проект "Ритмопластика"
проект по физкультуре (старшая группа)

Егорова Ольга Викторовна

Ритмопластика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ritmoplastike.docx74.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» с. Красная Горка,

Колышлейского района, Пензенской области

Согласовано                                                                                     Утверждаю:

на педагогическом совете                                                             Заведующая

от 31.08.2018 г.                                                           МДОУ д/ с «Солнышко» протокол № ___                                                                   ______Эркаева Т.А.

ПРОЕКТ

«Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»

Автор проекта: воспитатель 1 кв. категории Егорова Ольга Викторовна

Участники проекта: дети 6-7 лет МДОУ д/с «Солнышко» с. Красная Горка, родители детей

Вид проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный

Образовательная область: физическое развитие

Сроки реализации проекта: 2019 - 2020 учебный год

База реализации проекта: МДОУ д/с «Солнышко» с. Красная Горка

с. Красная Горка,

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность проекта…………………………………………………….3
  2. Обоснование актуальности проекта……………………………………..3
  3. Цель и задачи проекта……………………………………………….......4
  4. Инновационность проекта и практическая значимость……………….5
  5. Педагогические принципы……………………………………………….6
  6. Методические приёмы…………………………………………………….7
  7. Виды ритмопластики……………………………………………………..8
  8. Новизна проекта………………………………………………………….9
  9. Этапы обучения………………………………………………………….12
  10. Структура занятия по ритмопластике…………………………………14
  11.  Методика выявления уровня развития чувства ритма …………......15

(разработана на основе методики А.И. Бурениной)

  1.  Предполагаемый результат……………………………………………18
  2.  Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную работу……………………………………………………………………18
  3.  Механизм реализации проекта……………………………………......20
  4.  Ресурсное обеспечение реализации проекта…………………………20
  5.  Перспективный план проекта на 2019-2020 учебный год……….....21
  6.  Значение ритмопластики для маленького человека…………………..23
  7.  Полученные результаты………………………………………………24
  8.  Список используемой литературы……………………………………26

        АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям, способностями здоровью. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Контролируя показатели здоровья дошкольников методом мониторинга, усилия ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данного проекта.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

  • Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам!
  • Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела.
  • Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка.
  • Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Объект исследования:  ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Предмет исследования: совокупность методов и приемов, средств для развития двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики как инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Гипотеза исследования - я предполагаю, что успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:

• будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;

• будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию и развитию личности каждого ребенка;

• будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.

Цель проекта:  психофизическое развитие ребенка, формирование средствами ритмопластики, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Развитие двигательных качеств и умений: ловкость, точность, координация движений, гибкость и пластичность, правильная осанка, красивая походка, ориентировка в пространстве;

Развивающие:

  • Развитие и тренировка психических процессов: умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении через музыку: творческого воображения и фантазии; способности к импровизации.

 Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, волю память, мышление;
  • Воспитывать доброжелательность, умение вести себя в группе, подчиняться правилам.

 Оздоровительные:

  • Поиск инновационных эффективных средств охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления, своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья;
  • Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья;
  •  Содействие профилактике плоскостопия.

ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Инновационный метод - ритмопластика способствует развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять движения в различных игровых ситуациях.

Познавательная значимость ритмопластики проявляется, прежде всего, в том, что она отражает использование здоровьесберегающих технологий, как инновационного метода для развития детей дошкольного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно: 

  • Принцип доступности и индивидуальности: предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному, так как организм различно реагирует на физические нагрузки.
  • Принцип постепенного повышения требований:  заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
  • Принцип систематичности: непрерывность и регулярность занятий, в противном случае снижается достигнутый уровень умелости. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
  • Принцип повторяемости материала: занятия ритмопластики и ритмической гимнастики требуют повторения вырабатываемых навыков. Только при многократном повторении образуется двигательный стереотип.
  • Принцип наглядности в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики: в обучении ритмопластики и ритмической гимнастики понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность – это безукоризненный практический показ движений педагогом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбираю наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как: 

• показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);

• словесный;

• игровой;

• разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);

• иллюстративно-наглядный;

• анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Формы объяснения:

  • Комментирование;
  • Инструктирование;
  • Корректирование;
  • Изложение.

Форма работы – индивидуальные, парные, групповые и подгрупповые чередования.

  1. Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
  2. Групповая - предполагает наличие системы «педагог-группа воспитанник»;
  3. Парная - может быть представлена постоянными и сменными парами;
  4. Подгрупповая - концертная деятельность (выступление с танцевальными номерами.

ВИДЫ РИТМОПЛАСТИКИ

Нейродинамическая ритмическая пластика.

Это комплексные упражнения, которые носят исключительно творческий характер. Такая ритмопластика особенно необходима тем деткам, чья центральная нервная система поражена. Органический генез (нарушение психического развития) требует вмешательства со стороны профессионалов.

Задержку речевого, двигательного и эмоционального развития необходимо

корректировать. Занятия ритмопластикой в данном случае проходят в динамичном ритме, под музыку. Упор делается на координацию речи и движений. Зачастую при нейродинамической тренировке деткам предлагается сыграть эмоциональный этюд, где требуется осмысление.        Нейродинамическая ритмическая пластика включает в себя:

  • постановку театральных сценок (по мотивам любимых произведений);
  • составление этюдов (под руководством специалиста);
  • работу с поэзией (эмоциональное чтение стихотворений по памяти, сопровождающееся мимикой и жестами);
  • танцевальные постановки (индивидуальные и групповые);
  •  психологическую гимнастику (для раскрепощения дошколят);
  • хореографию.

Нейродинамическая гимнастика подразумевает совокупность всех

вышеуказанных составляющих. Во время занятия ребенку необходимо следить за своими движениями, речью, эмоциями, мимикой, жестами. Также при выполнении комплекса нейродинамической пластики детям необходимо соблюдать одинаковый темп повествования, договаривать каждое слово и фразу, следить за правильностью дыхания. Ребенку предстоит научиться выстраивать логические цепочки и последовательно выполнять все этапы проекта.

Театрализованная ритмическая пластика

Подразумевает чтение сказок по ролям. Сказки подбираются индивидуально, основываясь на возрасте деток. После чтения сказки группе детей необходимо сыграть театрализованную постановку, где они изображают своих любимых сказочных героев.

Театральной постановкой занимается педагог, каждому ребенку отводится определенная роль. Весь спектакль проходит под музыкальное сопровождение. За счет театрализованной ритмопластики деткам удается усовершенствовать свою речь и улучшить координацию движений, а также развить фантазию. Цель театрализованной ритмопластики - освоить навыки артиста, где немаловажную роль играет мимика, жесты, речь, движения.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Новизна технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников посредством ритмопластики заключается в том, что она интегрирует со всеми образовательными областями:

  1. «Социально-коммуникативное развитие»: развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие совместной игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
  2. «Познавательное развитие»: расширение кругозора

      детей в области музыкально – ритмического воспитания;          формирование представлений о свойствах музыки (звучание, ритм, темп); сенсорное развитие, формирование целостной  картины мира в сфере музыкального и танцевального искусства; развитие воображения, творческой активности; развитие интереса к самостоятельному познанию.

  1. «Речевое развитие»: обогащение активного словаря детей; развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки и танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  2. «Художественно-эстетическое развитие»: «Художественная литература»: использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

«Изобразительное искусство», «Развитие детского творчества»: приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки, развивать умение и желание образно передавать, отображать музыкальные впечатления. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

  1. «Физическое развитие»: развитие физических качеств (координация, гибкость) для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; развитие творчества в двигательной деятельности; развитие крупной и мелкой моторики. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

В своей работе я использую программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»,  рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся в музыкальном зале 1 раз в неделю с детьми 6-7 лет по 30 минут. Каждое занятие сопровождается музыкой. Также ритмопластику можно использовать во время утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, подвижных играх, на совместных спортивных мероприятиях с родителями воспитанников. Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня. 

ЭТАПЫ РАБОТЫ 

1 ЭТАП

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2019 г.        

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

-Изучение нормативной базы по данному направлению;

-Теоретическое осмысление проекта;

- Мониторинг детей;

-Ознакомление с результатами мониторинга педагогов и родителей;

-Разработка системы развития пластических способностей детей через ритмопластику;

-Подбор музыкального репертуара и разработка танцевальных композиций.

Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта.

Модель взаимодействия педагогов.

Обогащение среды в музыкальном зале: приобретение гимнастических ковриков изготовление степ-платформ своими руками. Мультимедийные презентации.

Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы.

Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса

Проведение НОД.

Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ

2 ЭТАП

             ОСНОВНОЙ НОЯБРЬ 2019 – МАРТ 2020 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация системы развития зроровьясберегающих технологий способностей детей с помощью ритмопластики и танцевальной деятельности:

-наработка навыков исполнения пластических композиций;

-различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания;

- развлечения и досуги;

- работа по формированию у детей пластических действий с использованием творческих заданий.

- перспективный план;

- конспекты;

- сценарии;

- мультимедийные презентации.

Конспекты консультаций, выступлений. Буклеты,  тематические выставки, фотовыставки и др.

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей подготовительного к школе возраста в танце.

Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.

Освоение и закрепление новых танцевальных направлений.

Умение разрабатывать танцевальные номера с номерами «пластики».

           

3 ЭТАП

         ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ МАРТ – МАЙ 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Отработка и закрепление поставленных танцевально-пластических номеров.

Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме.

Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговый мониторинг.

Отработанные и творчески исполненные танцевальные номера

Видеозаписи.

Презентация

Результаты мониторинга

Переход к свободному и творческому исполнению сложных танцевально-пластических композиций, в результате которых происходит укрепление здоровья, повышение самооценки детей.

Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМОПЛАСТИКЕ

Структура занятия  по ритмопластике – общепринятая, состоящая из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. Обязательно включается в нее ходьба, бег, прыжки. В этой части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в умеренном темпе.

Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний. Она наиболее динамичная, её составляют танцевальные движения, пластические этюды, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроения. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части.

Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу. В заключительной части постепенно нагрузка снижается. Здесь проводятся игры, различные творческие задания. В этой части дети самостоятельно создают музыкально - пластические образы в танцевальных композициях.

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА

Педагогический анализ (мониторинг) проводится  2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).

Цель мониторинга: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.

         Метод мониторинга: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).

Методика выявления уровня развития чувства ритма

(разработана на основе методики А.И. Бурениной).

Цель: выявление уровня  развития чувства ритма.

Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

  1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения

      (3-х частная форма):

      высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения  соответствуют характеру музыки;

      средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других  детей), движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.

2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:

      высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

      средний -  движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

      низкий  –  движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

3) соответствие ритма движений ритму музыки:

       высокий – чёткое выполнение движений;

       средний – выполнение движений с ошибками;

       низкий  – движение выполняется не ритмично.

  2. Воспроизведение ритма.

  1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;

      средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;

      низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

      высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;

      средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;

      низкий  – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритма песни шагами:

      высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;

      средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;

      низкий –  допускает много ошибок или не справляется с заданием.

  3. Творчество.

1) сочинение ритмических рисунков:

      высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;

      средний – использует стандартные ритмические рисунки;

      низкий – не справляется с заданием.

2)  танцевальное:

      высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;

      средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,  движения соответствуют характеру музыки;

      низкий –  не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Раскрепощенность детей в процессе исполнительской деятельности точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях;
  • Переход к освоению большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
  • Проявление самостоятельности, выразительности, легкости исполнения движения под музыку;
  • Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявится его талант умение организовать игровое общение с другими детьми;
  •  Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

В СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ

Формы работы с родителями:

1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с задачами музыкально – ритмического развития дошкольников.

2. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. по обучению детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски, упражнения.

3. Консультации для родителей устные и письменные, плановые и неплановые, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон.

Тематика консультаций разнообразная, например: «Ритмика как учебно - воспитательная дисциплина», «Организация работы по ритмике», «Двигательно-речевые упражнения в ритмическом развитии детей», «Танцевальная терапия», «Музыка – основа создания танца» и др., информации на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

5. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам развития чувство ритма и музыкальности детей, их моторико-двигательной памяти. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

6. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям усвоения практических умений и навыков при изучении танцевально – ритмических движений, добиваясь при этом простоты и естественности исполнения.

7. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Анализ допроектной деятельности;

- изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;

- подбор музыкального сопровождения и хореографических композиций с использованием ритмопластики;

- отбор необходимых средств и форм для развития пластических способностей;

- пополнение развивающей среды в зале;

  • Организационная работа;

- работа с педагогами ДОУ;

 - работа с родителями;

- мониторинг управления качеством реализации проекта.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Техническое обеспечение

  • Просторное помещение для занятий;
  • Музыкальный центр;
  • Ноутбук;
  • Материалы на печатной основе;
  •  Методические пособия;
  •  Учебно-методическая литература;
  •  Мультимедийные презентации;
  • Реквизиты к танцевальным постановкам;
  • Мультимедийная установка;
  • Фонограммы;
  • Гимнастическое оборудование.

Перспективный план на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Тема

Программное содержание

Игры

Сентябрь

«Здравствуй, детский  сад!»:

«Весёлые  путешественники» М.Старокадомс-кий

«Вместе  весело  шагать» В.Шаинский

Развивать  координацию  движений рук  и ног   в  процессе  ходьбы,  быстроты  реакции, умения  сочетать  движения  с музыкой  и словом

Формировать  навыки  ходьбы, исполнять  ритмические  подскоки, развивать  чувство  ритма, координацию  движений

«Плетень» (р.н.м.) обр. С.Бондаренко-

ва

«Бери флажок» обр. Н. Метлова.

Октябрь

«Волшебница Осень»:

«Танец с зонтиками»

Моя  страна – Россия:

«Куклы  –неваляшки» З.Левина

Развивать музыкальность, способность  к  импровизации  с  атрибутами, заинтересовать новой  композицией

Развивать  умение  начинать  и   заканчивать  движение  вместе  с музыкой, чувствовать  изменение  темпа, двигаться  в соответствии  с  образом  и характером  музыки.

«Осень спросим» Т.Ломовой,

«Чей кружок скорее собирется» обр.Тиличее-

вой.

Ноябрь

«В  мире  много  сказок»:

«Карнавальное  шествие»

Игра «Козочки  и   Волк»

Музыка  из  к-ф «Звуки  музыки»

Развивать  умение  ориентироваться  в  пространстве, формирование  красивой  осанки, походки

Знакомить  со  сказочными  героями, научить  правильно  передать  их  образы  в  движении, жестах  под  звучание  музыки.

«Зайцы и лиса» А. Майкопара.,

«Ловишки» Й.Гайдна.

Декабрь

«Зимняя  сказка»:

«Танец  снежинок и вьюги»

«Старинная  полька»

Шуточный  парный  

танец

Развивать  координацию  движений, пластичность, воображение, умение  выразить  настроение  музыки  в  движении

Развивать   навыки  смены  партнёра  во  время  движения, коммуникативность  при  встрече  с новым  партнёром

«Гори ясно» (р.н.м.) обр. С.Бондаренкова,

«Узнай по голосу», В.Ребикова.

Январь

Повторение знакомых  композиций:

«Танец  снежинок»

Танец -игра  «Найди  себе  пару»

Учить  детей  проявлять  заинтересованность движениями, выразительность  мимики  и  пантомимики  в  знакомых плясках  и композициях, способность  к  импровизации.

Развитие  внимания (слуховое, зрительное) коммуникативность  в  общении  с  новыми  партнёрами; умение  выразить  в пантомимике настроение  персонажа

Игра «Козочки  и  

Волк»

Музыка  из

к-ф

«Звуки  музы-

ки»

Февраль

«Торжественное  шест-

вие»:

«Военный  марш» Г.Свиридов.

«Мы – защитники»:

«Танец  Богатырей»

Повторение знакомых

композиций:

«Куклы  –неваляшки» З.Левиной

Развивать  умения  начинать  движение  под  музыку, чувствовать  музыкальные  фразы, учить  выполнять  простейшие  перестроения:  в круг, врассыпную  и  др.

Расширять  представления  детей  об   исторических  событиях, народных  героях.  Развивать  выразительность  и  координацию  движений, артистичность, интерес  к танцу.

Развивать  выразительность, эмоциональность  в умении  передавать сюжет  танца;  учить  различать  контрастные  части произведения; поощрять  желание  находить  собствен-

ные  позы, движения

Танец - игра  «Найди  себе  пару»

«Наша Армия»М.Красева

Март

Международный  женский  день»:

.Исполнение  знакомых  композиций

«Русский  танец»:

«Калинка»

Развивать  творческие  способности, музыкальность, желание  детей  выступать  перед  родителями.

Продолжать  знакомить детей  с народной  культурой, развивать умение  замедлять  и ускорять  движения в  соответствии  с  темпом  музыки

«Кто скорее?» Т.Ломовой.

Апрель

«Лирический хоровод»:

«Красный  сарафан» А.Варламова

Путешествия:

«Полька»

Упражнение  с  цветами «Добрая  фея» Г.Гладков

Продолжать  знакомить детей  с народной  культурой, учить  выделять  особенности русского  медленного  хороводного  танца, осваивать  движения  хоровода (круг, «змейка»).

Знакомить  с  народной  культурой  других  народов. Развивать  точность и ловкость  движений, формировать  навыки  пружинящей  ходьбы, координировать  движения  с музыкой,  воображение

Развивать  координацию  движений  рук  и ног   в  процессе  ходьбы,  быстроты  реакции, умения  сочетать  движения  с музыкой  и словом.

Развивать  выразительность  и  координацию  движений с  предметами, артистичность, интерес  к музыке  и  упражнению.

Формировать  навыки  лёгкого  бега  врассыпную  и  по  кругу, воспринимать  эмоционально  появление Вороны, показать  эмоциями страх, боязнь, радость.

Развивать  ловкость  и быстроту.

Игра «Птички  и ворона» А.Кравцович

Май

«День  Победы»:

Повторение  знакомой  композиции

(танец, упражнение).

«До свиданья,    детский  сад!»:

«Прелестный вальс»

Формировать интерес  детей  к  знакомой  музыке  и  движениям, желание  повторить  знакомое  произведение, соответствующее  теме  праздника.

Подвести  итог музыкально-ритмической  деятельности  детей  исполнением  знакомых  танцевальных  композиций, отметить уровень  творчества  в  движении.

«Метро» Т.Ломовой,

«Поезка за город» В.Герчик

ЗНАЧЕНИЕ РИТМОПЛАСТИКИ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА!

  • Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.
  • Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
  • Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проводимой работы в ДОУ с использованием ритмопластики можно сделать вывод об эффективности работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Индивидуально дифференцированный подход по коррекции опорно-двигательного аппарата осуществлялся при использовании комплексов по ритмопластике, что позволило достичь следующих результатов: заболевания не прогрессируют - 19%, улучшения отмечены - 88%. Прогрессирования заболеваний не наблюдалось. Танцевальные ритмопластические этюды танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа (например, на спортивно-музыкальных праздниках во время упражнений с мячами, флажками) и т.д. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорными.

Итак, ритмопластическим движениям придаётся особое значение, так как детям с нарушениями опорно-двигательной системы, осанки, координации двигательного аппарата - это просто необходимо: танцуя, они преодолевают свои недуги, учатся ритмично двигаться, владеть своим корпусом, конечностями, затем с удовольствием исполняют танцы разного характера, проявляя в плясках лёгкость, свободу, непосредственность, «характерность». В танцевально-ритмопластических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца. Мною осуществляется консультационная помощь педагогам по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, по организации мероприятий направленных на формирование ценностей ЗОЖ. Повышение информационно-просветительской работы среди семьи осуществлялось через информ-экспрессы, паспорта здоровья, совместные праздники, недели здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайлова – Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада, просвещение, 2017
  2.  Буренина А. И. Мир увлекательных занятий. – СПб., 1999
  3.  Буренина А. И. От игры до спектакля – СПб., 1995
  4.  Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2000
  5.  Буренина А. И. Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб.: Педагогика, 1974
  6. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. – М.: Просвещение, 1960 – 188с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Метод формокоррекционной ритмопластики // Метод в теории и на практике – www.psychlib.ru
  8.  Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии – 1961.
  9.  С. И. Бекина, Ломова Т. П. Музыка и движение» для детей 6-7 лет 1983 - 208 с.