"Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности".
консультация по физкультуре

Татьяна Васильевна Филимонова

Воспитание у дошкольников самостоятельности, которая является организованностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»

        Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности – самостоятельности.

       Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.

      Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.

      Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.

Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:

стадия целеполагания – на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;

стадия поиска средств реализации цели, настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.

      В развитии самостоятельности принципиально важным является то, что взрослый не подсказывает ребенку то, что он может выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видят возможность их применения в жизненных ситуациях.

      Организация самостоятельной двигательной деятельности детей требует создания спортивного уголка «Физкультурник», который оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»).

Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» является:

гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка;

целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности;

расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности;

создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.

      На занятиях физическими упражнениями нужно придерживаться следующих требований: использовать игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включать выполнение упражнений в парах, тройках; создавать ситуации планирования ребенком своей деятельности.

Результат: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.

Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений.

Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.

Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе в процессе НОД по физической культуре

Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности. Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Ребенок, более чем кто-либо другой стремится проявить свое «Я», утвердится в своих знаниях и умениях, убеждая взрослого, что может сделать, что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят свое поведение.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.

Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

Умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

Умение осознано действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

Умение осознано действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельность;

Умение переносить известные способы действий, полученные на занятиях и в свободной деятельности.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Организация самостоятельной деятельности – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом, в том числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочие знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения.

Воспитание самостоятельности у дошкольников, не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления творчества и самостоятельности.

Основным субъектом педагогического руководства является воспитатель. Это он планирует и организует работу по воспитанию у детей самостоятельности, обучает их необходимым умениям и навыкам, постоянно отслеживает динамику их изменений.

Педагог является главным субъектом воспитания, создает условия для организации разнообразной, свободной , самостоятельной деятельности ребенка, формирует у них желание проявлять активность и инициативность в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Активизируя «самостоятельную» деятельность детей, педагог на начальных этапах приобретения детьми навыков самостоятельности и инициативы используют показ и объяснение, привлекает внимание детей к отдельным деталям , рекомендует приемы и способы работы.

Помимо организованных видов двигательной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Организация правильного руководства самостоятельной деятельностью детей в значительной мере влияют на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствия.

При планировании самостоятельной деятельности педагог должен позаботится о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

При организации самостоятельной деятельности старших дошкольников необходимо использовать личностно-индивидуальный подход. У детей с высоким уровнем двигательной активности преобладают игры и упражнения высокой степени интенсивности (бег наперегонки, прыжки, игры с элементами спорта), которые составляют более 70% всего времени самостоятельной деятельности детей.

У детей с низким уровнем двигательной активности преобладают игры низкой степени интенсивности(сюжетно-ролевые игры, игры с песком, со снегом, с кольцебросом, городки…), которые составляют около 70% всего времени самостоятельной деятельности детей на прогулке. Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как испытывают неуверенность в своих действиях.

Для детей со средним (оптимальным) уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организационной двигательной деятельности.

Оптимальной особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему.

Старшим дошкольникам понятна смысловая сторона движения. Общепедагогической задачей становится развитие двигательной инициативы и самостоятельности.

Важным условием активизации самостоятельности ребенка является поощрение в сочетании с пояснением его достижений и ошибок.

Предоставляя самостоятельность и возможность проявить инициативу, педагог создает стимул в виде положительного эмоционального отношения, способствует ответственному выполнению задачи.

Очень важно помнить, что любая деятельность ребенка в процессе воспитания самостоятельности должна быть, им создана и свободна.

И ученые – педагоги Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова совершенно справедливо утверждают и пишут об этом, что необходимо уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества. Поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колокольчик»

Консультация для педагогов

«Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»

                                         

                                                   Подготовила: Филимонова Т.В.

                                                инструктор по физической культуре

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учеб...

Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Материал для педсовета по экологическому воспитанию (презентация)...

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.

Одна из задач трудового воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказыва...

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности

Данный материал основан на оопыте работы по теме; "Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в процессе продуктивной деятельности"....

Консультация для педагогов "Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию

Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию в настоящее время является актуальным, так как педагогам трудно перестрои...