КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
картотека по физкультуре (младшая группа)

Рыбенко Ольга Владимировна

Утреннюю гимнастику неспроста называют ещё и зарядкой. Если в скором времени после пробуждения выполнить комплекс упражнений на все группы мышц, организм настроится на эффективную работу в течение всего дня. А если тренировка пройдёт под музыку и в увлекательной форме, то и настроение будет на подъёме! Гимнастика заряжает бодростью, энергией, чувством радости и удовлетворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_gimnastika_.docx412.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 1

«ПОЕЗДКА В ЛЕС»

Дети, сегодня мы с вами поедим в лес на поезде, садитесь все в вагончики, согнули руки в локтях (колёса стучат) и поехали:

Вот поезд наш мчится

Колёса стучат

А в поезде нашем

Ребята сидят

Чу-чу-чу, садитесь, прокачу.

Вот мы и приехали с вами в лес. Выходим все из вагонов. В лесу много деревьев стоят, солнышко спряталось, подул сильный ветер и деревья стали качаться.

 (Дети подняли руки вверх и качают ими из стороны в сторону) 4-5р

Ветер утих, выглянуло солнышко, жучки поползли по травке.

(Дети ползают) 10-15 сек

Жучки перевернулись, легли на спину, лапками задёргали.  

(Жуки барахтаются) 10-15 сек.

Посмотрите, зайки прыгают на лужайке, давайте попрыгаем как зайки,

 Дети прыгают: на лесной лужайке

Танцевали зайки

Вот какие зайки

Зайки – побегайки.

А вот у нас и «мишка косолапый» идёт.  Давайте пойдём все как мишка.

«Мишка косолапый  По лесу идёт

Шишки собирает  Песенки поёт

Шишка отскочила  Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился  И ногою топ!»

А в лесу ещё птички летают, крыльями машут, давайте полетаем как птички.  (Лёгкий бег по кругу, махи руками) 10 сек.

Птички кушать захотели, присели, стали клевать.  

(Присесть, стучать пальчиком по полу)

Поели и дальше полетели (Лёгкий бег по кругу, махи руками) 10 сек.

Ту-тууу!!! Поезд зовёт нас в обратную дорогу, закончилась наша прогулка по лесу. Давайте все дружно скажем:  «Здоровье в порядке.  Спасибо зарядке»

Садимся все в вагоны и едем в детский сад.

Вот поезд наш мчится

Колёса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Чу-чу-чу, садитесь, прокачу!

 Комплекс утренней гимнастики длится 4-5 минут.

         

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 2

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

1.  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину; хлопнуть перед лицом 8 раз под слова педагога:  Папа, мама, брат и я Вместе — дружная семья!

Отвести руки за спину. Повторить 3 раза.

2. Все вместе наклоняемся, Физкультурой занимаемся!

 И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. Папа большой, А я — маленький. Пусть я маленький, Зато — удаленький.

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

4. Прыгаем мы дружно, Это очень нужно! Кто же прыгнет выше — Мама или Миша?

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнить 6—8 подпрыгиваний; непродолжительная ходьба (5—6 сек). Повто рить 2 раза.

5. Носом воздух мы вдыхаем, Ртом мы воздух выдыхаем. Не страшна простуда нам, Нам не нужно к докторам!

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, вдох носом. Вер нуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Бегите к маме»

На площадке обозначаются две линии длиной 4—5 м. Линии располагаются напротив друг друга, расстояние между ними 3,5— 4 м. Обозначить линии можно цветными шнурами, мелом на асфальте или чертами на земле.

Дети встают за первую линию так, чтобы не мешать друг другу, педагог переходит на противоположную сторону площадки и встает за вторую линию лицом к детям. Педагог исполняет роль мамы. Педагог говорит детям: «Дети, бегите ко мне, бегите к маме. Все, все бегите!» Дети бегут, педагог приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда все дети соберутся за линией, педагог переходит снова на другую сторону площадки и вновь говорит: «Бегите ко мне, бегите к маме!»

В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой.

Примечание: Перед началом игры педагог напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Перед началом игры дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, он произносит текст и показывает движения, которые дети повторяют.

Кто живет у нас В квартире?      Шагают на месте.

Раз, два, три, четыре.

Будем мы сейчас считать —

Раз, два, три, четыре, пять!       Хлопают в ладоши.

Мама, папа, брат, сестра —

Сосчитаю всех едва!                 Выполняют «пружинку», руки на пояс.

Самый главный — это я,          Прикладывают руки к груди.

Вот и вся моя семья!                Поднимают  руки   вверх,

                                                   затем медленно опускают вниз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 3

«НАДО ЧИСТО УМЫВАТЬСЯ ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!»

Чтобы быть здоровым,                       Полотенцем растереться,

Чистым и красивым,                           Причесаться гребешком,

Нужно умываться                         В одежду чистую одеться

Белым нежным мылом!                 И в детский сад пойти потом!

1. «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 3 раза.

2. «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

3.«Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 4—5 раз.

4.«Мы — молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. По вторить 2—3 раза.

5. «Чтобы чистым быть всегда,   Людям всем нужна... (вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на вы дохе произнести «вода-а-а». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Пузырь»

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь,

Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»

Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.

Примечание. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.

 Игра малой подвижности «Хоровод»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми на чинает движение по кругу — хороводом, одновременно читая текст:

За руки друзей возьмем,                         А теперь нас ждет обед —

Хоровод наш заведем.                         Борщ, компот и винегрет.

Мы старались, умывались,                         А потом мы ляжем спать

Вытирались, причесались.                         На уютную кровать.

После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кладут руки под щечку ладонь на ладонь — «засыпают».

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 4

«ПЛАТОЧКИ»

Инвентарь: платочки (25x25 см) — в соответствии с количеством детей.

Купила мама нам платочки —                         Не будет горлышко болеть!

И для сына, и для дочки.                                 Сначала с ними мы играем,

Платочки надо нам надеть,—                         Потом на шейку надеваем!

1. И. п.: ноги слегка расставить, платочек в обеих руках у груди. Выпрямить руки вперед — показать платочек. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

2.  И. п.: ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках внизу. Наклониться и помахать платочком вправо-влево, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

3. И. п.: ноги слегка расставить, платочек в обеих руках внизу. Присесть, платочек вынести вперед. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

4. И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 8—10 прыжков на месте. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза в чередовании с ходьбой на месте.

5. «Подуем на платочки»   И. п.: ноги врозь, платочек в обеих руках внизу. Подняться на носки, сделать глубокий вдох носом; платочек вынести вперед, по дуть на платочек. Вернуться в и. п. Повторить 3— 4 раза.

Подвижная игра «Кто первый?»

Инвентарь: яркий платок (30x30 см).

Дети образуют круг; педагог находится в центре круга, в руках у него платок. Платок педагог держит за один из уголков. Дети поворачиваются и идут по кругу друг за другом, одновременно педагог читает текст:

Мы идем по кругу,                         Яркий, будто огонечек.

Дружно, друг за другом.                 Кому достанется платочек,

Вдруг увидели платочек,                 Кто первый взять его захочет?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Педагог встает между детьми и произносит:

Ваня {Аня), Лена (Леша), подойдите.                 По кругу за платочком,

Сейчас вы быстро побежите.                         Платочком-огонечком.

Пара детей, стоящих в кругу рядом с педагогом, по окончании слов бежит по внешнему кругу (один ребенок — в правую сторону, другой — в левую) к педагогу, стараясь быстрее добежать до платочка, который педагог поднимает на вытянутой вперед руке, и дотронуться до него. Игра повторяется.

Примечания. 1. Перед началом игры объяснить детям, что бежать необходимо аккуратно, смотреть вперед, чтобы не столкнуться с ребенком, бегущим навстречу. 2. Участок для игры необходимо очистить от камней, прутьев и т. д. 3. Роль ведущего по мере изучения правил игры можно передать ребенку.

Игра малой подвижности «Найди платочек»

Инвентарь: платочек (20x20 см), завязанный вокруг палочки (длина палочки 20—25 см).

Дети встают врассыпную рядом с педагогом. У педагога в руках платочек на палочке. По команде педагога дети закрывают глаза, в это время педагог в пределах игровой площадки прячет платочек, втыкает палочку с платочком в землю. Педагог приглашает детей пойти и найти платочек:    Платочек, дети, вы найдите   И мне платочек принесите!

Дети ходят по игровой площадке, ищут платочек. Кто из детей первым находит платочек, приносит его педагогу.  Примечание. Перед началом игры напомнить детям, что, когда они ищут платочек, надо ходить, а не бегать.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 5

«КРАСИВЫЕ САПОЖКИ»

Шагают дружно наши ножки,                 В них по лужам — тоже можно!

На них — красивые сапожки!                 Не промокнут в дождь сапожки,

Идут сапожки по дорожке,                 Сухими будут наши ножки!

1. «Шагают дружно наши ножки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

2. «Красивые сапожки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклониться, коснуться пальцами рук носков сапожек (по возможности), выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

3.«Крепкие сапожки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, кончиками пальцев постучать по носочкам сапожек, встать, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

4. «Прыгают ножки, скачут сапожки»  И. п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте с поворотом вокруг себя (2 раза в любую сторону) в чередовании с ходьбой. Повторить 2—3 раза.

5. «Напрыгались ножки, устали сапожки»  И. п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «устали». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Чок-чок, каблучок»

Дети встают врассыпную вокруг педагога.  Педагог читает текст:

Топ-топ, сапожок.                         За беседку и грибок

Чок-чок, каблучок.                 Прыг-скок, прыг-скок,

За деревья и кусток,                 Прячьтесь — и молчок!

После слов «и молчок!» дети прячутся на игровой площадке за любым предметом (беседка, деревья, домики и т.д.). Когда все дети спрячутся, педагог идет их искать. Через 1,5—2 минуты педагог говорит: «Как все хорошо спрятались, никого не могу найти. Дети, бегите ко мне!» Дети выходят из-за предметов, за которыми они прятались, и бегут к педагогу.

Примечания. 1. Дети бегут к педагогу только после слов «дети, бегите ко мне!» 2. Педагог меняет место, где он ждет бегущих к нему детей.

Игра малой подвижности «Ровным кругом»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Одновременно с началом чтения педагогом текста дети начинают движение хороводом в левую или правую сторону.

Ровным кругом в красивых сапожках                 Дружно шагаем, за шагом шаг.

Идем друг за другом по ровной дорожке.     Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!

После слов педагога «стой на месте» все останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. По окончании текста педагог показывает какое-либо движение, фигуру (приседание, наклоны, прыжки, «пружинка» и т. д.).

Примечание. Через несколько занятий можно пригласить кого-либо из детей показать движение, фигуру.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 6

«ВЕСЁЛАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»

Не скучно нам с тобой.

Будем крепкими и смелыми,

Ловкими и умелыми,

Здоровыми, красивыми,

Умными и сильными.

1. «Ладони к плечам»   И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки к плечам, пальцами рук коснуться плеч; руки вперед, ладони вверх, голову при поднять, руки опустить. Вернуться в и. п., сказать «вниз». Повторить 5 раз.

2. «Наклонись и выпрямись»   И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки прямые отвести назад — верх; выпрямиться, посмотреть вверх, потянуться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

3. «Птички»  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, изобразить пальцами рук, как птичка клюет, произнести «клю-клю-клю». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

4. «Мячики»  И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.

5. «Нам — весело!»   И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ве-се-ло». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Не опоздай!»

Инвентарь: разноцветные пластмассовые кубики (ребро 5— 7 см) — в соответствии с количеством детей.

Педагог на игровой площадке по кругу раскладывает кубики (вместо кубиков можно использовать погремушки, кольца от кольцеброса d=15—17 см). Педагог предлагает детям встать у любого понравившегося им кубика:

Ко мне, дети, подбегайте,  Себе кубик выбирайте.

За него скорей вставайте    И его запоминайте!

После того как дети выберут кубики и встанут за ними, педагог говорит:

По площадке разбегайтесь,   Словно птички, разлетайтесь.

Дети разбегаются по всей игровой площадке, подражая руками взмахам крыльев птиц. Через 30—40 секунд педагог подает сигнал «Не опоздай!» После сигнала дети бегут к кубикам, стараясь найти свой кубик.  Примечания. 1. Педагог следит за тем, чтобы дети дальше убегали от кубиков. 2. Напомнить, что бегать необходимо, не наталкиваясь друг на друга. 3. Поощрять помощь друг другу в поиске своего кубика, когда прозвучит сигнал «Не опоздай!»

Игра малой подвижности «Воздушный шар»

Дети образуют круг, берутся за руки. Вслед за педагогом, стоящим в кругу вместе с детьми, повторяют движения и действия в соответствии с текстом.

С мамой в магазин ходили,             Идут по кругу, взявшись за руки.

Шар воздушный там купили.

Будем шарик надувать,                   Останавливаются, поворачиваются лицом в центр   

Будем с шариком играть.                круга, держатся за руки, выполняют пружинку.

Шар воздушный, надувайся,          Идут назад маленькими шагами — надувают шар

Шар воздушный, раздувайся.

Надувайся большой                         Хлопают в ладоши.

Да не лопайся!

Шар воздушный улетел,                 Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны 

Да за дерево задел.                          в сторону. Руки ставят на пояс, медленно 

И... лопнул!                                     приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 7

«МЫ – СИЛЬНЫЕ»

Однажды наша Маша                         Кашу с маслом запила.

Варила дома кашу.                                Ешьте, дети, утром кашу,

Кашу сварила,                                 Будете как Маша наша:

В кашу масло положила.                         Здоровыми, сильными,

Молока налила,                                 Крепкими, красивыми!

1. «Крепкие руки»   И. п.: ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки с силой вытянуть вверх, кулачки не разжимать. Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

2. «Мы — сильные»   И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон — выдох. Повторить 4—5 раз.

3. «Крепкие ноги»   И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинка»). С третьего занятия предложить подниматься на носки. После 3—4-х движений отдых. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.

4. «Отдохнем»  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 3—4 раза потопать правой, потом левой ногой; сделать 6—8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

5. «Мы — молодцы»  И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Инвентарь: маска кошки, веревка (длина 4—5 м) или резинка для вдевания. На площадке для игры обозначается линия (длина 3,5—4 м). Дети встают за черту на некотором расстоянии друг от друга. Это — мыши, находящиеся в своем домике-норке. На противоположной стороне площадки между двумя деревьями педагог протягивает веревку на высоте 50—60 см от земли — это кладовая. Сбоку от играющих, примерно на равном расстоянии от домика мышей и от кладовой, находится «кошка» — педагог. Педагог-«кошка» говорит:

Напилась я молока, Спать прилягу я пока.

Мышей в кладовке не видать, Могу я сладко-сладко спать.

«Кошка» «засыпает», дети-«мыши» бегут в кладовую. Подбегая к кладовой, дети нагибаются, чтобы не задеть веревку и не упасть. В кладовой дети присаживаются на корточки и делают вид, что грызут продукты (сыр, печенье, сухари). «Кошка» просыпается, потягивается, произносит:

Как я сладко поспала. Кладовая-то цела?

Ох, мышей полна кладовка, Убегайте-ка, плутовки!

После этих слов «мыши» убегают в свой дом-норку («кошка» не ловит «мышей», а только делает вид, что хочет поймать их). Игра продолжается.   Примечания. 1. Педагог перед началом игры напоминает, что кладовая — это место для хранения различных продуктов. 2. «Мыши» бегут в кладовую только после слов «кошки» «могу я сладко-сладко спать». 3. «Мыши» бегут в свой домик-норку только после слов «кошки» «убегайте-ка, плутовки!» 4. Вместо веревки в целях безопасности можно использовать резинку. 5. После неоднократного повторения игры роль кошки исполняет ребенок, назначаемый на роль педагогом.

Игра малой подвижности «Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с детьми. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, вслед за ним движения и слова повторяют дети.

Котик к печке подошел,     Идут по кругу, взявшись за руки.

Котик к печке подошел.

Горшок каши он нашел,     Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.

Горшок каши там нашел,  

А на печке калачи,             Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в  

Ох, вкусны и горячи!          ладоши. Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.

Пироги в печи пекутся,

Они в руки не даются.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 8

«ЁЛКА-ЁЛОЧКА»

Елка, елочка,                         Дед Мороз под Новый год

Зеленые иголочки,                 Нам подарки принесет.

Золотые шарики,                         Дружно к елочке пойдем,

Яркие фонарики.                         Свои подарочки найдем.

1. «Колючие иголочки» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, пошевелить пальцами, сказать «колючие». Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

2. «Здоровается с нами елочка, машет лапами с иголочками»  И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая — назад. После 4—6 движений отдых. Приучать к большой амплитуде движений. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.

3. «Мы очень любим елочку»   И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед полукругом. Вернуться в и. п. Ноги не сгибать, при наклоне смотреть вперед. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

4. «Спрячемся под елочкой»   И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Присесть, опустить голову, руками обхватить колени, сказать «спрятались». Вернуться и. п., хорошо выпрямиться. Упражнение выполнять в умеренном темпе. Повторить 5 раз.

5. «Смолою пахнет елочка»  И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться и. п., на выдохе произнести «а-а-ах!» Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Лисица и птички»

Инвентарь: маска лисы, цветной шнур (длина шнура 4--5 м), елка.

На игровой площадке установлена для детских праздников живая елка. Дети врассыпную встают рядом с елкой — это птички. Одного ребенка педагог назначает на роль лисицы, надевает на него маску. Лисица прячется за елкой. На расстоянии 3—3,5 м от елки обозначается линия (цветным шнуром, цветной водой или флажка ми, кеглями) — это домик для птичек. Педагог произносит:

Вылетайте, птички,                         Летайте, летайте!

Птички-невелички,                         Ягоды и зернышки

Снегири и синички.                         Со снега подбирайте!

Дети-«птички» летают по игровой площадке — бегают, взмахивая руками, присаживаются на корточки — клюют ягоды и зернышки. После слов педагога:  «Ой, лиса бежит, беда,   Улетайте по домам!»   ребенок-«лиса» выбегает из-за елки и догоняет «птичек», которые улетают-убегают в свой домик, за линию. Того ребенка-«птичку», до кого «лиса» дотронется рукой, она уводит в свой дом — за елку. После двух повторений игры педагог назначает нового водящего.
Примечания. 1. Напомнить детям, что «птички» «улетают» в свой дом в прямом направлении, не толкая при беге друг друга. 2. Можно менять водящего при каждом повторении, тогда новым водящим-«лисой» становится оставленный в предыдущей игре ребенок.

Игра малой подвижности «Найдем Снегурочку»

Инвентарь: кукла, наряженная Снегурочкой (высота куклы 20-25 см)

Педагог до занятия прячет Снегурочку на игровой площадке. Детям предлагается найти Снегурочку, при этом педагог может помочь это сделать по определенным приметам (дерево, кустик, палочка...). Ребенок, нашедший куклу, приносит ее педагогу. Игра повторяется.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 9

«МАЛЕНЬКИЕ ПОВАРЯТА»

Инвентарь: деревянные ложки (длина 15 см), из расчета по 2 ложки на каждого ребенка.

Поварята, поварята,                         А потом гостей позвали,

Очень дружные ребята.                 Суп в тарелки разливали.

Дружно суп они сварили,                 Гости поварят хвалили,

Дружно ложки разложили.                 Им спасибо говорили.

1. «Ложки тук-тук»  И. п.: ноги слегка расставить, руки с ложками вниз. Руки через стороны вверх, постучать ложками друг о друга, сказать «тук-тук». Вернуться в и. п. Следить за движениями рук. Повторить 5 раз.

2. «Покажи и поиграй»  И. п.: ноги врозь, ложки у плеч. Поворот туловища, руки вперед; показать ложки, сказать «вот», спрятать руки за спину. Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Следить за движениями рук. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

3. «Наклонись»  И. п.: ноги врозь, ложки у груди, руки согнуты в локтях. На клон вперед и одновременно взмах ложек назад, выдох, смотреть вперед. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

4. «Справа, слева»  И. п.: ноги слегка расставить, ложки в стороны (вертикально). Присесть, коснуться земли справа (слева). Вернуться в и. п. Следить за ложками. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

5. «Ложки в стороны и вниз» И. п.: ноги врозь, руки с ложками вниз. Ложки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «вни-из». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Дети встают на игровой площадке врассыпную рядом с педагогом, они — солнечные зайчики. Педагог читает текст:

Солнышко на кухню заглянуло,                 Они пробежались по чашкам, по ложкам,

Деткам малым солнце улыбнулось.         По кастрюлям, тарелкам и поварешкам.

Словно легкие звонкие мячики,                 Вдруг... исчезли, улетели!

Полетели, побежали по кухне                 Мы догнать их не успели!

Веселые солнечные зайчики.

После слов педагога «мы догнать их не успели» дети разбегаются по всей игровой площадке, бегают, прыгают. По сигналу педагога «Солнечные зайчики, домой!» дети бегут обратно к педагогу. Когда педагог вновь произнесет «полетели, побежали солнечные зайчики!», игра повторяется.

Примечания. 1. Напомнить детям, что при беге нужно быть внимательными, необходимо уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться. 2. Педагог следит, чтобы дети — солнечные зайчики действовали по сигналу. 3. Педагог меняет свое местоположение, куда дети к нему возвращаются.

Игра малой подвижности «Самовар»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог становится в круг вместе с детьми. Педагог читает текст стихотворения, вместе с детьми выполняет движения.

Пыхтит на кухне самовар,           Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки.

Чух-чух, пых-пых.

А над ним вьется пар,                   Идут по кругу в обратном на правлении.

Чух-чух, пых-пых.

К самовару подойдем,                   Идут  маленькими   шагами   к центру круга.

Себе чаю мы нальем.

Вместе сядем все за стол,              Отходят назад, образуя широкий круг.

Выпьем чаю с пирогом.

А потом мы встанем в круг          Хлопают в ладоши.

Музыка зовет                              Танцуют. Попеременно выставляют вперед на пятку правую и   Всех друзей-малышей                    левую ногу, руки на поясе.

В дружный хоровод.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 10

«МЫ – ПУШИСТЫЕ КОМОЧКИ»

Мы — пушистые комочки,                 Любим мы играть,

Мамины сынки и дочки,                         Червячков копать.

Желтые цыплятки —                         Как домой вернемся с улицы,

Веселые ребятки.                                 Нас обнимет мама-курица.

1. «Цыплята»  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны; помахать ими — крылышки машут; опустить руки. Вернуться в и. п. Опускать руки медленно и говорить «пи, пи, пи». Повторить 4—5 раз.

2. «Цыплята пьют водичку»  И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки отвести назад, сказать «пьют». Вернуться в и. п. Голову приподнимать. Повторить 5 раз.

3. «Мы — пушистые комочки»  И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, руками об хватить колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

4. «Шалуны»  И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 2—3 — «пружинки»; 6—8 подпрыгиваний; 8—10 шагов со взмахом руками. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

5. «Цыплятам спать пора»  И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «спа-а-ать». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

На игровой площадке обозначается чертой, цветной водой или шнуром дом для цыплят и наседки. Дети изображают цыплят, а педагог — наседку. Цыплята и наседка находятся перед началом игры за чертой — в домике. Первой из дома выходит наседка, она идет искать корм. Через 5—10 секунд она поворачивается к цыплятам, приглашает их тоже поискать корм, червячков, крошки:

Милые ребятушки, Ко-ко-ко! Желтые цыпляточки, Ко-ко-ко!

Выходите вы гулять,  Крошки, червячков искать.

После слов педагога дети бегут к «наседке», вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки, ищут червячков. Педагог говорит:

Ой, лиса бежит, беда! Убегайте кто куда!

«Цыплята» бегут к своему домику, становятся за чертой. Игра повторяется.

Примечания. 1. По мере усвоения детьми правил игры можно ввести в игру водящего-«лису». 2. Напомнить детям, что при беге необходимо быть внимательными и аккуратными, чтобы не столкнуться друг с другом.

Игра малой подвижности «Где цыпленок?»

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-цыпленок (высота 12—15 см).

Педагог перед занятием прячет игрушку на игровой площадке. Дети врассыпную встают рядом с педагогом посередине площадки. Педагог говорит:

Цыпленок-комочек

Убежал от мамы-квочки.

Вы, ребята, помогите

Да цыпленочка найдите.

После слов педагога дети расходятся по всей площадке, внимательно ищут игрушку. Если дети затрудняются в поиске, педагог помогает им, указывая зрительные ориентиры (дерево, качели, предмет и т.д.). Ребенок, нашедший игрушку, приносит ее педагогу.

Примечание. Когда дети ищут игрушку, они должны ходить, а не бегать.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 11

«КОТЯТА»

У нашей Мурки есть котята —                         И молочко лакают.

Пушистые, веселые ребята.                         Очень любят детки котяток —

Прыгают, играют                                         Пушистых, веселых, игривых ребяток.

1. «Мягкие лапки» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину, сжать в кулачки. Руки вперед — «мягкие лапки»; разжать кулачки, пошевелить пальцами — «а в лапках — царапки». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

2. «Котята катают мячики» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Наклон вперед; выполнить 3— 4 взмаха руками вперед-назад, слегка пружиня колени. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

3. «Где же хвостики?» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Выполнять наклоны вправо и влево. Дыхание произвольное. Повторить по 3—4 раза в каждую сторону.

4. «Котята-попрыгунчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 2—3 «пружинки», б— 8 подпрыгиваний, 8—10 шагов. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

5. «Носики дышат» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «ды-ы-шат». По вторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Кот Васька»

Инвентарь: маска кота.

На игровой площадке цветной водой, шнуром или чертой на земле обозначается линия длиной 3,5—4 м. За нее встают дети. Ребенок, выбранный педагогом на роль кота, в маске ходит перед детьми на носочках, оглядывается то влево, то вправо, мяукает. Педагог в это время говорит:

Как у нашего кота                                 Глаза смелые,

Шубка очень хороша.                        Зубки белые.

Как у котика усы                                 Ходит Васька стороной

Удивительной красы,                         В теплой шубе меховой.

Ребенок-«кот» убегает в сторонку, садится на корточки, «засыпает». Педагог произносит:

Тише, дети, Васька спит,

Даже хвостик не дрожит.

Тихо к Ваське подойдем

(Дети подходят на цыпочках к коту),

Ему песенку споем:

— Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

«Кот» просыпается, поднимается, потягивается. Педагог говорит:

Васька глазки открывает

И детишек догоняет!

Водящий догоняет детей, они убегают от него за черту, в свой дом.

Примечания. 1. Сначала роль кота исполняет педагог, затем после нескольких повторений игры на эту роль выбирается ребенок. 2. Следить, чтобы при беге дети были внимательными друг к другу, не толкались, не пересекали дорогу рядом бегущему ребенку.

Игровое упражнение «Котенок»

Инвентарь: гибкий прут длиной 1—1,5 м. К концу прута привязана нитка или шнур длиной 0,5 м. К концу нитки привязан бантик (ширина 5—7 см, длина 12—15 см) из материала (кожзаменителя, картона и т. д.).

Педагог объясняет детям, что все они — шаловливые котятки, которые очень любят бегать, прыгать, играть. Малыши, как котята, подпрыгивают и пытаются достать бантик, который педагог держит на 10—15 см выше поднятых рук детей. Через 45—60 сек детям предлагается отдохнуть, походить по площадке непродолжительное время — 20—25 секунд. Затем игра повторяется вновь.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 12

«ГУЛИ-ГУЛЕНЬКИ»

К детям гуленьки прилетели,                 Вокруг нас в кружок вставайте,

Детям гуленьки песню спели: —                 В кругу место занимайте.

Детки малые, не шалите,                         Будем вокруг вас летать,

 Детки малые, подходите.                         Будем с вами мы играть.

1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

2. «Летают гули-гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, другая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.

3. «Гуленьки клюют крошки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

4. «Скачут-пляшут гуленьки» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.

5. «Улетели гуленьки» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,                         Воробушки да синички?

Тепло и радость принесла.                 Из гнезд скорее вылетайте,

Где же вы, маленькие птички —         Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички,                                 В гнездышки свои летите,

Воробушки да синички!                         Свои крылья опустите!

Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется. Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!                   Прилетели гуленьки.

Прилетели к нам гуленьки,                 Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:

Они стали ворковать,                         Ой, вы, гули, не воркуйте,

Ване спать не давать                         Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Первая гуля говорит: «Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит: «Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит: «Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 13

«ОЧЕНЬ МАМУ Я ЛЮБЛЮ»

Очень маму я люблю,                 Сегодня праздник – мамин день,

Ей цветочки подарю                 Нам маму поздравлять не лень!

Разные-разные                        - Будь, мамочка, красивой, Здоровой и счастливой!

Синие и красные.

1. «Нам в праздник весело» И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки через стороны вверх, хлопнуть, сказать «хлоп», руки за спину. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

2. «Очень маму я люблю» И. п.: ноги слегка расставить, руки в стороны. Обхватить плечи обеими руками, сказать «люблю». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. «Подарю цветочки маме» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вперед, ладони вверх, сказать «дарю». Вернуться в и. п., выпрямиться, по тянуться. Повторить 4—5 раз.

4. «Солнечные зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. 8—10 подпрыгиваний с хлопками. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза, чередуя с ходьбой. Заканчивая упражнение, продлить ходьбу.

5. «Весенний ветерок» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом, вернуться в и. п., на выдохе произнести «у-у-ух!» Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Найди платок»

Инвентарь: 3 прута (высота =1 м); 3 платка (25x25 см) зеленого, желтого и красного цветов; по 5 платочков (15x15 см) зеленого, желтого и красного цветов.

На игровой площадке по вершинам равностороннего треугольника (сторона 1—2 м) в землю втыкаются прутья с привязанными к ним платками (к каждому пруту привязывается один платок). Педагог делит детей на 3 команды и детям каждой из команд дает в руки платочки (зеленого, желтого или красного цвета). Каждая команда встает за прутом, к которому привязан платок такого же цвета. Педагог произносит слова:

Дети, вы гулять идите                         Маме от сына или дочки

Да платочки берегите!                         Подарим платочки!

Вечером домой придете,                            Будем мы пока играть,

Платочки мамам принесете!                 Бегать, прыгать и скакать!

После слов педагога «бегать, прыгать и скакать!» дети расходятся по всей игровой площадке, бегают, прыгают. По сигналу педагога «Найди платок» дети возвращаются обратно, находят прут с платком такого же цвета, как и платочек у них в руках.

Примечания. 1. Педагог следит, чтобы дети становились после бега за прутами соответствующего цвета. Если необходимо, указывает детям на их ошибки, помогает исправить их. 2. По мере усвоения правил игры можно менять пруты с платками местами. 3. Также можно менять платочки между командами детей. 4. Внимательно следить, чтобы дети при беге не толкались, уступали дорогу бегущему навстречу ребенку.

Игра малой подвижности «Весенние цветочки»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. По команде педагога дети начинают двигаться хороводом по кругу под чтение педагогом стихотворения:

Подул весенний ветерочек,

Раскрыл он нежные цветочки.

Цветочки ото сна проснулись

И прямо к солнцу потянулись.

Останавливаются, кружатся на месте под слова педагога:

И в танце легком закружились,

Потом листочки опустились.

(Присаживаются, руки вниз, голову к коленям)

Цветочкам спать уже пора.

У нас закончилась игра.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 14

«ЗАЙЧИКИ И БЕЛОЧКИ»

Зайчики и белочки,                                 Хвостик вниз — это два,

Мальчики и девочки,                         Лапки шире — три, четыре.

Стройтесь дружно по порядку,                 Прыгнем выше — это пять.

Начинаем мы зарядку!                         Все умеем выполнять!

Носик вверх — это раз,

1. «Одна лапка, другая»  И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

2.«Крепкие лапки» И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед; ладони на коле ни, сказать «крепкие», смотреть вперед; руки на пояс. Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

3. «Веселые белочки» И. п.: ноги врозь, руки полочкой перед грудью. Выполнить по два наклона вправо и влево. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить по 3 раза.

4. «Шаловливые зайчики» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. По вторить 2—3 раза.

5. «Мы — молодцы!» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п. На выдохе произнести «мо-лод-цы». По вторить 3—4 раза.

Подвижная игра «У медведя во бору»

На площадке для игры обозначается шнуром линия длиной 3,5—4 м, за которую встают дети. Напротив детей на расстоянии 3—4 м находится берлога, в которой спит медведь. Берлога медведя обозначается кружком или обручем. Педагог объясняет детям, что все они — грибники, которые при шли в лес с корзинами за грибами. Педагог говорит:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Во время произнесения педагогом текста дети маленькими шагами на цыпочках идут в сторону спящего медведя, имитируют собирание грибов и ягод — наклоняются за ними, делают вид, что срывают их и складывают в корзинки.

Когда педагог произнесет последние слова, «медведь», до сих пор «дремавший в берлоге», начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из «берлоги». Неожиданно «медведь» бежит за играющими и старается кого-то поймать. Дети убегают от «медведя» за линию.

Примечания. 1. «Медведем» выбирается наиболее активный ребенок, ему можно надеть на голову маску. 2. «Медведь» не пятнает детей, успевших перебежать через линию. 3. Медведь» выходит из «берлоги» только после произнесения последних слов зачина. 4. Дети в зависимости от поведения «медведя» могут не сразу бежать в свой дом, за линию, а немного подразнить его.

Игра малой подвижности «Маленькие зайки»

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Под чтение педагогом стихотворения дети хороводом идут по кругу:

Может, это — серый волк?

Как-то маленькие зайки                                 Он зубами щелк да щелк!

Днем гуляли по лужайке.                                 Вдруг сидит он за кустом,

Вдруг мелькнула чья-то тень,                         Серый волк с большим хвостом?

Зайки спрятались за пень.                         Зайки волка испугались,

Дети идут хороводом в другую сторону:         Прыг — из леса ускакали.

После последней фразы дети ставят руки на пояс, прыгают на двух ногах к центру круга, останавливаются там, приседают на корточки, показывают ушки (ставят ладони перпендикулярно макушке), шевелят ими вперед-назад.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 15

«САМОЛЁТЫ»

Бумажный легкий самолет                         Его мы сами сделали

Сейчас отправится в полет.                 Из бумаги белой.

На крыльях звездочки блестят,                 Его мы в небо запускаем.

В кабине огоньки горят.                         Высоко самолет летает!

1.«Крепкие крылья самолета» И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны; сделать несколько подниманий и опусканий; опуская, сказать «крепкие». Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.

2.«Заводим мотор самолета» И. п.: ноги врозь, кулачки у плеч. Поворот вправо; руки вперед, показать кулачки; вращать обоими кулачками в произвольных направлениях, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.

3.«Самолет взлетает высоко» И. п.: ноги слегка расставить, колени обхватить руками, голову наклонить к коленям. Встать, выпрямиться; подняться на носки; руки вверх, сказать «высоко». Вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

4. «Прыгаем, играем, как самолеты мы летаем» И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки в стороны; помахать. Вернуться в и. п. 4—6 подпрыгиваний, 4—6 шагов. Повторить 3 раза. Дыхание произвольное.

5.«Самолеты на посадку» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., выдох через рот. Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Поезд»

Педагог зрительными ориентирами (кегли, кубики и т. п.) обозначает площадку для игры размером 5x5 м. Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый ребенок, стоящий в колонне,— паровоз, остальные дети — вагоны. Педагог находится в центре игровой площадки, он говорит:

Тихо едет паровоз.                         Слышим мы со всех сторон

Нас он далеко повез.                 Стук колес и рельсов звон.

Дети начинают шагом двигаться вперед (без сцепления, не держась за пояс стоящего впереди игрока). Звучат слова педагога:

Поезд едет побыстрее, Деткам станет веселее!

Дети переходят на быструю ходьбу. Звучат слова педагога:

Поезд едет, поезд мчит,                 Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Он колесами стучит.                 Мчится поезд во весь дух.

Дети переходят на бег, бегут по краю игровой площадки друг за другом.

«Поезд подъезжает к станции», — говорит педагог. Все играющие постепенно замедляют шаг и останавливаются. После остановки рекомендуется сделать дыхательное упражнение (и. п.: ноги врозь, руки вниз; руки в стороны, подняться на носки, вдох носом; вернуться в и. п., выдох ртом).

Педагог вновь подает сигнал «тихо едет паровоз...», игра повторяется.

Примечания. 1. Педагог во время игры регулирует темп и продолжительность движения детей. 2. По мере освоения детьми игры вводится усложнение — когда поезд по сигналу педагога сделает остановку, играющие идут гулять: собирают шишки, ягоды, грибы... Услышав команду «Дети, торопитесь, В вагончики садитесь!» — дети бегут в заранее указанное педагогом место (к одной из сторон игровой площадки) и строятся в колонну. 3. В начале изучения игры дети  могут строиться в любом порядке, по мере освоения игры следует приучать запоминать свое место в колонне — находить свой вагончик.

Игра малой подвижности «Найди паровозик»

Инвентарь: игрушка-паровозик из пластмассы (высота — 10 см, ширина — 15 см).

Дети стоят врассыпную на игровой площадке рядом с педагогом. Педагог показывает игрушку детям, затем предлагает им от вернуться, сам в это время прячет игрушку. Педагог предлагает детям найти игрушку:

Плачут игрушки:                                         Найдем паровозик,

Пропал паровозик,                                         Мы постараемся для вас.

Не на чем в гости им ехать сейчас.                 Ну-ка, дети, поспешите,

Не плачьте, игрушки,                                 Паровозик вы найдите!

Дети ищут игрушку на участке для игры. Нашедший игрушку ребенок приносит ее педагогу. Игра повторяется.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 16

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ПОЛЯНКА»

По полянке в жаркий день                 Цветочки все разные —

Летом нам гулять не лень;                         Голубые, красные.

Свежим воздухом дышать                 Соберем букет большой,

И цветочки собирать.                         А потом пойдем домой.

1. «Цветочки качаются от ветерка»  И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи руками вперед-назад — дует ветерок; после 4—6 движений отдых — «ветерок спит». По вторить 3—4 раза. Дыхание произвольное.

2. «Цветочки тянутся к солнышку» И. п.: ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх; пошевелить пальцами. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

3.«Цветочки растут»  И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Присесть, руки вниз — «маленькие цветочки»; встать. Вернуться в и. п., выпрямиться, приподнять голову — «цветочки растут». Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

4. «Дождик на цветочки кап-кап-кап»  И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний — «сильный дождик»; 8—10 шагов — «дождик кончается». Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—

5. «Соберем букет большой» И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «большой». Повторить 3—4 раза.

Подвижная игра «Найди свой цветок»

Инвентарь: 3 малых обруча (d=50 см) красного, желтого и си него цвета. Педагог зрительными ориентирами — линиями, кеглями, кубиками — обозначает площадку для игры (5x5 или 6x6 м). На площадке, в разных ее углах, педагог кладет по одному обручу — это цветы. Взрослый делит детей на 3 команды, команды встают у указанного педагогом обруча-цветка,  берутся за руки. Звучат слова педагога:

Вот полянка! Что за диво!                         Разноцветных лепестков!

Здесь чудесно и красиво!                                 Будем с ними веселиться,

Много разных здесь цветов,                         Бегать, прыгать и кружиться.

Дети отходят от обручей-цветов, бегают, прыгают, кружатся на месте на игровой площадке. По команде педагога «Раз-два-три — Цветок свой найди!» дети бегут к своим цветам, встают вокруг обручей, берутся за руки. Игра повторяется.

Примечания. 1. Следить, чтобы дети вставали после команды «Цветок свой найди!» четко за указанные педагогом обручи-цветы, чтобы учились находить свой цвет. 2. По мере освоения детьми игры педагог может менять местоположение обручей. 3. В качестве усложнения можно предложить детям становиться вокруг обручей в определенном порядке, запоминать свое место.

Игра малой подвижности «Где растет колокольчик?»

Инвентарь: цветок-колокольчик из пластмассы или картона (высота 15 см). Педагог заранее перед занятием прячет цветок (втыкает его в землю) на игровой площадке. Дети встают врассыпную около педагога. Педагог говорит детям, что на полянке растет много красивых цветов, а найти им надо колокольчик:

Колокольчик где растет?                         По полянке вы ходите,

Кто скорей его найдет?                                 Колокольчик вы ищите!

Дети расходятся по всей площадке, ищут цветок. Ребенок, на шедший колокольчик первым, приносит его педагогу.

Примечания. 1. Педагог перед прогулкой в группе показывает детям цветок. 2. По мере необходимости педагог помогает детям найти колокольчик («Посмотрите за деревом, за скамейкой и т. п.»).

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 17

«НА РЕЧКЕ»

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пойдём на речку купаться. Стройтесь друг за другом. Отправляемся в путь!

 1 Ходьба обычная.

- Солнышко проснулось, светит высоко, поднялись на носочки, побежали легко.

 2 Лёгкий бег на носках.

 - А сейчас мы с вами поедем на лошадке.

 3 Ходьба с высоким подниманием колена.

- На лошадке ехали, до угла доехали. На лошадке, на лошадке покататься я хочу. Сяду, сяду на лошадку, на лошадке покачу! Цок, цок, цок, цок.

 А сейчас сели на машину, налили бензину и быстро поехали!

 4 Бег обычный.

 - Машина, машина, едет, гудит. В машине, в машине шофёр сидит.

 - А теперь поехали медленно на машине.

 5 Ходьба обычная.

 - На машине ехали, до реки доехали… стоп!

 Дети останавливаются.

1.  - Покажите, как вы будете плавать, махи руками надо делать широкие, от груди в стороны. Посмотрите на меня… .А теперь встали как я и поплыли.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить, руки у груди. Махи руками от груди в стороны. 5 – 6 раз.

2.  - А сейчас мы с вами будем камушки в воду бросать. Встали как я. , присели, взяли камушек, встали, замахнулись и бросили камушек в воду. (Затем другой рукой.)

И. п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. 5 раз.

3.  - Посидим на берегу, пошлёпаем ножками по воде. Садитесь как я, упритесь руками и будем поднимать брызги!

И. п. - сидя, руки в упоре сзади. Поочерёдное поднимание ног. 5 раз.

4.  - Давайте побрызгаем друг на друга водичкой. Ножки по шире раздвиньте, наклонитесь пониже, зачерпните водичку и побрызгайте ей. 

И. п. - сидя, ноги врозь. Наклоны вперёд с вытягиванием рук вперёд. 5 раз.

5.  - А теперь мы будем загорать. Легли на спину, подняли вверх ручки и ножки и помахали солнышку. 

И. п. - лёжа на спине. Поднять вверх руки и ноги. Махи руками и ногами.

6.  - Давайте попрыгаем по водичке. Встали как я и прыгаем. 

И. п. - стоя, ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте на двух ногах 2 -3 раза в чередовании с ходьбой на месте.

 Упражнение на дыхание «Погреемся».- Солнышко спряталось и стало холодно. Давайте погреемся.

 И. п. - Стоя, ноги слегка расставлены. Разводя прямые руки в стороны, делать глубокий вдох. На выдохе обхватить себя руками, произнести: «Ух! ». 5 раз.

 - Ну, вот согрелись, можно возвращаться в детский сад, в группу.

 

Спокойная ходьба по кругу.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА № 18

«ЗАЙЧИК»

У косого нет берлоги,                         От врагов спасают ноги,

Не нужна ему нора.                         А от голода – кора. (Зайчик.)

 К нам сегодня в гости пришел зайчик. А это зайчик не простой, а волшебный. Он пришел к нам для того, чтобы мы все тоже стали зайчиками. Вы хотите быть зайчиками?

Повернулись, повернулись И в зайчаток обернулись.         Дети кружатся на месте

Какие длинные ушки у зайки! А где наши длинные ушки? Дети вытягивают руки вверх и говорят: «Вот!».

Ребятки, посмотрите, зайка наш только что проснулся, открыл глазки, улыбнулся. Сейчас мы с вами умоемся вместе с зайчиком.  

Зайка серый умывается,                         Вымыл ухо,

Видно в гости собирается.                         Вытер сухо.

Вымыл хвостик,                                 Дети имитируют умывание

 – Ребятки, давайте помаршируем и поучим зайку. Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышел зайчик погулять.

 Начал ветер утихать.                        Ходьба друг за другом по залу         

Зайчик на носочки встал,

 Побыстрее зашагал.                        Ходьба по залу друг за другом        

Вот он поскакал по склону,

 Забежал он в лес зеленый.                Прыжки на месте        

Зайка маленький устал.

 Хочет спрятаться в кустах.                Переход на ходьбу        

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы!                Присесть         

Зайки серые сидят

Ушки длинные торчат                 Показывают ушки руками

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

 Ушки на макушке.

 Зайцы лиску увидали,

 Друг за другом побежали                 Бег друг за другом

 Прячьтесь, прячьтесь, зайки

 Зайки-побегайки                        Дети сидят в кружке

Зайки скачут на лужайке.

Вдруг в лесу мелькнула тень,                 Прыжки на двух ногах

Зайки спрятались за пень                 Присесть

На носочки подтянись –                 Потянуться вверх

Серый зайка, оглянись:                 Повороты головы влево-вправо

Не сидит ли под кустом

Серый волк с большим хвостом?         

Ну-ка, зайка, поскачи,                 Прыжки на месте на двух ногах

Лапкой, лапкой постучи.

Ты на травку упади, упади,                 Приседают, стучат рукой об пол.

Полежи и отдохни.                          Ложатся на коврик и гладят себе животики.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!                 Прыжки на месте

Быстро к елочке беги                         Дети бегут врассыпную по залу.

И скорей назад скачи.        

Дыхательная гимнастика  «Пузыри» 

Зайка будет отдыхать

И поучится дышать.

Зайка любит поиграть,

Будет пузыри пускать.

Дети вдыхают воздух через рот и выдыхают, словно надувают воздушный шарик. Упражнение повторить 2 раза.

Повернулись, повернулись. И в ребяток обернулись.          Дети кружатся на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений утренней гимнастики вторая младшая группа

Комплекс упражнений утренней гимнастики вторая младшая группа...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей второй младшей группы...

Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, состоящая из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ФЛАЖКАМИ.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ФЛАЖКАМИ.- построение в колонну;- ходьба обычная;- ходьба на носках;- ходьба обычная;- ходьба приставным шагом в сторону /влево, вправо/;- ход...

Картотека комплексов упражнений утренней гимнастики

Картотека комплексов упражнений утренней гимнастики...

комплекс упражнений утренней гимнастики по неделям

Утренняя гимнастика для детей старшей группы...