дедушка — рожок,

Съешь с горшком пирожок!

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Дедушка: Все вперёд меня успели,

Видно много каши ели!

Молодцы ребятки,

наши дошколятки!

Прошка: -  Ой, хорошо играли!

            А маменьки и тятеньки немного заскучали.

 Есть забытая игра,

Вам узнать о ней пора,

Колокольчика звончей,

Под горой звенит ручей,

Голосистый звонкий, быстрый

Мчится к речке серебристой

По оврагам скок-поскок

Поиграем в «Ручеек»

Игра «Ручеек».

   Число участников нечетное. Разбившись на пары, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя своеобразный коридор. Игрок, оставшийся без пары, направляется к началу ручейка и затем пробирается под сцепленными руками выбирает себе дружка или подружку, новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве — в начало и все повторяется.

Ведущая:  Да, весёлая игра!

                    Праздник нам кончать пора.

                    Мы на славу поиграли,

                   Веселиться не устали.

                  Но пришла пора прощанья

                  Говорим мы «до свиданья»

                  Позабытым играм старым.

Прошка: В них играли вы не даром:

Крепче стали и умнее,

Научились быть дружнее.

Стали игры вам знакомы,

В них играть мы будете дома,

И в гостях, и на прогулке,

И в знакомом переулке.

Прошка: В Мордовии народ живет хлебосольный. Я хочу на память о нашей встрече преподнести вам сладкий каравай.

Прошка выносит на рушнике каравай, показывает его детям, дарит его детям.

Ведущая: - Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры  они играли ? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?»

Пляска (сл. Л. Рубальской, муз. Б. Савелова «Разноцветная игра»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры наших бабушек и дедушек

В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....

Игры наших бабушек и дедушек

Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....

Картотека игр наших бабушек и дедушек

В картотеке собраны различные подвижные игры...

Проект"Игры наших бабушек и дедушек"

Цель этого проекта: развивать память, обогащать словарь детей, знакомство с новыми подвижными играми....

Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"

Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Игры наших бабушек и дедушек».

Я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые они играли. Познакомиться с играми которые стали народными....

Игры наших бабушек и дедушек

Подборка игр с описанием правил и организацией для детей любого возраста...