Консультация для педагогов "Спортивные соревнования в детском саду"
консультация по физкультуре

Шумихина Юлия Валерьевна

Значение спортивных праздников

Доминирующие задачи в спортивном празднике

Формы и методы организации спортивных праздников в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sportivnye_sorevnovaniya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Спортивные соревнования в детском саду».

Физкультурные мероприятия в детском саду - это всегда долгожданное событие для дошкольников, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде.

Значение:

  1. в увлекательной наглядно-практической форме развивается интерес ребенка к спорту и физическим упражнениям;
  2. совершенствуются движения;
  3. формируется мотивация здорового образа жизни;
  4. развиваются физические качества: быстрота, ловкость, выносливость, координация движений, закрепляется умение ориентироваться в пространстве;
  5. воспитываются такие черты характера, как дисциплинированность, коллективизм, уважительное отношение к соперникам;
  6. формируется чувство здоровой конкуренции.

Доминирующие задачи в празднике следующие:

  1. Формировать здоровый образ жизни.
  2. Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, личным достижениям, спортивным событиям нашей страны и всего мира.
  3. Позабавить детей, доставить им удовольствие.
  4. Продемонстрировать спортивные достижения.
  5. Воспитывать интерес к государственным праздникам.
  6. Формировать познавательную активность. Расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, биологии, литературы и т.д.

Соревнования могут проходить как часть:

  • физкультурного занятия;
  • спортивного праздника;
  • физкультурного досуга или развлечения.

Форма организации: эстафета 

Спортивные праздники проводятся:

  1. Средняя группа - 2 раза в год 30-40 минут
  2. Старший возраст – до 4 раз в год 40-50 минут (не более часа)

Спортивные досуги (развлечения) проводятся:

  1. Младшая и средняя группа - 1 раз в месяц 20-30 минут
  2. Старшая группа – 2 раза в месяц 30-35 минут
  3. Подготовительная группа – 2 раза в месяц 35-40 минут.

Спортивные праздники и развлечения не должны выпадать на тот день, когда есть физкультурное занятие.

Дети, начиная со среднего возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий и поведения.

Планирование и подготовка:

  1. Определить тему праздника и задачи.
  2. Выбрать дату и время.
  3. Место проведения - в спортивном зале, на спортивной площадке или участке ДОУ.
  4. Определить возраст, количество участников и гостей.
  5. Подготовить спортивный инвентарь.
  6. Обозначить порядок подведения итогов соревнований и награждения участников.
  7. Рационально распределить физическую нагрузку в разных видах деятельности, с учётом возрастных особенностей, уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей.

Недопустимо:

  • проводя отбор участников соревнований – брать только детей, показывающих лучшие результаты, желательно, чтобы участвовали все дети
  • допускать к соревнованиям детей, имеющих противопоказания к физическим нагрузкам (без разрешения врача)
  • при подготовке к соревнованиям увлекаться большим количеством повторов тренировок, игр соревновательного характера. Необходимо поддерживать живой интерес детей к мероприятию
  • при составлении эстафет зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге).
  • перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается физкультурных праздников с соревновательной направленностью. При любой форме организации физкультурного праздника дошкольников он должен быть настоящим праздником для детей.

В соревнованиях могут принимать участие дети одной группы или из нескольких групп детского сада, можно привлекать родителей, допускается участие детей из разных садов.

Обязательно:

  • Спортивная форма;
  • Эмблемы;
  • Красочное оформление зала
  • Музыкальное сопровождение

В соревнованиях важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:

  • заведующий ДОУ;
  • методист;
  • воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания);
  • активные родители, участвующие в жизни детского сада.

И разработать критерии оценки, учитывая:

  • скорость выполнения задания;
  • ловкость;
  • старательность ребят;
  • физические возможности каждого ребёнка;
  • честность в соблюдении правил;
  • уважительное отношение к соперникам.

Соревнования состоят из игр-эстафет, которые формируются из движений, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», т. е. выполнение их вполне доступно и интересно детям. Вместе с тем часто меняющееся расположение препятствий, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.

Детей увлекает разнообразие движений в соревнованиях - пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., их соревновательный характер. В процессе эстафет совершенствуются основные движения, ребенок овладевает новыми двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации.

Соревнования носят командный характер с правилами - команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. Они характеризуются совместной деятельностью детей в команде, направленной на достижение общей цели, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды, дети учатся согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

В эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:

  1. бег с метанием;
  2. бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
  3. бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
  4. бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
  5. бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
  6. бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
  7. бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
  8. бег змейкой между предметами;
  9. ходьба с перешагиванием предметов;
  10.  передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.

В эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:

  1. акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
  2. бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
  3. лазанье по канату (при движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);
  4. бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:

  1. постепенно увеличить количество препятствий в игре;
  2. изменить последовательность выполнения заданий;
  3. изменить способы выполнения задания;
  4. вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т.д.);
  5. менять величину и вес предметов;
  6. увеличить площадку для игр;
  7. усложнить правила;
  8. усложнить взаимоотношения между детьми (передвижение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);
  9. изменить вариант построения команд на площадке;
  10. изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);
  11. использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали, к середине одной из длинных сторон).

В каждой эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.

По двигательному содержанию праздники и спортивные досуги делятся следующим образом:

1. Комбинированные (сочетание разных видов упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).

2. На основе спортивных игр (чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу и т.д.).

3. На основе спортивных упражнений (катание на велосипеде, катание на самокате и т.д.).

4. На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует сложного инвентаря).

5. Интегрированные (наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).

Методика организации любого праздника или досуга – достаточно сложный процесс. При составлении плана сценария необходимо:

- обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузок;

- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие напряжения;

- чередовать массовые и индивидуальные задания;

- сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Структура праздника разнообразна и зависит от его вида. Условно ее можно разделить на три части.

Первая - вводная - часть начинается с торжественной части - выхода участников в зал или на физкультурную площадку, после чего следуют построение, сдача рапорта, приветствие заведующего детским садом. В начале праздника проводится перекличка, исполняется общая песня, в которой ярко выражена идейная направленность. Открытие завершается подъемом флага и парадом участников.

Вторая - основная — показательные выступления, состоящие из разных композиций общеразвивающих упражнений, которые выполняются детьми в разных построениях — колоннах, двух кругах (один внутри другого), квадратах, колонне или шеренге по диагонали, с различными предметами: разноцветными флажками, цветами, мячами, обручами.

Физкультурные номера чередуются с исполнением песен, танцевальных номеров, чтением стихотворений.

Основная часть праздника, направленная на решение его главной задачи, наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Важно предусмотреть участие в них каждого ребенка.

Поддержанию интереса, созданию хорошего праздничного настроения способствует включение в содержание праздника «сюрпризного» момента — неожиданное появление персонажа. Их общение с детьми и гостями праздника, участие в играх, соревнованиях, награждении победителей эстафет и соревнований оживляет праздник, привлекает внимание к происходящему, доставляет детям много веселья и радости, надолго остается в памяти.

Третья - заключительная - подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод, танцы, парад участников. Подведение итогов, награждение. Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности.

Ход праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение. Если праздник носит массовый характер, то у ведущего должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые помогут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Облегчить задачу хода праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.

Подводить итоги необходимо и по ходу, и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий может сам подвести итог и оценить физические и морально-волевые качества команд в целом и отдельных игроков. Предоставить слово жюри разумнее после двух-трех конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

         Хорошее впечатление от мероприятия создается при его правильном организационном завершении, подведении итогов, награждении участников.

Следует заранее продумать формы поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленные в соревнованиях и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем. Хорошо, если победителей награждают, принимая во внимание такие девизы, как «Выигрывают все – не проигрывает никто», «Главное не победа, а участие», «Побеждает дружба».

На празднике, где участвуют семейные команды, оценивается каждое соревнование, награждения могут быть произведены за победу, как в индивидуальных соревнованиях, так и за победу команды. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанным с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физической культуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

Консультация для родителей. Здоровье в детском саду

Простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других....

Консультация для родителей "Развлечения в детском саду"

Консультация для родителей о видах и формах развлечений в ДОУ, задачах и функциях, значении и роли в развитии ребенка идр....

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Соревнования между детскими садами

Сценарий спортивного развлчения между детьми старшего дошкольного возраста двух детских садов...