Речевое развитие и плавание в младшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Сухорукова Юлия Петровна

Плавание и еговлияние на процесс развития речи. Стихотворное сопровождение занятий по плаванию в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие и плавание в младшем дошкольном возрасте!

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9b1c12a0d36469b8992f6bcbc8f0c006-l&n=13

И

https://image.freepik.com/free-vector/child-swimming_61841-6.jpg

Что может быть общего у речи и плавания ребенка? Оказывается плавание положительно влияет на процесс развития речи. Да и не только речи, но и умственное развитие в целом.

Мы сами не представляем, насколько все в нашем организме связано. И физическое развитие непосредственно влияет на умственное.

Касаемо речи, то на нее влияет:

1. Умение правильно дышать;

2. Мышцы спины;

3. Мышцы шеи;

4. Мышцы лица.

И все эти зоны помогает прорабатывать и приводить в порядок плавание.

  • Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.
  • Усиление мышц, используемых в речевом производстве. Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.
  • Устранение психологических препятствий. Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Около половины детей, проходящих логопедическое лечение, оказывают значительное сопротивление терапевту. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается. В воде ребенок лучше отрабатывает осознание, силу и подвижность речевых мышц.
  • Лучшая фокусировка и концентрация внимания. Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство. Окружающая среда также очень мотивирует и усиливает развитие языковых и познавательных навыков.
  • Возможности для развлечения и социализации в воде: Акватерапия и бассейн воспринимаются детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для пения песен, проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.

На занятиях в бассейне я использую следующие приемы речевого развития:

  • Стихотворное  сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

Здравствуй, синяя вода!

Рады мы тебе всегда.

Ты нас ласково прими,

Нежно, нежно обними. ( Дети поглаживают воду руками)

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся. ( Дети умываются)

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. ( Дети умываются)

Зайка начал умываться, ( Дети умываются)
Видно, в гости он собрался,
Вымыл ротик, (Опускаем губы в воду)
Вымыл носик,(Опускаем носик в воду)
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

 (Начинаем с правой щечки)  

Ах, вода- вода-вода!

Будем чистыми всегда!

Щечкой правой,

Щечкой левой!

Будет чистым наше тело!    (Гладим щечкой водичку в одну и в другую сторону)

 

Тик – так, тик – так

Все часы идут вот так!

Налево – раз,

Направо – два

Мы тоже можем делать так,

Тик- так, тик- так. (Гладим щечкой водичку в одну и в другую сторону)

Тёплый дождик лил да лил,

 Дело делал, не шалил:

 Вымыл крышу у скворечни,

Вымыл ягоды-черешни…

Протянули мы ладошки,

Дождик их помыл немножко. (Поливаем из лейки или ведерка наголову детям)

С неба дождик вдруг полил,

Моё платье намочил…

Разве дождик виноват,

Что немножко сыроват?.. (Поливаем из лейки или ведерка наголову детям)

Все ругают дождик,

А ему обидно:

Он же так старался!

Разве вам не видно?

Вымыл все дорожки,

Крыши и машины,

 Парки, стадионы,

Окна и витрины.

Стало всё блестящим

И таким красивым!

Но никто за это

Не сказал: «Спасибо».

Вот, и плачет дождик,

Моросит уныло –

Он же так старался

Добрым быть и милым! (Поливаем из лейки или ведерка наголову детям)



На полянке вертолет

Собирается в полет,

 Ветер-ветер налетел                ( крутим ручками)        

И пропеллер завертел.

Вертолеты загудели,

Зашумели и запели:

  «У-У-У- по небу я лечу!»      ( кружим в одну и 

  «У-У-У- по небу я лечу!»        в другую сторону)

Три веселых кенгуру

Взяли в лапы по шару.

Скачут вдоль большой реки,

Ищут страуса КИ-КИ!

А у страуса КИ-КИ

Ноги оооочень высоки!

Он и в холод и в жару нам поет про кенгуру! (Двигаясь  по кругу)

Мы зеленые лягушки ква-ква-ква-ква,

Две веселые подружки ква-ква-ква-ква.

Можем прыгать целый день

Это делать нам не лень!

Можем целый день скакать

И ни сколько не устать! (Двигаясь  по кругу)

Игры-хороводы

Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три!

А потом пойдем налево, раз, два, три!

А потом мы соберемся, раз, два, три!

А потом мы разойдемся, раз, два, три!

А потом вокруг себя мы повернемся, раз, два, три!

И в другую сторону развернемся, раз, два, три!

Еле-еле, еле-еле
закружились карусели,
А потом, потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

После этого темп движения постепенно замедляется.

Тише, тише, не кружите,
Карусель остановите.
Все останавливаются.
Раз-два, раз-два.

На счет раз поднимают руки вверх, на счет два — опускают вниз.

Закружилась голова!

«Стишок – прощание»:

Мы немножко поиграли, посмеялись, поплясали,

А теперь пришла пора

Всем сказать:

Пока-пока! (машем ручками друг другу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами логоритмики"

Цель проекта: Формирование речи детей раннего и младшего дошкольного возраста путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом....

Игры для развития и обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста

В работе инструктора по физической культуре, который проводит образовательную деятельность в бассейне, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста.Чтобы зан...

Методическая шкатулка. Семинар "Инновационные технологии в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Инновационная деятельность является вкладом в развитие гармонически развитой личности - это наше будущее....

Особенности речевого развития детей в период младшего дошкольного возраста

В данной статье описывается один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз - "кризис 3-х лет" ), пути его разрешения. А также приводятся примеры н...

ИНДИКАТОРЫ НОРМАТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Речь –умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в ...