Подвижные игры
картотека по физкультуре (младшая группа)

Медведева Елена Геннадьевна

Картотека одвижных игр для младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Дети встают в круг. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

«Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

   Зайка беленький сидит 

   И ушами шевелит.                           Надо лапочки погреть.

   Вот так, вот так                                Зайке холодно стоять,

   Он ушами шевелит.                         Надо зайке поскакать. 

   Зайке холодно сидеть,                     Скок-скок, скок-скок,

   Надо лапочки погреть                      Мишка зайку испугал, 

   Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,                   Зайка прыг и ускакал. 

Дети убегают на свои места.

«Самолёты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

«Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«Поезд»

Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

«Лохматый пёс»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь.

«Догони меня»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. Дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке, (Идти шагом.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, (Прыгать на двух ногах с

продвижением вперёд.)

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! (Присесть на корточки. подняться.)

Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место.

«Курочка и цыплята»

Цель: выполнять имитационные движения по сигналу воспитателя, звукоподражания голосу птиц.

Указания взрослого:

- Я буду мамой курочкой. А вы мои цыплятки. Внимательно меня слушайте и выполняйте все, что я скажу.

                 Вышла курочка гулять,

                 Свежей травки пощипать.

                 А за ней ребятки (идут гурьбой за воспитателем)

                 Желтые цыплятки.

                 Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

                 Не ходите далеко.

                 

                 

                 Лапками гребите,

                 Зернышки ищите. (имитируют все движения по тексту)

                 Съели толстого жука,

                 Дождевого червяка,

                 Выпили водицы,

                 Полное корытце.

                 Ты побегай поищи.

                 Только дождик вдруг польет –

                 Нам намочит гребешок.

                 Мама курочка зовет,

                 Всех под крылышко берет.

                 Кап-кап-кап.  ( Детки бегут к воспитателю)

«Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

«Найди свой домик»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи – домики (изготовленные из картона). По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой домик!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти свой домик. Игра повторяется.

«Мыши и кот»

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках». На противоположной стороне площадки сидит «кот», роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места). Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе и снова засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает.

«Трамвай»

Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание. Дети становятся парами в колонну, держа друг друга за руку. Это «трамваи». Воспитатель стоит в одном из углов площадки, держа в руках три флажка: жёлтый, зелёный, красный. Воспитатель поднимает зелёный флажок – и «трамвай» едет: дети бегут. Если воспитатель поднимает жёлтый или красный флажок, «трамвай» замедляет ход и останавливается. Если детей в группе много, можно составить 2 трамвая. Сюжет игры может быть более развёрнутым: во время остановок одни «пассажиры» выходят из «трамвая», другие входят.

«У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Описание. Один участник - «медведь». «Медведь» стоит с одной стороны площадки, остальные – с другой, за линией (домиком). Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

                  У медведя во бору

                  Грибы, ягоды беру.

                  А медведь не спит,

                  И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

«Гуси – лебеди»

Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Описание. Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».

Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. 

«Солнышко и дождик»

Цель: производить действия по сигналу воспитателя.

Описание. Дети встают по кругу.
  Смотрит солнышко в окошко,
(идут по кругу)
  Светит в нашу комнатку.
  Мы захлопаем в ладоши,
(хлопают стоя на месте)
  Очень рады солнышку.
  Топ-топ-топ-топ!
(ритмично притопывают на месте)
  Топ-топ-топ-топ!

   Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (ритмично хлопают в ладоши)
  Хлоп-хлоп-хлоп!
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

«Снежинки»

Цель: согласовывать движения с текстом стихотворения.

Описание.  Воспитатель напоминает, что снег очень  легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Дети двигаются согласно тексту:

             На полянку, на лужок              Но подул вдруг ветерок –

             Тихо падает снежок,                Закружился наш снежок.

             Падают снежинки,                   Кружатся снежинки,

             Белые пушинки.                       Белые пушинки.

             Полетели, понеслись

             И на землю улеглись.

(Дети медленно выбегают, кружатся и приседают.)

             Тихо спят снежинки,

             Белые пушинки.

                            

                            

«Дует ветер нам в лицо»

Цель: учить выполнять действия в соответствии с текстом, развивать слуховое внимание.

Описание. Дети делают движения соответственно тексту стихотворения.

Дует ветер нам в лицо (дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (дети качают руками)

Ветерок все тише, тише, тише… (дети приседают)

Деревцо все выше, выше! (дети встают на носочки, тянутся вверх)

«Лягушки»

Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о лягушках. Упражнять в прыжках на месте, в беге врассыпную.

Описание. Воспитатель говорит слова, дети двигаются соответственно.

   Вот лягушки по дорожке (прыжки на двух ногах)

   Скачут, вытянувши ножки.

Воспитатель хлопает в ладоши, пугает лягушек.

   Ква-ква, ква-ква-ква!         (дети разбегаются)

   Скачут, вытянувши ножки.

«Птицы и автомобиль»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Описание. Воспитатель говорит слова:

  Прилетали птички,   (дети – птички «летают» и прыгают)

  Птички-невелички,

  Весело скакали, (садятся на корточки, стучат пальчиками об пол)

   Зернышки клевали.                                                    

По сигналу воспитателя «едет автомобиль» дети встают и разбегаются. «Автомобиль» (один из участников) старается поймать птичек. Птички убегают в домик.


«Кот и мыши»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Развивать ходьбу, бег, внимание.

Описание. Воспитатель говорит слова. Один из участников «кот», остальные – «мыши».

  Тише мыши не шумите. (дети-мыши водят хоровод)

  Кота Фильку не будите. (кот спит в центре круга)                             Вот проснется Филька кот.        

  Разобьет ваш хоровод. (мыши хлопают в ладоши, кот просыпается, мяукает)

    Мыши убегают, кот их ловит.

«Лошадки»

Цель: Развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о лошадях, подрожать движениям звукам, которые издают лошади. Упражнять в беге.

Описание. Скакать как лошадки и останавливаться по сигналу. Подрожать лошадкам и кучерам. Воспитатель читает детям стихи, после дети скачут как лошадки.

          Я люблю свою лошадку.

          Причешу ей шерстку гладко,

          Гребешком приглажу хвостик

          И верхом поеду в гости.

«Цветные автомобили»

Цель: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях. Закреплять знание цветов.

Описание. По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

«Огуречик, огуречик»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Описание. На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к воспитателю прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

       Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
      Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям

«Поймай комара»

Цель: упражнять детей в подпрыгивании на месте.

Описание. Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут с привязанным на шнуре картонным комаром. Воспитатель проводит прутом окружность (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал!» Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

«Бегите ко мне!»

Цель:  Учить  детей  действовать  по  сигналу.  Упражнять  в  ходьбе  и  беге  в  прямом направлении.

Описание. Дети сидят на стульях, поставленных у  одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит  «бегите  ко  мне!»  На  слова  воспитателя  «Бегите  домой!»  дети  садятся  на стульчики и отдыхают.

«Ровным кругом»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей;

Описание. Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

   Ровным кругом

   Друг за другом

   Мы идем за шагом шаг,

   Стой на месте!

   Дружно вместе

   Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

«Ходит Ваня»

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу. 

Описание. Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова.

   Ходит Ваня. ходит Ваня

   Ищет Ваня, ищет Ваня,

   Для себя дружочка

   Нашел Ваня. Нашел Ваня

   Для себя дружочка

 Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.

«Попади в воротики»

Описание. Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4—6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики — из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота. Катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).

«Кто дальше»

Описание. Кто дальше бросит мешочек. 5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно. Бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.

«Попади в круг»

Описание. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1—1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть. Бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

«Подбрось повыше»

Описание. Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска. Бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

«Пчелы»

Цель: развивать координацию, ориентацию в пространстве, согласовывая свои движения с движениями других играющих;

Описание. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

 Пчёлки яровые,                        Аль вас солнышком печёт? 
Крылья золотые,                      Летите за горы высокие, 

 Что вы сидите,                          За леса зелёные

 В поле не летите?                     На кругленький лужок, 
Аль вас дождичком сечёт,        На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...