Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Ольга Евгеньевна Спиридонова

В педагогической деятельности   подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова О.Е., инструктор по физической культуре,

ГБДОУ детский сад № 98 Калининского р-на С-Петербурга

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего

дошкольного возраста.

В педагогической деятельности   подвижная игра занимает особое место как наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

Для детей подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др ). Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей.

Возникновение подвижных игр, как игр вообще, уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В.В. Гориневский отмечал: «У всех народов существует более или менее значительный запас игр, характеризующих до некоторой степени быт народа». В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один, даже самый скромный, народный праздник. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Проводились подвижные игры, как  правило, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Таким образом, подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое  воспитание.

Классификация подвижных игр.

Использовали в своей работе  все стандартные подвижные игрыкоторые делятся  на 2 большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. 

Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:

сюжетные, бессюжетные, игры - забавы.

Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех.

Бессюжетные игрыЭти игры подразделяются на игры:

типа ловишек, с элементами соревнования, эстафеты, с предметами (бабки, серсо, школа мяча)

Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.  Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях.

Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием  предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети  должны  стремиться обязательно, попасть  в цель, поймать мяч.

Игры – забавы. Это так  называемые игры-забавы, аттракционы проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках, и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной).

Вторую группу стандартных  подвижных игр составляют игры с элементами спортивных игр.

Эти игры включают элементы спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей)  Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам

 «Игры сотрудничества», или «кооперативные игры»  это такие игры, при проведении которых учитываются не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду.

В этих играх отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество.

Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: «игры сотрудничества», «творческие игры», «игры доверия» и др. Они строятся на следующих основных принципах:

1)        отсутствие победителей и побежденных;

2)        не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;

3) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;

4) ни один участник не может быть исключен из игры;

5) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста,

подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;

6) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям и перспективному плану.

При отборе подвижных игр мы  учитываем возрастные особенности, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные особенности, пожелания детей. Игры планировали в зависимости от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.

При проведении подвижных игр  подготавливается место для игры,  а также физкультурные пособия, атрибуты, игрушки. После игры привлекаем  детей убрать атрибуты, пособия.

- Организация играющих и объяснение игры.

Перед проведением игр удобно организовать детей по сигналу (свисток)  в определенном месте (в кругу,  полукруг, или в  шеренге, в середине зала, или у одной стороны зала). Организовать  детей на игру  нужно быстро, чтобы дети не потеряли интерес к игре. Объяснять игру нужно  в игровом положении, т.е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками – у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг – в кругу.

Перед началом игры  объясняются содержание, правила и  ход игры. При повторном проведении игры напоминаются и уточняются  правила. Объяснять содержания игры и ее правила нужно кратко, точно.

После объяснения игры назначается ведущийи расставляем остальных играющих на соответствующие места. Ведущего выбираем с помощью считалки, или по желанию детей.

Окончание игры и подведение итогов.

Заканчиваем подвижную игру общей ходьбой, или упражнением на дыхание.  Ходьба и упражнения  постепенно снижают физиологическую нагрузку, уменьшает возбуждение детей, приводит пульс в норму. Вместо ходьбы иногда проводим малоподвижную игру. («Найди и промолчи», «Сделай фигуру» и др.)

- подведение итогов игры.  Отмечаются  дети, удачно выполнившие свои роли, проявившие смелость, ловкость, взаимопомощь, и наоборот, отмечаются нарушения правил и связанные с этим действия детей.

При неоднократном повторном проведении игры  дети хорошо запоминают игры и могут ответить на различные вопросы по игре.  Дети рассказывают о содержании игры, правилах,  где стоят дети, как они расположены, где находится водящий, в какую сторону можно бежать.

Далее подвижные игры усложняютсявидоизменяются. Это можно достичь разными путями: немного меняются правила, повышаются требования и их выполнение, включаются в игру   новые движения (пройти, или пробежать, перешагнуть или пролезть) меняется темп движений, используется нестандартное оборудование.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы раскрывает систему работы по физическому воспитанию в ДОУ с использованием подвижных игр....

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие  ловкость, как способность двигательно выйти из лю...

Проект «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. (Запорожец А. В.).Подвижна...

«Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»

laquo;Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста»...

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста

Основные задачи деятельности любого дошкольного образовательного учреждения указаны в типовом положении о ДОУ (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. №666). К ним, как известно, относятся &nda...

Брошюра: «Подвижные игры - как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего возраста».

Развитие интереса к физической культуре, сохранение и укрепление здоровья воспитанников....