Картотека подвижных игр (младший, средний, старший дошкольный возраст)
картотека по физкультуре

Позднякова Екатерина Александровна

Описание подвижных игр для разных возрастных категорий дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_publikatsii.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр (младший, средний, старший дошкольный возраст)

1. Картотека подвижных игр (младшая группа)

«КОТ И МЫШИ»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место, говорит такие слова:

«Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел» и засыпает.

«Только котик засыпает, все мышата выбегают!»

 Правила:

1. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.

2. Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.

Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

«ПТИЧКИ И КОШКА»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Воспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Правила:

1. Кошка ловит птичек только в кругу.

2. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.

Правила:

1. По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.

2. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

«ПОЙМАЙ КОМАРА»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Правила:

1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

2. Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

«УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ»

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму.

«Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?»

 За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т. д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Правила:

1. Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Варианты: Включить запись голосов животных

«ЗАЙКА»

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге, в подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание: На  площадке(в зале) отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, (дети стоят в кругу)

Вот так, вот так, он ушами шевелит! ( шевелят кистями рук, подняв их к голове)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть ( хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать ( прыгают на 2 ногах на месте)

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! ( воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам)

Правила:

1. Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

«Птички в гнездышках»

Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание: дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это «гнездышки». По сигналу воспитателя все «птички» вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" дети возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

2. Картотека подвижных игр (средняя группа)

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Задачи: упражнять в беге с увертыванием.

Описание: участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

— Гуси-гуси!— Га-га-га.

— Есть хотите?— Да, да, да.

 —Ну, летите! ---  Нет, нет, нет! Серый волк под горой

    Не пускает на домой!

— Ну летите как хотите! Только крылья берегите!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила:

1.Гуси должны «лететь» по всей площадке.

2.Волк может ловить их только после слов: «Только крылья берегите

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» 

Задачи: приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Материал: грибы, ягоды, корзинки, маска медведя.

Описание: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

«ЛИСА В КУРЯТНИКЕ»  

Задачи: развивать у детей ловкость, умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются «куры»( дети стоят на скамейках). На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями.

По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила:

1. Только по сигналу «Лиса» дети убегают и прячутся в «курятник».

2. Ловить осторожно – касаясь рукой.

   Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. «Курам» взбираться на гимнастическую стенку.

«КОТЯТА И ЩЕНЯТА»

Задачи: развивать внимание, ловкость, умение действовать по сигналу.
Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке.

Описание: играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают котят, другие- щенят.

Котята находятся около гимнастической стенки, щенята- на другой стороне комнаты (в будках за скамейками, за лесенкой, поставленной на ребро)

Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На слова воспитателя «ЩЕНЯТА» вторая группа детей перелезают через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают «ав-ав-ав-ав!».

Котята мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Воспитатель всё время находится рядом.

Щенята возвращаются в свои домики, игра возобновляется.

 «ПОВАР И КОТЯТА»

Задачи: упражнять детей в различных видах ходьбы и бега, развивать быстроту реакции, сноровку, умение действовать по сигналу.

Описание: по считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает внутри обруча, шнура – «кухни». Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Правила:

1. Нельзя раньше времени забегать в круг.

2. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга.

3. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

 

«ЗАЙЦЫ И ВОЛК» 

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге.

Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый, на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит к себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

1. Зайцы выбегают при словах «Зайцы скачут…»

2. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы обегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

«БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ»

Задачи: упражнять в беге в различных направлениях, в умении быстро ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, находчивость, внимание.
    Описание: из числа игроков выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие — «зайцы». Они селятся в домах – кругах (из скакалок, сложенных кольцом, или можно воспользоваться обручами).  Важно: домиков должно быть на 2 меньше, чем участников, потому что один из них будет охотником, а другой – бездомным зайчиком. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

Правила:

1. Ловить можно только бегающего между домиками зайца.

2.Нельзя толкать игрока в момент осаливания.

3.Картотека подвижных игр (старшая группа)

 «СЛЕПАЯ КУРИЦА»

Задачи: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).

Описание: дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего.

Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.). Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.

 «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

Задачи: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).

Описание: воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

В дальнейшем можно предлагать детям такие игры попарно.

«ХИТРАЯ ЛИСА»

Задачи: развивать у детей выдержку, наблюдательность, упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесу очень хитрую  лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них «хитрая лиса», не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила:

1.Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие 3 раза хором спросят, и лиса скажет «Я здесь!»

2.Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

3. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

 «СОВЫ И ВОРОНЫ»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Описание: дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метров.  Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон»«Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба и т.д.

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

«СОВУШКА»

Задачи: упражнять детей в беге врассыпную по площадке, изображая птиц, совершенствовать умение действовать по сигналу и принимать статическое положение, развивать воображение, фантазию.

Описание: все играющие «птички», один ребёнок – «сова», которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

 Вариант: выбираются две совы.

«МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»

Задачи: упражнять в беге с увёртыванием, совершенствовать умение действовать по сигналу.

Описание: дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

Вариант: ловишка ловит детей за ленточки, прикреплённые сзади. У кого ленточку вытянул, тот считается пойманным.

«МЫШЕЛОВКА»

Описание: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг – “мышеловку”. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя «хлоп», стоящие по кругу опускают руки и приседают – мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными.

Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

«ДВА МОРОЗА»

Описание: на противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Расстояние между домами – 25 – 30 шагов (12 – 15 м). Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это – Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос. По сигналу воспитателя “ Начинайте!” оба Мороза говорят:

Мы два брата молодые, два Мороза удалые:

Я Мороз – Красный нос, я Мороз – Синий нос.

Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают Морозам:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После слова “мороз” все играющие перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Разморозить их могут не замороженные дети.

Перебежки повторяются 3 – 4 раза. После чего выбираются новые Морозы и игра возобновляется. В конце игры подытоживается, какая пара Морозов заморозила большее число играющих.

«ПУСТОЕ МЕСТО».

Задачи: совершенствовать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры,  развивать у детей выдержку, скорость реакции, ловкость, внимательность.

    Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Он идёт с внешней стороны круга и говорит:

 Я иду, иду, иду, и кого-то выберу!

Как дотронусь, убегу! Только выбрать не могу!

Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

Правила игры. 

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр будет полезна воспитателям и инструкторам по физической культуре...

картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

картотеки можно использовать в летний период...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, среднего, старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, среднего, старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шлепанки   Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Начинается игра с выбора водящего. Дети считают по порядку до пяти, пятый - водящий. Мож...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, среднего, старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К № 1 ОСЕНЬ «ЛИСТОПАД» Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме...

Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)

Перспективное планирование подвижных игр для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (3-7 лет)...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....