Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (младшая группа)

В статье представлены особенности построения физкультурно-игровой среды в младшей группе десткого сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физкультурно-игровая среда75 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Тема: «Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста»

Введение.

        Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего детства, несомненно, является физическая культура. Приходится признать тот факт, что в последнее время педагоги чаще вынуждены заботиться не столько о создании условий для полноценного физического развития и воспитания детей, сколько о здоровьесбережении.        Исследования свидетельствуют о том, что современные дети испытывают двигательный дефицит. Не секрет, что большую часть времени в детском саду и дома дети проводят в статичном положении (сидя за столом, у телевизора или компьютера). Такая физическая и психическая перегрузка, безусловно, сказывается негативно на здоровье детей.

        Проблемы, связанные с двигательной деятельностью детей в группах, как ни странно, возросли при введении ставки инструктора по физической культуре. Воспитатели постепенно складывают всю ответственность за физическое воспитание своей группы на одного специалиста, который имеет возможность заниматься с детьми всего 3 раза в неделю, остальное же время дети проводят с воспитателями. Так как большую часть времени дети проводят в группе. Есть ли сегодня здесь пространство, где бы ребенок мог утолить свою неуемную потребность двигаться? Чаще всего это пространство обозначено небольшим местом, где размещено мелкое физкультурное оборудование (М.Н.Попова).

        Остается неясным, каким все-таки должен быть физкультурный уголок в конкретной группе, конкретного детского сада, чтобы он не превратился в склад или выставку физкультурных пособий и игрушек, чтобы он постоянно стимулировал двигательную деятельность детей, был функциональным и привлекательным для малышей, способствовал расширению двигательного арсенала ребенка. Также неясно, какой должна быть физкультурно-игровая среда группы, каким образом ее можно выстраивать и изменять, чтобы не тормозить развитие ребенка, а развивать и обогащать его двигательный опыт.

        Таким образом, начиная с младшего возраста, в группе детского сада необходимо создать пространство – микромир, специально предназначенный для удовлетворения двигательно-игровых потребностей детей дошкольного возраста. Этому и была посвящена наша работа.

Значение физкультурно-игровой среды для развития детей.

Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия необходимой материально-технической базы. Заниматься и играть можно без всякого инвентаря, но гораздо более эффективны и увлекательны игры с предметами, которые помогают ребенку освоить нужные движения уже благодаря тому, что ребенок взаимодействует с предметами, знакомиться с материалом, из которого они изготовлены, запоминает их форму, испытывает вес и т.д. Спортивно-игровое оборудование позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делает их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными. Присвоение культурно-исторического накопления в области материально-технического обеспечения процесса физического воспитания детей служит обогащению их двигательного и социального опыта, воспитания положительного отношения, интереса, а позже и потребности в регулярных занятиях двигательного характера (Т.И Осокина, Е.А.Тимофеева).

Физкультурно-игровая среда как часть предметно-развивающей среды детского сада.

        Развивающая среда строится по определенным принципам, прописанным в «Концепции построения развивающей среды» авторы: В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова (1993). Принципы построения развивающей среды при создании физкультурно-игрового пространства в группе детского сада: принцип дистанции - позиции при взаимодействии: зонирование осуществляется соответствующей расстановкой оборудования; размещение пространственного или плоскостного модуля для спортивного  оборудования (шведская стенка, баскетбольное кольцо и т.д.); принцип активности: среда  должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновения и развития интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств; принцип стабильности – динамичности: в группе и зале  должно быть рационально размещено оборудование и определено его количество, чтобы не превратить в нагромождение абстрактных элементов; принцип комплексирования и гибкого зонирования: комплект спортивного оборудования должен быть доступен для детей; им предоставляется возможность пользоваться спортивным оборудованием гораздо чаще, чем предлагается традиционной программой дошкольного возраста; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: для создания ребенку индивидуальной комфортности необходимо так организовать пространство, чтобы ребенок мог уединиться; принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды: использование традиционного и нетрадиционного оборудования для занятий физической культурой; принцип открытости – закрытости: рекомендуется связь с участком общих, в том числе общевоспитательных помещений: залов для занятий гимнастикой со спортивной площадкой, крытого бассейна с открытым (плескательным) бассейном и т.д.; принцип учета половых и возрастных различий детей: развивающие пособия для девочек должны быть привлекательны по форме, но по содержанию должны быть равноценны пособиям для мальчиков.

Т.С.Грядкина обращает внимание на следующие принципы организации среды: уважение к потребностям, нуждам, мнению ребенка; функциональность среды; опережающий характер содержания образования; динамичность-статичность.

Физкультурно-игровая среда, обогащающая двигательный опыт детей.

В «Концепции развивающей среды» указывается на необходимость учета того факта, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает», постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. Надо дать возможность ребенку менять окружающую среду вновь и вновь.

И.Л.Паршукова отмечает важность того, чтобы среда была развивающейся во времени, изменялась в процессе взросления ребенка, ибо зачастую дети «перерастают» среду». Нужно согласиться с мнением этих авторов о том, что среда должна быть всегда ориентирована на «зону ближайшего и актуального развития ребенка». В связи с этим целесообразно учитывать рекомендации Т.С.Грядкиной о том, что в группе должно быть 15% пособий, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это делается, чтобы не тормозить развитие, обеспечить дальнейшее продвижение и саморазвитие детей. Первоначальный период построения среды – 2 месяца, а дальнейшее насыщение и реорганизация среды происходит 1-2 раза в месяц путем замены и перестановки пособий.

Требования к спортивному оборудованию и инвентарю: соответствие правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики; доступность физкультурного оборудования и пособий; разнообразие инвентаря и пособий; универсальность и возможность трансформации; привлекательность оборудования и способность вызвать и поддержать интерес детей; наличие свободного пространство (не менее 1/3 группы и не более половины).

Особенности построения физкультурно-игровой среды

в младшей группе детского сада.

Среда в младших возрастных группах моделируется в отличие от старших групп, где она просто обозначается. Особенности ее состоят в следующем: центр группы свободен от мебели; дублирование игровых ситуаций; оборудование на уровне глаз детей; среда наполнена пособиями для развития движений детей, крупной – мелкой моторики; игровые ситуации «напоминания», предлагающие детям образцы; стабильность (маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки); тщательное планирование обстановки до прихода детей; одновременное участие в деятельности не более 3 детей; возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка (взрослый – основной партнер 3-летнего ребенка в играх и занятиях); объединение детей в совместных движениях с одним пособием.

Создание вариативной физкультурно-игровой среды.

         Нами был разработан план работы по обогащению двигательного опыта детей младшего возраста, которое соответствует ФГТ и основано на планировании работы по комплексной программе непрерывного образования «Сообщество».

В план было заложено: расширение двигательного опыта детей через использование игр и игровых упражнений для развития двигательных умений и двигательных качеств; многофункциональное использование пособий и материалов, составляющих физкультурно-игровую среду и обеспечивающих выполнение основных движений и развитие двигательных качеств; проведение индивидуальной работы детьми по коррекции недостатков и развивающей работы по обогащению двигательного опыта детей.

Планирование включает:

  1. «Перспективный план работы по обогащению двигательного опыта детей 2-ой младшей группы средствами физкультурно-игровой среды».
  2. Все движения, содержащиеся в играх и игровых упражнениях, расположены в плане с постепенным и постоянным усложнением.
  3. «План оснащения физкультурного уголка 2-ой младшей группы».
  4. Календарный план группы.

Выводы:

  1. Внесение физкультурных пособий в группу в соответствии с возрастными особенностями, уровнем физической подготовленности и интересами детей способствует развитию всех компонентов двигательного опыта детей – двигательных умений, двигательных качеств, связанных с ними знаний. Универсальность и многофункциональность использованного оборудования стимулирует детскую двигательную деятельность, подсказывает способы действия с физкультурными пособиями и является необходимым условием для воспроизведения детьми знакомых движений, выполнения разнообразных действий, самостоятельного приобретения нового опыта.
  2. Физкультурно-игровая среда может быть условием обогащения двигательного опыта детей младшего возраста, если она:
  • Насыщена играми, игрушками, физкультурными пособиями, оборудованием, материалами для организации   двигательной деятельности детей с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности.
  • Наполнена играми, игрушками, физкультурными пособиями, способствующими развитию двигательных качеств, содействующими развитию жизненно важных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.
  • Служит удовлетворению потребностей и интересов каждого ребенка в двигательной деятельности.
  • Предполагает гибкое, вариативное использование пространства, игрушек, пособий.
  • Педагог использует картотеку вариантов применения различных пособий в различных образовательных ситуациях с целью обогащения двигательного опыта детей. Такие ситуации должны способствовать увеличению содержания двигательного опыта ребенка за счет:
  • воспроизведения фонда (ресурса, запаса) приобретенных детьми ранее умений, навыков и непосредственно связанных с ними знаний;
  • обеспечения многочисленных вариаций движений, связанных в определенном порядке в новое действие;
  • выполнения знакомых движений с учетом новых условий;
  • самостоятельного освоения новых движений.


Библиография:

  1. Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными // Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1996. – С.12-22.
  2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Введение в педагогическую диагностику. Как оценить качество образовательного процесса в детском саду: Метод. рекомендации / Автор- сост.: И.Л.Паршукова. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2005. – 92 с.
  4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для пед. дошк. учрежд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 272 с.
  6. Глазырина Л.Д., Овсянкина В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  7. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 72 с.
  8. Грядкина Т.С. Помещение, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками //Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004, - С. 286-304.
  9. Грядкина Т.С., Ноткина Н.А. Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными // Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост. И ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. - СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – С.13-61.
  10. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах // Физическая культура. – 1996. -№3.
  11. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – Спб.:  Акцидент, 1996. – 224 с.
  12. Дошкольная педагогика / сост. Т.И.Бабаева., М.В.Крулехт, О.В.Солнцева, – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
  13. Ильиных Ю. Физкульт дизайн // Обруч. – 2003.- № 3 – С.38-41.
  14. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И.Антонов, Е.П.Арнаутова и др., М.: КАРАПУЗ, 1997.- 288 с.
  15. Каминский О.А. Гимнастика // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры / Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004, - С.314-330.
  16. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978. – 272с.
  17. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.В. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.: Учеб. пособие / Под ред. С.А.Козловой. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
  18. Кочетова К. Дорожки, дорожки // Обруч. – 2002.- №4- С.32-33.
  19. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
  20. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
  21. Нищева Н.В. Особенности организации развивающего пространства в логопедической группе // Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.- С.74-124.
  22. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И.Амарян, В.А.Муравьев.- М.: Айрис-пресс, 2004.-128с.
  23. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического развития детей раннего и дошкольного возраста // Готовимся к аттестации: Метод. пособие / Авторы-составители З.А.Михайлова, Л.М.Маневцова. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2005. – С. 168 - 182.
  24. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Рациональная организация предметно – пространственной среды как фактор совершенствования физического воспитания //Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф.Змановского: Здоровый дошкольник / Авторы-составители Антонова Ю.Е., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. – М.: АРКТИ, 2001. – С.118 – 130.
  25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 1999.-80с.
  26. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
  27. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М., 1993.
  28. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада // Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – С.41-63.
  29. Попова М.Н. Двигательно-игровое пространство в группе детского сада: Учеб. метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2002. – 41 с.
  30. Сивачева Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием // Обруч. - 2001.- №4 – С. 38-41.
  31. Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 48с.
  32. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под редакцией Гамезо М.В. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128с.
  33. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: просвещение, 1979. – 96 с.
  34. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.П.Суслов, С.М.Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 352 с.
  35. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для учащихся дошкольных отделений пед. училищ. – М.: Просвещение, 1976. – 240 с.
  36. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. – М. .: Академия, 2000. – 176 с.
  37. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. .: Просвещение, 1992. – 196с.
  38. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических занятий в обогащении двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста

Рекомендации по правильной  организации двигательной активности в детском саду и семье....

Картотека подвижных для обогащения двигательного опыта детей младшего возраста.

В картотеке подобраны игры для развития основных видов деятельности детей младшего дошкольного возраста....

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

В публикации представлены приемы работы по обогащению двигательного опыта детей, которые могут использовать воспитатели при организации самостоятельной деятельности малышей....

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. Не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной...

Воспитание двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста и совершенствование их двигательной активности

Воспитание двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста и совершенствование их двигательной активности...

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

В статье рассматривается проблема создания условий для развития самостоятельной двигательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста....

«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»

В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....