Картотека подвижных игр народов "Южного Урала"
картотека по физкультуре (старшая группа)

Лещенкова Анна Николаевна

Картотека предназначена для воспитателей детских садов.

Народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний, представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки и ценных морально-волевых качеств.

Через игру происходит привитие уважения к национальной культуре и традициям народов Южного Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_-yuzhnogo_urala-.docx117.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Татарская народная игра

“Татарский плетень”.

         Цель:

  • учить совместным действиям;
  • развивать умение ориентироваться                                 в пространстве.

   Описание игры: одна подгруппа детей  

     стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага  

             друг от друга, берется за руки и

     поднимает их над головой, произносит слова: “Вейся, ты вейся, капуста моя!

            Вейся, ты вейся, виловая моя!

           Как мне капустке не виться,

          Как мне виловая не свиться!”.

     Дети второй подгруппы, взявшись                    

 за руки, бегут змейкой вокруг игроков                        первой подгруппы.

Методические  указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.

                        (Повторить по 2 раза)

Русская народная игра

“Золотые ворота”.

         Цель:

  •  умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения;
  • развивать умение ориентироваться               в пространстве;

         Описание игры: двое водящих из

                  числа детей берутся за руки,  

           делают воротики, остальные дети  

      вереницей, взявшись за руки, идут через  

      ворота со словами: “Золотые ворота,  

      Пропускают не всегда. Первый раз  

      прощается, Второй раз запрещается,

      А на третий раз не пропустим вас”.

      Водящие опускают руки, ловят того,              

      кто не успел пройти. Пойманный                

      встает третьим, ворота

                  расширяются в лабиринт.  

                          (повторить игру 5-6 раз).

Русская народная игра

“Бег по стволу”.

  Цель:

  • закрепить навык равновесия;
  • ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

Описание игры: Произносятся слова:

“Белая береза, Чёрная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой.

Поворачивай! Не стой!”

Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), все,                     ускоряя темп движения, затем

бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на

ходьбу и постепенно

            останавливаются.

                   (Повторить игру 2-3 раза)

Русская народная игра

“Мельница”.

        Цель:

  • развивать вестибулярный аппарат;
  • упражнять в равновесии;
  • развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.

           Описание игры: дети встают

                    вокруг обруча, взявшись правой  

             рукой за обруч. В середине обруча  

        ребенок, который вращается на

        месте. Дети произносят слова:

“За рекою на горе,

Где ветер дует и шумит,

Крылья мельницы на нем вертятся

Вверх – вниз, вверх - вниз”.

       И двигаются вокруг обруча                                  

                       в одном направлении,

                  убыстряя темп; по команде

                              темп замедляется

Башкирская игра

“Конное состязание”.

Цель:

  • развитие быстроты;
  • согласованность в движениях;
  • соревновательный момент.  

     Описание игры: игроки встают

       парами друг за другом на одной

             линии.

        Игрок “конь” вытягивает

  руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары

бегут до финиша, затем меняются

 (повторить 3-4 раза).

 Методические указания:

 пары бегут прямо,

 не пересекая дорогу другим,

                не тянуть сильно

                            “наездника”.

 Башкирская игра

“Ласточки и ястребы”.

        Цель:

  • развивать внимание;
  • упражнять в быстром беге;
  • развивать ориентировку в пространстве, внимание.

           Описание игры: игроки делятся                              

                    на 2 команды и становятся

            в два ряда спиной друг к другу.

        В одном ряду – “ястребы”, в другом

        – “ласточки”. Ведущий называет

        одну из команд. Та команда,

        которую назвали, догоняет другую.  

        Пойманные становятся пленниками  

        ловящих. Выигрывает та команда,                            

        в которой к концу игры

                    оказывается больше

                                игроков.

Русская игра

– забава малой подвижности

“В цапки”.

  Цель: игра малой подвижности на  

 внимание.

  Описание игры: дети разбиваются

     на несколько групп. Каждой                

            выбирается водящий, который    

     вытягивает руку, ладонью вниз,

 все игроки ставят под ладонь  

 указательный палец.

  Водящий произносит:

“Под моею крышею

Собрались малыши.

Заяц, белка, жаба - ап”.

               (Повторить 2-3 раза)

Татарская народная игра

 «Продаем горшки»

       Задача. Познакомить детей с  

       татарской народной игрой.

       Описание игры. Играющие разделяются

       на две группы. Дети - горшки, встав на

       колени, образуют круг. За каждым горшком

         стоит игрок – хозяин горшка, руки у него

            за спиной. Водящий стоит за кругом.    

                    Водящий подходит к одному

           из хозяев горшка и начинает разговор:  

        - Эй, дружок, продай горшок!

        - Покупай.

        - Сколько дать тебе рублей?

        - Три отдай.

        Водящий три раза касается рукой хозяина  

        горшка, и они начинают бег по кругу

        навстречу друг другу. Кто быстрее

       добежит до свободного места в кругу,

                тот занимает это место, а

                     отставший становится

                                                водящим.

Башкирская народная игра «Юрта»

   

Задача. Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

    Описание игры. В игре участвуют четыре    

   подгруппы детей, каждая из которых образует    

     круг по углам площадки. В центре каждого  

            круга стоит стул, на котором повешен

             платок с национальным узором.

      Взявшись за руки, все идут четырьмя

 кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок».

 На мелодию без слов ребята переменным

 шагом перемещаются в общий круг.                      По окончании музыки они быстро

бегут к своим стульям, берут

платок и натягивают его над

             головой в виде шатра (крыши),  

                          получается юрта.

Татарская народная игра

«Лисичка и курочки»

       Задача. Развивать ориентировку

       в пространстве, упражнять в беге,

       в умении увертываться.

       Описание игры. На одном конце    

        площадки находятся в курятнике

          куры и петухи. На противоположной  

                   стороне – стоит лисичка.

               Курочки и петухи ходят по

       площадке, делая вид, что клюют  

       различных насекомых, зерна.

       Когда к ним подкрадывается лисичка,    

       петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!»

       По этому сигналу все бегут в

       курятник, за ними бросается

       лисичка, которая старается

            запятнать любого из игроков,

                        то он снова водит.

Чувашская народная игра

«Рыбки»

  Задача. Упражнять детей

 в беге в определенном направлении.  

 Закреплять умение выбирать

  водящего считалкой.  

 Описание игры. На площадке чертят                    

     две линии на расстоянии 10-15 м

            друг от друга. По считалке

       выбирается водящий – акула.

 Остальные игроки делятся на две

команды и становятся лицом друг

 к другу за противоположными

линиями. По сигналу играющие                     одновременно перебегают с одной

черты на другую. В это время акула

салит перебегающих. Объявляется

       счет осаленных из каждой

                                         команды.

Русская народная игра

 «Заря – зарница»

        Задача. Упражнять в умении

        слаженно проговаривать слова.    

       Развивать выдержку, выносливость.

       Описание игры. Дети встают в круг,              

        руки держат за спиной, а один из

          играющих – заря – ходит сзади с  

                   лентой и говорит:

«Заря – зарница,  Красная девица,

По полю ходила,  Ключи обронила,

Ключи золотые,  Ленты голубые,

Кольца обвитые –  За водой пошла!»

       Со словами водящий осторожно

       кладет ленту на плече одному из  

       играющих, который, заметив это,  

       быстро берет ленту, и они оба

                 бегут в разные стороны      

                                                   по кругу.

Башкирская народная игра

 «Липкие пеньки»

  Задача. Познакомить с новой

 башкирской игрой. Упражнять

 в беге в рассыпную по всей

 площадке  с увертыванием

    воспитывать честность.

           Описание игры. Три – четыре

      игрока садятся на корточки как

 можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки.

 Остальные играющие бегают по

площадке, стараясь не подходить

 близко к пенькам. Пенечки должны  постараться коснуться

пробегающих мимо детей.

       Осаленные становятся

                              пеньками.

Татарская народная игра

«Займи место»

        Задача. Развивать ритмичность  

        движений, упражнять в быстром беге.

        Описание игры. Одного из участников  

         игры выбирают водящим, а остальные  

          играющие, образуя круг, ходят  

            взявшись за руки. Водящий идет за  

                    кругом в противоположную  

                  сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу – Беги!»

         Сказав «беги», водящий слегка            

         ударяет по спине одного из игроков,  

         круг останавливается, а тот, кого

         ударили, устремляется со своего

        места по кругу навстречу водящему.    

         Обежавший круг раньше занимает

                     свободное место, а отставший  

                                становится водящим.

Татарская народная игра

«Ловишки»

  Задача. Упражнять в беге                        

 взявшись за руки вдвоем, втроем,

 вчетвером и т.д. Развивать              

 ориентировку в пространстве.

 Описание игры. По сигналу все

    играющие разбегаются по

             площадке.

             Водящий старается  

       запятнать  любого из игроков.

 Каждый, кого он поймает,

 становится его помощником.

 Взявшись за руки, вдвоем, затем

 втроем, вчетвером и т.д. они

 ловят бегающих,  пока не поймают

 всех.

Татарская народная игра «Перехватчики»

         Задача. Упражнять в беге                  

         врассыпную  через площадку.

         Описание игры. На противоположных  

         концах площадки отмечаются линиями

         два дома. Играющие располагаются

           в одном из них в шеренгу. В середине

             лицом к детям находится водящий.

                     Дети хором произносят слова:

«Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ни за что нас не поймать!»

         После окончания этих слов все бегут  

       врассыпную через площадку в другой дом.  

         Водящий старается запятнать

         перебежчиков. Один из запятнанных  

        становится водящим, и игра

        продолжается. В конце игры

                          отмечаются лучшие

                          ребята, не попавшиеся ни разу.

Удмуртская народная игра «Догонялки»

 Задача. Познакомить с

 удмуртской народной игрой.

 Упражнять в беге с увертыванием.

 Учить находить общее с русской

   народной игрой «Ловишки»

     и различия с татарской игрой

                         «Ловишки»

     

  Описание игры. Играющие стоят

 в кругу. Один из них произносит

 считалку: «Пять бород, шесть бород,

Седьмой – дед с бородой».

 Тот, кто выходит, догоняет игроков,  

 которые разбегаются в разные

 стороны. Коснувшись рукой одного

 из игроков, ловишка говорит

                    слово «тябык».

             Пойманный  выходит из игры.

Удмуртская народная игра

«Охота на лося»

          Задача. Научить определенному

         способу набрасывания аркана.

         Воспитывать умение радоваться                      

         успехам товарищей.

         Описание игры. Играющие делятся на

           две команды. Все становятся за чертой,

              проведенной на расстоянии 1,5 м от

                    лосиных рогов (их количество

            соответствует числу участников                            

         в команде). В руках у каждого игрока              

         аркан. Все стараются заарканить лося  

        (набросить аркан на рога). Выигрывают

        те охотники, кто поймал больше лосей,

         т.е. большее число раз набросил аркан.

        Методические приемы: рассмотреть

        аркан и научиться определенному

        способу набрасывания аркана.

                Выработка правила детьми:

                        вести счет до определенного                  

                                   количества очков.

Удмуртская народная игра

«Игра с платочком»

   Задача. Познакомить с новой

удмуртской игрой. Закреплять бег

друг за другом. Воспитывать внимание, взаимопонимание.

   Описание игры. Играющие встают

    в круг парами, друг за другом.

           Выбирают двух ведущих, одному

     из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а

второй ведущий догоняет его.                           Игра проходит за кругом. Ведущий

с платочком может передать

платочек любому играющему,

стоящему в паре,  и встать на его

место. Таким образом, ведущий с  

платочком меняется. Ведущий,

           оставшийся без пары, догоняет

                 ведущего с платочком.

Чувашская народная игра

«Хищник в море»

       Задача. Упражнять детей

      в прыжках через веревку; развивать  

      смелость, ловкость и умение

      действовать по сигналу.

       Описание игры. В игре участвуют

          до 10 детей. Один из играющих

                 выбирается хищником,

         остальные рыбки. Для игры нужна

     веревка длиной 2-3 м. на одном конце

      ее делают петлю и надевают на  

      столбик или колышек. Игрок,  

     выполняющий роль хищника, берется

     за свободный конец веревки и бежит

       по кругу так, чтобы веревка была  

      натянута, а рука с веревкой была

      на уровне коленей. При приближении  

                 веревки детям-рыбкам нужно    

                          прыгать через нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Урала . часть 1

Игры народов Урала: башкирцев (юрта, медный пень, палка-кидалка), татарских народов (продаем горшки, хлопушки, серы волк),  коми-пермятские народы (сокол и лиса,пятнашки) и другие игры....

Картотека подвижных игр по программе «Наш дом - Южный Урал»

Цель народной педагогики –воспитание совершенного человека, гармоничного и всесторонне развитого.В силу особенностей исторического, экономического и политического развития, религиозных, культурных, яз...

Картотека "Подвижные игры народов Урала" для детей дошкольного возраста.

"Подвижные игры народов Урала для дошкольного возраста" составитель Крыжановская Л.А. (воспитатель МДОУ 9 г. Первоуральск.)Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разде...

Картотека подвижных игр народов Южного Урала

Картотека предназначена для воспитателей детского сада для привития уважения к национальной культуре и традициям...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Татарская народная игра «Земля ,вода , огонь , воздух»Цель: Развитие ловкости, координации движении, быстроты мышления, сообразительности.Правила: играющие собираются в круг, в серед...

Картотека подвижных игр народов Урала

Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л.А.. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с....

Картотека подвижных игр народов Южного Урала

Цель:  Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижных игр народов, проживающих на Южном Урале; закреплять чувство ритма и координацию движений, развивать интер...