Методический сборник подвижных игр для детей старшей группы по классификации П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского и В.В. Гориневской.
картотека по физкультуре (старшая группа)

Методический сборник подвижных игр для детей старшей группы по классификации П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского и В.В. Гориневской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_pod.igr_.docx90.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 13

города Славянска – на- Кубани МО Славянский район.

Методический сборник подвижных игр для детей старшей группы по классификации П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского и В.В. Гориневской.

Подготовила: Лукьяненко Наталья Анатольевна,

воспитатель МАДОУ д/с о/в № 13.

2020г.

Методический сборник подвижных игр для детей старшей группы по классификации П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского и В.В. Гориневской.

Сюжетные подвижные игры.

«Мороз – красный нос»

Цель: учить детей бегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Оборудование: шапочка-маска Мороза.

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

«Коршун и наседка»

Цель: упражнять детей в беге с ловлей, развивать ловкость, умение координировать свои движения с движениями товарищей.

Оборудование: шапочки-маски коршуна и наседки.

Содержание игры: В игре участвует 8-10 детей. Одного из играющих выбирают коршуном, другого – наседкой. Остальные дети – цыплята. Они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего последним в колонне. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята быстро двигаются за наседкой.Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. нельзя разрывать сцепление в колонне; нельзя держать коршуна руками; пойманный идёт в гнездо коршуна.

«Бездомный заяц»

Цель: учить детей быстро бегать, стараясь осалить убегающего. Развивать внимание, быстроту, реакцию.

Оборудование: мел, шапочка-маска охотника,

Содержание игры:1 вариант. Из числа играющих выбираются охотник и заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда, заяц стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

2 вариант. Круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становиться по зайцу. Игра проводится по тем же правилам что и в первом варианте.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

«У медведя во бору…»

Цель: учить детей бегать на противоположную сторону площадки, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения соответствующие словам. Развивать воображение, быстроту движений. Воспитывать выдержку.

Оборудование: мел или верёвка.

Содержание игры:1 вариант. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии двух-трёх шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки обозначается линией дом детей. Выбирается медведь, остальные игроки – Дети.

Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, проговаривая слова:

«У медведя во бору

Грибы ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит».

Когда игроки произнесут слово «рычит» медведь с рычанием встаёт, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе.  Игра повторяется.

2 вариант. Выбирается два медведя.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. Медведь может только касаться детей, а не тянуть их.

«Зайцы»

Цель: учить детей перепрыгивать через полоски шириной 20-30см. на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Убегать быстро в норки по сигналу. Развивать ловкость, быстроту и точность движений.

Оборудование: мел или длинные гимнастические палки, шапочка-маска собаки.

Содержание игры: Дети зайцы располагаются в норках- кружочках, на противоположной стороне –будка собаки, перед ней огород с грядками (черточки или палочки на расстоянии 20-30см одна от другой). Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал: «Собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев. Игра повторяется, когда собака поймает 2-3 зайца.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. Перепрыгивать через грядки на двух ногах, пойманные зайцы идут в будку к собаке, в норках зайцев ловить нельзя.

Усложнение: грядки могут быть высокими.

«Лягушки»

Цель: учить детей прыгать, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги, правильно выполнять команду. Развивать внимание, умение действовать по сигналу.

Оборудование: мел, картонные листики и кочки.

Содержание игры:

На земле чертят небольшой квадрат – дом. Вокруг него четыре картонных – листика, четыре кочки вперемежку – пруд. Играют 4-6 ребят. Один лягушка, остальные лягушата. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата слева. Каждый лягушонок становится в дом и внимательно слушая команды, прыгает отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подаёт команду: кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!

Правила игры: Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он делает. Если лягушонок прыгал правильно, не перепутал ни одной команды, он встаёт рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.

«Птички и кошка»

Цель: учить детей спрыгивать со скамеек на носки на полусогнутые ноги, бегать по площадке врассыпную, по сигналу взбираться на скамейки, не держась друг за друга. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений.

Оборудование: скамейки, кубики, пуфики, шапочка-маска кошки.

Содержание игры:1 вариант. 3-4 ребёнка изображают птиц, остальные – птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – залезают на возвышение, вылетают, (спрыгивают на обе ноги), только по зову, птицы и бегают в пределах площадки. По сигналу воспитателя птенчики летят на возвышения, а кошка старается поймать птичек.

2 вариант. Чертится большой круг или выкладывается из шнура. Дети – птички, встают по кругу с внешней стороны. Одного ребёнка назначают кошкой, он становится в центре круга. Кошка засыпает, а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка ведёт в центр круга.

Правила игры: Кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

«Вороны»

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Прыгать легко на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, влезать на скамейки самостоятельно. Развивать внимание.

Оборудование: скамейки, кубики, пуфики…

Содержание игры:

Все дети вороны. Воспитатель говорит:

«Вот под ёлкой запушенной

Скачут по снегу вороны.

Кар-кар! Кар-кар!

Дети прыгают на двух ногах вокруг ёлки, пенька.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались

Кар-кар! Кар-кар!

Бегают в разных направлениях, помахивая руками

Только ночка наступает,

Кар-кар! Кар-кар!».

Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки.

Все вороны засыпают. 

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

«Лиса в курятнике»

Цель: учить детей спрыгивать с возвышения на обе ноги, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Бегать врассыпную не наталкиваясь. Развивать воображение, ловкость. умение подражать повадкам курочек, действовать по сигналу.

Оборудование: скамейки, шапочка лисы.

Содержание игры:

На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Всё остальное место двор.

Один из игроков назначается лисой, остальные куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходя и бегают по двору, клюют зёрна, хлопают крыльями. По сигналу «лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит в свою нору. Игра повторяется.

2 вариант: Можно выбрать две лисы, приготовить разной высоты насесты.

Правила игры:  Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. Лиса может только касаться детей, а не тянуть их.

«Зайцы и волк»

Цель: закрепить умение детей прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд. Приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту движения, внимание.

Оборудование: Мел. Шапочки-маски.

Содержание игры:

На одной стороне площадке дети-зайцы устаивают себе домики (кружочки). Выбирается волк – он находится на другом конце площадки (в овраге). воспитатель говорит:

«Зайки скачут, скок, скок, скок,

на зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идёт ли волк».

Зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идёт ли волк. Когда воспитатель произнесет последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их запятнать. Зайцы убегают каждый в свой дом. Пойманных зайцев волк уводит в овраг. Игра повторяется.

2 вариант. У зайцев может быть общий дом.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

«Пастух и стадо»

Цель: учить детей ползать на четвереньках, прогибая спину. Действовать по сигналу. Развивать внимание.

Оборудование: пастушья шапка, хлыст и рожок.

Содержание игры:

Дети изображают стадо- коров, телят. Выбирают пастуха. Ему вручают пастушью шапку, хлыст и рожок. Стадо собирается на скотном дворе. Пастух стоит в отдалении. Воспитатель говорит:

«Ранним - рано поутру,

пастушок Ту-ру-ру-ру-у!

а коровки в лад ему

затянули: Му-Му-Му-Му!»

на слова Ту-ру-ру-ру-у, пастушок играет в рожок, после слов Му-му-му, коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки и стадо идёт на зов пастуха. Он гонит их в поле –на другую сторону площадки. Там стадо пасётся некоторое время, затем пастух гонит их обратно в хлев. Выбирают нового пастуха, игра повторяется.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

«Перелёт птиц»

Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, не пропуская рейки. Бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, смелость, внимание, умение действовать по сигналу.

Оборудование: гимнастическая стенка.

Содержание игры: 1 вариант: Стая птиц собирается на одном краю площадки- дети стоят врассыпную, напротив гимнастической стенки. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на стенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.

2. вариант: Вместо лестницы можно использовать скамейки, кубы.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, вылетать из гнезда, только по сигналу воспитателя, птицы могут летать, используя разные виды бега.

«Котята и щенята»

Цель: учить детей влезать на гимнастическую стенку, не пропуская реек и спускаться с неё. Развивать мышцы плечевого пояса, быстроту движений, умение действовать по сигналу.

Оборудование: гимнастическая стенка, стулья.

Содержание игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают –котят, другой – щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на другой стороне комнаты – в будках за скамейками, за лесенкой поставленной на ребро. Воспитатель предлагает котятам побегать легко, мягко. На сигнал «щенята » - вторая группа детей перелазит через скамейки и на четвереньках бегут за котятами и лают - «ав-ав-ав». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку, после 2-3 повторений дети меняются ролями.

2 вариант.

Часть играющих изображают котят, часть –их хозяев. Котята сидят на 2 перекладине гимнастической стенки. Ребята зовут котят – кис-кис-кис, котята слезают с забора и бегут к ребятам пить молоко. Дети в это время приговаривают:

«Мохнатенький усатенький

как есть начнёт,

сразу песенки поёт»

На последнее слово котята убегают и снова влезают на забор. Ребята их ловят.

Правила игры: Тот, кто поймает котёнка до того, как он влезет на забор, меняется с ним ролью.

«Обезьянки»

Цель: учить детей взбираться на гимнастическую стенку, не пропуская реек, переходя с пролёта на пролет. Укреплять мышцы плечевого пояса, своды стоп. Развивать смелость, внимание.

Оборудование: гимнастическая стенка.

Содержание игры: Воспитатель говорит детям, что они должны взбираться на дерево – гимнастическую стенку, как обезьянки, которые срывают фрукты с деревьев. Они по двое подходят к стенке, встают к ней и взбираются до 3-4 рейки. Остальные смотрят, как обезьянки взбираются на деревья. Затем дети меняются.

2 вариант. Дети перебираются с пролёта на пролёт – с дерева на дерево.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: учить детей спрыгивать с возвышения на носки полусогнутые ноги, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу. Укреплять мышцы ног.

Оборудование: руль.

Содержание игры: На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках дети-воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля. По сигналу воспитателя дети воробушки спрыгивают со скамеек и летают по площадке, в разных направлениях, когда раздаётся гудок автомобиля, воробушки улетают на свои места. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя, возвращаться в гнёзда при появлении автомобиля.

Бессюжетные подвижные игры с использованием предметов.

«Салки со скакалкой»

Цель: совершенствовать навыки бега с ловлей и увёртыванием; учить согласовывать свои движения с движениями товарищей; развивать ориентировку на площадке.                                                           Оборудование: короткая скакалка.                                                

Содержание игры:  двое детей берут за разные ручки обычную короткую скакалку, бегут по площадке, стараясь свободной рукой осалить кого-нибудь из детей, убегающих от них. Первый пойманный встаёт между водящими, берётся одной рукой за середину скакалки и включается в ловлю. Чтобы тройка водящих освободилась от своих обязанностей, надо каждому из них поймать по одному игроку.                                        

Правила игры: скакалку не отпускать, согласовывать действия в тройках.

«Не, наступи»

Цель:    Обучить навыку прыжка на месте

Оборудование: гимнастические палочки длиной 40см

Содержание игры:  Несколько играющих (каждый себе) кладут на землю палочки (длиной 40 см) и встают от них справа. Под счет воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки. Тот, кто ошибся (прыгал неточно под счет, наступил на палочку), выходит из игры.

Правила игры: прыгать ритмично, чередуя прыжки в правую и левую сторону.

Усложнениепрыгать попеременно скрещивая ноги, на одной ноге.

«Цветные автомобили»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Закрепить знания основных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Развивать умение действовать по сигналу, выдержку.

Оборудование: круги красного, синего, желтого, зелёного цвета по количеству игроков, флажки красного, синего, желтого, зелёного цвета.

Содержание игры: 1 вариант. По краям площадки располагаются дети цветными кружками в руках - «рули». Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета, дети имеющие «руль» такого же цвета бегают по площадке в любом направлении. Когда флажок опускается, все дети возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети.

Можно поднять одновременно два или три флажка.

2 вариант. По залу расставляются флажки или фишки разного цвета – это гаражи, дети находят свой гараж по цвету. По сигналу воспитателя – солнце встало, автомобили накачивают шины, заправляются бензином и выезжают на работу, дети начинают передвигаться по всему залу, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель меняет местами гаражи. По сигналу воспитателя – солнце садится за горизонт, дети должны найти свой гараж. 

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Кто скорее добежит до флажка»

Цель: учить детей бегать с одной стороны площадки на другую, преодолевая препятствия. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу.

Оборудование: разноцветные флажки по количеству игроков, верёвка, обручи или скамейки.

Содержание игры: 1 вариант. 4-5 детей встают на одной стороне площадки. На противоположной стороне (расстояние 12-15м) на скамейках стульях лежат флажки. По сигналу – «Раз, два, три – беги!» дети бегут к флажкам и поднимают их.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Отмечается тот, кто сделал это первым. Затем ребята идут на место, выходят следующие 4-5 детей.

2 вариант. Бежать, преодолевая препятствие – подлезть под верёвку, пролезть в обруч, пройти по скамейке.

«Достань до мяча»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте в верх стараясь достать мяч двумя руками, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на носки полусогнутые колени.  Развивать ловкость, глазомер, координацию движений.

Оборудование: мяч в сетке.

Содержание игры: на верёвку или ветку подвешивается мяч в сетке. Дети поочередно, подпрыгивают, вверх стараясь задеть мяч двумя руками. Сначала выполняют дети небольшого роста, затем мяч поднимаю выше и подпрыгивают высокие дети.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

Усложнение: выполнять прыжок вверх с разбега 3-4 шагов.

«Кто соберёт больше лент»

Цель: учить детей прыгать вверх на месте, стараясь достать ленточку, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.

Оборудование: веревка с лентами.

Содержание игры: На верёвку натянутую выше поднятых рук ребёнка на 15-20см. вешают небольшие ленточки. Дети встают под верёвкой и подпрыгивая на месте стараются снять как можно больше лент.

Правила игры: Снимать во время прыжка только одну ленточку.

Усложнение: подпрыгивать с разбега с 3-4 шагов.

«Позвони в колокольчик»

Цель: учить детей прыгать вверх с места, или слегка разбежавшись с силой отталкиваясь, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Развивать ловкость, выносливость. Укреплять своды стопы.

Оборудование: колокольчики.

Содержание игры: Воспитатель берёт маленький колокольчик на небольшом шнурке и держит его в руке или подвешивает на натянутый шнур, так чтобы он находился несколько выше вытянутых вверх рук ребенка. Дети, подпрыгивая вверх, стараются дотронуться до колокольчика.

2 вариант: Дети подпрыгивают вверх, с небольшого разбега делая 3-4 шага. Колокольчиков можно повесить несколько на разной высоте.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Лови, бросай»

Цель:  учить детей ловить мяч, брошенный воспитателем двумя руками не прижимая к груди. Бросать обратно двумя руками снизу, от груди точно в руки. Развивать силу, координацию движений, точность броска.

Оборудование: мячи.

Содержание игры: Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он бросает детям мяч и ловит от них говоря «Лови, бросай, упасть не давай!» текст произносится не спеша чтобы успеть поймать и бросить мяч.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Мяч не прижимать к груди, ловить двумя руками.

2 вариант. Расстояние увеличить с 1метра до 2 метров.

«Докати обруч до флажка»

Цель:  учить детей катать обручи до зрительного ориентира рукой, не давая ему упасть.  Развивать ловкость, моторику рук, координацию движений. Оборудование: обручи, флажки на подставке.

Содержание игры:  Дети с обручами стоят у линии, по сигналу воспитателя катят обручи, подгоняя рукой к флажку на подставке. Кто докати свой обруч до флажка ни разу не уронив получает значок из картона. Когда все соберутся у флажка, обручи катят к другому месту, куда переставят флажок. В конце игры подсчитываются значки.

2 вариант. Катать обруч друг другу в парах.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Кольцебросы»

Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.      

Оборудование: набор спортивных колец.

Содержание игры:  дети договариваются, по сколько колец будет  бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки. 

2 вариант:

Дети встают у второй линии и бросают кольца от туда, Кольцебросы могут быть настольными, маленьких размеров.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Брось - догони»

Цель: учить детей бросать мяч двумя руками через верёвку, расположенную на высоте 20см от пола, из исходного положения, лёжа на животе, догонять мяч. Развивать силу броска, быстроту движений.

Оборудование: веревка, мячи.

Содержание игры:  Натянуть верёвку на высоте 20-30см от пола. Перед ней на расстоянии 2-3м обозначить линию. Игроки ложатся на живот, берут обеими руками мячи. По сигналу бросают мячи через верёвку, догоняют их и поднимают вверх. Выигрывает поднявший мяч вверх первым.

2 вариант.

Догнав мяч, вернуться, обратно перепрыгнув верёвку и прибежать на исходную линию.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Подбрось повыше»

Цель: учить детей бросать мяч вверх двумя руками, ловить, не прижимая к груди. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, силу броска.

Оборудование: мячи.

Содержание игры:  Несколько детей берут по мячу и встают на любое место площадки. Бросают мяч над головой двумя руками, как можно выше и стараются поймать слёта или от скока от земли.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Игрок, который не поймал мяч выбывает из игры.

«Скользкая цель»

Цель: учить детей бросать мешочки в горизонтальную цель снизу с расстояния 2-2,5м, принимая правильное исходное положение. Развивать глазомер, силу, точность броска.

Оборудование: мешочки с песком.

Содержание игры:  На площадке ставят невысокий стол или используют широкий пень с ровной поверхностью. Игроки встают вокруг на расстоянии 2-2,5м. по очереди бросают мешочки с песком, так чтобы они не упали, а остались лежать на нём.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. За удачные броски выдаётся фант.

«Брось дальше»

Цель: учить детей бросать большие мячи двумя руками, маленькие одной рукой, стараясь бросить как можно дальше. Укреплять мышцы плечевого пояса.

Оборудование:  большие мячи.

Содержание игры:  Несколько детей встают у линии, им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их двумя руками из-за головы или от груди. Маленькие мячи бросают поочерёдно правой и левой рукой.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Там, где мяч упадёт воспитатель делает отметку и предлагает бросить ещё дальше, отмечается тот кто смог бросить дальше.

«Шарики и столбики»

Цель: учить детей катать шарики руками, выполняя задания, прокатить в воротики, через тоннель, как можно дальше. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Оборудование: шарики, брёвнышки и цилиндры.

Содержание игры:  На одной линии ставят несколько брёвнышек или цилиндров из крупного строительного материала с расстоянием 20-30см. Выходят по очереди 3-4 детей, становятся у обозначенного места примерно в 1,5-2м от предметов. Катят шарики, выполняя задания: прокатить через ворота, попасть в столбик, прокатить как можно дальше через тоннель.

2 вариант.

Можно устроить соревнование.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Кто дальше»

Цель: учить детей катать обручи, стараясь с силой оттолкнуть от линии, догонять обруч не давая ему упасть. Развивать силу толчка, ловкость.

Оборудование: обручи, мел или веревка.

Содержание игры:  Дети распределяются на три равные подгруппы. Каждая становится шеренгой в полуметре одна от другой. Первая подгруппа подходит к черте и получает по обручу. По сигналу одним толчком руки катят обручи вперёд. Подбежав к своему обручу, каждый помечает место до которого докатился обруч. Затем обручи передают другой подгруппе, пока не поиграют все желающие. Рассмотрев отметины, дети определяют, кто всех дальше прокатил обруч.

2 вариант.

Толкнуть обруч так чтобы он докатился до ориентира.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Подбрось - поймай»

Цель: учить детей подбрасывать мяч вверх, и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Развивать координацию движений, глазомер.

Оборудование: мячи.

Содержание игры: Воспитатель предлагает подбросить мяч вверх и поймать его. Мяч не прижимать к груди.

2 вариант.

Подбросить мяч вверх, подождать пока он ударится о землю, и только тогда его поймать, затем ударить мяч о землю и сразу поймать.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Колпачок и палочка»

Цель: учить детей двигаться по кругу по часовой и против часовой стрелке, узнавать детей по голосу, выполнять все сигналы, соблюдать тишину. Развивать умение действовать по сигналу, слуху. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Оборудование: колпачок и палочка.

Содержание игры: Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать»

Ребёнок в колпачке стучит палочкой, с окончанием слов все останавливаются, поворачиваются в середину. Ребёнок в колпачке протягивает палку, тот на кого она указывает, берётся за конец палки, называет имя стоящего в кругу. Ребёнок в центре должен угадать, кто его позвал, если угадал тот идет в середину.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

                 Игры забавы, аттракционы

«Весёлая эстафета»

Цель: побуждать к эмоциональной отзывчивости, воспитание отзывчивости. Формирование правильной осанки, развитие координации движений.

Оборудование: мешки, обручи,

Содержание игры:  дети делятся на две команды. По сигналу ведущего начинается эстафета. Ребята прыгают в мешках, пролезают в обруч, добегают до отмеченной черты, возвращаются обратно.

Правила игры: Побеждает команда, которая выполнит все задания быстрее.

«Донеси, не расплескай»

Цель: Формирование правильной осанки, развитие координации движений.

Оборудование: две ложки, две ёмкости с водой, две ёмкости с делениями и       стулья.  

Содержание игры:  на старте две ёмкости с водой, на финише – ёмкость с делениями. Дети делятся на две команды. Игроки каждой команды зачёрпывают ложками воду и бегут к финишу, стараясь не расплескать её. Выливают воду в ёмкость с делениями, бегут обратно и передают ложку следующему игроку команды.

Правила игры: Побеждает та команда, которая за определенное время наберет больше воды в ёмкость с делениями.

«Вокруг стульев»

Цель: развивать двигательную активность, быстроту и ловкость.

Оборудование: шнур, два стульчика.

Содержание игры: на землю кладут шнур. Над концами шнура ставят два стула, на которые садятся игроки. По сигналу соревнующиеся бегут вокруг стульев, обегают стул соперника (не касаясь его), снова садятся на свой стул и быстро выдергивают из-под него шнур, стараясь опередить соперника.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Вернись в круг»

Цель: создать хорошее настроение, развивать двигательную активность, быстроту и ловкость.

Оборудование: шнур (3–5 метров), мел.

Содержание игры:  на полу чертят два круга диаметром 50 см. Концы шнура находятся в кругах. Соревнующиеся тоже располагаются внутри кругов спиной друг к другу. Игра проводится так же, как в предыдущем варианте. Выдергивать шнур можно лишь тогда, когда игрок, пробежав около круга соперника, снова станет над шнуром спиной к нему. Перед сигналом к началу бега игрокам можно давать задание выполнить три или четыре несложных упражнения.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Кто быстрее»

Цель: побуждать к эмоциональной отзывчивости, развивать двигательную активность, быстроту и ловкость.

Оборудование: 3-4-метровая бечевка, к середине которой привязана ленточка. Концы бечевки привязаны к большим катушкам (эстафетным палочкам).

Содержание игры:  двое играющих берут катушки и расходятся друг от друга на расстояние длины бечевки. По общей команде игроки быстро вращают катушку, наматывая на нее бечевку и продвигаясь вперед.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Выигрывает тот, чья катушка раньше коснется финишной ленточки.

«Самый быстрый»

Цель: развивать двигательную активность, быстроту и ловкость.

Оборудование: гимнастическая стенка, ленточки разноцветные – 20 штук.

Содержание игры:  к рейкам гимнастической стенки, к стойкам или гимнастическим палкам, укрепленным горизонтально, привязывают по 10 узких лент одинаковой длины. Соревнуются два игрока. По сигналу они должны завязать банты на всех 10 лентах.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Выигрывает тот, кто раньше это сделает.

Усложнение: Можно также устроить соревнование, кто быстрее завязывает различного типа узлы.

«Пройди по извилистой тропинке»

Цель: развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Оборудование: 5 кеглей, повязка на глаза.

Содержание игры:  кегли расставляют по прямой линии на 80 см друг от друга. В двух шагах от крайней кегли (за линией) становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец площадки, поочередно огибая каждое препятствие.

Правила игры: Тот, кто повалит или пропустит хотя бы один предмет, считается не выполнившим задание.

«Кто сможет построить»

Цель: развивать двигательную активность, ловкость, внимание, координацию движений.

Оборудование: городки, повязка на глаза.

Содержание игры:  перед каждым игроком кладут 5 городков. Им завязывают глаза и предлагают вслепую построить из лежащих городков какую-либо фигуру, например: колодец или пушку.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Выигрывает тот, кто сумеет первым сделать это.

«Не намочи ноги»

Цель: развивать двигательную активность, быстроту и ловкость.

Оборудование: кирпичики из строительного материала (4 штуки).

Содержание игры:  игрок встает на два кирпича, а два других держит в руках. По сигналу игрок наклоняется вперед, кладет кирпичи перед собой и переступает на них ногами, берет два других кирпича, переступает на них и т. д.

Правила игры: наступая на кирпичи пройти как можно быстрее, расстояние в 10 м, не касаясь пола или земли.

2 вариант: Можно провести соревнование одновременно между двумя игроками. Аналогичным является соревнование с использованием двух табуреток. Игрок стоит на одной из них, а другую переставляет вперед, затем перебирается на нее и т. д.

«Бег с ракетками»

Цель: развивать быстроту, смелость,внимание.

Оборудование: ракетки, теннисные мячи.

Содержание игры:  игрок в обеих руках держит по деревянной или струнной ракетке, на каждой ракетке лежит по два теннисных мяча или по два спичечных коробка, поставленных друг на друга. Задача играющего – добежать до определенного предмета, например стула, обогнуть его и вернуться обратно, не уронив с ракеток поставленные предметы. Вначале можно проводить игру с одной ракеткой.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Если игрок уронил предмет необходимо вернуться поставить предмет и продолжать игру.

«С мячами в руках»

Цель: развивать ловкость, смекалку, сообразительность.

Оборудование: 8-10 мячей.

Содержание игры:  за одной линией лежит 8-10 набивных или каких-нибудь других мячей. Задача игрока – взять и перенести за другую линию (в десяти шагах) как можно больше мячей, удерживая их в руках, зажимая между ног, у подбородка и т. д.

Правила игры:  Никакими подсобными средствами пользоваться нельзя. Запрещается оказывать играющему любую помощь.

«Кто самый меткий»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, глазомер.

Оборудование: табурет, 4 мешочка с песком.

Содержание игры:  проводится линия, возле которой стоят игроки, в шести шагах от линии ставят табуретку. В руках у играющего четыре небольших мешочка, набитых песком или горохом (вес 120–150 г). Задача игроков – бросать мешочки так, чтобы они остались лежать на табуретке. Сделать это нелегко, так как мешочки соскальзывают с табуретки на землю.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Мишень – кегля»

Цель: Развивать координацию движений, глазомер.

Оборудование: кегли, стол или стул, толстый прут, или палка пластмассовое кольцо, веревка 60–70 см.

Содержание игры: кеглю ставят на табуретку или стол. На толстый прут (удочку длиной 1,5 м) или гимнастическую палку привязывают пластмассовое кольцо (длина веревочки 60–70 см).

Правила игры:  задача игрока, стоящего в одном шаге от кегли, – попытаться в течение минуты надеть кольцо на кеглю.

 

«Метание колец»

Цель: развивать глазомер, ловкость.

Оборудование: кольца, стул, колышки.

Содержание игры: кольца диаметром 20 см (из резины или полиэтилена) набрасывают на ножки перевернутого стула, вбитые в землю колышки или на руку игрока, стоящего в 5–7 шагах от бросающего.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя, выигрывает тот, кто сумел послать в цель большее число колец.

«Многоборцы»

Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Оборудование: различные предметы, спичечные коробки, ракетки, теннисные мячи, обруч, гимнастическая палка.

Содержание игры:  игроки должны во время личного или командного соревнования выполнить следующие задания:

1) не слезая со стула, собрать 10 различных предметов, положенных в радиусе 1 м от стула;

2) пронести, держа в руке, 3 спичечные коробки, поставленные ребром одна на другую;

3) пролезть с ракеткой в руках, на которой лежит теннисный мяч, в обруч;

4) действуя гимнастической палкой словно клюшкой (но не ударяя), провести деревянную булаву или городок в ворота (между ножек стульев) и вернуться обратно.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Бой петухов»

Цель: закреплять навык стойки на одной ноге, развивать силу и ловкость.

Оборудование: мел или большой обруч

Содержание игры:  на полу чертят круг диаметром 2 м. В центр круга выходят два игрока (петухи). Каждый из них становится на одну ногу, другую подгибает, а руки кладет за спину. В таком положении участники поединка по сигналу начинают выталкивать плечом и туловищем друг друга из круга, стараясь не оступиться. Побеждает тот петух, который сумеет вытеснить соперника за пределы круга или заставит его оступиться на обе ноги.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя, запрещается снимать со спины руки. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока оказались за пределами круга.

«Пингвины с мячом»

Цель: закрепить навык детей  прыжку на двух ногах.

Оборудование: мячи, ориентир.

Содержание игры:  Дети стоят в 2—3 звеньях. Напротив каждого звена (на расстоянии 4—5 м) ориентир — высокий кубик, палочка. Первые в звеньях получают мячи (резиновые, волейбольные, мягкие матерчатые). Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждой к своему звену и передают мяч следующему. Когда все прибегут, прыгают другие 4—5 детей.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. прыгать, не теряя мяча; потерявший должен снова зажать мяч ногами и начинать прыжки с того места, где был потерян мяч.

Усложнение: прыгать с мячом до ориентира и обратно; играть командой — выигрывает та, игроки которой быстрее сумели закончить дистанцию.

Подвижные игры с элементами спорта.

«Футболист»

Цель: отработать удары ногой по неподвижному мячу правой, левой ногой с одного, двух, трёх шагов, с разбега.

Оборудование: мячи

сделать точный удар по неподвижному мячу.

Содержание игры:  Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается ударить по нему ногой.

Правила игры:  действовать по сигналу, делать точный удар по неподвижному мячу.

«Ведение мяча парами»

Цель: Ведение мяча по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой.

Оборудование: мячи

Игрокам предлагается вести мяч по прямой с изменение направления и скоростью бега.

Содержание игры: Дети делятся по двое. У одного из них – мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом, без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.

Ведение мяча по извилистой линии.

Между предметами.

По коридору (шириной 2 метра и длиной 10 метров), постепенно уменьшая его ширину.

Правила игры:  Игрокам предлагается вести мяч по прямой с изменение направления и скоростью бега.

«Гонка мячей»

Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.

Оборудование: мячи

Содержание игры: Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого – по мячу. После сигнала все ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.

То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему сигналу – в медленном.

То же, добавляется третий сигнал – остановить мяч подошвой ноги.

Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.

«Забрось мяч в кольцо»

Цель: продолжать учить детей бросать мяч в вертикальную цель (кольцо). Развивать глазомер, точность броска.

Оборудование: мячи.

Содержание игры: Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

Правила игры: действовать по сигналу, выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

«Сбей кеглю»

Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.

Оборудование: мячи, кегли.

Содержание игры:  На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м. от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

2Варианты: бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.

Правила игры: действовать по сигналу, выигрывает тот, кто больше всех собьёт кеглей.

«Сбей булаву»

Цель: учить детей прокатывать мяч по направлению к булаве, стараясь сбить её. Развивать глазомер, точность броска.

Оборудование: мячи, булава.

Содержание игры: Игроки становятся за линию, в 2-3м от которой напротив каждого поставлены булавы. В руках у детей мячи. По сигналу игроки прокатывают мячи по направлению к булавам, стараясь сбить их. По следующему сигналу дети идут за мячами и поднимают упавшие булавы. Игра повторяется, каждый запоминает, сколько раз булава была им сбита.

2вариант.

Прокатывать мяч правой, левой рукой, двумя руками. Ногой.

Правила игры: действовать по сигналу, выигрывает тот, кто больше всех собьёт булав.

«Мяч через сетку»

Цель: учить детей бросать мяч через сетку друг другу, двумя руками снизу, или из-за головы. Развивать точность броска, координацию движений, глазомер.

Оборудование: мячи, натянутая сетка.

Содержание игры: Дети становятся на линию на расстоянии не менее 1,5 м от натянутой сетки, берут большие мячи, двумя руками из-за головы бросают через сетку, затем бегут за ними, догоняют и снова бросают через сетку.

2 вариант

Две группы игроков встают по обе стороны сетки натянутой на 15см выше поднятой руки ребенка. Дети перебрасывают мяч друг другу   из-за головы или от груди.

3 вариант ребенок перебрасывает мяч через сетку на другую сторону, поймавший перебрасывает его одному из соседей, а тот возвращает мяч за сетку, воспитатель подсчитывает на какой стороне мяч меньше, раз упал на землю.

Правила игры: действовать по сигналу.

«Проведи- не задень»

Цель: упражнять в перебрасывании шайбы друг другу, развивая ловкость и глазомер.

Оборудование: клюшки и шайбы.

Содержание игры: играющие строятся в три колоны, в руках у каждого ребенка клюшка и шайба. Даётся задание; провести шайбу между кеглями, поставленными в ряд (расстояние между ними 1м). По команде воспитателя игроки, стоящие в колоннах первыми, приступают к выполнению задания. Как только первые игроки пересекут условную линию, в игру вступают следующие и т.д.

Правила игры: действовать по сигналу. Надо провести шайбу с одной стороны площадки на другую, побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

«Кегли»

Цель: учить детей прокатывать мяч, стараясь сбить как можно больше кеглей. Развивать глазомер, точность броска.

Оборудование: мячи, кегли.

Содержание игры: Кегли ставят за линией в определённом порядке: в один ряд в плотную к друг к другу, высокая кегля в середине; в один ряд одна от другой на небольшом расстоянии -5-10см; в небольшой кружок, большая кегля в центре; в два ряда большая кегля между рядами; квадратом, большая в центре и т. Д. на расстоянии 2-3 метра от линии, на которой расположены кегли, чертят 2-3 линии, с которых игроки сбивают кегли. Дети соблюдая очерёдность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Затем начинает прокатывать мячи со второй линии. И т.д.

Правила игры: Выигрывает тот, кто больше всех собьёт кеглей с ближней линии.

«Школа мяча»

Цель: закрепить умения детей владеть мячом, выполняя ряд заданий. Развивать координацию движений, глазомер, умение играть в парах.

Оборудование: мячи.

Содержание игры: Игроки выполняют ряд заданий:

  • Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками,
  • Ударить мячом о землю и поймать двумя руками,
  • Ударить о землю, сделать хлопок и поймать двумя руками,
  • Ударить мячом о стену и поймать двумя руками,
  • Ударить о стену сделать хлопок и поймать двумя руками.

Правила игры: действовать по сигналу, игрок, который потерял мяч, выполняет задание заново.

                                                  «Кольцебросы»

Цель: учить детей набрасывать кольца правой, левой рукой на палочки.

Развивать ловкость, глазомер.

Оборудование: палочки и гимнастические кольца.

Содержание игры Дети с заданного расстояния набрасывают кольца на палочки, укреплённые на подставке. Задача состоит в том, чтобы как можно больше забросить колец.

2 вариант

Кольца использовать разного цвета, каждый ребёнок действует с кольцами одного цвета, и бросают их одновременно.

Правила игры: действовать по сигналу.

«Пас точно на клюшку»

Цель: упражнять в перебрасывании шайбы друг другу, развивая ловкость и глазомер.

Оборудование: клюшки и шайбы.

Содержание игры: дети разбиваются на пары, в руках у каждого ребенка клюшка и у одного ребёнка в паре шайба. Играющий с шайбой н сильным, но точным движением подаёт шайбу на клюшку партнёра, а тот поймав её, тем же движением возвращает обратно.

Правила игры: действовать по сигналу. Категорически запрещается подбрасывать шайбу, как мяч, её необходимо передавать скользящими движениями.

                    Подвижные бессюжетные игры.

«Бег шеренгами»

Цель: совершенствовать умение строиться в шеренгу, ходить в шеренге,

сохраняя равновесие; упражнять в беге с ловлей.

Оборудование: нет.                                                             Содержание игры: Команды выстраиваются шеренгами (на расстоянии 15-20 шагов). По сигналу дети одной из команд, взявшись за руки, идут вперёд. Когда до другой шеренги, участники которой сидят на земле, остаётся 2-3 шага, воспитатель даёт команду «Беги!». Дети первой шеренги расцепляют руки и бегут в свой дом, а ребята второй шеренги стараются их осалить. Подсчитываются осаленные и команды меняются ролями.              Правила игры: каждый раз дети обеих команд должны принимать определённое исходное положение, например, те, кто наступает, могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи, сцеплять их впереди; те, кто ожидает приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним.

«Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Оборудование: палочки, шишки, камешки…

Содержание игры:  На площадке палочками, шишками, камешками обозначается место, куда нельзя забегать – болото (муравейник, огород). Выбирают ловишку. По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить.

Осаленный ловишкой выходит из игры.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. Ловишка может только касаться детей, а не тянуть их.

«Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

Оборудование: мел.

Содержание игры:  Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой, в 15-20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигналу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади стараются осалить бегущих впереди.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя. После подсчёта осаленных дети меняются ролями. При повторе шеренги меняются местами.

«Пятнашки»

Цель: закреплять умение бегать врассыпную по всей площадке, не мешая друг другу, увёртываясь от пятнашки; развивать быстроту, ловкость; учить правильно «пятнать» детей.                                                      

Оборудование: флажки, ленточки.                                                  

Содержание игры: Дети находятся в разных местах площадки (границы её обозначены флажками). Выбранный пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится в середине площадки. По сигналу воспитателя «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3-4 играющих. При повторении игры выбирается новый пятнашка.

Правила игры: Нельзя убегать за границы площадки, действовать по сигналу воспитателя.

Если пятнашка в течение 30-40 сек не может поймать никого из играющих, следует выбрать другого водящего.

«Слушай сигнал»

Цель: учить детей ходить на носках, пятках, внешней стороне стопы. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, быстроту реакции. Укреплять стопы ног. 

Оборудование: бубен.

Содержание игры: Дети идут в колонне обычной ходьбой, чередуя её по сигналу с ходьбой на пятках, внешней стороне стопы и т.д.

2 вариант.

Изменять технику ходьбы по музыкальному сигналу.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

                            «Вернись на своё место»

Цель: учить детей ходить приставными шагами, влево, вправо, вперед, назад. Развивать умения выполнять задания в соответствии со счётом, закреплять умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать интерес к подвижным играм. 

Оборудование: камешки, листики, шишки.

Содержание игры: Дети стоят в две шеренги, между каждым играющим расстояние не менее 1м., место каждого обозначено камешком (шишкой, листиком). Под счёт воспитателя дети делают 3-4 приставных шага вправо, затем влево, стараясь прийти на своё место.

2 вариант.

Делать приставные шаги вперёд, назад.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

 

«Ворота»

Цель: учить детей ходить парами по залу, площадке, делать ворота, поднимая руки вверх, действовать согласованно. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать внимание.

Оборудование:  нет.

Содержание игры: Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота», останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и останавливается впереди. Ходьба продолжается.

2 вариант.

Дети идут парами, не держась за руки.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Великаны - карлики»

Цель: учить  детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать внимательно звуковой сигнал. Развивать быстроту реакции. 

Оборудование: нет.

Содержание игры: Дети идут в колонне то широкими  шагами на сигнал – «великаны», то мелкими на сигнал – «карлики».

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Стань первым»

Цель: учить детей ходить в колонне друг за другом, по сигналу идти названному ребёнку в начало колонны кратчайшим путём. Развивать умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Оборудование: нет.

Содержание игры: Дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя одного из детей, все останавливаются, а названный ребенок обгоняет колонну, становится первым, ходьба продолжается.

2 вариант

Идти в начало колонны кратчайшим путём.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Ловишки»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую сторону по сигналу, стараясь, чтобы Ловишка не осалил. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений.

Оборудование: мел.

Содержание игры: 1 вариант.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей примерно на середине между линиями, находится ловишка. Дети перебегают на другую сторону, Ловишка салит, дотрагиваясь до бегущих. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных, выбирают нового ловишку. Игра повторяется.

2 вариант.

Перебегая, дети могут бежать с захлёстом голени, боковым галопом, прямым галопом.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя, ловишка недолжен хватать и тащить игрока, достаточно коснуться до него.  

«Найди себе пару»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, по сигналу находить себе пару.  Закрепить разные виды бега. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: флажки, бубен.

Содержание игры: 1 вариант.

Каждый ребенок получает по одному флажку. По сигналу воспитателя – удар в бубен, дети разбегаются по площадке. По другому сигналу – два удара в бубен, дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Ребёнку оставшемуся без пары говорят: «Ты Сережа не зевай себе пару выбирай»

Затем по сигналу дети разбегаются по площадке и игра повторяется.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Во время бега дети должны держать свои флажки поднятыми вверх.

2 вариант.

Играющие ходят по площадке парами, когда начинает звучать музыка дети разбегаются  в любом направлении.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Когда музыка остановится, дети должны быстро найти себе пару.

«Один - двое»

Цель: учить бегать в колонне по одному и парами, действовать по сигналу. Укреплять мышцы ног. Развивать выносливость, ориентировку в пространстве.

Оборудование: бубен.

Содержание игры:1 вариант.

Дети бегут в колонне по одному. По сигналу «двое» перестраиваются парами и продолжают бег, по сигналу «один» снова бегут в колонне по одному, не останавливаясь.

2 вариант.

Перестроения выполнять по сигналу два удара в бубен –бег в парах, один удар – по одному.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Не забегай в круг»

Цель: учить детей бегать, увёртываясь. Закрепить умение бегать боковым галопом с захлёстом голени. Развивать ловкость, быстроту. Воспитывать выдержку, смелость.

Оборудование: мел.

Содержание игры: 1 вариант.

На полу выкладывают или чертят большой  круг. Дети располагаются за линией круга на одной стороне, воспитатель становится в круг. По сигналу дети перебегают на другую сторону, забегая в круг, но быстро стараясь выбежать из него. Воспитатель ловит тех, кто не успел выбежать из круга.

2 вариант. В центр круга становится ребёнок, можно предложить перебежать прямым галопом, с захлёстом голени.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

«Не попадись»

Цель: учить детей быстро и легко бегать на носках, не наталкиваясь и увёртываясь, соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, дыхательную систему.

Оборудование: нет.

Содержание игры: Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный по считалке становится на середине  площадки. По сигналу: «Раз, два, три лови!» - все дети разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается запятнать как можно больше ребят. Кого запятнали отходит в сторону. Когда будет запятнано 3-4 играющих, выбирается новый Ловишка.

2 вариант. Можно выбрать два ловишки. Нельзя ловить детей, которые успели присесть.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. ловишка не должен тянуть игрока, тостаточно коснуться его.

«Не боюсь»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте с разными положениями рук: руки вверх, в стороны, вперёд, за голову, к плечам. Укреплять мышцы ног, развивать координацию движений, умение менять движения.

Оборудование: нет.

Содержание игры:1 вариант.

Один ребёнок Ловишка, он стоит в середине круга, образованного детьми. играющие прыгают на двух ногах приговаривая: «Не боюсь!, не боюсь!». при этом они то разводят руки в стороны, то закладывают их за спину, Ловишка старается осалить кого  -нибудь в тот момент, когда у него разведены руки в стороны. Как только Ловишка отходит от  игрока, тот должен развести руки в стороны.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.

2 вариант. Прыгать ноги в стороны вместе, осалить можно того, кто находится в стойке ноги врозь.

«Скок - поскок»

Цель: учить детей прыгать ритмично в соответствии со словами текста. Выполнять разные виды прыжков: ноги врозь вместе, одна нога вперёд, другая назад. Развивать умение действовать согласованно в парах, чувство ритма, внимание.

Оборудование: нет.

Содержание игры:Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами на расстоянии 3-4 метра. Воспитатель произносит потешку:

Скок-скок-поскок,

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Одна шеренга прыгает на встречу к другой. Встав парами, дети прыгают ноги врозь вместе, или одна нога вперёд другая назад.

Молодиченька - невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Останавливаются. Приседают, поднимают руки в стороны.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.Те, кто прыгал, отходят назад начинают прыгать дети другой шеренги.

«Прыгни - повернись»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги на носки с поворотом на 90 градусов влево вправо. Развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: нет

Содержание игры: 1 вариант.

Дети свободно располагаются на площадке, прыгают на месте под счёт «один, два, три», на счёт четыре поворачиваются на право на 45 градусов, снова делают три прыжка на месте на четвертый поворачиваются направо. Вернувшись в исходное положение, дети выполняют прыжки в левую сторону. 

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя. Между повторениями делать перерыв – походить по площадке.

Игры с элементами соревнований.

«Кто самый ловкий»

Цель: развивать точность и быстроту движений.

Оборудование: шнур длиной 2 м.

Содержание игры:  на землю кладут шнур. По обе стороны от шнура лицом к его концам встает по одному игроку (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указанию воспитателя (руки вперед, в стороны, вверх, на пояс и др.). По сигналу игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног.

Правила игры: Выигрывает тот, кому это удается сделать первым.

«Перемена мест»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгой, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение строится в шеренгу ровно, действовать согласованно, по сигналу. Закреплять боковой  галоп, бег с прямыми ногами.

Оборудование: нет.

Содержание игры: Две команды по 8-10 человек выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки за линиями городов (дистанция 10-12м), и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу бегут навстречу друг к другу, стараясь как можно быстрее оказаться за чертой противоположного города, затем поворачиваются лицом к центру площадки и строятся в шеренгу.

Правила игры: Побеждает команда сделавшая это быстрее.


«Принеси мячик»

Цель: совершенствовать навыки бега на скорость с выполнением заданий; развивать быстроту.

Оборудование: теннисные мячи по количеству игроков.

Содержание игры:  Команды построены в колонны по одному или в шеренгу перед стартовой линией. На противоположной стороне площадки против каждой команды стоит коробка с теннисными мячами в количестве, соответствующем числу игроков в команде. По сигналу первый номер бежит к коробке, берёт один мяч и бегом возвращается назад, на своё место, хлопая по плечу следующего игрока;

второй номер повторяет то же и т.д.

Правила игры: Эстафета заканчивается в тот момент, когда принесёт свой мячик и станет в строй последний игрок.

 

«Лесная эстафета»

Цель: приучать детей быстро бегать, ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, скорость.                        Оборудование: стулья

Содержание игры:  Играющие делятся на 2-3 команды, становятся в колонны на одной стороне поляны. На другой стороне поляны выбираются 2-3 дерева, (стула) расположенные на одинаковом расстоянии от играющих. По свистку или другому сигналу воспитателя стоящие в командах первыми быстро бегут, пересекая полянку, оббегают своё дерево (стул) и возвращаются назад. Следующие игроки стоят наготове, протянув левые руки вперёд ладонью вверх. Когда первые прибегают, они прикосновением руки передают эстафету, и тогда бегут дети, стоящие вторыми.

Варианты эстафет:

· каждый игрок оббегает дерево (стул) 2-3 раза;

· каждый игрок оббегает деревья (стулья) 2 раза, описывая вокруг них    восьмёрку;

· выполнять задание парами, взявшись за руки.

Правила игры: Действовать по сигналу. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

«Чьё звено скорее соберётся»

Цель: совершенствовать умение ходить и бегать врассыпную, меняя ритм и темп движения; развивать ориентировку в пространстве, умение быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: бубен, разноцветные флажки.

Содержание игры:  Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки ставятся на подставках 3-4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета. Воспитатель ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от ритма и темпа, который даёт воспитатель. По сигналу «на места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну.

Усложнение. После 2-3 повторений игру можно усложнить. В тот момент, когда дети бегают, воспитатель меняет места флажков и говорит «на места!» Дети спешат построиться в колонну против своего флага. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила игры: Действовать по сигналу. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

«Передача мяча»

Цель:  Развивать глазомер, моторику рук, быстроту, точность, командный дух.

 Оборудование: два мяча.

Содержание игры:  Играющие стоят в двух колоннах, первыми берут по мячу капитаны. После сигнала дети передают мячи друг другу с правой стороны. Получивший мяч последним, обегает колонну и встает впереди. Игра повторяется. Выигрывает команда, закончившая передачу мяча первой, и выполнившая правила: начинать передавать мяч по сигналу; передавать его не сходя с места; уронивший мяч поднимает его и передает следующему.

2Вариант: Можно передавать мяч справа, слева, над головой, внизу между ног.
Правила игры: Действовать по сигналу. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

«Пронеси мяч, не задев кеглю»

Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд.

Оборудование: мел, волейбольные или набивные мячи.

Содержание игры: Участники делятся на две команды. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 14 - 16 м одна от другой, вдоль линии по центру устанавливаются две-три кегли. Направляющие команд зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед прыжками, огибая кегли таким образом, чтобы не задеть их и, достигнув противоположной линии старта, передают мячи направляющим встречных колонн. Так действуют все игроки. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Правила игры: Действовать по сигналу, если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.

«Дорожка препятствий»

Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.

Оборудование: обручи, дуги, брёвна(лавки).

Содержание игры: Дети стоят в две колонны и выполняют задания воспитателя по очереди. Когда будет выполнено задание до конца, игрок передаёт эстафету следующему, хлопнув его по ладони.

1) Пройти по бревну.
2) Пролезть под дугами.
3) Прыжки из обруча в обруч.

Правила игры: Действовать по сигналу. Следующему игроку необходимо дождаться, когда предыдущий игрок выполнит эстафету до конца.

«Кто скорее проползет через обруч к флажку?»

Цель: учить детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, подлезать под дугу удобным способом, бегать наперегонки. Развивать умение соревноваться, передавать эстафету.

Оборудование: дуги или обручи, флажки на подставке, верёвка.

Содержание игры: Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии  2м от исходной черты ставятся дуги или  обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.

2 Вариант: вводится усложнение: натягивается верёвка на высоте – 60см, дети не должны  касаясь руками пола подлезть под шнуром.

Правила игры: Действовать по сигналу. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.

«Кто быстрее?»

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

Оборудование: геометрические фигуры, мячи или мешочки с песком.

Содержание игры:  В эстафете участвуют 2 – 3 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

2 Вариант: прыжки на одной ноге; прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между коленями.

Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Предлагаемые игры доступны в любую погоду и любое время года. Старшие дошкольники с удовол...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( 5 - 6 ЛЕТ)...

Подвижные игры для детей старшей группы.

Кто быстрее опустит обруч?Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см.По сигна...

Подвижные игры для детей старшей группы

Сборник игр по физическому воспитанию старшей группы...

Методическая разработка. Картотека подвижных игр для детей старшей группы.

В современной педагогике ПОДВИЖНАЯ ИГРА это мощный инструмент формирования жизненных навыков, средство физического, умственного и творческого совершенствования. задачи и формы её проведения значительн...

Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы"

Методическая разработка на тему: "Картотека подвижных игр для детей старшей группы".Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физ...