Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Использование сюжетных физкультурных занятий для повышения двигательной активности детей»
    консультация по физкультуре

    Данная консультация может быть полезна педагогам дошкольных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx31.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста через сюжетные физкультурные занятия».

    Как известно, ребенок постоянно растет и развивается, а движение – одно из условий его постоянного роста и развития. От степени удовлетворения естественной потребности ребёнка в движении зависит его здоровье, физическая и умственная работоспособность, поэтому требуется уделить особое внимание созданию предпосылок для обеспечения детей оптимальным уровнем двигательной активности в условиях детского сада. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания детей дошкольного возраста.

    Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно.

    Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятие, тем богаче двигательный опыт ребёнка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.

    Физкультурные занятия должны доставлять удовольствие детям, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам страховки, развивать физические качества (силу, выносливость и т.д.), формировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.

    Все педагоги дошкольных учреждений ищут новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, в своей работе использую разные формы их проведения, в зависимости от возраста, выдвинутых задач, места проведения и условий.

    1. Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
    2. Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
    3. Сюжетные занятия (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
    4. Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
    5. Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
    6. Занятия – соревнования, построенные на командных играх и играх-эстафетах;
    7. Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).
    8. Контрольно-проверочные занятия (выявление уровня физической подготовленности детей).

    Чаще всего в своей работе использую сюжетно-тематические занятия.

    Сюжетные физкультурные занятия позволяют более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты, необычные игры - забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями, а значит, благоприятно сказываются на здоровье каждого ребенка.

    Сюжетные занятия позволяют нам формировать у детей правильное отношение к физкультурным занятиям,  учитывая возрастные особенности детей.

             Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно – игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

             Так же, как и учебно-тренировочное, сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

    Сюжетное занятие:

    - закрепляет и совершенствует двигательные умения и  навыки детей в игровой форме;

    - развивает психических способностей и эмоциональной сферы;

    - воспитывает интерес и потребность в систематических занятиях    

      физическими  упражнениями.

    - воспитывает  и развивает у детей творческие способности, воображение

    - способствует появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.

    - развивает силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений; умение преодолевать трудности, закаляет силу воли;

    - способствует становлению чувства ритма, исполнительских навыков;

    - избавляет от стеснительности, зажатости, комплексов;

    - учит радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.

    Сюжетные занятия состоят из разных видов движений и игровых упражнений имитационного характера, объединённых в целостный сюжет

     (например, в занятии «Космос»  применяется ритмическая гимнастика «Снаряжаем м ы ракету», подвижные игры «Увернись от астероида», «Черная дыра»,  релаксация под «Космическую музыку»).    

    Смысловой основой такого занятия может быть:
    - хорошо знакомый подражательный образ;

    - знакомое детям художественное произведение, сказка;

    - сезонные явления в природе;

    - явления общественной жизни;

    - физкультурное оборудование.

    Сюжет таких занятий адаптирую к динамике физкультурного занятия.

    1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.

    В младших группах чаще провожу сюжетно-образные занятия. 
    Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков

    На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.

    Темой такого занятия может быть обыгрывание впечатлений от специально организованного знакомства, наблюдения за животными («Весёлые котята», «Мышки», «Лошадки», «Зайки-побегайки», «Цирковые животные»).
    Детям младшего возраста необходим образец для подражания и именно здесь они видят интересный и знакомый персонаж - Веселый мышонок, серый котенок, зайка-побегайка и т.д. Дети, играя, узнают о том, что мышата живут в норке, любят грызть хлебные корки. А чтобы не попасться в лапы серому коту надо быть быстрыми и ловкими. Заранее подготовленные шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание. А с помощью музыкального сопровождения развивают творческое исполнение подражательного движения.  
    2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

    Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.

    а) Через игру «В гости к мишке» или «В гости в лес» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве.

    б)    Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем солнышку разбудить лучики», уже вначале перед  детьми  ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.

    3.Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

    Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:

    - Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.

    Цель  таких занятий  - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей  творчество, фантазию и воображение.

    Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность

     а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

      б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».

      в) На  протяжении   всего   занятия присутствует один  сказочный  герой, например Буратино, Доктор Айболит, Змей Горыныч. 

    Для того чтобы провести такое занятие необходимо заранее знакомить детей со сказкой или литературным произведением. Воспитатели проводят беседы, дети рисуют, родители шьют костюмы.

    - Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

    Эти занятия создают благоприятные условия для совершенствования основных движений;

    способствуют умственному и физическому развитию дошкольника;

    стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.

    Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. (например, на занятии «Загадки осеннего леса» дети узнают много о диких животных, их особенностях жизни в лесу).

    А на таких занятиях, как «Приключение снежинок», «Путешествие на север» дошкольники узнают об особенностях  явлений природы.

    Такие занятия, как «Военные учения», «Матросы», «Юные спасатели», «Снаряжаем мы ракету на далекую планету», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.

    - Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.

    На таких занятиях есть  возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).  

    Целью таких занятий является:

    -развитие физических качеств, двигательных умений и навыков; оказывает положительное влияние на все группы мышц;  

    -способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности: дети фантазируют, придумывают различные упражнения, учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях.  

    Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.

    Для проведения таких занятий составлена картотека подвижных игр. Кроме этого собрана подборка подвижных игр с различными физкультурными пособиями – обручами, мячами, кеглями, скамейками и др. Это могут быть такие занятия, как «Красный, синий, голубой», «Волшебный обруч», «Волшебная палочка», «Прыгалка – скакалка».

    При условии творческого подхода педагога из любого учебно-тренировочного занятия можно сделать сюжетное. Особенно в младшем и среднем возрасте сюжет напрашивается сам собой, если в занятии основной вид движения прыжки, то мы обязательно будем зайчиками, воробушками или белочками, ползанье или лазание вот мы уже и жучки, обезьянки и т.д.
    Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаю с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.

    Сюжетные занятия провожу 1 – 2 раза в месяц. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду.

    Таким образом, эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

    Сюжетно-игровые занятия требуют большой подготовки, поэтому работу по развитию двигательных умений и навыков у детей выстраиваю в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Совместно подобрано музыкальное сопровождение для общеразвивающих упражнений, релаксаций, музыку, тематически связанную с сюжетом.

    Свою деятельность по развитию двигательных умений и навыков детей осуществляю в сотрудничестве с педагогами детского сада.

    По вопросам физического воспитания детей необходима скоординированная деятельность педагогов, инструктора по физической культуре с родителями. Работу с родителями начала с анкетирования о роли физической культуры в семье. Полученная из анкет информация позволила мне конкретизировать содержание работы с родителями и определить тематику и направленность родительских собраний (“Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей”, “Режим дня дошкольника”), консультаций (“Закаливание – первый шаг на пути к здоровью”, “Прогулки – это важно”, “Комплекс упражнений для глаз”, “Формирование осанки и стопы” и другие).

    Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей в целях формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста, успешно мною осуществляется в организации совместных праздников и развлечений, таких как “Бравые солдаты”, “Большое космическое путешествие…». В процессе подготовки и проведения данных праздников и развлечений устанавливается доверительный деловой контакт между семьей и детским садом. Родители, привлечённые к различным видам оздоровительной деятельности, принимают на себя большую ответственность за развитие, воспитание и жизнь детей, серьезнее относятся к здоровью, как своего ребёнка, так и детей группы, в которой он находится.

    Применение в практике сюжетно-игровых физкультурных занятий базирующихся на учете возрастных особенностей детей, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания, оказало положительное влияние на динамику развития двигательных умений и навыков, а также на формирование интереса детей к занятиям физической культурой.

    Таким образом, главная цель таких занятий заинтересовать ребенка так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял все это в движениях, а двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование нетрадиционного физкультурного оборудования для повышения двигательной активности у детей дошкольного возраста

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с нетрадиционным  физкультурным оборудованием "Колечки"...

    Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

    Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей....

    Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста

    Наряду с традиционным (стандартным) оборудованием в физкультурных уголках групп детского сада обязательно необходимо иметь и нестандартное физкультурное оборудование. При этом, оно обязательно должно ...

    Статья "Использование физкультурных минуток для повышения двигательной активности детей в ДОУ"

    Использование физкультурных минуток в повседневной жизни детского сада,рекомендации как использовать физкультурные минутки для соблюдения двигательной активности....

    Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

    Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

    Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста»

    Консультация для родителей на тему:«Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста»....