Статья " Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма"
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье названы причины детского дорожно - транспортного травматизма и картотека игр и эстафет по закреплению правил дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма

Основная цель профилактики детского дорожно - транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, все окружающие ребенка люди, дошкольные учреждения, в дальнейшем школа.

Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улице, дороге, в транспорте.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

I. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода

Большая часть  несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного возраста не осознают опасности. Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние.

 

2.Неподчинение сигналам регулирования.

В силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники  медленно реагируют на смену сигналов светофора.  Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости.

3.Нахождение на дороге дошкольников без сопровождения взрослых. 

Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники  не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится

4.Игра вблизи и на проезжей части. 

В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема

Главная задача педагогов дошкольного учреждения  доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.

Игры, эстафеты по правилам дорожного движения

Средняя группа.

 «Островок безопасности»

Ход игры. Дети совершают различные движения под музыку. Когда музыка останавливается, они должны быстро занять «островок безопасности» начерченный (или выложенный из шнуров) в центре зала (площадки).3-4 раза

Воспитатель показывает красный свет, игра закончилась.

«Воробушки и кот»

Дети изображают воробушков. Один – «кот», он сидит на стуле. «Кот» поочередно называет цвета светофора. На зеленый сигнал – «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны). На желтый сигнал – прыгают на месте, на красный сигнал – замирают на месте. Невнимательные, не подчинившиеся сигналам светофора воробушки, становятся добычей кота – выбывают из игры.

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит» Раз, два, три – в светофор беги!», и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа образует свой круг, в центре которого находится игрок с цветными (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми встать в круг. Выигрывают те, кто первыми встали в ровный круг, взявшись за руки.

«Цветные автомобили» 

Дети (автомобили) размещаются на одном краю площадки. Каждому дается флажок какого-либо цвета. Ведущий стоит в центре площадки лицом к детям, держит в руке цветные флажки. Поднимает флажок, и те «автомобили», у кого флажок такого же цвета, начинают двигаться. Если ведущий опускает флажок, то дети-автомобили отправляются в гараж. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может одновременно поднять все флажки, и тогда все автомобили двигаются; тем самым игра усложняется. В начале игры можно цвет озвучить: «Выезжают зеленые автомобили», «Красные возвращаются в гараж» и т. д.

 «Найди себе пару с флажком»

У детей в руках по одному флажку разных цветов ( красный, желтый, зеленый). Дети под музыку бегают по залу врассыпную. Как только музыка стихает, нужно найти себе пару с таким же по цвету флажком. Игра проводится 2-3 раза.

Музыкальная игра «Автомобили и светофор».

Звучит веселая музыка, дети - «машины» едут по дороге, одновременно внимательно следят за указаниями светофора. Красная карточка — и «машины» останавливаются; желтая карточка — они кружатся на месте топающим шагом; зеленая карточка — едут дальше. Те «машины», которые ошиблись, выходят из игры. Победитель, самый внимательный водитель, под общие аплодисменты совершает круг почета.

«Красный, желтый, зеленый»

Дети сидят на гимнастической скамейке. Если водящий поднимает зеленый флажок, дети топают ногами; если желтый – хлопают в ладоши; если красный – сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

 «Разные автомобили»

Ведущий-регулировщик дорожного движения дает команду: «Грузовые автомобили!» - и грузовые автомобили  быстро едут к оговоренному месту. А легковые автомобили, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает число осаленных.  Наступает черед легковых  автомобилей ехать. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых  автомобилей , в конце концов вышло одинаковым.

Старший возраст.

«Бегущий светофор».

Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся,  выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход».

Вариант 1. на расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся по 5 м шнура. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делаются два круга – внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 м. нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину».

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую корзину, зеленый – в зеленую корзину. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т.д.

«Дорожное – не дорожное слово»

Участники игры,  выстраиваются в шеренгу.  Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»

Каждая команда решает, какое транспортное средство она будет изображать (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив командам конкретный вид транспорта.

«Красный, желтый, зеленый»

 Играющие рассчитываются на «первый», «второй», «третий». Первые номера – красные, вторые – желтые, третьи – зеленые. Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий (ребенок) стоит в середине площадки. Инструктор  показывает сигнал светофора (красный, желтый, зеленый кружок). Те, к кому относится сигнал, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившее место. Кто не сумеет это сделать, становится красным, а отставший без места - водящим. По команде «Желтый» или «Зеленый» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно подать команду «Желтый, красный, зеленый!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

 «К своим знакам»
 Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя несколько кругов.  В середину каждого круга входит водящий с дорожным знаком в руках, объясняя его значение. По сигналу  дети  бегают, прыгают  по залу. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
Усложнения:
 каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

«Передай жезл» 

Игроки  строятся  в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую руку и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.

«Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь. Раз! Два! Три! Стоп!» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться,  возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть, как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «Стоп!», только после него водящий может обернуться.

 «Бегущий светофор»

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться 15—20 секунд. Кто ошибся — выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

 «К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу  инструктора  все, кроме игроков с флажками, разбегаются по  залу. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде инструктора «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

«Включи светофор»

Играют две команды. Выбираются капитаны команд, они должны стоять рядом. Капитаны получают по три мяча красного, желтого и зеленого цвета и по сигналу перебрасывают один мяч ближнему игроку своей команды. Те в свою очередь перебрасывают мяч дальше игрокам своей команды. Когда мяч дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый свет, капитан передает второй мяч. Выигрывает та команда, которая зажжет все цвета.

Эстафеты.

 «Извилистая дорога»

За линией старта строится команда, у первого участника в руках руль. Впереди на расстоянии 2м, 3,5м стоят фишки. Ограничитель находится на расстоянии 5м. По сигналу первый участник, держа руль в руках, передвигается между ориентирами, обегает ограничитель, по прямой возвращается в свою команду и передает руль следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт-финиш

 « Поставь автомобиль  на стоянку»

За линией старта строится команда. У каждого участника в руках машина. На расстоянии 5м «стоянка», обруч. По сигналу первый участник «едет» и ставит свою машину на стоянку. Бегом возвращается к команде и отправляет следующего участника. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт-финиш.

«Собери светофор»

На середине дистанции в обруче лежат: 3 части светофора, 3 круга (сигналы) красного, зеленого и желтого цвета. На линии финиша обруч, в котором участники будут выкладывать  светофор. По команде первый участник бежит до обруча, выбирает одну часть светофора, бежит к  обручу, на линии финиша, где «строит» светофор. Первые три участника выкладывают светофор, следующие три выкладывают сигналы светофора. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт - финиш.

 «Регулировщик»

Каждый должен пробежать, жезл в обруче поднять,

В обруч снова положить, другу место уступить!

Эстафету передайте, позади ребят вставайте!

«Автодром»

 Первый участник по команде, держа руль в руках, бежит между ориентирами, обегает ограничитель, так же возвращается и передает руль следующему участнику.

 

«Собери дорожный знак».

 На середине дистанции лежат три малых обруча, на линии финиша стол, на котором собирают знак. В эстафете участвуют 6 человек.  У пяти участников в руках часть знака. По сигналу первый участник бежит до обручей прыгает из обруча в обруч, добегает  до стола, оставляет часть знака, обратно гладкий бег, передает эстафету следующему участнику. Последний участник бежит к столу и собирает из частей знак и поднимает руку.    

 

«Разгрузи автомобиль» 

 На линии  ограничения  стоит два грузовик с кубиками по количеству детей в команде. На линии старт – финиш стоит  контейнер ( на команду)

По дистанции поставлены три ориентира. По команде первый участник бежит между ориентирами, добегает до грузовика, берет один кирпич, возвращается к команде, кладет кирпич в контейнер, передает эстафету следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт – финиш.

«Дорожные знаки»

На линии ограничения  стоит стол со знаками, запрещающими и разрешающими вперемешку  (на каждую команду по количеству участников в команде).

По дистанции  выложены три обруча. Одна команда собирает запрещающие знаки, вторая – разрешающие.

По команде первый участник  бежит до обручей, прыгает из обруча в обруч, добегает до стола, выбирает нужный дорожный знак, возвращается к команде, передает эстафету следующему. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт – финиш.

«Ловкий водитель»

По команде первый участник провозит между ориентирами  игрушечную машину на веревочке  до ограничителя, возвращается назад, передает  машинку следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт – финиш.

«Быстрый водитель»  Конкурс капитанов

Автомобиль  на  веревке длиной  2 метра, закрепленной на  « палочке – моталочке»

По команде капитаны начинают наматывать  веревку, к которой привязан автомобиль.

 

« Собери аптечку»

Посередине дистанции  стоит контейнер, в котором лежат: 2 бинта, 2 лейкопластыря, два футляра от термометра, карандаши,  мячик. На линии ограничения на столе – аптечка.(на каждую команду).

По команде первый участник бежит, выбирает из контейнера нужный предмет, добегает до стола, кладет предмет в аптечку,  возвращается к команде и передает эстафету следующему участнику. Эстафета заканчивается, когда последний участник пересечет линию старт – финиш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ "

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на НОД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ...

Статья. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольников.

Педагогическая ценность данного материала заключается в повышение культуры участников дорожного движения, твердых практических навыков поведения на дорогах, сохранении жизни и здоровья детей....

Статья "Профилактика детского дорожно -транспортного травматизма"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста....

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Статья "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"

Статья о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Статья «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду»

Статья«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду»...