Программа "Фитбол-гимнастика"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)

Боголюбова Ирина Владимировна

Программа для детей 4-5 лет, срок реализации 1 год, одно занятие в неделю по двадцать минут. Малыши в игровой форме осваивают умение прыгать на фитбол-мяче под ритмичную музыку, играть в подвижные игры с использованием фитбола и выполнять упражнения на развитие определенных групп мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fitbol_-_gimnastika_programma.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 26 «РАДОСТЬ»

(МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «РАДОСТЬ»)

Программа дополнительного образования

 «Фитбол - гимнастика»

для обучающихся  4 - 5лет

физкультурно-оздоровительной направленности

Срок реализации-1 год

Составила: Боголюбова Ирина Владимировна

       инструктор по физической культуре

Принята:

Педагогическим советом  

протокол № 1 от 30.08.2018

Нефтеюганск, 2018 год

Содержание.

1

Введение.

3

2

Направленность образовательной программы.

4

3

Принципы обучения.

5

4

Новизна образовательной программы.

5

5

Актуальность.

6

6

Педагогическая целесообразность.

7

7

Цель, задачи.

8

8

Возрастные особенности детей.

9

9

Сроки реализации программы.

11

10

Формы и режим занятий.

11

11

Ожидаемые результаты.

14

12

Система определения результативности.

14

13

Формы подведения итогов реализации программы.

23

14

Учебный план.

23

15

Учебно – тематический план.

25

16

Содержание программы.

36

17

Методическое обеспечение программы.

40

18

Материально-техническое обеспечение.

40

19

Список литературы.

41

  1. Введение  

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Упражнения на мячах (фитболах) тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани (Т.С. Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Мяч (фитбол) по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для расслабления и релаксации, как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

  1. Направленность образовательной программы

«Фитбол – гимнастика» - это программа физкультурно – оздоровительного характера. Упражнения на фитболе - гимнастическом мяче способствуют Упражнения на гимнастическом мяче – фитболе способствуют приобретению двигательной сноровки, координации движений и сохранению равновесия, укрепляет мышцы ног, брюшного пресса, мышцы спины, способствует формированию правильной осанки; развивается выносливость, ловкость, гибкость. Кроме того, эти занятия избавляют от стресса и снимают напряжение, оказывают положительное воздействие на дыхательную и сердечно – сосудистую системы.

  1. Принципы обучения

     Приоритетной задачей в образовании, закрепленной ст. 41. Закона «Об образовании» является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Исходя из основной приоритетной задачи, определены основные принципы работы с детьми:

     Первый принцип – «Не навреди» - позволяет обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную физическую нагрузку, в соответствии с возрастными особенностями.

     Второй принцип - «От простого – к сложному» позволяет оптимизировать двигательную деятельность и совершенствовать физические способности, за счет усложнения заданий, постепенного увеличения нагрузки и продолжительности занятия.

     Третий – «Принцип половых различий» - предусматривает разный подход к требованиям у мальчиков и девочек по распределению нагрузки и количества повторов во время проведения «круговой тренировки» и освоения новых движений.

      Четвертый – «Принцип индивидуализации» - позволяет учитывать уровень физического развития каждого ребенка и выражается в дифференциации заданий в соответствии с индивидуальными особенностями. Это позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, опираясь на индивидуальную физическую подготовленность ребенка, его двигательные способности и состояние здоровья.

4.  Новизна образовательной программы

   Фитбол – гимнастика – является одним из направлений «Детского фитнеса». Новизна фитбол – гимнастики заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей 4- 5 лет. Единственный вид гимнастики где выполнение физических упражнений включает в себя двигательный, вестибулярный, зрительные и тактильный анализаторы. Это в совокупности усиливает положительный эффект от занятий.

5.  Актуальность

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.  Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объёма и интенсивности учебно - познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

   По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). В настоящее время ученые и практики констатируют возникающее противоречие между декларируемыми ценностями здоровья, здорового образа жизни и тем фактом, что всё большее количество детей имеют отклонения в психофизическом развитии. Происходит понимание того, что количество детей с 1-й группой здоровья катастрофически снижается (нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, в развитии речи, гипервозбудимость или заторможенность). Причинами являются ухудшение экологии, уменьшение двигательной активности, а значит низкий уровень выносливости. В спортивно – оздоровительной программе «Фитбол – гимнастика» занятия проводятся с использованием простого тренажера – фитбол – мяча. Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам, вызывая ответную реакцию нервной системы, улучшая процессы в мышцах, сухожильно – связочном отделе. Фитболы обладают вибрационным воздействием на организм. Непрерывная вибрация действует успокаивающе на нервную систему, в сочетании с упражнениями на фитболе или с использованием фитбола, даёт хороший оздоровительный эффект. Развивается выносливость, координация движений, укрепляются все группы мышц, возрастает двигательная активность.

   

6.  Педагогическая целесообразность

Занятия в объёме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объёма двигательных навыков и не способствуют эффективному развитию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной «программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития. Занятия «Фитбол – гимнастикой» способствуют развитию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Все занятия проводятся с использованием простого тренажера – фитбола, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в игровой форме,  с музыкальным сопровождением, что в сою очередь способствует развитию положительной динамики развития двигательных навыков и умений  и ведет к сохранению и укреплению здоровья детей. В структуре занятий есть место для использования оздоровительных технологий: самомассажа, дыхательных упражнений и упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и формирования правильной осанки.

7. Цель

  • Развивать двигательные способности детей среднего дошкольного возраста, используя простой тренажер (фитбол – мяч)
  •  Повышать уровень физической подготовленности детей и укрепление их здоровья.

Задачи:

•        Развитие двигательных качеств;

•        Обучение основным двигательным действиям;

•        Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

•        Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;

•        Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

•        Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

•        Развитие мелкой моторики и речи;

  • Адаптация организма к физической нагрузке.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

Развивающие:

Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Оздоровительные:

  • Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
  • Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
  • Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

8. Возрастные особенности детей

В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка. При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес рост, объем головы - объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы. Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз. Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз. Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15-20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2-3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии - привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса. Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног - не более 5-6 повторений. В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4-5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это - результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе. Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки. Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.

Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов. Нервные процессы - возбуждение и торможение - у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процесс е выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания. Незавершенность строения центральной нервной системы объясняет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шума в группе составляет 45-50 децибел, может наступить стойкое снижение слуха и утомление. Необходимо приучать детей разговаривать негромко. Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д.

9. Сроки реализации программы

Срок реализации программы «Фитбол – гимнастика» - 8 месяцев (с октября 2018 года по май 2019 года)

10. Формы и режим занятий

Эффективность фитбол - гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает  при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение,  удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые помогают осваивать движение на фитболе, отражают характер движения, например, «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и т. д.  Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.  

Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

 С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.)

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале.  При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Занятия длительностью 20- 25 минут проводятся один раз в неделю.

11.  Ожидаемые  результаты.

  • Развиты двигательные качества в соответствии с возрастными особенностями;
  • Сформированы основные двигательные действиям с фитболом;
  • Развита   координация движений и равновесие;
  • Укреплен мышечный корсет, сформирована правильная осанка;
  • Развита мелкая и крупная моторика;
  • Организм адаптирован к физической нагрузке.

Будут знать:

Как можно использовать простой тренажер – фитбол для развития двигательной активности;

Как принять исходное положение сидя на фитболе, чтобы не потерять равновесие.

Будут уметь:

Сохранять равновесие, сидя на фитболе, во время выполнения прыжков на месте и с продвижением вперед;

Выполнять различные несложные упражнения с использованием фитбола.

12. Система определения результативности.

Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития детей, посещающих занятия «Фитбол – гимнастики». Для определения уровня развития физических качеств дети выполняют ряд тестов определяющих силовые, скоростно - силовые качества, гибкость.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

Оценка индивидуального физического развития детей дошкольного возраста.

   Оценка индивидуального физического развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь и апрель) для планирования образовательного процесса и мониторинга развития физических качеств.

В средних группе дети выполняют тесты, количественные данные заносятся в таблицу № 1. Уровень сформированности движений на фитболе выявляются путем наблюдения и заносятся в таблицу № 2.

    В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Одним из наиболее важных направлений педагогический деятельности является контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников. Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств. Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях - основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.

     Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма.

     Мониторинг даст возможность объективной оценки развития двигательных качеств. Система тестов представляет собой мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

     При подготовке методических рекомендаций использованы результаты исследований Челябинского государственного института физической культуры. Общероссийской системы мониторинга физического развития детей (от 29 декабря 2001г. № 916). Материалы систематизированы и приняты к работе на методическом объединении инструкторов по физической культуре г. Нефтеюганска.

Критерии и методы оценки физической подготовленности детей.

К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности.

    Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Тестирование уровня физической подготовленности детей 4 – 7 лет.

Тестирование уровня физической подготовленности детей даёт возможность получить наиболее объективные показатели уровня развития физической подготовленности детей, а именно количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

Тест

Название теста

Цель

Методика проведения

Выносливость

Бег на выносливость 90 метров (минуты)

Определить выносливость в непрерывном беге 90 метров

Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В таблицу №1 записывается продолжительность.

Скоростно – силовые качества

Прыжок в длину с места (сантиметры)

Определить степень скороетно-силовых качеств дошкольника

Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Гибкость

Наклон туловища из положения сидя (сантиметры)

Определить гибкость

 Сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

Координационные способности

Челночный бег (10 м * 3; секунды)

Определить способность быстро и точно перестраивать свои
действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге

В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде "На старт!" участники выходят к линии старта. По команде "Марш!" бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Силовая выносливость

Подъём туловища из положения лежа на спине (количество раз за 30 секунд)

Определить силовые качества в сгибание туловища

Испытуемый лежит на спине, руки за головой, ноги удерживаются партнером (колени прямые, стопы прижаты к опоре). По команде «Можно» испытуемый выполняет сгибание туловища до вертикали (сед прямой), затем возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется максимальное количество раз в течение одной попытки.

Анализ и обработка полученных данных.

     При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей. В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов: 3 балла – результат выше нормы, 2 балла – норма, 1 балл – результат ниже нормы.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка.

Таблица оценки физической подготовленности детей 4 – 7 лет.

(средняя, старшая, подготовительная группы)

возраст

Уровень физической подготовленности (тесты для мальчиков)

Высокий

Средний

Низкий

3 балла

2 балла

1 балл

ТЕСТ № 1 (БЕГ НА 90 метров для детей 4-5 лет; БЕГ НА 300 для детей 5 -7 лет; секунды)

4 - 5

28,6 и ниже

28,7 — 39,0

39,1 и выше

5 - 6

84 и ниже

84,1 - 137

138 и выше

6 - 7

74 и ниже

74,1 - 127

128 и выше

ТЕСТ № 2 (ПОДЪЁМ ТУЛОВИЩА В СЕД; кол — во раз за 30 сек)

4 - 5

12 и выше

11 - 6

5 и ниже

5 - 6

13 и выше

12 - 7

6 и ниже

6 - 7

14 и выше

13 - 8

7 и ниже

ТЕСТ №3 (ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА; см)

4 - 5

90 и выше

89 - 54

53 и ниже

5 - 6

110 и выше

109 - 71

70 и ниже

6 - 7

125 и выше

124 - 83

82 и ниже

ТЕСТ №4 (НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ; см)

4 - 5

9 и выше

8,9 — 0,1

0 и ниже

5 - 6

10 и выше

9,9 — 1,1

1 и ниже

6 - 7

11 и выше

10,9 — 2,1

2 и ниже

ТЕСТ №5 (ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3 * 10м; секунды)

4 - 5

11,9 и ниже

12,0 — 13,0

13,1 и выше

5 - 6

10,9 и ниже

11,0 — 12,4

12,5 и выше

6 - 7

10,0 и ниже

10,1 — 11,4

11,5 и выше

Уровень физической подготовленности (тесты для девочек)

ТЕСТ №  (БЕГ НА 90 метров для 4-5 лет;  300 метров для 5-7 лет; секунды)

4-5

28,9 и ниже

29,0 — 39,3

39,4 и выше

5-6

84,0 и ниже

85,0 — 137,0

138,0 и выше

6-7

76 и ниже

77,0 — 130,4

134,5 и выше

ТЕСТ №2 (ПОДЪЁМ ТУЛОВИЩА В СЕД; количество раз за 30 секунд)

4-5

11 и выше

10 — 5

4 и ниже

5-6

12 и выше

11 — 6

5 и ниже

6-7

13 и выше

12 — 7

6 и ниже

ТЕСТ № 3 (ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА; сантиметры)

4-5

85 и выше

84 — 46

45 и ниже

5-6

100 и выше

99 — 63

62 и ниже

6-7

115 и выше

114 — 79

78 и ниже

ТЕСТ № 4 (НАКЛОН ВПЕРЁД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ; сантиметры)

4-5

10,5 и выше

10,4 — 0,5

0,4 и ниже

5-6

12 и выше

11,9 — 1,6

1,5 и ниже

6-7

15,5 и выше

15,4 — 2,9

2,8 и ниже

Тест №5 (ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3* 10 метров; секунды)

4-5

12,1 и ниже

12,2 — 13,1

13,2 и выше

5-6

11,1 и ниже

11,2 — 12,4

12,5 и выше

6-7

10,2 и ниже

10,3 — 11,6

11,7 и выше

Динамика формирования интегративного качества (таблица № 1)

«Физически развитый»____________ группа №__

Имя фамилия ребенка

Груп

па

Здо

ровья

Прыжок в длину с места (см)

Подъём туловища в сед (кол – во раз за 30 секунд)

Подъём туловища из виса лежа (кол – во раз)

Челночный бег

(3*10 метров, секунды)

Бег на выносливость

Наклон туловища вперед из положения сидя (см)

Уровень развития интегративного качества

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

нг

б

кг

б

1

2

Уровень сформированности движений на фитболе. (таблица № 2)

Уровень сформированности движений на фитболе

Ф. И.

ребенка

Равновесие на фитболе

Выполнение ритмичных прыжков на фитболе

Выполнение О.Р.У на фитболе

Упражнения с использова

нием фитбола

Подвижные игры с использова

нием

фитбола

Уровень

Сформи

рованности движений

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

13.Формы подведения итогов реализации программы.

1. Участие детей в интернет – конкурсах на сайте: smartmoms.ru, «дошкольники», detiolimpa.ru, мастер – класс для родителей «Фитбол – простой тренажер»

2. Спортивное развлечение совместно с родителями «Весёлые мячики»

14. Учебный план.

№ п\п

Месяц

Программное  содержание

Количество  занятий

1

Октябрь

Представление о форме и физических свойствах фитбола.

Разучивание правильной посадки на фитболе. Ознакомление с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.

4

2

Ноябрь

Формирование представлений о базовых положениях при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Ознакомление с приемами самостраховки. Формирование  опорно-двигательного аппарата и закрепление навыка правильной осанки.

4

3

Декабрь

Формирование умения сохранения правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Развитие навыка самоконтроля и самооценки при выполнении упражнений.  Формирование  опорно-двигательного аппарата и закрепление навыка правильной осанки.

3

4

Январь

Обучение упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе. Сохранение осанки при уменьшении площади опоры.

Укрепление мышечного корсета, формирование навыка правильной осанки и  элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.

3

5

Февраль

Обучение выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. Формирование опорно-двигательного аппарата и закрепление навык правильной осанки. Тренировка чувства равновесия и координации движения.

4

6

Март

  1. Обучение выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Формирование навыка осознанного овладения движениями и развитие самоконтроля и самооценки при выполнении упражнений. Тренировка чувства равновесия и координации движения.

4

7

Апрель

Обучение выполнению  комплекса общеразвивающих упражнений  с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Укрепление мышечного корсета, формировать навык правильной осанки. Тренировка чувства равновесия и координации движения.

4

Общее количество занятий

26

15.Учебный план.

Месяц

занятия

Тема

Содержание

Октябрь

1

«Давайте познакомимся. В гости к мячикам большим»

Правила посадки, правила безопасности.

Разминка «Прыг – скок».

Самомассаж.

Дыхательная гимнастика.

2

«Весёлые мячики»

Правила посадки, правила безопасности.

Разминка «Прыг – скок».

п/и «Волк и зайцы»

Самомассаж.

Дыхательная гимнастика.

Профилактика плоскостопия. Игра «Ловкие пальчики» (манипуляции с платочками)

3

«Сильные руки»

Правила посадки, правила безопасности.

Разминка «Прыг – скок».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Сильные руки» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Волк и зайцы».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с теннисным мячом).

4

«Мячик гуляет»

Правила посадки, правила безопасности.

Разминка «Прыг – скок».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Волк и зайцы».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с мелкими предметами).

Ноябрь

5

«Воробышки играют»

Разминка «Кре-ке-ке».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Воробышки и кот».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с использованием цветных карандашей и бумаги).

6

«Воробышки»

Разминка «Кре-ке-ке».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Воробышки и кот».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с использованием массажного мяча).

7

«Мишка играет»

Разминка «Кре-ке-ке».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Мишка».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с использованием массажного мяча).

8

«В гости к мишке»

Разминка «Кре-ке-ке».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Воробышки и автомобиль».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (манипуляции стопами ног с использованием платочка).

Декабрь

9

«Мы гуляем и играем».

Разминка «Девчонки – мальчишки».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Займи своё место».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование крышек)

10

«Быстрые ребята»

Разминка «Девчонки – мальчишки».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Кто быстрее?».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование массажного мяча)

11

«Мостик»

Разминка «Девчонки – мальчишки».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Займи своё место».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование лент)

Январь

12

«Улитка»

Разминка «Мишка гумибир».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Кот и мыши».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование массажного мяча)

13

«Мишка – шалунишка»

Разминка «Мишка гумибир».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Кот и мыши».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование мелких предметов)

14

«Весёлые мышата»

Разминка «Мишка гумибир».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Кот и мыши».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

Февраль

15

«Спортивные ребята»

Разминка «Барбарики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Лиса и зайцы».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

16

«Улитка»

Разминка «Барбарики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги»  (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Лиса и зайцы».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

17

«Быстрые и ловкие»

Разминка «Барбарики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Займи своё место».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

18

«Сильные ноги»

Разминка «Барбарики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Кто быстрее?».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

Март

19

«Подъёмный кран»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» + «Подьёмный кран» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «День - ночь».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование платочков)

20

«Веселые ребята»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» + «Подъёмный кран» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «День - ночь».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование карандашей и бумаги)

21

«Бусинки»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Бусинки».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование массажных мячей)

22

«Солнечные зайчики»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Бусинки».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

Апрель

23

«Мы гуляем и играем»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Солнышко и дождик».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование мелких предметов)

24

«Дружные ребята»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Солнышко и дождик».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование гимнастической палки)

25

«Сороконожка»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Сороконожка».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование массажных мячей)

26

«Мы – спортсмены»

Разминка «Солнечные зайчики».

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Мячик гуляет» + «Сильные руки» + «Мишка отдыхает» + «Мишка гуляет» + «Мостик» + «Улитка» + «Сильные ноги» (с использованием фитбола).

Самомассаж.

Игра «Сороконожка».

Профилактика плоскостопия «Ловкие пальчики» (использование ленточек)

16. Содержание программы.

Содержание плана работы спортивной секции «Фитбол – гимнастика» рассчитано на детей 4 – 5 лет. Важно познакомить детей с фитбол - мячом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например, фитбол - это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.

Продолжительность одного заняти в средней группе -20 минут. Количество занятий одно в неделю.

Физкультурные занятия с фитболом проводятся в подгруппе 8 – 10 человек. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Занятия фитбол – гимнастикой  проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

1) Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища. 

 2) В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма. 

3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.

Требования к проведению занятий и последовательность обучения упражнениям на фитболах.

На занятиях фитбол - гимнастикой существует ряд определенных правил, без знаний которых выполнение упражнений на мячах не принесут должного оздоровительного эффекта.

  1.  В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 -2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве.
  2.  Мяч должен быть подобран согласно росту занимающихся. Для детей диаметр мяча составляет примерно 45 -55 см. Ребенку следует сесть на надутый мяч и обратить внимание на положение бёдер по отношению к голени. Угол между ними может быть только 90° или чуть больше. Острый угол в коленных суставах создаёт дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр мяча составляет 45 см., от 6 до 10 лет- 55 см., для детей, имеющих рост 150 -165 см. диаметр мяча равен 65 см.

3. На занятия следует одевать удобную одежду и обувь.

4. Для занятий фитбол - гимнастикой мяч накачивают до упругого состояния. Однако на первых занятиях для большей уверенности занимающихся и комфортности обучения, а также при специальных упражнениях лечебно-профилактической направленности следует использовать менее упруго накачанные мячи.

  5. Осанка в седе на мяче должна сохраняться правильной: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты, ноги согнуты врозь (три точки опоры- ноги, таз) стопы параллельны и прижаты к полу, носки могут быть разведены чуть в стороны, колени направлены на носки, голени в вертикальном положении, между бедром и голенью угол 90е или чуть больше. Руки опущены вниз, пальцы придерживают мяч.

  1.  Необходимо научить ребёнка приёмам самостраховки на занятиях фитбол - гимнастики.
  2.  Упражнения на занятиях должны быть доступными, разнообразными и интересными. Занимающиеся не должны испытывать чувство физического дискомфорта или болевых ощущений при их выполнении.
  3.  При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей. Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотами туловища.
  4.  Выполняя упражнения лёжа на мяче (на спине или животе), контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и дыхание не задерживалось.
  1.  Физическую нагрузку необходимо строго дозировать в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. На занятиях обязательно осуществлять врачебный и педагогический контроль.
  2. Обучение упражнениям должно быть последовательным и постепенным «от простого к сложному». На первых занятиях следует придерживаться определенной последовательности (этапам) решения образовательных задач
  3. При выполнении упражнений и следует строго придерживаться техники их выполнения. В комплексы упражнений не включать запрещенные элементы. К ним относятся: круговые движения головой, наклоны головы назад, резкие скручивающие движения, отрывание таза от мяча во время выполнения пружинных движений на нем, опора о мяч руками при некоторых ОРУ и различных переходах из одних исходных положений в другие и тд.
  4. Мячи хранятся в специально установленном месте, вдали от источников тепла (батарей) и воздействия прямых солнечных лучей.

17. Методическое обеспечение программы

  1. Е.В. Сулим «Детский фитнес» М., 2014
  2. Н.Ч. Железняк «Занятия на тренажерах в детском саду» М., 2009
  3. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина «Формирование двигательной сферы детей 3- 7 лет. Фитбол – гимнастика», Волгоград 2011
  4. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.

18. Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий «Фитбол – гимнастикой» предусмотрено спортивное оборудование и инвентарь:

Гимнастические коврики;

Фитбол – мячи;

Флажки;

Гимнастические палки;

Массажные дорожки;

Массажные следочки;

Массажные мячи;

Гантели;

Киндер – эспандеры;

Платочки;

Игра «Ловкие пальчики» (нестандартное оборудование)

Игра «Прокати мяч» (нестандартное оборудование)

DVD проигрыватель;

Подборка музыкальных файлов на диске.

19. Список литературы

  1. Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно–досуговые мероприятия/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова. – Волгоград:Учитель,2008. – 159с.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: словарь/ Сост. Виноградова Н.А. и др. –М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей /  Под ред. З.И. Бересневой. –М.:ТЦ Сфера, 2008.- 32с.
  4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников[Текст]: программа развития /М.Ю. Картушина. –М.:ТЦ Сфера, 2007.- 208с.
  5. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий [Текст]: учебное пособие для воспитателей/ М.Н. Кузнецова. –М.: Айрис-пресс, 2008.-96
  6. Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении[Текст]/Л.Б. Лагутин// Теория и практика физической культуры.-1994.-№7.-С.8-11.
  7. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду[Текст]: учебное пособие/ Т.И. Осокина. М.: Просвещение, - 1986.- 304с.
  8. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников[Текст]:учебное пособие/ Т.С. Овчинникова. – СПб.:Речь, - 2009.-176с.
  9. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры[Текст]: учебное пособие /Сост. О.М. Литвинова.- Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.
  10. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения[Текст]: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/Под ред. С.О.Филипповой. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с.
  11. Формы оздоровления детей 4-7 лет [Текст] : учебное пособие для воспитателей  / Сост. Е. И. Подольская – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Л.Н. Волошина «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников», Волгоград 2013
  13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Физкульт – привет  минуткам и паузам» СПб., 2006