Квест-игра "Весенняя посевная"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Цель: Поддержать у детей интерес к подвижным играм народов, проживающих в Поволжье. Желание использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_vesennyaya_posevnaya.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Шевцова Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»,

город Новочебоксарск, Чувашская Республика

Квест - игра «Весенняя посевная»

(старший возраст)

Цель: Поддерживать у детей интерес к подвижным играм народов, проживающих в Поволжье. Желание использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной деятельности.

Задачи: Закреплять умения детей метать в горизонтальную цель, прыгать отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками, бегать не наталкиваясь друг на друга.

Развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции, самостоятельную творческую деятельность детей, ориентировку в пространстве, воображение, координацию речи с движением, общие речевые навыки.  

Воспитывать интерес и желание участвовать в народных играх, толерантность, уважительно относиться к партнерам по играм.

Актуальность: Стимулировать развитие физических качеств детей через игровые образовательные ситуации.

Действующие лица: педагоги в национальных костюмах.

Предварительная работа: рассказывание о весенних праздниках.

Пособия: конусы-ориентиры, флажки, «воротики» - мягкие модули или стойки, мячи, сюрпризный момент - наборы для огорода: совочки, лопаточки, грабли и т. д.

Ход: Вводная часть.

Дети входят в зал, где их встречают девушки в национальных костюмах.

Девушка Анюк: Сывлăх сунат︣ăп, здравствуйте, дети, меня зовут Анюк!

Акату́й, («праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту праздник Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

Чувашская народная игра «Картошка» («Çĕр улмилле»).

Одного из игроков выбирают водящим – картошкой. Остальные договариваются о том, какие действия по выращиванию картофеля (посадка, уход, сбор) они покажут водящему. Потом игроки подходят к картошке и показывают их. Водящий называют ту работу, которую показали игроки и ловит их. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут пойманы.

Правила игры. Игроки обговаривают, какие действия по выращиванию картофеля они покажут водящему, в стороне от него. Если водящий не сможет назвать работу, показанную игроками, то выбирают нового водящего.

Основная часть.

Девушка Анюк: Дети, вам понравилась игра? – Да! У меня для вас есть ещё одна чувашская игра «Силки», поиграем?

Чувашская народная игра «Силки» («Серепелле»).

Игроки образуют два круга и водят хоровод. Игроки внутреннего круга идут вправо, а внешнего  - влево. Игроков внутреннего круга на 2-3 человека меньше. Ведущий подаёт сигнал «Стоп!» и игроки останавливаются. Игроки внутреннего круга вбегают и выбегают из силков. По сигналу ведущего «Лови!», игроки внутреннего круга закрывают силки. Пойманные игроки встают в малый круг. Так продолжается до тех пор, пока количество игроков внутреннего круга не увеличится в 2 раза. Потом команды меняются ролями.

Правила игры. Игроки внутреннего круга закрывают силки, опустив руки вниз, только после сигнала «Лови!».

Хозяюшка Ануш: Салам лийже, здравствуйте, мальчики и девочки, меня зовут Ануш!

Агавайрем — древний земледельческий праздник, посвящён божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Им завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев. Агавайрем прежде считался одним из почитаемых и уважаемых марийцами календарных праздников и отмечался с большой торжественностью. Приуроченный к важнейшему этапу сельскохозяйственных работ — весеннему севу, праздник представлял собой сложный комплекс обрядов, пронизанный аграрной тематикой. Основными функциями обрядов были обеспечение своевременного посева зерновых, достижение плодородия земли и содействие росту растительности, обеспечение в будущем её обильного плодоношения.

Марийская народная игра-соревнование «Катание мяча» («Мече дене модмаш»).

Играющие договариваются, в каком порядке будут катить мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м о черты, за которой располагаются играющие, на другой «воротики» (ширина чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в «воротики». Если попадет, он получает одно очко и катит мяч ещё раз. Если же игрок промахивается и не попадает в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Хозяюшка Ануш: Какие, вы, меткие, мне с вами понравилось играть.

Хозяйка Ания: Исəмесəз, здравствуйте, друзья, меня зовут Ания!

Хыдырлез - древняя культура множества народов, так или иначе, связана со скотоводством и земледелием. Издавна у татар было в почёте ремесло пастуха. Скотоводческими традициями полон татарский праздник Хыдырлез, отмечающийся в начале мая. В давние времена это торжество особо почиталось и отмечалось, как правило, два-три дня.

Татарская народная игра-соревнование «Спутанные кони» («Тышаулы атлар»).

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией, напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Хозяйка Ания: Какие, вы, ребята, быстрые, вас не догнать!

Баба Аня: Здравствуйте, гости дорогие, все меня зовут баба Аня!

Красная горка - весенние обычаи и обряды были связаны с непосредственным проведением полевых работ. Сопровождавшие их магические приемы должны были способствовать лучшему произрастанию урожая и сохранения скота. Основными развлечениями молодежи были хороводы, игры, катания на качелях и каруселях, но основным их содержанием была тема возрождения земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названиям – «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т.п.

Русская народная игра «Вперёд четыре шага».

Участники игры становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя называемым движениям:

Вперёд четыре шага, назад четыре шага,

Ножками потопали, ручками похлопали.

Глазками помигали, а теперь попрыгали.

С каждым поворотом темп ускоряется. Игра повторяется.

Заключительная часть.

Русская народная хороводная игра «Весна, весна красная».

Весна, весна красная! Приди, весна                 Хоровод.

с радостью, с радостью, с радостью!

Со льном высоким,                Останавливаются, руки          вверх, встают на носочки.

С корнем глубоким,                Приседают, руки вниз.

С хлебом обильным.                Хоровод.        

Игра повторяется.

Девушки по очереди спрашивают про игры, праздники         и дарят детям наборы для огорода: совочки, лопаточки, грабли и т. д.                        

Дети: Спасибо!

Дети бодрым шагом уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

праздник национальный-перед посевной

Праздник проводится перед посевом урожая. Это старинный обычай татарского народа, приносить зерно соседям, радоваться, веселиться, чтобы урожай был хорошим в будущем.....