Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях плаванием с детьми ОВЗ
статья

Лобанова Ольга Владимировна

Рассмотрены разные виды и формы, применяемые на занятиях плаванием с детьми имеющими нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

на занятиях плаванием с детьми ОВЗ

Инструктор по физической культуре

МАДОУ № 214 «Центр развития ребенка – детский сад»

Лобанова Ольга Владимировна

Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще и чаще. Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Процесс коррекции речи требует длительного времени и отнимает у ребенка и педагогов много сил.

С целью повышения эффективности речевой коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада и объединения усилий в данном направлении выстроилась модель сотрудничества педагогов логопедов и инструктора по физической культуре.

Совокупный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие на специальных занятиях и на занятиях плаванием. Педагог логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а инструктор по плаванию решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций, характерных для детей с общим недоразвитием речи. Занятия плаванием особенно полезно чрезмерно возбужденным детям, именно к этой категории относятся многие дети с нарушением речи. Температуры воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным и раскрепощенным.

Огромную роль в коррекционной работе играют разнообразные формы  - игровые упражнения, игры – забавы, сюжетные и бессюжетные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты в воде. Дети нуждаются в двигательной активности, поэтому с желанием выполняют задания педагога.

На занятиях плаванием применяются эстафеты, соревнования, подвижные игры, в которых закрепляются умения выполнять бег в воде, прыгать на двух ногах, скользить по воде, преодолевать препятствия.

Использование элементов гидроаэробики и аквааэробики на занятиях стимулирует усиление стресс-мобилизующих реакций, адаптацию организма к физической нагрузке в охлаждающей среде и является фактором закаливания. Основные упражнения, выполняемые в водной среде в различных положениях (стоя, в полуприседе, лежа; с подвижной опорой, у неподвижной опоры, в безопорном положении), с предметами и без них.

Стихотворные сюжетные занятия вырабатывают правильный темп речи, ритм дыхания, развивают речевой слух, речевую память. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя свою речь. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру. Например, по теме «Зимние забавы» объясняя метательное движение, используя стихотворную форму, инструктор по плаванию проговаривает:

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В данном случае ребенок идет шагом по бассейну и, дойдя до линии, выполняет бросок в намеченную цель.

Занятия в форме сказочных сюжетов в условиях водной среды позволяют регулировать уровень нагрузки, осваивать основные плавательные умения и навыки, развивают воображение, пополняют словарный запас и обогащают речь. Для данных занятий подбираются игрушки, которые могут служить главными героями сказки. Персонажем сказки может выступать инструктор или ребенок. На бортике бассейна раскладываются различные игрушки и специальные обучающие средства. В ходе плавания дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся и начинают манипулировать ими.

Сказочный персонаж появляется в начале занятия, когда дети спустились в воду и встали у бортика бассейна после небольшой разминки. Например, для сказки  «Карась и елочки» необходимо наклеить на бортики елочки. На дно бассейна погрузить елочные украшения. Сказка рассказывается в начале занятия и настраивает детей на выполнение задания. Инструктор рассказывает сказку и интонациями передает настроение карасика, ерша-ершистого и рыбы-кита. Детям становится жаль карася и они вызываются ему помочь. После того, как дети, совершенствуя навык ныряния, собрали все украшения для елочек и украсили их, выходит радостный карасик. Благодарит детей за помощь и уходит, чтобы рассказать про хороших ребят своим друзьям. Таким же образом проводится и сказка «Репка». Подныриванием ребята достают всех героев и расклеивают их на бортик в порядке очередности.

Технология «Сторителлинг» – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных героях. 

Например, как и у каждой игры у этой есть свои правила. Они просты и легко запоминаются: сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Итак, игра начинается! Я достаю из волшебной шкатулки увлекательную историю, слушаем внимательно…

«Жили-были в озере рыбы караси. Карась-папа, карасиха-мама и карасенок-сынок. Вот однажды говорит карась-папа карасихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы……»

- Как вы думаете, что сказал карась-папа?»

- Для продолжения истории будем использовать «Кубики историй».

- Перед вами кубики, рассмотрев их, выберите ту картинку на грани кубика, которая поможет вам продолжить историю, довести ее до конца, не теряя нить рассказа. У каждого из вас получится своя интересная история.

А сейчас я предлагаю составить историю одну на всех.

Здесь важно, выбрав героя все последующие выпавшие грани связывать с ним для получения фантастической истории.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Упражнения Су-Джок терапии так же применяют на занятиях в бассейне. Стимуляция биологически-активных точек расположенных на кистях рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики).

Применение пальчиковой гимнастики направлено на развитие ловкости, подвижности, улучшение работы мозга. Комплексы способствуют лучшему усвоению плавательных движений в воде.

«По грибы». Поочередно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

                 - Раз, два, три, четыре, пять,

                    Мы идем грибы искать

                        (разжимать пальцы из кулака по одному, начиная с большого).

                    Этот пальчик в лес пошел

                          (согнуть мизинец, прижать к ладони).

                    Этот пальчик гриб нашел

                          (согнуть безымянный палец, прижать к ладони).

                    Этот пальчик чистить стал

                          (согнуть средний палец, прижать к ладони).

                    Этот пальчик все съел

                          (согнуть указательный палец, прижать к ладони).

                    Оттого и потолстел

                          (согнуть большой палец, прижать к остальным).

Через применение цветотерапии стараемся воздействовать на психоэмоциональное состояние дошкольника и на его самочувствие. Через цвет можно снять нервное возбуждение, успокоить или наоборот активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

В своей работе за основу беру 5 основных цветов:

  • голубой - используется в борьбе с инфекционными заболеваниями;
  • синий – успокаивает, снимает детскую тревожность;
  • зелёный - помогает при головных болях, переутомление, устраняет агрессивные эмоции, помогает гиперактивным детям успокоиться, расслабиться;
  • красный - хорошо воздействует на пассивных, физически слабых, малоэмоциональных детей;
  • жёлтый - цвет радости и хорошего настроения, снимает чувство неуверенности в себе, повышает жизненный тонус ребенка.

Цветотерапия применяется на определенных группах. Расклеиваются на стены и бортик различные фигуры определенного цвета.

Традиционная дыхательная гимнастика заключается в выполнении дыхательных упражнений. Вдох и выдох выполняются, преодолевая сопротивление воды. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что заставляет напрягаться мышцы, расширяющие грудную клетку. Небольшие задержки дыхания. Дыхание согласовано с движением конечностей, поэтому у данных детей дыхание становится более глубоким и спокойным, а так же способствует развитию речевого дыхания и снижает риск простудных заболеваний.

        В совокупности со всем перечисленным выше очень полезны массажные дорожки, солевые дорожки, фиточаи, изменение температурного режима воздуха и воды.

Подводя итоги, хочется сказать, что грамотное использование всех форм и технологий помогает достичь максимально возможных успехов в физическом развитии, в преодолении речевых трудностей, но и общего оздоровления детей с нарушением речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Презентация на тему Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми сТНР

В моей презентации есть материал, которй поможет узнать больше о видах и применении здоровьесберегающих технологий....

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР.

В данной работе описываются здоровьесберегающие технологии такие как:-пальчиковая гимнастика;-артикуляционная гимнастика;-упражнения для развития дыхания;-дыхательная гимнастика;-ниткография;-су-джок ...

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении плаванию детей с заболеваниями органов дыхания

Физиологической основой системы обучения плаванию в условиях ДОУ являются благотворное воздействие быстро чередующихся движений и разнообразное воздействие воды, связанное с её физическими, термически...

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

Протокол МО по открытому занятию и выступлению здоровьесберегающих технологий на занятии плаванием

Протокол и о открытом занятии и о выступлении на МО учреждения на презентацию по здоровосберегающим технологиям...