Спортивно-игровой практикум "Игры наших бабушек и дедушек"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями (бабушками и дедушками). Спортивно- игровой практикум представлен с элементами интеграции, в которых сочетаются физическое, речевое, художественно-эстетическое, познавательное развитие с применением мультимедийной презентацией, что дает детям возможность в увлекательной игровой форме познавать окружающий мир, традиции и игры наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивно-игровой практикум
«Игры наших бабушек и дедушек»
Для детей старших групп и их родителей
(бабушек и дедушек)
Цель: создание игровой ситуации, активизирующей мыслительную деятельность детей с использованием развивающих приемов обучения;
- содействие интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.
Задачи:
- развивать двигательную активность, память;
- вызывать положительные эмоции, ощущение радости в процессе общения детей и родителей;
- воспитывать любовь и уважение к малой родине в процессе физического воспитания.
* * *
В спортивном зале стилизованно оформлен уголок мордовского быта. Звучит аудиозапись песни о Мордовии. На экране демонстрируется презентация «Мордовия, ты наша Родина!»
В зал входят дети и хозяйка в мордовском костюме (ведущая)
Ведущая: -Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас видеть у нас в гостях! Давно вас ждали – поджидали, развлечение без вас не начинали. Коли пришли к нам на посиделки, не скучайте, во всех начинаниях нам помогайте!
На экране демонстрируется панорама Мордовии.
Ребенок 1: На российских огромных просторах
Есть зелёный затерянный рай.
Это светлый, уютный и скромный
Мой любимый мордовский край!
Ребенок 2: Мордовский край — мой дом родной.
Мордовский край, горжусь я тобой!
Ребенок 3: Ты – моя Родина, край наш Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба!
Мокша и эрьзя, татары и русские
Мы, твои дети, славим тебя!
Ведущая: - Мордовский край у нас замечательный! Мы любим свою малую родину и учимся бережно относиться к ее прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с играми наших бабушек и дедушек. Узнаем в какие игры играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, как вы.
Звучит музыка. Останавливаются на убранстве мордовской избы.
- Вот и свершилось чудо, мы попали в мордовскую избу. Посмотрите, как жили люди много лет назад.
( обращает внимание как жили люди много лет назад.)
Обстановка избы была очень проста. Вдоль стен тянулись деревянные лавки.
В красном углу находилась икона с красиво вышитым ручником с мордовским узором. А так же размещался большой обеденный стол, потому что семьи были большие.
В середине избы на гибкой жерди висела зыбка – кроватка для младенца.
На лавках, полках располагались предметы быта: лукошки, солонки, хлебницы, глиняные кувшины.
А теперь узнаем, для чего они предназначались. Рассмотрим русскую печь. Печь нужна была, чтобы приготовить еду и чтобы в комнате было тепло. Печь топилась дровами. Для приготовления еды нужна была специальная посуда – чугуны. А чтобы чугунок достать из печи нужны были ухваты. Еда наливалась в деревянные чашки, деревянными половниками. Ели деревянными ложками. Воду носили из колодца деревянными ведрами и наливали в деревянные кадушки. Утварь мордвы изготавливалась из глины и дерева.
А теперь рассмотрим, какую одежду носили наши предки. Женщины сами вот на этих ткацких станках ткали ткань (сукно), а потом из него шили одежду: рубашки, платья, полотенца и т. д. А праздничную одежду вышивали мордовским орнаментом.
Обувью были лапти, плели сами из лыка , которое снимали с коры деревьев (липа). А чтобы не мерзли ноги, обматывали портянками. Но лапти в сырую погоду пропускали воду, нога мокла. И люди научились шить сапоги из шкуры животного.
В избе не было шкафов, вместо шкафов люди использовали сундуки. В них хранили одежду.
На полу лежали самотканые дорожки – половики.
- Но что то хозяев не видно!
Появляется домовенок Прошка.
Прошка: Апчхи! Апчхи!
Ведущая: (испуганно) Ой, кто это?
Прошка: Кто, кто! А то не знаете? Это я, домовенок Прошка. В этом доме я живу- поживаю, про все на свете знаю. А вы кто такие?
Ведущая: - А мы ребята из детского сада. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как трудились, как проходили мордовские посиделки, в какие игры играли наши бабушки и дедушки.
Прошка: На мордовских посиделках
Ваши бабушки давно
Пели песни и плясали
Ткали тонкое сукно
Дружно ткали, вышивали
Поиграть не забывали
И до нас дошла игра
Называется она
Гости: «Суркс» ( колечко )
Ведущая: Практически все игры начинались с «кричалок» или «зазывалок». Когда на улице раздавались громкие «кричалки», все дети сбегались на улицу или на полянку поиграть в любимую игру. Ну что поиграем в такую игру?
Дети: Да!
Ведущий: Раю, раю, выбираю, и игру я начинаю.
Кто колечко найдёт,
Топотушки заведёт.
Игра «Суркс»
Колечко
Цель игры: развить у детей внимание и быстроту реакции.
Необходимое оборудование: колечко или любой предмет, его заменяющий. Подойдет и небольшой гладкий камушек.
Ход игры. Играть могут не менее 3 человек. Сначала с помощью считалки выбирается водящий. Остальные игроки выстраиваются в линию лицом к водящему и складывают ладони рук «лодочкой». Водящий также держит ладони «лодочкой», но в ладонях у него лежит колечко.
Игра начинается. Водящий по очереди подходит к каждому из игроков и помещает свои ладони между его ладонями. Одному из игроков он таким образом незаметно передает колечко в руки. После этого водящий, чтобы запутать игроков, подходит к остальным игрокам по цепочке и может даже еще раз «пройтись» по всем из них. Затем водящий отходит на свое место и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» При этом игрок, которому было передано колечко, должен выбежать вперед.
Примечание. В игре «Колечко» важен, так сказать, психологический момент — ведущий, передав колечко кому-то из игроков, должен замаскировать свое действие. Никто не должен догадаться, кому именно передано кольцо, поэтому водящий усиленно делает вид, что передал колечко кому-то из игроков, в то время как оно уже лежит в чьих-то ладонях. Игрок, которому досталось колечко, также ничем не должен выдать, что колечко у него: стоит ему начать волноваться, как это мгновенно будет почувствовано остальными, так что игроку нужно хранить вид спокойный и даже равнодушный, но при этом не переборщить.
Прошка: Ой, смотрите, я нашел подкову! (показывает) в старину считалось: кто найдет подкову- тому счастье прибудет. А я вам предлагаю поиграть в старинную игру «Передай подкову».
Игра «Передай подготовку»
Участники стоят в кругу и под веселую мордовскую мелодию передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, участник, у которого в руках осталось подкова, выходит в круг и загадывает загадку, поет песню, и т.д.
Ведущий: Наряжен наряд из ста ребят
Все связаны стоят.
(Плетень)
Прошка: А ну-ка, кто мне ответит, что такое плетень?
Дети: Плетень!
Прошка: Правильно! Это забор плелся он из ивовых прутьев или старого камыша. Давайте и мы попробуем сплести плетень.
Игра «Плетень»
Участники делятся на четыре команды и строятся в шеренги друг напротив друга, взявшись за руки крест-накрест (заплели плетень). По сигналу дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются, затем отходят спиной на свое место. Движения повторяют дети второй третьей и четвертой шеренг. По сигналу играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.) По следующему сигналу или остановке бубна все бегут на свои места и строятся в шеренги, взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает команда, первой построившаяся в шеренгу.
Ведущий: -А я тоже знаю интересную игру. Давайте и вас всех научу. Игра называется «Дедушка-рожок». Постойте, игра называется «Дедушка — рожок», а где же ваши дедушки?
Дедушка: Здравствуйте дети! Я пришел к вам поиграть.
Игр, конечно много очень
Позабытых, между прочим
Умных, очень интересных,
Просто добрых и чудесных
Люди добрые у нас
Новая игра для вас
Игра «Дедушка-рожок»
Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка- рожок». Дом его находится в стороне.
Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают «Никто!» - и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего.
Дедушка — рожок,
Съешь с горшком пирожок!
Дедушка — рожок,
Съешь с горшком пирожок!
Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Дедушка: Все вперёд меня успели,
Видно много каши ели!
Молодцы ребятки,
наши дошколятки!
Прошка: - Ой, хорошо играли!
А маменьки и тятеньки немного заскучали.
Есть забытая игра,
Вам узнать о ней пора,
Колокольчика звончей,
Под горой звенит ручей,
Голосистый звонкий, быстрый
Мчится к речке серебристой
По оврагам скок-поскок
Поиграем в «Ручеек»
Игра «Ручеек».
Число участников нечетное. Разбившись на пары, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой, образуя своеобразный коридор. Игрок, оставшийся без пары, направляется к началу ручейка и затем пробирается под сцепленными руками выбирает себе дружка или подружку, новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве — в начало и все повторяется.
Ведущая: Да, весёлая игра!
Праздник нам кончать пора.
Мы на славу поиграли,
Веселиться не устали.
Но пришла пора прощанья
Говорим мы «до свиданья»
Позабытым играм старым.
Прошка: В них играли вы не даром:
Крепче стали и умнее,
Научились быть дружнее.
Стали игры вам знакомы,
В них играть мы будете дома,
И в гостях, и на прогулке,
И в знакомом переулке.
Прошка: В Мордовии народ живет хлебосольный. Я хочу на память о нашей встрече преподнести вам сладкий каравай.
Прошка выносит на рушнике каравай, показывает его детям, дарит его детям.
Ведущая: - Вот и подошёл к концу наш праздник игр. Давайте будем беречь традиции народа, преумножать и передавать их из поколения в поколение. Узнавайте у своих бабушек и дедушек, в какие игры они играли ? И мы с вами будем играть в эти игры. И может когда-нибудь ваши дети, внуки спросят «Дедушка или бабушка, а в какие вы играли игры в своем детстве?»
Пляска (сл. Л. Рубальской, муз. Б. Савелова «Разноцветная игра»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-516319-1416506291.jpg)
Игры наших бабушек и дедушек
В рамках проекта детского сада была создана картотека игр. В создании картотеки приняли активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-299149-1422554849.jpg)
Игры наших бабушек и дедушек
Эти игры развивают внимание, ловкость, физическую форму игроков, воспитывают командный дух и здоровое соперничество между играющими....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-855589-1480175209.jpg)
Проект"Игры наших бабушек и дедушек"
Цель этого проекта: развивать память, обогащать словарь детей, знакомство с новыми подвижными играми....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-880890-1619027880.jpg)
Совместная игровая деятельность с детьми младшей группы на тему "Игры наших бабушек и дедушек"
Расширять представления малышей о русской культуре, быте, обычаях, играх....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-887825-1705638785.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Игры наших бабушек и дедушек».
Я приглашаю вас окунуться в детство своих бабушек и дедушек. Открыть для себя необыкновенный мир игр, в которые они играли. Познакомиться с играми которые стали народными....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-902429-1488978980.jpg)
Игры наших бабушек и дедушек
Подборка игр с описанием правил и организацией для детей любого возраста...