Консультация для воспитателей "Особенности детского туризма"
методическая разработка по физкультуре

Астапенко Галина Леонидовна

Консультация для воспитателей "Особенности детского туризма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Особенности детского туризма»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Результатом дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание свободного, инициативного, любознательного, самостоятельного, уверенного в своих силах человека с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего собственное мнение и умеющего отстаивать его. Для того, чтобы достигнуть этих целевых ориентиров ребёнок, прежде всего, должен быть здоровым – физически, психически и социально благополучным.

Одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками. Детский туризм является эффективным средством гармоничного развития дошкольников.

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности детей в движении, играх, познании окружающего мира, природы. Проведение разнообразной деятельности на свежем воздухе в ходе организации туристического похода закаливают организм, повышает иммунитет, благотворно воздействует на эмоциональное состояние ребенка, приобщает детей к здоровому образу жизни.

В ДОУ простейший туризм представлен такими видами как:

- туристический поход (предусматривает выполнение достаточно высоких нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту)

- туристическая прогулка (предполагает кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками)

Общая закономерность туризма: повышение выносливости, развитие силы, ловкости, закалка организма.

Задачи туристического похода:

  • оздоровительная (закаливание организма, укрепление иммунитета, эмоционально-психическое оздоровление);
  • спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий);
  • познавательные (изучение родного края);
  • развлекательные (игры, соревнования, конкурсы);
  • практические (сбор цветов, ягод).

Использование элементарных форм туризма требует от педагога выполнения основных требований, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, их разностороннее развитие.

Время проведения регламентируется режимом дня. Целесообразней проводить в первой половине дня, длительность – до 2-2,5часов. Педагогу важно учитывать уровень физической подготовленности воспитанников, состояние здоровья, знать признаки утомляемости детей, методы и приемы оказания первой медицинской помощи.

Организация и проведение туристического похода осуществляется в нескольких этапах.

Подготовительный этап при организации туристического похода предполагает изучение безопасных условий продвижения детей и места пребывания (лес, поляна, озеро, пруд и т.д.). На подготовительном этапе целесообразно проведение беседы с детьми о том, кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, о правилах поведения во время туристического похода, дидактических игр: «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?», «Составь план местности» и т. д.

Важно составление плана-конспекта туристического похода, в ходе которого осуществляется реализация образовательных задач.

Подготовительный этап предполагает привлечение родителей к походу. Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», распространение буклетов, информационных листков: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Памятка для туриста с детьми». Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход.

Основные положения требований по охране жизни и здоровья детей в походе.

  • С детьми идут не менее двух взрослых.
  • Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка, иметь в наличие походную аптечку, питьевую воду.
  • Одежда должна соответствовать сезону, погодным условиям, должна быть удобная обувь.
  • Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды, растущие в данной местности.
  • Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.
  • При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.
  • Медицинская сестра комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателями беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Основной этап предполагает:

  • сбор участников похода,
  • движение к месту отдыха, до места назначения дети могут идти свободно, группируясь по желанию; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Длительность перехода в одну сторону (от дошкольного учреждения к месту конечной остановки) составляет для детей четвертого года жизни 15-20 мин, пятого года жизни - 20-25 мин, шестого года жизни - 25-30 мин,
  • остановка, привал,
  • прибытие на место отдыха, где организовывается (наблюдение в природе, беседы, чтение произведений художественной литературы, игры, эстафеты, сбор природного материала, самостоятельная деятельность с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, бадминтон, использование упражнений на дыхание («Сдуй листок», «Надуем шар», «Самолёт»), игры на внимание («Деревья - кусты», «Бабочки, стрекозы, лягушки»), знакомство с местными достопримечательностями и т.д.),
  • сбор детей в обратный путь, когда детям предлагают отгадывать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье, спеть любимые песни, собрать свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание необходимо уделить сбору мусора,
  • время на обратную дорогу по возвращению детей в детский сад отводится больше, т. к. скорость движения целесообразно снизить.

Заключительный этап:

На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют, делают выводы о влиянии похода на укрепление здоровья, создают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные впечатления. организовывают сюжетно – ролевые игры с внесением туристических принадлежностей, предметов-заместителей: туристическая палатка, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, питьевая вода, атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повышает интерес детей к туризму.

Педагоги проводят системный анализ результатов похода, вносят корректировки в план подготовки последующих походов.

С целью повышения интереса к туризму и закрепления приобретенных навыков проводятся спортивные праздники и развлечения «Мы- туристы», «Папа, мама, я – туристическая семья», «Туристические слёты» и другие.

Родителям вместе с детьми предлагают изготовить макеты туристических походов, выпустить газеты «Мы – за здоровый образ жизни», организовывать фотовыставки, выставки детских рисунков.

Таким образом, туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Список литературы:

  1. Бочарова Н.И. - Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 116с.
  2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. -Методика ознакомления детей с природой в детском саду - М.: «Просвещение», 1991г. - 240с.
  3. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу - М.: «Просвещение», 1969г.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к т...

Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...

Консультация для родителей "Детский туризм - дело серъезное"

Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного в...

Консультация для родителей "Детский туризм - дело серьезное"

Туризм-одна из форм физического воспитания детей и укрепление их психологического здоровья....

Консультация для родителей. "Детский туризм - дело серьёзное".

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Детский туризм"

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...